Стимулирующее мероприятие и лототрон

Представляем сравнительный комплексный анализ рекламных акций в виде стимулирующей лотереи и прочего стимулирующего мероприятия – игры, конкурса, викторины и иного подобного мероприятия («стимулирующего заменителя»). Согласно ст. 9 Закона о рекламе стимулирующее мероприятие используется как родовое понятие в широком смысле, включающее в себя и один из его видов – стимулирующую лотерею. На практике же термин «стимулирующее мероприятие» используется в узком смысле, т.е. как рекламная акции, проводимая не в виде стимулирующей лотереи и противопоставляющаяся ей в части отсутствия необходимости регистрации.

В сравнительном анализе определение стимулирующего мероприятия используется в узком смысле и в формате, где участнику необходимо приобретать рекламируемые товар или услугу для участия в нем. Акции, где отсутствует обязанность что-то покупать, остались за рамками внимания, так как являются имиджевыми и не оказывают немедленного влияния на сбыт. Также следует учитывать, что в приведенных отличительных характеристиках основной акцент сделан прежде всего на сравнение соблюдения прав и законных интересов участников.

Нормативное регулирование (федеральные законы)

Закон о персональных данных

Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма

Закон о защите прав потребителей

Субъектный состав

Только юридическое лицо, зарегистрированное и имеющее местонахождение на территории РФ

Любой субъект предпринимательской деятельности любой юрисдикции

Нет ограничений,
за исключением отдельных

например, табака и алкоголя

Государственный контроль

Контроль в части необходимости регистрации, отсутствия у организатора задолженности по налогам и сборам, соблюдения законодательства в условиях и при проведении розыгрыша, отчетности о проведении

Контроль в части необходимости постановки на учет организатора и разработки правил внутреннего контроля, наличия специального должностного лица, прошедшего целевой инструктаж, подлежаших контролю и сомнительных сделок

Федеральная антимонопольная служба России

Правовая природа и характер взаимоотношений организатора и участников

Не только игровой,
по усмотрению организатора

Заключение договора со всеми вытекающими правами и обязанностями сторон

Не обязательно,
по усмотрению организатора

Способ заключения договора на участие

Присоединение к условиям, совершение участником определенных действий согласно условиям

По усмотрению организатора и если им предусмотрено в правилах участие на основании договора

Права участников, обеспеченные законом и судебной защитой

Требовать выплаты, передачи или предоставления выигрыша при признании участника победителем согласно условиям (правилам)

Отстствует
(требования в порядке п.п. 4 и 5 ст. 1063 ГК РФ распространяются только на игры, основанные на риске и проводящиеся по выдаваемому государством разрешению на проведение согласно п. 1 ст. 1063 ГК РФ и наименованию статьи)

Получать дополнительную информацию, в т. ч. ознакомление с полными условиями (правилами)

Иные права, которые корреспондируются с обязанностями организатора

Отсутствуют
(за исключением обжалования в ФАС России и Роскомнадзор нарушений законодательства о рекламе и о защите персональных данных)

Законодательные обязанности организатора в целях защиты прав участников

Проводить только способами, установленными в законодательстве

любыми способами, прямо не запрещенными законодательством

Отражать в условиях (правилах) информацию для участников согласно законодательству

Не изменять условий (правил) в ходе проведения

Направлять оферту участникам только после проверки и одобрения условий (правил) ФНС России (уполномоченным органом) на соответствие законодательству при регистрации

На практике обычно – да, так как существует риск получения запрета проведения при рассмотрении документов ФНС, и все СМИ требуют выписку о регистрации при размещении у них рекламы о стимулирующей лотерее, а также по причине размещения оферты на упаковках товара и/или скрет-картах, что можно рассматривать как распространение заменителей лотерейных билетов, возможное лишь в сроки проведения стимулирующей лотереи,

формально по Закону о лотереях – право на проведение наступает и, соответственно, позволяет направлять предложение об участии в виде рекламы или информации сразу после представления документов в ФНС, если в предложении указаны сроки начала стимулирующей лотереи и акцепта участником оферты организатора, чтобы момент заключения договора на участие в стимулирующей лотерее состоялся в пределах срока проведения

Сопровождать оферту участникам как предложение об участии изложением условий (правил)

Предоставлять достоверную информацию в рекламе в составе и объеме согласно Закону о рекламе

Не разглашать персональные данные участников без их согласия

Сформировать призовой фонд до проведения розыгрыша

Да
(для тиражных и комбинированных стимулирующих лотерей)

Не обременять призовой фонд какими-либо обязательствами,

за исключением обязательств перед участниками по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также не использовать средства призового фонда иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей

Сформировать тиражную комиссию для проведения розыгрыша и проводить розыгрыш при участии тиражной комиссии

Да
(для тиражных и комбинированных стимулирующих лотерей)

Хранить протоколы тиражной комиссии в течение 5 лет

(для тиражных и комбинированных стимулирующих лотерей)

Не применять процедуры и алгоритмы, позволяющие предопределить результаты розыгрыша до начала розыгрыша

Разыграть весь призовой фонд полностью

(для тиражный и комбинированных стимулирующих лотерей)

Завершить розыгрыш в отношении участников, с кем уже заключен договор, в случае досрочного прекращения

Да
(для тиражных и комбинированных стимулирующих лотерей)

Выплатить, передать или предоставить выигрыши победителям и совершить иные действий в отношении участников в случае досрочного прекращения

Завершить проведение и выполнить свои обязательства, в том числе выплатить, передать или предоставить выигрыши победителям и совершить иные действия в отношении участников, в случае приостановления контролирующими органами

Дополнительные нормы для защиты прав участников

Вовлечение в участие обманом, насилием или угрозой

Запрет обращения третьими лицами и государственными органами взыскания на призовой фонд по иным обязательствам организатора (перед третьими лицами и госорганами)

Контроль за розыгрышем

ФНС России/ИФНС (уполномоченный орган) имеет право направлять своих представителей в тиражную комиссию (для тиражных и комбинированных стимулирующих лотерей)

Административная ответственность организатора за нарушения прав участников

Проведение без проверки и одобрения ФНС России (уполномоченным органом) условий (правил) на соответствие законодательству

Проведение без направления уведомления (на практике без регистрации, при которой проверяются условия на соблюдение законодательства) в ФНС России (уполномоченный орган) влечет наложение штрафа: на граждан –
от 2 000 до 2 500 рублей;
на руководителей – от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 500 000 рублей
(ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ)

За грубые и неоднократные нарушения

Приостановление проведения уполномоченным органом с одновременным обращением в суд с иском об отзыве действия стимулирующей лотереи

За невыплату, непередачу или непредоставление выигрышей победителям или нарушение сроков выплаты, передачи или предоставления выигрышей

Отказ или нарушение сроков при выплате/передаче выигрыша согласно условиям влечет наложение административного штрафа: на руководителей –
от 2 000 до 5 000 рублей;
на юридических лиц –
от 50 000 до 100 000 рублей

За недостоверную рекламу и отсутствие в рекламе обязательной информации и/или источника информации

Нарушение организатором в качестве рекламодателя п. 15 ч. 3 ст. 5 и ст. 9 Закона о рекламе влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 2 000 до
2 500 рублей; на руководителей –
от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей
(ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)

Нарушение организатором в
качестве рекламодателя п. 15 ч. 3 ст. 5 и ст. 9 Закона о рекламе влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 2 000 до
2 500 рублей; на руководителей –
от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до
500 000 рублей
(ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)

За нарушение законодательства о защите персональных данных

Нарушение организатором в качестве оператора ПДн законодательства о защите ПДн влечет наложение штрафа: на граждан – от 100 до 1 000 рублей: на руководителей – от 300
до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 10 000 рублей (ст.ст. 5.39, 13.11, 13.14 и 19.7 КоАП РФ)

Читайте также:  Работа удаленно за границей вакансии

Нарушение организатором в
качестве оператора ПДн законодательства о защите ПДн влечет наложение штрафа: на граждан – от 100 до 1 000 рублей:
на руководителей – от 300
до 5 000 рублей; на юридических
лиц – от 3 000 до 10 000 рублей
(ст.ст. 5.39, 13.11, 13.14 и 19.7 КоАП РФ)

Возможности участников для обжалования действий организатора

Обращение в суд в случае невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша победителю или задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша

Отсутствует
(судебная защита в играх в порядке
п.п. 4 и 5 ст. 1063 ГК РФ распространяется только на игры, проводящиеся по выдаваемому государственными и муниципальными органами разрешению на проведение)

Обращение в суд при вовлечении (понуждении) в участие обманом, насилием или угрозой

Обращение в суд при невыполнении организатором своих иных обязанностей

Обжалование в ФНС России (уполномоченный орган) невыполнения организатором своих обязанностей и нарушений прав участников

Обжалование нарушений при проведении в иные контролирующие госорганы

ФАС России, Роскомнадзор по нарушениям Законов о рекламе и защите персональных данных участников

ФАС России, Роскомнадзор по нарушениям Законов о рекламе и защите персональных данных участников

Рекламная привлекательность для участников и эффективность

Использование слово «лотерея» в наименовании

Читабельность и рекламная привлекательность

Понятность и привычность

Чрезмерная простота или неоправданное усложнение (в целях избежания регистрации как стимулирующей лотереи или оправдания креатива рекламного агентства и/или работы юристов-специалистов договорного права)

Воздействие на «азартные» и «корыстные» инстинкты участников

Умерено и привычно, законодательно регулируемо и контролируемо государством

Не ограничено и не контролируемо

Выводы и практические советы:

Исходя из сравнительного анализа, можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день организация и проведение стимулирующих мероприятий не в виде стимулирующих лотерей находятся практически вне официального правового поля и почти в полном произволе организатора, а права и интересы их участников не обеспечены не только судебной, но и вообще юрисдикционной защитой каким-либо государственным органом исполнительной власти с соответствующими компетенцией и полномочиями, в который потребители могли бы обратиться с жалобой.

Такая ассиметричность, когда исполнение обязательств в двусторонних отношениях организатора и участника целиком зависит только от добросовестности первого, вызвана двумя основными причинами. Во-первых, тем, что стимулирующее мероприятие проводится бесплатно для покупателя товара или услуги и является для него, по сути, подарочным развлечением и к том же еще с материальным выигрышем. Во-вторых, игровым характером большинства подобных мероприятий и чрезвычайным разнообразием их видов, за которыми не успевает позитивное право и предпочитает общую презумпцию отказа в судебной защите участникам различного рода игр, а власть, судя по всему, не хочет вмешиваться как регулятор в область безвозмездных рекламных акций в формате дополнительных бонусов к покупке.

Нормативное регулирование организации и проведения стимулирующих лотерей в Законе о лотереях, общие требования к рекламе стимулирующих мероприятий и стимулирующих лотерей в Законе о рекламе и защита персональных данных участников в Законе о персональных данных, вероятно, представляются государству достаточными. Хотя инициатива Минфина передать регулирование стимулирующих мероприятий и стимулирующих лотерей Закону о защите прав потребителей имела место быть в совсем недавнем прошлом при разработке одного из проектов нового Закона о лотереях.

Попытки многих практикующих юристов и рекламных специалистов буквально толковать стимулирующие мероприятия в нормах 15-летней давности о публичном конкурсе и публичном обещании награды из гл.гл. 56, 57 ГК РФ или нащупать там хоть какую-то почву и внятные рамки для системного правового подхода по аналогиям закона или права не увенчались успехом в силу разности сути, целей и правовой природы взаимоотношений: общественно-полезная цель публичного конкурса никак не включает в себя рекламную задачу прямого стимулирования увеличения сбыта конкретного товара или услуги, а ожидание однократного уникального действия, после которого все иные подобные действия уже не поощряются публично-обещанной наградой, к сожалению, не совпадает с необходимостью привлечения как можно большего числа покупателей, т.е. их массовой однотипной и многократной потребительской активностью.

На текущий момент права участников и обязанности организатора, указываемые в правилах проведения стимулирующих мероприятий и выходящие за рамки, отраженные в настоящем комплексном анализе, являются не более чем декларацией (если не сказать, что в отдельных случаях откровенной профанацией), не обязательной к исполнению организатором и не гарантированной для участников никакими материальными, процессуальными либо процедурными нормативными рычагами влияния.

Уровень контроля со стороны государства за организацией и проведением стимулирующих мероприятий минимален, а какая-либо ответственность организатора за невыполнение правил проведения, по сути, не предусмотрена. У победителя не обеспечено законом даже его основное право в виде требования о получении выигрыша. Поэтому охраняемые права участников на достоверную информацию в рекламе стимулирующего мероприятия или указание на ее источник и на соблюдение конфиденциальности по отношению к их персональным данным в связи с этим в общем теряют какую-либо значимую роль и вряд ли могут рассматриваться в качестве какой-то существенной панацеи.

Таким образом, большинство многостраничных правил проведения стимулирующих мероприятий табачных брендов, банков, операторов сотовой связи и многих других крупных компаний, написанные специалистами в области договорного права в официально-нейтральном стиле с использованием договорной юридической техники с соответствующими специфическими структурой, логикой, отсылочными пунктами, терминологией, неизбежными профессиональными тавтологией и «словами-паразитами» с отражением псевдо-прав участников и квази-обязанностей организатора выглядят не только неуместно, так как в основном являются утомительными, нечитабельными и рекламно-непривлекательными для массового участника с маркетинговой точки зрения, но и ничем необоснованным «официозом» (кроме разве стиля составляющего их юриста, не имеющего кругозора и навыков для подготовки иных текстов) вводят в заблуждение такого участника по поводу якобы нормативно-правового обеспечения охраны его прав и законных интересов.

За исключением, конечно, того случая, когда организатор сам указывает в публичной оферте о проведении стимулирующего мероприятия на основании договора с участником и соблюдает при этом в оферте и правилах правововую природу и все существенные условия такого договора (в том числе смешанного договора либо предусмотренного сторонами и не противоречащего законодательству) для признания его заключенным, что на практике встречается крайне редко, так как влечет реальные и установленные уже официальным обязательственным правом обязанности организатора и охраняемые судом права участников, а также существенно ограничивает организатора в разнообразии выбора при разроботке механики проведения мероприятия.

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4

Какие только акции не проводят операторы, чтобы привлечь новых абонентов и удержать постоянных клиентов! Розыгрыш различных призов в стимулирующих лотереях – одно из таких мероприятий. Однако с 1 июля 2014 г. они в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ запрещены и выведены из сферы регулирования Закона о лотереях . Означает ли это, что компании больше не смогут разыгрывать среди своих клиентов ценные призы? Если нет, то как учитывать расходы при налогообложении? Удерживать ли налог у победителей? Начислять ли НДС при передаче им приза? Ответы – в статье.

Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ.

В чем причина перемен?

Любая законодательная инициатива имеет свои корни. Проект Федерального закона N 416-ФЗ разрабатывался в целях исключения возможности проведения азартных игр под видом лотерей, а также совершенствования государственного правового регулирования лотерейной деятельности. Текст будущего Закона не единожды дополнялся и переписывался. Авторы проекта сначала предлагали в целях недопущения использования фиктивных лотерейных схем, прикрывающих игорный бизнес, заменить уведомительный порядок проведения стимулирующей лотереи на разрешительный, а в итоге дошло до того, что стимулирующие лотереи вообще были выведены из правового поля Закона о лотереях. Хотя первоначально предполагалось сохранить право законопослушных товаропроизводителей использовать современные способы стимулирования сбыта их продукции, не создавая при этом законодательных предпосылок для возвращения незаконной практики проведения азартных игр под видом стимулирующих лотерей.

Читайте также:  Категории специалиста по охране труда

Нормативное правовое регулирование стимулирующих лотерей исключено из содержания Закона о лотереях. Такой вывод сделан Минэкономразвития в Письме от 07.04.2014 N Д09и-451 "О проведении стимулирующих мероприятий", которое доведено Письмом ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598. Спрашивается, для чего налоговики взяли на вооружение позицию коллег?

Налоговики больше не играют в лотерею?

ФНС контролирует не только расчеты с бюджетом по налогам и сборам. В обязанности налоговиков входят контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей. Сотрудники службы также выдают разрешение на проведение всероссийских лотерей, ведут единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей. Но это еще не все. В Положении о Федеральной налоговой службе до сих пор осталось положение о том, что инспекторы рассматривают уведомления о проведении стимулирующих лотерей.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.

В силу того что данный термин исключен из законодательства о лотереях, у налоговиков больше нет такой обязанности. Получается, что конкурсы, игры и иные подобные стимулирующие мероприятия бесконтрольны? Завлекай чем хочешь, проводи как хочешь, выдавай призы кому и как хочешь? Нет, есть уполномоченный федеральный орган, который будет следить за тем, что проводится взамен стимулирующих лотерей.

Кому крутить рекламную рулетку?

Так как участие в стимулирующей лотерее является следствием приобретения у организатора стимулирующей лотереи определенных товаров или услуг, проведение подобных рекламных акций (кампаний) должно быть предметом нормативно-правового регулирования Закона о рекламе . В нем к проведению стимулирующей лотереи относится всего одна небольшая статья, касающаяся содержания информации о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара. При этом согласно поправкам Федерального закона N 416-ФЗ больше не используется термин "стимулирующая лотерея". Вместо него осталось словосочетание "конкурс, игра или иное подобное мероприятие". Поэтому именно данную терминологию следует применять по отношению к стимулирующему розыгрышу.

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона о рекламе). При этом указанная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и т.д., а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию) (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).

И что же получается? Указал срок стимулирующего мероприятия, источник информации о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения – и вперед, можно раздавать призы покупателям. Контроля никакого нет? За соблюдением Закона о рекламе надзирает Федеральная антимонопольная служба (ст. 33). Она вправе проверять то, как организатор конкурса, игры или иного подобного мероприятия выполняет свои обязательства перед клиентами в соответствии с условиями и информацией, обозначенными в рекламе такого мероприятия.

Как учесть расходы на стимулирующее мероприятие?

Ряд экспертов указывает на то, что в связи с отменой стимулирующих лотерей затраты на их проведение больше не получится учесть при налогообложении прибыли. Между тем в гл. 25 НК РФ и раньше не было упоминания о стимулирующих лотереях, что не мешало их организаторам учитывать расходы, но с определенными ограничениями. Как отмечали чиновники, расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные (Письмо Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-06/1/619). Для целей налогообложения затраты на проведение стимулирующей лотереи признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой по правилам ст. 249 НК РФ.

Все перечисленные рассуждения основывались не на том, что в гл. 25 НК РФ поименована стимулирующая лотерея (этого нет), а на сущности проведения такого мероприятия, которое имеет для его организатора характер рекламного. Такой же логикой вполне можно руководствоваться при обосновании налогового учета затрат на проведение конкурса, игры или иного подобного стимулирующего продажи мероприятия. Ведь такой розыгрыш допускается Законом о рекламе, а в гл. 25 НК РФ нет запрета на учет расходов, если не принимать во внимание п. 16 ст. 270 НК РФ, исключающий стоимость безвозмездно переданного имущества из уменьшающих налоговую базу расходов. Однако это общая норма, и она не имеет приоритета перед озвученной выше специальной нормой абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, позволяющей учитывать расходы на оплату призов, разыгрываемых в ходе проведения массовых рекламных кампаний.

Какие нюансы с НДС?

При исчислении данного налога есть общее правило пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, признающее облагаемой реализацией безвозмездную передачу товаров. При этом в гл. 21 НК РФ нет каких-либо специальных норм, посвященных розыгрышу призов в стимулирующем продажи мероприятии. Правда, есть пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, освобождающий от налогообложения лотереи, проводимые по решению уполномоченного органа власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов. Раньше, когда стимулирующие лотереи подпадали под действие Закона о лотереях, можно было попробовать рискнуть воспользоваться данным освобождением, не сильно переживая за то, что для проведения стимулирующих лотерей не нужно было разрешение уполномоченного органа, достаточно было уведомить чиновников. Сейчас и такой возможности нет, так как уже больше нет стимулирующих лотерей, а есть розыгрыш призов в ходе проведения рекламных кампаний.

Между тем так ли обременительно бухгалтеру начислить налог со стоимости приза? Если это сделать, то ранее предъявленный при покупке приза у поставщика налог можно поставить к вычету. Если рыночная стоимость окажется сопоставимой с покупной, налоговые обязательства перед бюджетом по НДС по операции будут минимальны. Но здесь стоит вспомнить еще одну норму – п. 7 ст. 171 НК РФ: если расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, то суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем данным нормативам. Хотя Президиум ВАС в Постановлении от 06.07.2010 N 2604/10 указал, что требование о нормировании вычета по НДС касается лишь командировочных и представительских расходов, чиновники до сих пор придерживаются иного мнения.

В частности, порядку принятия к вычету сумм НДС по расходам на рекламу, нормируемым для целей налога на прибыль, посвящено Письмо Минфина России от 13.03.2012 N 03-07-11/68. В нем косвенно подтверждено нормирование вычета по НДС по расходам, которые ограничиваются для целей налогообложения прибыли. Поэтому если стоимость разыгрываемого приза не укладывается в "рекламный" норматив (1% от выручки), то налогоплательщик останется без части налогового вычета по НДС, сумма налога к уплате окажется выше суммы НДС к возмещению.

Как рассчитываться по НДФЛ?

Как догадался читатель, речь идет об облагаемом доходе победителя рекламного розыгрыша призов. Счастливчик выступает плательщиком НДФЛ, а выплачивающая доход в денежной или натуральной форме организация – налоговым агентом.

В гл. 23 НК РФ есть специальная норма, имеющая отношение к "азартным" рекламным мероприятиям. Не облагается НДФЛ в пределах 4000 руб. стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, которые проводятся в целях рекламы товаров (работ, услуг) (п. 28 ст. 217 НК РФ). В части превышения 4000 руб. стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, облагается НДФЛ по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Об этом напомнил Минфин в Письме от 26.03.2014 N 03-04-05/13261, не предупредив, что стимулирующих лотерей скоро больше не будет, вместо них останутся лишь розыгрыши призов во время проведения рекламных кампаний.

Читайте также:  Что подарить на покупку новой машины

Как бы там ни было, организатор рекламного розыгрыша призов признается налоговым агентом, обязанным в отношении дохода, выплачиваемого физическому лицу, исчислить, удержать и уплатить сумму налога. Если выигрыш получен не в денежной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать налог. Об этом бухгалтер обязан не позднее месяца с даты окончания налогового периода рекламного розыгрыша письменно сообщить в налоговый орган по месту учета организации. О невозможности удержать налог бухгалтер отчитывается по той же форме 2-НДФЛ, которая представляется по выплаченным гражданам доходам и удержанным у них налогам. Разница состоит в заполнении поля "Признак". Для справки о доходах используется цифра 1, для сообщения о невозможности удержать налог – цифра 2. Такие указания есть в Рекомендациях по заполнению формы сведений о доходах физлиц .

Утверждены Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@.

В свою очередь, налогоплательщик – победитель розыгрыша должен сам уплатить сумму НДФЛ с дохода в виде стоимости полученного выигрыша, превышающего 4000 руб. Также победителю нужно не забыть задекларировать полученный доход в виде приза.

Какова методология учета?

В бухгалтерском учете при проведении рекламного розыгрыша основной вопрос состоит в том, как учитывать и списывать приз. Нужно ли его оприходовать? Да, потому что при его поступлении в организацию она имеет над ним контроль и получает определенные экономические выгоды в виде интереса к рекламному мероприятию, привлекающему клиентов, а в будущем, возможно, и доходы. Поэтому с точки зрения норм п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России в распоряжении компании есть определенный актив. Его следует учитывать как оборотный, который будет использован в ближайшее время. Значит, бухгалтер может воспользоваться ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", которое обязывает принимать на учет активы по фактической стоимости. Нужно лишь решить, как квалифицировать приз, например автомобиль. Несмотря на срок эксплуатации и стоимость, он не будет являться для организатора розыгрыша объектом ОС, так как фактический срок его полезного использования ограничен периодом проведения рекламной акции. Это МПЗ, причем для его учета можно выбрать как счет 10 "Материалы", так и счет 41 "Товары". Оба счета не идеальны для учета приза, в том числе автомобиля, но альтернативу сложно предложить, да и незачем. Ведь пройдет немного времени после оприходования, и приз будет вручен победителю, а следовательно, его нужно будет списать с балансового учета. На какой счет?

Есть два варианта: либо в состав расходов на продажу, либо в состав прочих затрат. Казалось бы, розыгрыш осуществляется в рекламных целях, а Инструкция по применению Плана счетов рекомендует для этого использовать счет 44. Между тем розыгрыш призов относится к основному виду деятельности главным образом у организаторов лотерей и азартных игр. У компаний других сфер деятельности доходы и расходы по такой операции логичнее признавать прочими. И все-таки, несмотря на дилемму, автору ближе первое высказанное мнение. Почему? Потому что рекламное мероприятие, в том числе розыгрыш призов, стимулирует продажи компании. А значит, с учетом принципа соответствия доходов и расходов, заложенного в п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации", стоимость призов уместнее списать в уменьшение доходов, получению (а вернее, увеличению) которых способствовала рекламная акция.

Пример. Оператор связи решил разыграть приз среди активных абонентов, которые пользуются различными услугами связи и приносят хорошую прибыль. В качестве приза выбрана путевка в респектабельный отель на берегу моря (200 000 руб. без НДС). Выручка от оказания услуг за текущий отчетный период составила 15 млн руб.

Напомним, что счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении не только денежных средств, но и денежных документов. К последним относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Для их учета Инструкция по применению Плана счетов рекомендует субсчет 50-3 "Денежные документы". Почему бы на нем не учитывать туристский продукт для рекламного розыгрыша, особенно если документы хранятся в кассе организации? Такой вариант вполне возможен. При этом автор допускает, что можно документы учесть и на счете 41 "Товары", но это будет менее информативно. Лучше использовать субсчет учета денежных документов.

Далее разберемся с налогообложением. Норматив рекламных расходов на проведение розыгрыша приза составляет 150 000 руб. (15 000 000 руб. x 1%), путевка же стоит 200 000 руб. Разница в 50 000 руб. относится к не учитываемым при налогообложении прибыли расходам. С разницы по правилам п. п. 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" следует начислить постоянное налоговое обязательство. При ставке налога на прибыль в 20% ПНО составит 10 000 руб. (50 000 руб. x 20%).

Вспомним об НДС. Его нужно начислить со стоимости туристского продукта (200 000 руб. x 18%). При этом куплено путешествие было без НДС, следовательно, к вычету ставить – и тем более нормировать – нечего. При этом суммы начисленного НДС (36 000 руб.), хотя и включаются в бухгалтерские расходы (нет доходов, которые налог мог бы уменьшить), для целей налогообложения прибыли не учитываются в расходах (п. 19 ст. 270 НК РФ). А это означает, что придется увеличить ПНО с учетом разницы на 7200 руб. (36 000 руб. x 20%). В итоге ПНО составит 17 200 руб. (10 000 + 7200).

В бухгалтерском учете оператора связи будут сделаны следующие проводки:

Признаки лотереи (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях»): приобретение билета за деньги; розыгрыш приза с использованием специального оборудования (лототронов); формирование призового фонда за счет выручки, полученной от продажи билетов; случайный способ определения победителей. Следовательно, проводя акцию, ваши сотрудники должны исключить данные критерии, поскольку наличие хотя бы одного из них приведет к тому, что ее признают лотереей.

Закон о лотереях обязывает организатора стимулирующей лотереи уведомить о ее проведении уполномоченный орган не позднее чем за 20 дней до дня ее проведения (п. 3 ст. 7). Проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 4000 до 20 000 руб., на юридические лица – от 50 000 до 500 000 руб. Эта мера ответственности предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ. Срок давности привлечения к ответственности составляет год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях могут только арбитражные суды (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Не используйте слово лотерея, замените его словами "акция" или "розыгрыш".

При проведении любой стимулирующей акции лучше избегать слова "лотерея" и по сути акция не должна ею являться. Так, из условий акции следует исключить:

– приобретение билета за деньги;

– розыгрыш приза с использованием специального оборудования;

– формирование призового фонда за счет выручки, полученной от продажи билетов;

– случайный способ определения победителей.

В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития РФ, представленными в письме от 07.04.2014 N Д09и-451 "О проведении стимулирующих мероприятий", проведение стимулирующих мероприятий является предметом нормативного правового регулирования ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) (см. также письмо ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598).

Таким образом, проведение стимулирующей акции в виде розыгрыша каких-либо призов или подарочных сертификатов, условием участия в которой является приобретение товара, осуществляется на основании положений Закона о рекламе.

Об этом здесь: http://отрасли-права.рф/article/26205

Чтобы не попасть под ограничения, замените слово «приз» словом «подарок», указав условия его получения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *