Отмена частной собственности на землю

Содержание

Источниковая база Декрета [ править | править код ]

Источниками Декрета о земле (далее — Декрет) являлись:

  1. Так называемые крестьянские наказы, сформулированные Советами и земельными комитетами в августе 1917 года.
  2. Эсеровская аграрная программа.

Декрет о земле (принят на заседании 26 октября, в 2 часа ночи)

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всеми их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного Собрания.

3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием должен повсюду служить следующий крестьянский наказ.

5) Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.

Содержание Декрета [ править | править код ]

  1. Многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное).
  2. Конфискацияпомещичьих земель и имений. Причём отмечалось, что «Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.»
  3. Переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.
  4. Переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей её крестьянам. «Вся земля, по её отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.»
  5. Отмена права частной собственности на землю. «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.»
  6. Запрет применения наёмного труда.

Эсеровский по своей сути «Декрет о земле» был заменен «Основным законом о социализации земли» от 19 февраля 1918 года за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В. Ульянова (Ленина) и Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердлова [1] .

К концу 1920 года в 36 губерниях Европейской части России, из 22 847 916 десятин нетрудовых земель в распоряжение крестьянства поступило 21 407 152 десятин (колхозам — 391 614 дес., совхозам — 1 049 150 дес.), что увеличило площадь крестьянских земель с 94 720 628 десятин до 116 127 780 дес., то есть с 80 % до 99,8 % от общей площади всех удобных земель (данные Центрального Управления Землеустройства) [2] .

Читайте также:  Если претензия не получена ответчиком

Значение Декрета [ править | править код ]

Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма.

Но на практике выполнялись не все эти принципы. Так, государственная собственность была объявлена общенародной, то есть принадлежащей всему обществу.

Право частной собственности на землю вновь было закреплено только в Конституции 1993 года.

Стенограмма речи Ленина высказанная о «Декрете на землю»:

«. Я прочту вам те пункты декрета который должно выпустить Ваше Советское правительство. В одном из пунктов этого декрета помещен наказ земельным Комитетам, составленный на основании 242 наказов местных Советов Крестьянских Депутатов (Декрет и наказ будет помещен отдельно). Здесь раздаются голоса, что сам декрет и наказ составлен С.Р.-ми. Пусть так. Не все ли равно, кем он составлен, но, как демократическое Правительство, мы не можем обойти постановление народных низов, хотя бы мы с ними были не согласны. В огне жизни, применяя его на практике, проводя его на местах, крестьяне сами поймут, где правда. »

Де­крет о земле, при­ня­тый II Все­рос­сий­ским съез­дом Со­ве­тов, от­ме­нил

1) кре­пост­ное право

2) право част­ной соб­ствен­но­сти на землю

3) урав­ни­тель­ное зем­ле­поль­зо­ва­ние

4) кре­стьян­скую об­щи­ну

Со­дер­жа­ние Де­кре­та о земле.

1. Мно­го­об­ра­зие форм зем­ле­поль­зо­ва­ния (под­вор­ное, ху­тор­ское, об­щин­ное, ар­тель­ное).

2. Кон­фис­ка­ция по­ме­щи­чьих зе­мель и име­ний. Причём от­ме­ча­лось, что «Земли ря­до­вых кре­стьян и ря­до­вых ка­за­ков не кон­фис­ку­ют­ся.»

3. Пе­ре­ход кон­фис­ко­ван­ных зе­мель и име­ний в рас­по­ря­же­ние во­лост­ных зе­мель­ных ко­ми­те­тов и уезд­ных Со­ве­тов кре­стьян­ских де­пу­та­тов.

4. Пе­ре­ход земли в до­сто­я­ние го­су­дар­ства с по­сле­ду­ю­щей без­воз­мезд­ной пе­ре­да­чей её кре­стья­нам. «Вся земля, по ее от­чуж­де­нии, по­сту­па­ет в об­ще­на­род­ный зе­мель­ный фонд. Рас­пре­де­ле­ни­ем её между тру­дя­щи­ми­ся за­ве­ду­ют мест­ные и цен­траль­ные са­мо­управ­ле­ния, на­чи­ная от де­мо­кра­ти­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ных бес­со­слов­ных сель­ских и го­род­ских общин и кон­чая цен­траль­ны­ми об­ласт­ны­ми учре­жде­ни­я­ми.»

5. От­ме­на права част­ной соб­ствен­но­сти на землю. «По­ме­щи­чья соб­ствен­ность на землю от­ме­ня­ет­ся не­мед­лен­но без вся­ко­го вы­ку­па. За по­стра­дав­ши­ми от иму­ще­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та при­зна­ет­ся лишь право на об­ще­ствен­ную под­держ­ку на время, не­об­хо­ди­мое для при­спо­соб­ле­ния к новым усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния.»

6. За­прет при­ме­не­ния наёмного труда.

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром: 2

Оказывается, правительство внесло в Госдуму законопроект, который, как написало одно издание, "фактически отменяет частную собственность на землю". Впрочем, проверка этой новости сенсацию тут же развенчала: и правительство вчера ничего такого не сделало, и законопроект, о котором идет речь, истолкован с точностью до наоборот.

Документ, вокруг которого пошел сыр-бор, – это законопроект о резервировании земли под строительство объектов, нужных государству. Прежде всего и почти исключительно – дорог, аэропортов, трубопроводов, объектов обороны. О сути этого документа "Российская газета" написала со слов разработчика первой (см. "РГ" за 6 июля), более того, та наша публикация до сих пор остается единственным в российских СМИ подробным изложением документа. Как пояснили нам вчера в министерстве экономического развития и торговли, этот законопроект был внесен в Госдуму 14 июля. "В тот день текст законопроекта письмом пошел в Думу, – сообщили нам в пресс-службе. – В пути он был максимум день. Стало быть, с 15 июля документ находится в Госдуме, и он никак не мог покинуть стены правительства лишь 7 августа. СМИ передали дезинформацию".

Столь же вольной трактовкой оказались и комментарии о сути закона – о том, что он якобы "отменяет частную собственность". Вольной с точностью до наоборот.

Действительно, именно отсутствие в нашем законодательстве резервирования как такового стало причиной неприятных конфликтов, и прежде всего в московском микрорайоне Бутово.

Напомним, что московские власти объявили тогда: согласно Генплану Москвы земли в Бутово "зарезервированы" под строительство нового микрорайона, и люди должны покинуть место стройки. На самом деле резервирование может иметь место только тогда, когда речь идет о реализации государственных нужд. Земельный кодекс довольно четко говорит о том, что строительство жилья при всей важности этой задачи чисто юридически к государственной нужде не относится. Дороги, порты, трубопроводы – другое дело. Но Земельного кодекса для четкого понимания этого факта оказалось маловато, а главное, как именно должно выглядеть "настоящее" резервирование – об этом в Земельном кодексе нет ничего. И вот появляется новый законопроект, который дает ответы на эти и многие другие вопросы.

Согласно этому документу сначала власть принимает решение о размещении объекта (скажем, дороги), потом готовится конкретная схема его местоположения – по нормам, уже прописанным в Градостроительном кодексе (к слову, этому кодексу "не везет" так же, как Земельному: из-за неполноты его формулировок этот прогрессивный закон на практике зачастую не исполняется). Существенно, что обсуждение пути следования трассы обсуждается с населением: Градостроительный кодекс вообще "заточен" на публичности принимаемых решений. Никто с бульдозером к вам не придет, прежде придут посоветоваться. После этого утверждается документ территориального планирования, и резервирование вступает в силу. Если строительство не состоится в течение строго оговоренного времени, резервирование теряет силу и гражданам возмещаются все убытки, которые они понесли из-за "особого статуса" их территории на протяжении этого времени. Ведь земли, зарезервированные под стройку, ограничиваются в обороте, они теряют свою рыночную стоимость. А я как раз в это время хотел продать свой участок, деньги мне были нужны. Не смог. Неприятно, но государство все возместит. Или не возместит – если стройка все-таки начнется.

Но об этом будет говорить уже другой законопроект, об изъятии земель. Однако, как и писала "РГ" 6 июля, этот документ еще толком даже не написан. Он находится на согласовании в разных комиссиях "и может согласовываться еще хоть полгода", пояснили нам вчера в минэкономразвития. О его контурах "РГ", впрочем, также сообщила в упомянутой публикации. Суть в том, что участки покупаются государством по рыночной цене. Однако оценка производится государством за свой счет с определенным приближением к реальности, не абсолютно точно (индивидуальная оценка – штука дорогая). Если собственник не согласен, он вправе за свои деньги провести индивидуальную оценку и доказывать ее правоту в суде. Но повторим, это пока еще лишь контуры будущего документа, и они могут существенно измениться, когда законопроект покинет стены минэкономразвития.

За паникой вокруг земельных законов стоит вполне понятная неуверенность людей, особенно после конфликта в Бутово – их страхи по поводу того, что кто-то завтра "ради высоких целей" отнимет твое имущество. К сожалению, таково последствие всего одного земельного скандала, ставшего достоянием гласности, наложившееся на личный опыт граждан, которые видят такие же скандалы в своих городках и селах каждый день. Прежде всего эта ситуация бьет по инвестиционной привлекательности нашей страны в целом и оборачивается для местных властей как потерей инвестиционных предложений, так и потерями бюджетных поступлений от платы за землю от граждан и предприятий. И то, что законодательный вакуум заполняется столь медленно, конечно, нехорошо. Хотя "быстрое заполнение" – еще хуже. Достаточно вспомнить историю "кавалерийского наскока" на Госдуму – чтобы она непременно приняла Земельный кодекс. И в итоге он оказался едва ли не самым слабо исполняемым законом в стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *