Если на улице просят денег что делать

Сначала идея заключалась только в том, чтобы проверить, сколько можно заработать на улице, прося милостыню. После небольшого мозгового штурма мы пришли к выводу, что лучше разнообразить эксперимент и сравнить два образа: депрессивно-пассивного бомжа и позитивного нормально одетого человека – кому больше дадут денег. В качестве места «работы» мы выбрали тротуар между «Магазинами Радости» и «НК-Сити». Там, во-первых, всегда большой поток людей, во-вторых, есть удобное место для парковки автомобиля, в-третьих, это излюбленное место профессиональных попрошаек. Третье преимущество дополнительно решало косвенную задачу: мы хотели посмотреть на реакцию профессионалов при наглом появлении конкурента у них под боком. Чтобы поймать поток людей, мы выбрали два обеденных часа в пятницу. Два часа – это, конечно, мало для чистоты эксперимента, но какие-то представления о доходах попрошаек сделать можно.

На этот раз мы хотели избежать порции критики за то, что главное действующее лицо больше похоже на хипстера, как это было в предыдущем эксперименте. Собрать образ оказалось не так-то просто: многие люди старые вещи выкидывают, и достойного наряда собрать поначалу не удалось. В итоге нашли джинсы маляра, рваные варежки и куртку автомеханика. Вот что у нас получилось:

Всё выглядело натуралистично, даже запах был соответствующий. Чтобы войти в образ, мы провели фотосессию на помойке, где я нашла себе картонку под ноги и тару для денег.

На часах 12:30 – пора начинать. Мне вручили табличку с надписью «Подайте на билет домой». Я становлюсь на время жительницей Охотска, которая приехала на заработки в Хабаровск, но работодатель оказался недобросовестным и кинул меня. Добраться домой я могу только самолётом. Легенда была придумана на случай, если со мной заговорит прохожий. Мы не прорабатывали глубоко персонаж, так как сразу решили особо дотошным собеседникам давать визитку и говорить, что это эксперимент. Но таких не было.

Часть первая. Бездомный

Я сидела на коленках, смотря в землю, изредка впиваясь жалостливым взглядом в глаза прохожих. Фотограф и редактор наблюдали за мной из авто напротив. Первые деньги пришли в коробку через 10 минут – это было 18 рублей мелочью. Большинству людей было неинтересно, почему молодая девушка сидит зимой на улице и просит милостыню. Чаще всего они быстро проходили мимо или кидали монетки на бегу. За один час всего три человека спросили меня, куда мне нужно уехать. Самый длинный диалог завязался с двумя девушками где-то в середине эксперимента:

– А куда ты едешь?

– Как сюда попала?

– Приехала работать, начальник кинул. Мама заболела – домой нужно.

– Вот, держи. (Одна даёт 100 рублей, другая – 50)

– А сколько билет стоит?

– Вот, держи ещё. (Дают мне ещё сто рублей) Ты спрячь сразу в карман.

Мелочь кидали и зрелые люди, и школьники. Какой-то определённый образ «благодетеля» не складывался. Но я заметила особенность: когда много людей одновременно клали монетки, другие прохожие тоже подтягивались. Молча и бездвижно я просидела на коленках почти час.

Под конец этой части эксперимента началось что-то странное. Ко мне подошёл другой попрошайка и начал активно меня спроваживать: «Менты! В той стороне менты! Давай скорее отсюда!». Потом приехал УАЗ «Патриот» без номеров. Из внедорожника вышли три парня, которые начали ходить рядом, странно косясь на меня, но на контакт при этом не шли. Когда начались эти непонятные движения, я решила вернуться в машину. Перед началом эксперимента редактор попросил меня испачкаться посильнее, потому мокрый снег вместе с грязью намочил почти всю одежду. Мокрые ноги из-за холода не шевелились.

Посетители «Магазинов Радости» могли наблюдать странную картину: молодая девушка в куртке, которая в два раза больше неё, змейкой ползает по мокрой и грязной дороге, а это всё снимают на фотоаппарат. В общем, я уже тогда начала ненавидеть этот мир.

Интересно то, что, когда я села в машину переодеваться, на соседней точке конкурентов тоже прошла пересменка: предыдущего бомжа забрали, а на его место посадили инвалида-колясочника.

Выручка: 653 ₽ за час.

Часть вторая. Обычный человек

Во второй части эксперимента мне нужно было предстать перед людьми в нормальной одежде туристического типа. Теперь мне не нужно было избегать разговоров. Я всем улыбалась, но ничего не просила, и если кто-то предлагал помощь, с радостью её принимала.

Вместо обычной картонки в руках у меня появилась яркая табличка с надписью «Не хватает денег на билет», легенда при этом не изменилась.

Отношение прохожих ко мне резко изменилось: люди стали активнее помогать. Было ощущение, что они от этого получают кайф. Скорее всего, на этот раз деньги давали не из жалости, а из понимания, что каждый может попасть в такую ситуацию. В первую же минуту ко мне подошли парень с девушкой и, улыбаясь, удивлённо спросили:

– Да ладно! Ты серьёзно?!

– Ты не такая, как они? (Показывают на других попрошаек)

– Нет, конечно! – отвечаю я.

(Парень обращается к девушке) Да ты что, сама не видишь? Нормальный человек! Давай поможем!

И дали мне рублей 150.

В это время в «Патриоте» сидели уже не три человека, а пять. Мои помощники в машине заметно напряглись, глядя, как в авто без номеров мужчины кому-то звонили и не сводили с меня глаз.

Многие проходили, интересовались, куда надо ехать. Кто-то улыбался, кто-то удивлялся, кто-то просто смеялся, но ни у кого я не вызвала неприязнь или враждебность. Люди легко отдавали сторублёвые купюры. А если и давали мелочь, то не какие-то копейки, а добротную горсть из «пятёрок» и «десяточек».

Один раз прошла девушка, которая очень хотела помочь, но не имела с собой наличных. Еле сдерживая смех, она выскребла мелочь со всех карманов, в придачу ещё извинилась, что не дала больше. Другой человек, спросив, куда надо ехать, на ходу выпалил: «О, в Охотск? Я там был, держи!». Ещё один весёлый парень отсыпал мелочи и шутливо прибавил, что надо вставать рядом.

Кстати, когда я была в образе бездомного, мимо меня прошли пять моих знакомых, которым я смотрела в глаза, и они меня не заметили. В этот раз меня замечали все.

Тем временем один мужчина вышел из «Патриота» и подошёл ко мне. Он начал задавать стандартные вопросы о том, куда еду и почему нет денег. С ухмылкой дал мне рублей 50 и вернулся в машину. Вскоре «тёмные личности» уехали. Наверное, они поняли, что мы журналисты, и поэтому трогать нас не стали.

Долго простоять у меня не получилось, так как ногам стало ещё холоднее. Но полчаса вполне хватило, чтобы ощутить разницу между двумя образами. Хорошо, что вторая часть была именно в нормальной одежде, так как получилось собрать много положительных эмоций, немножко «закрасив» впечатления от грязи и молчания в первой части эксперимента.

Выручка: 650 ₽ за полчаса (приблизительно 1 300 ₽ в час)

Мы считаем, что эксперимент полностью удался, несмотря на то, что простояли на точке меньше запланированного времени. Но теперь у нас есть представление о том, сколько можно заработать денег, прося милостыню: даже в самом неприглядном виде можно получать не менее 600 рублей в час.

Удалось сделать даже больше: убедиться, что люди, просящие на улице милостыню, – это обыкновенные работники, только их должность не найти в официальном реестре профессий. Особенно было забавно видеть, как парень-попрошайка спокойно встал и ушёл в машину, которая стояла на парковке.

Что касается второй части эксперимента, то она показала, насколько важно позитивное отношение для лучшего отклика у людей. Я ни к кому не приставала, а удалось заработать в два раза больше. Люди сами охотно проявляли интерес. Только не стоит воспринимать мои слова как призыв к действию. Пожалуйста, ни в коем случае этого не делайте. Помните о людях в «Патриоте», замёрзших ногах и жалостливом взгляде.

P. S. Если это читают невольные участники эксперимента, знайте, что ваши деньги всё равно пойдут на доброе дело. Мы всё отдали на благотворительную акцию #подарипрофессию.

«Инвалиды войны». Делятся на два вида. Первые выдают себя за раненных и контуженных солдат, рассказывают, что получили увечья в боях за родину. В основном это «афганцы» и «чеченцы» (Сразу несколько врачей сообщили АиФ.ru, что культи, которые демонстрируют «бывшие солдаты», зачастую напоминают увечья людей, которые каждую зиму поступают в больницы с обморожением, перебрав с алкоголем и уснув на морозе). Другая категория, нарядившись в военную форму, исполняет военные песни, рассчитывая на поддержку со стороны патриотичных соотечественников. Здесь даже никакие доказательства не нужны — гитара, форма, купленная в магазине товаров для военных, и пламенный взгляд — секрет успеха.

Молодые матери. Беременные и женщины с младенцами — распространённый тип попрошаек. Некоторые из них используют подушку для создания мнимой беременности. «Молодые матери» часто приносят вместо грудничков кукол. Иногда попрошайки используют живого ребёнка — для того чтобы он весь день вёл себя смирно, его могут накачать снотворным или спиртным.

Читайте также:  Ответ лица которому адресована оферта

«Ради Христа». Люди, которые ходят по вагонам метро и электричек с иконами и, пока просят милостыню, успевают упоминать имя бога со скоростью 100 слов в минуту. Зачастую они даже не особо поясняют, на что собирают и зачем, акцент на том, что это помощь «ради Христа» и «всего святого». Но далеко не всегда (точнее, почти никогда!) собранные деньги идут на нужды церкви.

«Просить деньги на улице священникам, монахам и сотрудникам приходов прямо запрещено Собором 2000 года , — объясняет президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин. — Поэтому ряженые под монахов и священников — мошенники почти все. Попробуйте кого-то из них попросить прочитать Символ Веры и убедитесь».

Искалеченные. По вагонам ходят искалеченные люди, которые стараются выставить напоказ все изъяны своего тела. Расчёт во многом на то, что прохожим и пассажирам будет тяжело на это смотреть, и они постараются скорее дать денег и отвернуться.

Мумия. «Мумия» так называют этого находчивого попрошайку сейчас терроризирует пассажиров Московского метрополитена, но, судя по сообщениям на форумах, он успел поработать и в Санкт-Петербурге. Скорее всего, это целая сеть попрошаек, так как московские « мумии » тоже бывают разные: кто-то носит розовые одежды, кто-то серые с надписью «Слава России» на спине. Человек, замотанный в бинты, ходит по вагонам, издавая странные звуки, наподобие воя, и может сильно напугать слабонервных. «Мумия» выбирает себе жертву, встаёт напротив и нависает над ней, пока человек не даст денег, чтобы попрошайка поскорее отошёл. Жертвами часто становятся едущие в одиночестве девушки, за которых некому заступиться.

Защитники животных. Ходят по вагонам метро и электричек в компании нескольких собак и собирают средства на помощь приюту. Настоящие защитники животных от этих сборов открещиваются: по их словам, они никогда бы не стали мучить зверей прогулками в общественном транспорте.

Те, кто собирает не на приют, а «на корм щенку», нередко накачивают животных снотворным — ведь здоровый щенок не сможет высидеть в коробке целый день. Если понаблюдать за ними на протяжении нескольких месяцев, можно увидеть, как часто меняются животные у таких попрошаек.

Наталья Быстрова, руководитель фонда собак-терапевтов РЕТ и координатор приюта для бездомных животных «Зов предков»:

Формы попрошайничества с животными очень популярны. Они позволяют и активно «давить на жалость», и одновременно демонстрировать, на что якобы нужны деньги — накормить собачку. При этом мало кто из прохожих будет задумываться, почему двух-/трёхмесячный щенок лежит ничком на картонке (поверьте, голодный щенок будет вести себя совершенно иным образом) и почти не шевелится. Разумеется, это бизнес-конвейер. Животных накачивают тяжёлыми препаратами, благодаря которым они не только выглядят больными и несчастными (что вполне на руку мошенникам), но и быстро погибают. Мошенников с животными почти всегда можно привлечь к ответственности по статье «Жестокое обращение с животными» (ст. 245 УК РФ). Но если вас всё равно терзают сомнения — «а вдруг это просто бедный человек пытается и правда накормить свою собаку?» — попробуйте принести собаке колбасы или консервов, попросите посмотреть документы на собаку (особенно если собака породистая) — скорее всего, попрошайка попытается тут же скрыться. Что же касается сборов «на приют для животных», то знайте, что ни один волонтёр приюта не будет заниматься попрошайничеством в метро, электричках или переходах. У людей, которые действительно помогают животным, просто нет на это времени! Поэтому абсолютно все люди, которые занимаются попрошайничеством, используя животных, — мошенники. Если вы хотите изменить ситуацию — как минимум не давайте попрошайке денег. Ещё лучше — сфотографируйте и распространите в интернете. Ещё лучше — вызовите полицию. Пытаться выкупить животное — в общем-то бесполезное мероприятие, так как попрошайка получит хороший доход и просто найдёт другую собаку для «заработков».

«Аски», с ударением на первый слог. От английского «ask» — просить. Как правило — молодые люди, выпрашивающие копеечку на «выпить и потусить». Абсолютно безобидны, ведут себя доброжелательно. Попрошайничество для них — способ найти деньги на веселье, а не на выживание, поэтому они часто подходят к делу творчески — читают стихи, танцуют, предлагают услуги по переносу через лужу . Могут просить на ночлег, на выпивку, на озеленение луны и спасение забайкальских мамонтов. Большинство уличных музыкантов — те же «аски», только с гитарой. Они обычно мошенниками не являются — о цели сборов предупреждают сразу и честно.

«Ограбленные». Это люди, которые подходят к вам на улице и просят денег на билет до дома, потому что их ограбили, забрали документы и так далее. Часто почему-то просят на билет в Липецк, хотя бывают и экзотические варианты типа Норильска. В большинстве случаев это мошенники, которые хотят только получить денег.

«Мы много раз пытались помогать таким уезжающим, но почти никто не садился в поезд, а кто садился — не доезжал до своей станции и не отзванивался потом, что приехал, – комментирует президент фонда "Предание" Владимир Берхин. – Этим людям лучше просто не верить и не связываться. Если же действительно хочется помочь — то в Москве можно вызвать социальный патруль, который умеет проверять такие просьбы и в случае подлинности проблемы обратится в профильные организации для покупки несдаваемого билета».

«Родители больных детей». Это люди, которые ходят по метро с папками документов и фотографиями детей, срочно нуждающихся в платных операциях и лекарствах. Среди них порядка 10 процентов говорят правду, хотя, как правило, тоже неполную. Остальные — просто мошенники, использующие фальшивые или просто чужие документы. Часто они не стыкуются между собой (просят помочь девочке с онкологическим заболеванием в московской клинике, а медицинская справка на украинском — из кардиоцентра). Иногда «любящие» родственники при этом привозят больных близких в переходы метро прямо под капельницей, что человек, желающий родственнику добра, вряд ли бы сделал. Иногда капельница — это всего лишь инструмент для придания ситуации особой трагичности. Самое лучшее, что можно сделать для такого рода людей, — отправить их в профильный фонд.

«Тихие». Эти люди похожи на «асков», но ведут себя иначе. Тихо и словно стесняясь просят у метро мелочь «на проезд». Как правило, выглядят плохо, но не как бездомные, а как опустившиеся. Среди этой категории просителей много молодых девушек. Есть версия, что так собирают себе денег на дозу наркоманы или на стакан начинающие алкоголики. Если человеку действительно надо просто пройти в метро и вы хотите помочь — проведите его по своему билету.

Помогать ли попрошайкам?

«Попрошайки — это криминальная среда, — считает Владимир Берхин. — Это группа людей, у которых нет дома, работы, банковских счетов и перспектив. Все они живут одним днём и не брезгуют незаконным заработком. Там прячутся беглые преступники, там крутятся «левые» деньги и ворованные вещи. На документы нищих оформляют липовые сделки, краденые машины и невозвратные кредиты. На них же недобросовестные полицейские списывают нераскрытые преступления. Бесправие бездомных и попрошаек делает их также идеальными участниками мошенничеств, жертвами преступлений, в том числе сексуальных (особенно это касается беспризорных детей)».

Фактически, подавая профессиональным попрошайкам, человек финансирует эту криминальную среду.

О том, что попрошайки — это целая организованная структура, на которой можно неплохо заработать, в обществе говорят давно. Но существует и такая точка зрения: да, попрошайки — это почти «мафия», но раз они дошли до такой жизни, наверное, им действительно несладко, поэтому лучше я помогу.

«Конечно, человек, который занимается попрошайничеством, не мечтал о такой работе и о такой судьбе. Но это не повод обманывать окружающих. Но и не повод в каждом, кто просит о помощи, мошенника подозревать, — комментирует ситуацию руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина. — Прежде всего, нужно задуматься — хотите ли вы помочь человеку или откупиться: протянуть человеку деньги, брезгливо отвернувшись от его беды. Если помочь — то нужно понимать, что это требует большей вовлечённости, участия».

Как проверить, говорит ли человек правду?

По словам Александры Бабкиной, прежде всего стоит громко и вежливо спросить, в какую беду попал человек, какая помощь нужна. Если попрошайке на самом деле не нужна помощь, о которой он просит, он, скорее всего, уйдёт от разговора — покинет вагон метро, выйдет из перехода.

Если человек просит деньги на еду — можно сходить с ним в магазин или спросить, какая еда ему нужна, купить её. А вот если попрошайка собирает на «билет домой» — лучше дать ему контакты службы помощи «Милосердие» , у которой есть специальная программа «Возвращение».

Если кажется, что человек действительно нуждается в помощи, а вовсе не работает как профессиональный попрошайка, можно проверить ряд документов, чтобы убедиться, что он не лжёт.

Читайте также:  Консультант по здоровому образу жизни

«Можно попросить личные документы (и сфотографировать их), медицинские (то же самое), а также финансовые (счёт из клиники), — считает Владимир Берхин. — Между ними и рассказанной историей должно быть соответствие. Не поленитесь позвонить в клинику, уточнить наличие такого пациента (сам факт его наличия медицинской тайной не является). Вообще, идеальный вариант действий, чтобы не быть обманутым, — попросить данные счёта медицинского учреждения и предложить внести деньги прямо на него. Тот, кто нуждается, это будет приветствовать, тот, кто мошенничает, начнёт изобретать уловки, чтобы всё же получить деньги в руки».

Почему обилие профессиональных попрошаек мешает настоящей благотворительности?

Огромное число профессиональных попрошаек не очень хорошо сказывается на работе благотворительных фондов. «Скорее всего, сборы фондов при обилии попрошаек несколько падают — у каждого человека свой лимит добродетели, и, подав нищему копеечку, он уже получает своё удовлетворение и фонду может и не пожертвовать, — считает Владимир Берхин. — Хотя, в целом, скорее всего, «подающие попрошайкам» и «жертвующие в фонды» — несколько разные социальные группы».

«Важно то, что, однажды став жертвой попрошайки-мошенника, человек разочаровывается, теряет веру в то, что он может по-настоящему помочь, что именно его помощь может быть востребована, — рассуждает Александра Бабкина. — Свой негативный опыт он переносит и на благотворительные фонды: в их действиях он также начинает предполагать жажду наживы, способ заработать на чужой беде. И это, безусловно, мешает работе честных благотворительных организаций, которые спасают жизнь людям или животным, меняют мир вокруг в лучшую сторону. Благотворительные фонды, как правило, стараются поддерживать взаимоотношения с человеком, который помогает: ему рассказывают о том, как его участие изменило ситуацию, в которой нужна была помощь, отчитываются, сколько было собрано средств и на что они были направлены».

Как помогать правильно?

«Как помогать правильно? Сначала — по сердцу. Тому, кто вызывает в вас наибольшее желание разделить его беду, — считает Владимир Берхин. — Затем включить мозг, найти организацию, занятую решением этой проблемы, причём организацию с историей, с подробными отчётами и прозрачной системой деятельности, с известным руководством и так далее. После чего связаться с этой организацией и спросить, какую сторону их работы лучше поддержать. И даже если они попросят деньги на свои зарплаты — пожертвовать. Потому что работа одного сотрудника фонда позволяет помочь десяткам людей. А адресное пожертвование — одному человеку. Я бы посоветовал читать статьи на профильных порталах — Милосердие.ру, Нужнапомощь.ру, смотреть просветительские материалы и помогать на Добре@Mail.Ru. Выбор фонда можно начать и отсюда — Союз благотворительных организаций „Все Вместе“».

«Если вы не готовы провести с человеком, который просит о помощи, значительное количество времени, выберите другой способ помочь — например, на нашем портале Добро Mail.Ru есть замечательные благотворительные организации, которые помогают людям в беде, малоимущим, бездомным, — поясняет Александра Бабкина. — Там собраны проекты помощи детям, взрослым, пожилым людям и животным, а помогать можно не только деньгами, но и делом. Все эти проекты публикуются лучшими благотворительными фондами, которые сначала анализируют, какой способ помочь будет по-настоящему эффективным (в случае необходимости того или иного вида лечения решение принимается экспертным советом фонда, куда входят профильные медики) и только после этого открывают сбор средств».

«Чтобы помогать правильно — не нужно лениться, — говорит Наталья Быстрова, руководитель фонда собак-терапевтов РЕТ и координатор приюта для бездомных животных «Зов предков». — Это главный совет. Конечно, бросить 10 рублей в пакет попрошайке — самое простое. И совесть чиста, и даже пальцем о палец ударять не надо. Но чтобы реально почувствовать, что вы кому-то помогли, что помощь дошла до адресата, а ваши 10 рублей не уплыли в карманы криминальных авторитетов, нужно не «откупаться», а действительно хотеть изменить мир. Хоть чуточку, но изменить. Если вы пожертвуете деньги собачьему приюту, а потом увидите на его страничке в фейсбуке, что очередной пёс нашёл новую семью, — это будет настоящее счастье. Если вы отправите 100 рублей фонду, который помогает одиноким старикам, а потом на сайте фонда будете читать истории и смотреть фотографии, как бабушкам купили новые удобные кровати и пригласили гармониста, — это снова счастье. И его невозможно сравнить с этим странным противоречивым чувством, когда в метро над вами нависает человек с табличкой «помогите Христа ради», и вы вынуждены отдать ему свои деньги. Какой будет результат от вашей помощи? Неизвестно. А какой вред — теперь уже очевидно».

Как подавать милостыню и помощь с рассуждением (+ВИДЕО)

Одна из главных добродетелей, как учат святые отцы, – рассуждение. Его можно применить ко всему, что мы делаем, в том числе и к делам милосердия. Всё: от помощи нищим на паперти до труда волонтера – требует разумного подхода, но порой очень трудно разобраться, как же следует поступать. О разумном милосердии рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Подавать или не подавать?

Очень часто ко мне, как священнику, обращаются с таким вопросом: всегда ли должно подавать просящим милостыню на паперти в храме или на улицах? Люди моего и более старшего поколения помнят время, когда нищих, то есть оказавшихся за последней чертой бедности, на наших улицах вообще не было. И когда они только-только начали появляться в начале 1990-х годов, то каждый воспринимался как явление, непременно врезающееся в сердце, вызывающее чувство сострадания и желание помочь.

Но прошли годы, и нищие, бездомные люди на наших улицах, тем более рядом с нашими храмами, стали явлением уже совершенно привычным – настолько, что многие проходят мимо них, даже не замечая, как не замечают дерево, скамейку, фонарный столб. Но если человек не хочет совершенно очерстветь сердцем, он должен обязательно этих людей замечать и стараться не игнорировать их нужды.

Даже если просящий милостыню состоит в «организованном преступном сообществе нищих», он всё равно голодный и бездомный

Да, безусловно, мы знаем, что среди тех, кто просит на улицах, у храмов, есть люди, входящие в некую «пирамиду», «организацию» нищих, и они отдают большую часть того, что зарабатывают в течение дня, какому-то своему боссу. Но, во-первых, так бывает далеко не всегда, и не всегда мы можем «на глаз» определить, просит ли человек самостоятельно или он просит, будучи членом какой-то структуры. Но даже если он находится в «организованном преступном сообществе нищих», он всё равно голодный и бездомный, и, кому бы он ни отдавал деньги, ему всё равно нужна хотя бы какая-то сумма, чтобы этот день прожить. Это всё очень сложно: если мы ему не дадим денег и он не принесет в общую кассу необходимого минимума, его, возможно, будут бить или издеваться над ним – такое тоже бывает. Поэтому совсем отказывать в помощи деньгами таким людям, мне кажется, не стоит. И не стоит заниматься особенно сложными вычислениями. Лучше задаться вопросом, как действеннее всего помочь.

Если человек пришел к нам

Вопрос «Как помочь?» постоянно встает перед настоятелями храмов, священниками, приходскими социальными работниками. Люди приходят и просят денег в непрерывном режиме. Зачастую просящий рассказывает уже всем знакомую историю: ехал из одного города в другой, его ограбили, отобрали паспорт, нужны деньги на билет. Такого рода вещи действительно порой происходят с людьми, которые живут не очень осмысленно и упорядоченно. И есть риск, что, оказавшись в другом городе, они в нем застрянут и превратятся в самых настоящих, как мы их сегодня называем, бомжей, с которыми в числе прочих изменений произойдет и выпадение из социума. И выпадение это может быть настолько фатальным, что человек уже сам не захочет возвращаться в социум, сколько его ни реабилитируй. Если же его отправить домой, то есть по крайней мере хоть какая-то надежда, что он не пропадет.

Просящим деньги на билет до дома лучше этот билет купить и проследить, чтобы они уехали

С опытом к нам пришло понимание, что деньги в руки таким людям давать нельзя, лучше купить билет и посадить на поезд. Правда, некоторые эти билеты умудрялись сдавать, выскочив в последний момент из поезда, и выручать за них хоть какие-то копейки. Сейчас мы, как правило, стараемся отправить человека на автобусе – в этом случае ему денег никто не вернет. Практика показывает, что если ему действительно надо ехать, то он едет, а если не надо, то он будет нам объяснять, что купит билет сам, что в данный момент уехать не может и прочее. На что мы отвечаем: «Когда сможешь, приходи».

И, конечно, такому человеку мы даем продукты, чтобы он мог пропитаться, и не важно, обманывает он нас или нет. Важно, что он в беде, раз пришел.

Что касается нищих на улице, им тоже можно посильно и разумно помогать. Во-первых, они чаще всего стоят в одних и тех же местах, и можно один день подать кому-то небольшую сумму, другой день так же, а потом просто взять конкретно для этого человека из дома продукты или одежду. Главное – понять, что, когда рядом с тобой находится человек, который нуждается в помощи, закономерно ему эту помощь оказывать. К этому естественному побуждению нужно свое сердце приучить.

Читайте также:  Зарабатывайте в интернете от 200 день

Бывает так, что выходишь из дома, и тебе встречается один нищий, второй, третий, четвертый… и невольно возникает вопрос: «Неужели я должен дать всем деньги? У меня на всех не хватит!» Совершенно понятно, что человек должен соизмерять свое милосердие со своими возможностями. Если ты стеснен в средствах, то дай немного – сколько сможешь. И если кто-то в ответ на твою жертву кидает тебе деньги обратно и говорит, что мелкие не берет, не стоит обижаться или сокрушаться, просто конкретно этому нищему больше деньги давать не надо: они ему, видимо, не очень нужны.

В Евангелии сказано: «Просящему дай», и далее не следует указание: но сперва пойди разберись, выясни, не обманывает ли он тебя, действительно ли он нуждается. Однако не надо забывать и о здравом смысле. На мой взгляд, логичнее, например, дать деньги древней бабушке, которую даже ветер колеблет, нежели вполне крепкому и здоровому мужчине, без каких-то увечий и телесных недостатков, который может пойти работать хоть дворником, хоть грузчиком и заработать какие-то деньги.

Бывают ситуации, когда к нам в Саратов приезжают люди из других городов нашей области. Задаешь вопрос: почему человек не обратился в храм, который находится в его селе, а потратил деньги, в которых так нуждается, чтобы приехать сюда? И когда слышишь какие-то сложные объяснения этому, понимаешь, что здесь явно что-то не так. Нередко бывает, что людям вовсе не отказывают в помощи в родном селе, но они всё равно совершают такого рода объезды других храмов, потому что рассчитали, что это принесет им определенную прибыль.

Безусловно, мы не должны от людей отгораживаться территориальными или какими-то другими рамками: если человек пришел в наш храм, значит, именно нам надо постараться хотя бы в чем-то посильно ему помочь: нет денег – предложить одежду, еду. Но, тем не менее, естественно взывать к милосердию тех, кто находится рядом в повседневной жизни. Христианин же должен, прежде всего, тоже отзываться на просьбы тех, кто рядом. В каких-то ситуациях можно не просто дать деньги, а попытаться узнать, чем ты еще можешь помочь. Хотя тут очень важно быть разумным, чтобы не попасть в какую-то сложную ситуацию, – нужен определенный житейский опыт. Ведь иногда нищий на улице может оказаться и мошенником, и разбойником, и даже самым настоящим преступником, поэтому, безусловно, в свой дом его звать и там его прописывать не надо.

Мне задавали вопрос: правильно ли помочь личными средствами, если у какой-то организации или храма, куда обращается такой проситель, средств сейчас нет? и правильно ли в какой-то момент прекратить эту помощь, если проситель возвращается к тебе лично вновь и вновь? На мой взгляд, нужно действовать по силам: то есть твой избыток должен быть восполнением его недостатка (см.: 2 Кор. 8: 14). А если у тебя самого недостаток… В общем – по возможности.

Кстати, во всех храмах у нас висят кружки с надписью: «На социальную деятельность». Естественно, что какие-то деньги оттуда передаются в епархиальный отдел социального служения, а какие-то могли бы оставаться на приходе для того, чтобы оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но, к сожалению, на социальную деятельность жертвуют очень и очень мало.

Пьяный на морозе

Если у вас машина, а лежащий на морозе пьяный не производит впечатления бездомного, отвезите его домой

Еще одна проблема, актуальная в основном для зимнего периода, – это люди, лежащие на улице в состоянии алкогольного опьянения. Здесь опять-таки нужно поступать по здравому смыслу. Если кто-то располагает машиной, а лежащий человек не производит впечатления бездомного, то надо попытаться выяснить, где он живет и куда его лучше отвезти. У меня был случай: как-то очень холодной зимой я вместе с братом ехал по улице и увидел такого лежащего человека. Возле него стояли какие-то люди, не зная, что делать. По виду это был не бездомный, не опустившийся человек, он просто находился в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Я его поставил на ноги, как следует тряхнул и потребовал, чтобы он мне сообщил, где живет. У мужчины произошло некоторое пробуждение сознания, он мне вкратце ответил, а потом я просто достал из его кармана телефон, позвонил его маме, чтобы узнать адрес, затем мы погрузили этого человека в машину и отвезли домой – мама его была просто счастлива. Оказалось, что с мужчиной рассталась жена, он запил, потерял работу – это произошло буквально за несколько дней. Если бы мы его оставили лежать, он скорее всего замерз.

Если машины нет и нет возможности позвонить родственникам такого бедняги, то лучше всего вызвать «Скорую», не сообщая, что человек пьян, и по возможности дождаться ее. Часто бывает, к сожалению, что сотрудники «Скорой помощи» отказываются везти в больницу пьяных и уж тем более заядлых алкоголиков, наркоманов или бездомных, в таком случае можно снять и сотрудников «Скорой», и номер машины на мобильный телефон и отправить это видео в какое-нибудь интернет-издание, которое подобные свидетельства специально собирает и размещает у себя. Я уверен, что после нескольких таких публикаций с лицами, с номерами машин постепенно какое-то движение в сторону изменения отношения к пьяным начнется.

Замерзающим на улице человеком, кем бы он ни был, надо непременно заняться

В любом случае замерзающим на улице человеком надо непременно заняться. При этом никто не запрещает проявить элементарную изобретательность и здоровую практичность, чтобы задачу существенно упростить. Например, если вам надо бежать на срочную встречу и вы удостоверились, что остаются здесь те, кто не бросит человека в беде, то стоит этим воспользоваться.

Помощь бездомным порой напоминает борьбу с ветряными мельницами, потому что они подчас находятся в состоянии такого распада личности, что не хотят ни работать, ни жить в нормальных условиях обычной жизнью, но вновь и вновь возвращаются на улицу. Я не провожу здесь какого-то разделения между теми людьми, которых надо спасать, и теми, которых не надо. Но бывало, что и раз пытались помочь, и два, и три, а человек, которого с мороза куда-то доставляли, опять на том же самом месте оказывался лежащим пьяным. И в какой-то момент приходила мысль, что твоя деятельность лишена, к сожалению, смысла, как это ни страшно. Но всё равно, мне кажется, вначале нужно приобрести какой-то опыт помощи людям, невзирая на их состояние, а потом ты волей-неволей научишься различать, когда какую помощь можешь оказать и когда она будет продуктивной.

Вообще же, к сожалению, наша задача очень часто заключается только в том, чтобы дать таким людям возможность прожить чуть дольше: кардинально изменить их жизнь удается крайне редко. Многие уже перешли определенную черту и назад не вернутся. Они живут уже совершенно в другом мире и по другим законам. Бывает, что кто-то сетует: мы даем им деньги, а они пьют. Плохо, конечно… Но зимой это для них становится одним из способов выживания – едва ли не самым действенным для тех, кто лишен какого бы то ни было приюта.

Кормить голодных, посещать больницы и темницы?

В евангельском отрывке о Страшном суде мы видим, что осуждаются люди, которые не накормили голодных, не напоили жаждущих, не посетили страждущих в больницах и в тюрьмах. Как современному человеку можно такой вины избежать? Если у человека есть достаточные средства и достаточное время, он может идти туда, где нуждаются в помощи: в учреждения для детей-сирот или престарелых, в тюрьмы, в семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, – и эту помощь оказывать.

Если же человек вынужден много работать и у него не так много средств, то ему, наверное, надо довольствоваться теми случаями, которые Сам Господь посылает. А они нашему взору предстоят практически каждый день. И совершенно естественно, когда всё начинается с помощи тем неимущим, которые есть в храме и вокруг храма, когда для этой помощи прихожане могут как-то объединиться и один сделает одно, другой сделает другое, третий сделает третье. Потому что, безусловно, благородное и важное дело – спасать от голодной и холодной смерти бездомного человека, который в таком положении оказался, но, наверное, еще более важное дело – это тому человеку, который может в таком положении тоже оказаться, не дать вниз скатиться. Тогда мы его действительно спасем. В любом случае, если человек ищет такой деятельности и сердце его болит об этом, то Господь непременно пошлет ему возможность и случаи кому-то помощь оказывать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *