Статья 13 закона об энергосбережении

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

8 мая, 27 июля 2010 г., 11, 18 июля, 3, 6, 7, 12 декабря 2011 г., 25 июня, 10 июля, 25 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 октября, 4 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 26, 29 июля 2017 г., 23 апреля, 19, 29 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года

Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

23 ноября 2009 года

Утверждены основы стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Отдельные категории товаров (например, бытовые энергопотребляющие устройства, компьютеры) должны будут содержать информацию о классе их энергоэффективности в технической документации, маркировке, на этикетках. За ее отсутствие предусмотрен административный штраф (в некоторых случаях с конфискацией товаров).

С 2011 г. запрещается оборот на территории России электрических ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. С 2013 г. может быть введен запрет на оборот электрических ламп мощностью 75 ватт и более, а с 2014 г. – 25 ватт и более.

Здания, строения, сооружения должны быть оснащены приборами учета энергоресурсов до 2011 г., жилые дома – до 2012 г. Зданиям планируют присваивать классы энергоэффективности с обязательным информированием об этом (например, на фасаде). За нарушение указанных требований будут взиматься административные штрафы.

Планируется перейти к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии в форме долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала).

Устанавливается норматив снижения объемов энергопотребления бюджетными организациями.

Предусматриваются стимулы для повышения энергоэффективности производств (например, ускоренная амортизация по основным средствам, имеющим высокую энергоэффективность).

В гражданский оборот вводятся энергосервисные контракты, по которым исполнители будут повышать энергоэффективность использования энергоресурсов заказчиком.

Вводятся плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Они будут проводиться 2 раза и более в 3 года.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений (о внесении изменений в НК РФ и КоАП РФ), для которых установлены более поздние сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 34, 36 и 37 настоящего Федерального закона

Статьи 34 и 36 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Статья 37 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 27 ноября 2009 г. N 63, в "Российской газете" от 27 ноября 2009 г. N 226, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 48 ст. 5711

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 января 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 466-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2014 г. и 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 270-ФЗ

Читайте также:  Если не дают расчетный лист на работе

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 426-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 21, вступающих в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Вносится депутатами Государственной Думы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 1

Внести в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291; 2011, № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7061; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 23, ст. 2871; № 27, ст. 3477; № 52, ст. 6961, 6964, 6966) следующие изменения:

1) предложение третье части 7 изложить в следующей редакции:

«Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета и их сохранность.»;

2) в части 9 после слов «С 1 июля 2010 года» дополнить словами «и до 1 июня 2017 года»;

3) дополнить частью 9.1 следующего содержания:

«9.1. С 1 июня 2017 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять за счет собственных средств деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам по вопросам установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанными организациями и выплаты потребителю неустойки (пени) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данного обязательства утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

4) предложение первое части 11 изложить в следующей редакции: «До 1 июня 2017 года субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы.»;

5) в части 12 заменить слова «1 января 2019 года» словами «1 января 2017 года и до 1 июня 2017 года».

Статья 2

Внести в статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 1, ст. 1; № 31, ст. 4158, 4195, 4208; № 27, ст. 3478; № 52, ст. 6961; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 45, ст. 6208) следующие изменения:

1) в части 3 исключить слова «, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов»;

2) в части 4 исключить слова «требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов,»;

3) часть 6 признать утратившей силу;

4) в части 7 исключить слова «, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов»;

5) абзац первый части 12 изложить в следующей редакции:

«12. Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, от исполнения указанных обязательств -».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2017 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» собственники жилых домов обязаны устанавливать приборы учета потребления коммунальных ресурсов. В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения обязан нести расходы на его содержание. В этой связи все расходы по установке индивидуальных приборов учета несет собственник. Исключение составляет опломбирование счетчиков, данная услуга оказывается бесплатно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, общедомовой (коллективный) прибор учета, собственники также обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию).

Читайте также:  Заявление на лицевой счет на квартиру

Вместе с тем такие дополнительные жилищные расходы, в особенности в условиях явной недофинансированности социальной сферы, для целого ряда категорий граждан (неработающих пожилых лиц, работников бюджетной сферы и т.д.) стали существенными. Так, стоимость двух индивидуальных приборов учета расхода воды (горячей и холодной) с установкой составляет 3 000 – 5 000 рублей.

Следует также отметить периодическое повышение тарифов на услуги ЖКХ (которое, к примеру, в 2017 г. составит 4,9%), которое далеко не всегда сопровождается повышением качества этих услуг и вызывает нарекания у граждан.

В этой связи, в целях снижения нагрузки на семейные бюджеты, законопроектом предлагается возложить обязанность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией.

Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, но при этом позволит сэкономить средства бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с отменой необходимости оказывать поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Ответ: Ресурсоснабжающие организации, осуществляющие действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, должны самостоятельно выполнить работы по установке приборов учета в рамках выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов, которые в нарушение требований ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 261-ФЗ) не были оснащены приборами учета в установленный срок. Данная операция соответствует понятию "реализация товара (работ, услуг)" и является объектом налогообложения по НДС (ст. 39, п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Каких-либо исключений, освобождающих от обложения названным налогом операций по установке приборов учета, налоговым законодательством не предусмотрено, в том числе в случае отсутствия договора на выполнение таких работ.

Суммы понесенных РСО судебных расходов, подлежащих возмещению в связи с необходимостью принудительного взыскания в рамках исполнения обязанности по совершению действий по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку указанные доходы не связаны с реализацией работ (товаров, услуг), имеют самостоятельную правовую природу и, следовательно, НДС не облагаются.

Обоснование: Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом N 261-ФЗ.

В силу ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — ресурсоснабжающие организации, РСО), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 — 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Согласно п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства, обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные ст. 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке — также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

Сетевые организации обязаны публиковать на своих официальных сайтах в сети Интернет наименование приборов учета, установку которых осуществляют такие организации, а также их стоимость и стоимость работ по их установке.

Гражданин — собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин — собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ.

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организации). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организации) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более двух месяцев.

Читайте также:  Проверка внж на сайте фмс готовности

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указываются необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанности по их оснащению приборами учета, в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета либо согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Из совокупного анализа указанных норм следует, что ресурсоснабжающие организации, осуществляющие действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов, должны самостоятельно выполнить работы по установке приборов учета в рамках выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Реализация работ (товаров, услуг) на территории РФ согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения по НДС. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на работы (товары, услуги).

При исполнении обязанности по оснащению приборами учета объектов РСО приобретает и устанавливает приборы учета, а взамен получает право требования по оплате расходов. Следовательно, данная операция соответствует понятию "реализация товара (работ, услуг)" и является объектом налогообложения по НДС.

В рассматриваемом случае РСО обязана при исполнении обязанности по установке приборов учета начислить и уплатить в бюджет НДС по п. 1 ст. 146 НК РФ. Каких-либо исключений, освобождающих от налогообложения названным налогом операций по установке приборов учета, налоговым законодательством не предусмотрено.

При этом, как указал суд в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.09.2014 по делу N А64-8435/2013, отсутствие отдельного договора на оказание услуг по установке приборов учета, с учетом заключаемого между собственниками помещений и управляющей организацией договора по управлению многоквартирными домами, а также возложенной на управляющую организацию законодателем обязанности по содержанию имущества, не является основанием для неоплаты работ по установке приборов учета.

При определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Таким образом, в целях налогообложения НДС сумма основного долга за выполненные РСО работы по установке приборов учета учитывается в составе выручки при определении налоговой базы по НДС. Следовательно, в части основного долга при исполнении обязанности по установке приборов учета при отсутствии договора на выполнение таких работ у РСО возникает объект обложения НДС.

Кроме того, в рамках процедуры принудительного взыскания долга за выполненные работы по установке приборов учета РСО несет судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела судом. К судебным издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и т. п. Основанием для взыскания с должника судебных расходов является факт несения кредитором соответствующих затрат.

Денежные средства, полученные в виде возмещения судебных расходов, не могут быть признаны суммами, связанными с оплатой реализованных работ по установке приборов учета, так как под оплатой работ понимается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных работ перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с выполнением работ.

Обязанность покупателя работ возместить судебные расходы за ненадлежащее исполнение своих обязательств не может быть признана встречным обязательством по отношению к обязательству продавца выполнить работу.

Обязательство по возмещению судебных расходов представляет одностороннее обязательство должника выплатить кредитору определенную сумму в случае принудительного взыскания задолженности. Таким образом, возмещение судебных расходов не обусловлено совершением со стороны кредитора каких-либо действий.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что в рассматриваемом случае денежные средства, получаемые РСО в качестве возмещения судебных расходов, связанных с принудительным взысканием долга за выполненные РСО работы по установке приборов учета, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку указанные доходы не связаны с реализацией работ (товаров, услуг), имеют самостоятельную правовую природу и, следовательно, НДС не облагаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *