Проверяют ли камеры наличие страховки

Лента новостей

Все новости »

Тестирование системы автоматической видеофиксации, определяющей, есть ли у водителя страховка, уже началось в Москве. Почему нарушителям вместо штрафа ГИБДД просто отправляют письма с рекомендацией оформить страховку?

Фото: Артем Коротаев/ТАСС –>

ГИБДД, столичный Центр организации дорожного движения и Российский союз автостраховщиков (РСА) тестируют в столице систему автоматической проверки наличия полиса ОСАГО с помощью дорожных камер. Об этом со ссылкой на источники сообщает газета «Коммерсантъ».

По данным издания, сейчас нарушителям вместо штрафа направляют письма от ГИБДД с рекомендацией оформить страховку. Всего за три месяца в Москве вычислили более 700 тысяч нарушений, послания от Госавтоинспекции получат более пяти тысяч водителей.

Президент РСА Игорь Юргенс рассказал Business FM, почему нарушители пока не получают штрафы.

— Для того чтобы удостовериться, что чистота баз правильная, потому что люди могут неправильно занести какую-то одну букву в своем полисе, когда страхуются у страховщика, когда все это уже приходит в систему РСА, эта сходимость — довольно большая задача. То же самое и в ГИБДД, которая добавляет VIN-номера и так далее. Поэтому эта громоздкая система должна быть построена таким образом, чтобы гражданам не приходило ложных сообщений о том, что у них нет полиса, когда он на самом деле есть. Именно для этого все договорились о том, что сейчас мы их, безусловно, не штрафуем, а просто присылаем письма-предупреждения о том, что камера зафиксировала такой проезд, проверьте, есть ли у вас ОСАГО. Этот тестовый режим продлится минимум два-три месяца и будет продлен настолько, насколько целесообразно будет это делать в связи с вычисткой всех баз данных.

— Человек купил машину и пока не застраховал. Как система реагирует на него в те самые десять дней, в течение которых он должен приобрести страховку?

— В этом случае мы отрабатываем модель с ГИБДД с тем, чтобы человека не штрафовать за эти десять дней. Именно поэтому происходит лаг в проверке. На настоящий момент этот лаг в пять дней, когда мы проверяем, это то или не то, практически ручная сборка. Поэтому мы и говорим о тестовом режиме.

— Видимо, тоже будет как-то отрабатываться, чтобы человека не штрафовали все камеры, под которыми он проехал в день?

— Довольно сложно будет это сделать, потому что, если вы нарушили скорость под пятью камерами, оно пять раз к вам и придет. То же самое будет происходить и здесь, пока так.

— Уплачивать его нужно будет один раз?

— В настоящий момент нарушение закона однократное или многократное, значит, соответствующим образом и уплачивается.

В Москве установлено более 1,5 тысячи камер, которые за сутки фиксируют около 50 млн проездов. Штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей. Если учесть, что нарушители, выявленные камерами с начала тестирования, заплатили бы штрафы даже со скидкой в 50%, то набралось бы уже почти 300 млн рублей.

Заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский считает, что такая система нужна, но она, как и другие системы видеофиксации, не застрахована от сбоев.

— Для меня как для водителя важно, чтобы все машины, которые едут со мной в потоке и мне навстречу, были застрахованы, чтобы, когда какой-нибудь человек заснет за рулем или что-то еще сделает и врежется в мою машину, мой ущерб оплатила его страховая компания. Поэтому, на мой взгляд, все добросовестные водители заинтересованы в том, чтобы все были застрахованы. При этом надо понимать, что одновременно эта инициатива идет на пользу страховым компаниям, которые тем самым увеличивают проникновение этого вида страхования еще больше и увеличивают свои доходы.

Читайте также:  Хоум кредит просроченная задолженность

— Есть ли чего опасаться в данном случае законопослушным водителям?

— Риски те же самые, что и при любых других применениях автоматических систем фиксации нарушений. Они не всегда срабатывают правильно, соответственно, существует риск того, что штраф будет сгенерирован неправильно, не на ту машину, или там, где он не должен быть выписан. Тогда точно так же, как со штрафами за скорость, за парковку, у нас будет хорошо знакомая многим водителям головная боль с аннулированием этого штрафа. Надеюсь, что в союзе автостраховщиков хватит ума с самого начала построить систему таким образом, чтобы было максимально легко получить доказательство и организовать обжалование такого неправильного штрафа. Потому что в противном случае репутационный удар по страховщикам будет очень большим.

В России около 10% автомобилистов ездят без ОСАГО, говорит эксперт. При этом он отмечает, что в Москве большая часть нарушителей — это приезжие водители, у которых полиса либо нет вообще, либо фальшивая страховка.

ГИБДД, столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и Российский союз автостраховщиков (РСА), как выяснил “Ъ”, начали тестирование в Москве системы автоматической проверки наличия полиса ОСАГО с помощью дорожных камер. Пока водителям вместо штрафа за нарушение отправляют письма от ГИБДД с рекомендацией оформить страховку. Подобные послания получат в ближайшие дни более 5 тыс. автовладельцев, общее число выявленных нарушений за три месяца тестирования — более 700 тыс.

О запуске в тестовом режиме системы автоматической проверки автомобилей без полиса ОСАГО рассказали источники “Ъ”. Система работает пока в тестовом режиме в Москве. Автовладельцы получат не традиционные штрафные постановления, а информационные письма от УГИБДД по Москве. «Выявлена эксплуатация» автомобиля, владелец которого не застраховал автогражданскую ответственность, сказано в документе, рекомендуется оформить полис. По завершении тестирования нарушителям придет штраф 800 руб., говорится в письме. Водителю также предлагается позвонить на горячую линию РСА, если допущена ошибка (страховка есть). Официального подтверждения от ГУ МВД по Москве, куда “Ъ” направлял запрос, вчера получить не удалось.

Возможность проверки «автогражданки» с помощью камер обсуждается с 2015 года. В качестве пилотной площадки выбрана Москва. Даты запуска системы назывались минимум четыре раза, но ни разу этого не произошло. В конце 2018 года тема обсуждалась на заседании правительственной комиссии по безопасности движения, вице-премьер Максим Акимов дал МВД и РСА поручение разобраться с проблемой до 1 февраля 2019 года.

Как уже рассказывал “Ъ”, основная сложность заключается в алгоритме информационного взаимодействия. Напомним, штраф за езду без полиса выносит ГИБДД. Для этого нужно проверить автовладельца по базе данных РСА. В Москве работает более 1,5 тыс. камер (находятся в введении ЦОДД), в сутки они фиксируют порядка 50 млн проездов всех авто (3 млн транспортных средств). Такое количество запросов информационная система РСА выдержать не может. В рамках тестирования системы ЦОДД направляет в ГИБДД данные обо всех уникальных проездах в конкретный день. Госавтоинспекция дополняет их сведениями о номере кузова, шасси, VIN, другими данными и переправляет этот массив в РСА.

Как РСА и ГИБДД спорили о технических решениях для автоматической проверки ОСАГО

РСА, в свою очередь, используя собственную базу данных, формирует перечень автовладельцев, у которых нет полиса. Список возвращается в ГИБДД, где формируется информационное письмо для направления по адресу регистрации владельца (доступ к персональным данным есть только у полиции). Кроме того, учитывается 10-дневный период, в течение которого автовладелец может законно ездить без ОСАГО. Первые письма уже отправлены 5,5 тыс. автовладельцев, их машины обнаружены без полиса еще 21 мая. Поскольку система только тестируется, несколько месяцев ушло на перепроверку данных.

Пока речь идет фактически о ручной сверке баз данных, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Впоследствии в рамках Федеральной информационной системы ГИБДД должен быть создан автоматизированный сервис, который позволит ЦОДД, Госавтоинспекции и РСА оперативно обмениваться данными. Только после этого сервис выйдет на полную мощность и автовладельцев начнут штрафовать. Когда это случится, пока неизвестно.

Читайте также:  Сколько действует аттестат автошколы

« Тестирование перед запуском проекта шло несколько месяцев, в результате в Московском регионе было выявлено 730 тыс. нарушителей без ОСАГО,— рассказал “Ъ” президент РСА Игорь Юргенс.— Спустя 20 дней мы повторно проверили всех этих водителей. Отклонение по цифрам было единичным, это означает, что лишь немногие из них купили полис ОСАГО за это время».

Новая система после проведения пилота в Москве заработает и в других городах, рассчитывают в РСА, в частности в Казани и Санкт-Петербурге, заявлял ранее господин Юргенс. Впоследствии система может быть распространена на всю Россию. Отметим, в июне 2019 года парламент Кабардино-Балкарии внес в Госдуму законопроект об ужесточении ответственности за повторное управление авто без ОСАГО, предлагается санкция в виде лишения прав, в РСА эту инициативу уже поддержали.

Как депутаты уравняли бумажные полисы ОСАГО с электронными

С массовым распространением электронных полисов ОСАГО появились новые мошеннические схемы, когда агенты звонят автовладельцам, предлагая заключить договор со скидкой, пояснил “Ъ” координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Многие на это ведутся, получают электронное ОСАГО через непонятные сайты и сервисы, распечатывают и ездят, не подозревая, что автогражданки у них на самом деле нет,— говорит он.— Все эти люди были бы неприятно удивлены, получив штраф с камеры. Поэтому рассылка информационных писем в рамках пилота — хорошее решение».

Столичные камеры видеофиксации нарушений начали проверять наличие действующих полисов ОСАГО. Проект запущен в тестовом режиме, поэтому первое время штрафовать за езду без ОСАГО с помощью камер не будут. Собственники автомобилей без полисов получат уведомления о нарушении с предложением оформить страховку.

По данным РСА, от 5 до 10% автомобилей в стране не имеют действующих полисов ОСАГО, то есть от 2 млн до 4 млн машин ездят без обязательной страховки. Ранее в РСА заявляли, что без страховки ездит 2,8 млн водителей. Тестовые пуски системы, которые проходили в Москве с конца мая, показали, что ОСАГО не имеет 7% машин.

«В Московском регионе было выявлено 730 тыс. нарушителей без ОСАГО. Спустя 20 дней мы повторно проверили всех этих водителей. Отклонение по цифрам было единичным, это означает, что лишь немногие из них купили полис ОСАГО за это время», — объяснил президент РСА Игорь Юргенс. Письма с предупреждениями пока были разосланы только 5,5 тыс. нарушителей, данные которых проверялись несколько месяцев.

Уже на этапе тестирования новой системы в Москве были задействованы все работающие комплексы фиксации нарушений правил дорожного движения. «Фиксируют все камеры Москвы. Не какие-то отдельные, а все», — подчеркнул исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. По данным открытой карты размещения камер ГИБДД в Москве, включая Троицкий и Новомосковский административные округа, а также г. Зеленоград, работают 2800 комплексов фиксации нарушений.

На запрос Autonews.ru в пресс-службе ЦОДД пояснили, что технических ограничений по работе с системой контроля полисов ОСАГО нет. В организации подтвердили, что камеры на столичных улицах и системы фиксации являются многофункциональными и способны одновременно обрабатывать несколько видов нарушений или проверок.

Если технически работа системы за полтора года тестов отлажена полностью, то в базах данных страховщиков по-прежнему могут содержаться неточности или дублирующие друг друга записи, признают в РСА. Именно поэтому первое время система будет отправлять нарушителям не штрафы, а письма-оповещения, что оградит автомобилистов от получения ошибочных наказаний и даст им возможность исправить неточности у своего страхового агента.

«Многие люди не обращают внимания на все цифры, которые написаны в полисе: госномер, VIN и прочие данные. Из-за простой ошибки система может выдать ответ, что на конкретный автомобиль полиса нет. Чтобы эти вещи исправить, мы предложили на три месяца сделать пилотный проект, когда человеку просто приходит письмо с уведомлением, чтобы была возможность обратиться в страховую компанию, проверить полис, правильно ли вписаны все данные», — объяснил Евгений Уфимцев.

Читайте также:  Возраст опекуна над ребенком в россии

Присылать настоящие штрафы автомобилистам начнут через три месяца после начала пробного периода, то есть в ноябре. Пока система работает только в Москве, но может отслеживать автомобильные номера любых регионов и будет рассылать штрафные постановления вне зависимости от прописки автомобиля и его владельца. В перспективе такая же система заработает в Казани, а потом и в других крупных городах.

Штрафные извещения на каждый незастрахованный автомобиль будут приходить не чаще одного раза в день, даже если нарушитель многократно попадет в поле зрения камер. Отправка штрафа не означает «легализации» нарушителя — продолжающий ездить без полиса ОСАГО собственник автомобиля будет получать постановления ежедневно.

Тот, кто только купил автомобиль, обязан оформить машину на себя в течение 10 дней, а до истечения этого срока имеет законное право ездить без полиса ОСАГО. Чтобы избежать ситуации, при которой бывший собственник получает штраф за отсутствие полиса, в РСА установили режим двойной проверки, когда наличие полиса проверяется дважды в течение 10 дней.

Евгений Уфимцев из РСА называет это алгоритмом последующей проверки: «Сегодня фиксируется нарушение, точнее, факт проезда машины, а запрос на предмет наличия полиса осуществляется через 10 дней. Если на 11-й день в системе не появился полис, значит будет штраф». Таким образом, штрафную квитанцию нарушитель получит не раньше чем через 11 дней после первой фиксации нарушения, но 20-дневный срок, в течение которого штраф можно заплатить с 50-процентной скидкой, будет отсчитываться именно с момента выписки постановления, а не первой фиксации проезда.

Штраф за езду без оформленного полиса ОСАГО в России составляет 800 руб., однако в течение 20 дней со дня вынесения постановления его можно оплатить со скидкой в 50 процентов. Кроме того, автовладельца можно наказать на 500 руб. в случае с сезонным полисом за езду в период, когда полис не действует, либо при управлении машиной водителем, не вписанным в страховку.

В прошлом году депутат «Единой России» Сергей Вострецов внес в Думу законопроект об увеличении штрафа за езду без полиса ОСАГО до 5000 руб. для любых видов страховых нарушений. Еще раньше глава РСА Игорь Юргенс предлагал увеличить штраф за езду без ОСАГО до 8000 рублей.

За повышение штрафа также высказывался замминистра финансов Алексей Моисеев. А в июне парламент Кабардино-Балкарской Республики внес в Думу законопроект, который предлагает штраф до 5000 руб. или лишение прав на срок до шести месяцев за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО.

Ежедневно в России заключается 250 тыс. новых договоров ОСАГО, и в РСА признают, что при пополнении баз данных возможны неточности и ошибки. Если автовладелец получит неправомерный штраф, ему следует обратиться в свою страховую компанию либо позвонить на горячую линию РСА по федеральному номеру 8 800 200-22-75 или московскому (495) 641-27-85. После исправления всех неточностей в базах данных штраф должны отменить.

Еще в 2005 г. постановление правительства №567 обязало ГИБДД и РСА предоставлять друг другу информацию для работы системы ОСАГО, но наладить единую базу данных ведомства не могли много лет. Как объяснил корреспонденту Autonews.ru Евгений Уфимцев, наладить полноценный обмен мешали огромные объемы информации.

В марте прошлого года РСА и ГИБДД смогли наконец наладить электронное взаимодействие между своими базами данных, а два месяца спустя впервые опробовали систему контроля в действии. В опытном режиме она проработала целый год, в течение которого страховщики исправляли ошибки и неточности в базах данных. В столичном ЦОДД уточнили, что технически все было готово еще летом прошлого года и запуск системы в эксплуатацию зависел только от согласованности действий ГИБДД и РСА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *