Светский характер образования пример

Данный принцип вытекает из положений ст. 14 Конституции РФ: "Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

В ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" закрепляется, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

При этом каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими (ст. 5 того же Закона).

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

В последнее время принцип, утверждающий светский характер образования, все чаще используется в правоприменительной практике в связи со спорами по поводу так называемой религиозной компоненты общего образования , неправомерного осуществления образовательной деятельности религиозными организациями (Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 78-АПГ14-2 ), правил ношения школьной формы (Определение Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 15-АПГ14-11 ) и т.д.

См. подробнее: Сабаева С.В. Проблемы правового регулирования и гарантирования реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение религиозного образования (религиозного компонента общего образования) // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9.

Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Свобода образования в пределах, предусмотренных законодательством, – один из важнейших принципов современного образовательного права.

Этот принцип производен от базовых положений Конституции Российской Федерации и в первую очередь от конституционных норм, закрепляющих, что:

– человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2);

– Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Свободное развитие человека, предусмотренное Конституцией РФ, в современном мире невозможно без гарантированных свобод в сфере образования.

Следуя упомянутым конституционным принципам, законодательство об образовании исходит из того, что процесс образования должен быть организован с созданием условий для полного и свободного развития способностей каждого человека, его самореализации с учетом имеющихся у него склонностей и потребностей.

Свобода выбора получения образования предполагает, что каждый вправе осуществлять выбор:

– форм получения образования – в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования;

– организации, осуществляющей образовательную деятельность;

– направленности (профиля) образования в пределах, предоставленных системой образования;

Под направленностью (профилем) образования понимается ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, а также преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ст. 2 комментируемого Федерального закона об образовании).

– формы обучения – очной, очно-заочной или заочной, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся и с учетом потребностей и возможностей обучающегося.

Современное понимание права на образование, соответствующее стандартам международного права в области прав человека, не сводит его исключительно к праву каждого на получение образования, к возможности получения образования всеми желающими, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, правом на свободный выбор языка обучения, а также свободой получения образования в соответствии с убеждениями, то есть возможностью для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир.

Особого упоминания заслуживают особенности реализации комментируемого принципа в отношении несовершеннолетних обучающихся.

К числу юридических гарантий комментируемого принципа относятся законодательные нормы (например, ст. 44 Федерального закона об образовании), которыми устанавливается правовой статус родителей обучающихся, одним из элементов которого является право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования форму получения образования и форму обучения, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, язык (языки) образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность и т.д. Данное право родители реализуют с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, при наличии таких комиссий. Кроме того, в той же статье Закона об образовании закреплено право родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

Наконец, свобода образования предполагает обязательное наличие педагогических и академических свобод, которые подразумевают свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий и т.д. Соответствующая законодательная норма-принцип производна от конституционной нормы, в соответствии с которой "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания" (ст. 44 Конституции РФ).

Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Концепция "образование в течение жизни" (Lifelong Learning – LLL) сформировалась на фоне перехода развитых стран к формированию экономики, основанной на знаниях, и стала одним из признаков современного постиндустриального общества.

Быстроменяющаяся среда, стремительно развивающиеся наука и техника, обновляющиеся технологии оставляют в прошлом прежнюю образовательную стратегию "образование на всю жизнь", которая исходила из возможности в самом начале жизни "набраться образования" на всю оставшуюся жизнь.

Непрерывное образование ("образование в течение жизни") стало ответом на новые социально-экономические реалии и вызовы современности – стремительно развивающийся научно-технический прогресс, ускоренная глобализация, существенные изменения, происходящие на рынке труда, миграционные потоки и т.д.

Наряду с экономическими причинами, переходу к модели непрерывного образования ("образование в течение жизни") содействовала также нацеленность образования на максимальное удовлетворение культурных, духовных, познавательных и иных запросов человека.

Политико-правовые основы концепции "образование в течение жизни" были заложены в актах ЮНЕСКО и Совета Европы. Концепция получила свое развитие в документах, принятых в рамках Болонского процесса. Так, в заключительном Коммюнике Пражской конференции министров образования европейских государств (май 2001 г.) подчеркнута важность "образования в течение жизни" как существенного элемента Европейского пространства высшего образования. В Глоссарии к документам по Болонскому процессу читаем: "Обучение в течение жизни" включает все периоды обучения, от дошкольного до послепенсионного, и охватывает целый спектр формального, неформального и самостоятельного обучения. Выполнение этой идеи будет реализовано посредством достижения взаимодействия формального образования и профессиональной подготовки при формировании политики, охватывающей такие важные аспекты жизнедеятельности, как образование, молодежная политика, научные исследования и занятость. Пожизненная структура обучения должна развиваться для предоставления каждому индивидууму возможности выбора среди широкого круга образовательных услуг, видов занятости, регионов и стран, для того чтобы повышать его знания, квалификацию и компетентность при их оптимальном использовании" .

Читайте также:  Договор с суррогатной матерью образец

Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / Под ред. Г.А. Лукичева. М., 2004. С. 225, 226.

Задачи "обучения в течение жизни" формулируются следующим образом: "Двумя стратегическими задачами обучения в течение жизни, равными по важности, являются развитие идей активной гражданской позиции и развитие профессиональных навыков, необходимых для адаптации к требованиям нового общества, построенного на знаниях, и позволяющих в полной мере участвовать в социальной и экономической жизни. Обучение в течение жизни необходимо для того, чтобы жители Европы получили инструменты для саморазвития и для активного участия в жизни современного общества, включая навыки, необходимые в области новых технологий" (Меморандум Комиссии Европейского Совета "Об обучении в течение жизни", 30 октября 2000 г.) .

Важным элементом в концепции "образование в течение жизни" является логично выстроенная система кредитов, позволяющая осуществить оценку и признание дипломов и сертификатов, полученных в школе, университете, в процессе обучения на производстве. С ее помощью обеспечивается трансфер квалификаций между школами, университетами и сферой производства .

Современный вектор образовательной политики направлен на формирование обучающегося общества (learning society), то есть такого общества, в котором всем категориям граждан предоставляются условия для обучения, отвечающего их запросам и интересам.

В обществе, основанном на знаниях, образование и профессиональные умения становятся одними из важнейших факторов достижения экономического успеха и социального согласия, а ответственность за обучение распределена между государством, работодателями, работниками и гражданами.

При этом важно отметить, что "образование в течение жизни" – понятие более широкое и емкое, чем понятие "непрерывное профессиональное образование". Базой непрерывного образования является начальное и среднее общее образование, в процессе которого у обучающегося формируется мотивация к обучению и накапливаются навыки, составляющие понятие "умение учиться". Однако его целью становится не только получение новых профессиональных навыков, но и всестороннее развитие человека в соответствии с его культурными и религиозными потребностями и запросами.

"Образование в течение жизни" означает сочетание формального обучения в образовательных организациях, заканчивающееся получением определенного документа об образовании, с неформальным образованием, позволяющим организовать обучение с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, предлагающим гибкие программы и расписание и предполагающим наличие тесных связей обучения с практикой (неформальное образование в общественных университетах, муниципальных учебных центрах, заочное образование для жителей труднодоступных районов, обучение новым трудовым навыкам непосредственно на рабочем месте и т.д.), а также с информальным образованием, представляющим собой индивидуальную познавательную деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь человека, так называемое спонтанное образование – результат активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде (интеллектуальное общение, чтение, досуговая активность, посещение музеев, театров, выставок, путешествия и т.д.), позволяющий ему трансформировать образовательный потенциал общества в факторы своего личного развития.

Обеспечение права на образование в течение жизни предполагает создание на рабочих местах качественных систем обучения и формирование у обучающихся умений, необходимых для самообразования.

Концепция "образование в течение жизни" исходит из необходимости постоянного и последовательного обучения, в ходе которого обучающийся овладевает компетенциями, которые ему нужны для жизни, а также для того, чтобы найти свое место в обществе, экономика которого основывается на знаниях.

Комментируемый принцип нацеливает государственную политику и законодательство в сфере образования на обеспечение права на непрерывное образование в течение всей жизни. Для того чтобы наполнить это право реальными гарантиями, система образования должна отвечать следующим требованиям:

– предоставлять качественное "стартовое образование" (общеобразовательное и профессиональное);

– дополнять базовое образование последипломным образованием;

– обеспечивать маневренность образовательных программ (возможность изменения впоследствии образовательной траектории, обучения одновременно на двух и более программах в разных областях);

– гарантировать преемственность образовательных программ (окончание одной образовательной программы должно "стыковаться" с поступлением на другую программу);

– добиваться интеграции образовательных структур, превращения их в многопрофильные, многоуровневые образовательные центры.

Комментируемый принцип законодатель дополнил также требованием адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Адаптивной называют образовательную систему, способную помочь каждому обучающемуся достичь оптимального уровня интеллектуального развития и (или) профессиональной подготовки в соответствии с его способностями и интересами.

Адаптивная система образования выстраивается таким образом, чтобы развивать у каждого обучаемого механизмы природной и социальной адаптации. Для этого в интересах максимального развития возможностей каждого обучаемого вносятся изменения во все основные компоненты образовательного процесса: его структуру, содержание, формы и методы, критерии оценки результатов обучения и т.д. .

Подробнее см.: Минко Н.Т., Рулиене Л.Н. Реализация принципа адаптивности в образовании // Среднее профессиональное образование. 2009. N 1. С. 3 – 12: http://ruliene.bsu.ru/wp-content/uploads/minko_ruliene_spo.pdf.

Принцип адаптивности системы образования получил свое развитие в ряде статей главы 11 комментируемого Федерального закона ("Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся").

Так, статья 77 посвящена организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности: "В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования".

В статье 79 закреплены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: "Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида".

Вопросы организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, составляют предмет статьи 80: "Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" и т.д.

3 октября 2012 года 5 ученицам школы №12 села Кара-Тюб Нефтекумского района Ставропольского края директор Марина Савченко, ссылаясь на школьный устав, запретила приходить в школу в хиджабе.

Хиджаб не стоит путать с паранджой, которая полностью закрывает лицо. Хиджаб – это платок, закрывающий волосы, уши и шею. Его носят мусульманки либо после замужества, либо после менархе.

Прокуратура Нефтекумского района Ставропольского края установила, что ношение хиджаба в школе противоречит светскому характеру образования в стране. Родители школьниц подали в суд на школу за нарушение свободы вероисповедания. Хиджаб запрещено носить в школах Франции, Турции, Туниса и Таджикистана, однако разрешено в школах всего остального христианского и исламского мира (в Афганистане, Саудовской Аравии и Иране обязательно). В России же нет закона, запрещающего где-либо носить хиджаб. Конфликт вызвал большой общественный резонанс.

Противники хиджаба в школе уверенно доказывали свою позицию, ссылаясь на Конституцию, устанавливающую светское государство, и на закон «Об образовании», оговаривающий его светский характер. Те, кто считает хиджаб приемлемым в школе, ссылаются на те же документы плюс на закон «О свободе совести и религиозных объединениях». И почти никто не говорил о том, что такое светскость.

И это не удивительно, потому что все мы знаем, что светский значит не церковный, мирской. Однако при попытке дать чёткое юридическое определение, с непротиворечивыми критериями, возникают значительные трудности.

Читайте также:  Письмо о сдаче помещения в субаренду

Западное общество в древности и в средние века не знало светскости. Участие в религиозной жизни было условием гражданства. Одним из обвинений против Сократа было его общение с какими-то духами, то есть его духовная практика имела отличия от общепринятой – за это он поплатился жизнью. В XVII веке царь Алексей Михайлович приказал бросить некоторых бояр в Москву-реку за то, что они пропустили воскресную литургию.

Но постепенно всё более стала утверждаться идея, что главное не внешнее соблюдение обрядов, а внутренняя вера. А отсюда всего один шаг до автономии человека от церкви и свободы совести, то есть права иметь любые убеждения. Это в широком смысле и есть светское общество. В нём подразумевается отделение церкви от государства, от школы, свобода права от религиозного учения и др. Так светскость понимают в большинстве европейских стран.

Однако наряду с широким пониманием светскости существует и узкое, трактующее светское как антиклерикальное, секулярное, атеистическое, враждебное религии. Данная концепция светскости обрела себя во Франции и СССР. Обе страны пережили революции, носящие крайне антиклерикальный характер, имеющие целью искоренить религию из общественной жизни: убивали священников, разрушали храмы, запрещали издание религиозной литературы. СССР и Франция были единственными странами в Европе, в которых в школах не было религиозного образования (Россия недавно ввела такой предмет в школьную программу). Франция единственная страна в Европе, в которой запрещено носить религиозные символы в публичных местах (крест и др.).

Если применить вышесказанное к хиджабу, то картина следующая. В клерикальном обществе все женщины обязаны носить хиджаб, в антиклерикальном (светском в узком смысле) обществе никто не имеет права носить хиджаб, в светском (в широком смысле), кто хочет – тот носит, кто не хочет – тот не носит. Нетрудно заметить сходство между первыми двумя моделями. Антиклерикализм – это тот же клерикализм только со знаком минус. Идеологический диктат как был, так и остался. Просто вместо церковных, теистических ценностей людям навязывают антицерковные, атеистические ценности. Немецкий теолог Пауль Тиллих убедительно показал, что любая идеология может превратиться в квазирелигию, которая внешне религией не является, но имеет с ней сущностное сходство. Светскость же в широком смысле – это запрет на навязывание любого мировоззрения и любой идеологии.

Определить, что такое светское образование, тоже не просто. Патриарх Алексий II предложил считать светским образование, которое 1) не находится в финансовой и административной зависимости от религиозной организации и 2) не готовит клириков. С таким широким определением вряд ли можно согласиться. Тогда получается, что церковно-приходские школы в Российской империи были светскими: они не готовили священников, а лишь давали начальное образование, и в 70-80-е годы XIX века находились в полной административной и финансовой зависимости от государства, а не церкви. В то же время главной целью этих школ было укрепление православной веры учеников. Подготовка клириков, конечно, дело конфессионального, а не светского образования. Но говорить об этом применительно к школе смысла нет, потому что школа даёт общее образование, а не профессиональное. Административная и финансовая зависимость школы ничего не может сказать о характере образования. В некоторых странах в государственных школах дают конфессиональное образование, в других странах в школах, принадлежащих церкви, дают светское образование. Бывает, что соучредителями школы выступает государство и религиозная организация.

Игорь Понкин предложил в качестве одного из критериев светскости образования его соответствие государственным стандартам. Сомнительный критерий. Жюль Ферри определил светскость как «конец безупречности любой религии и конец безупречности государства». Этим определением он подчеркнул, что человек должен быть защищён от идеологического диктата не только религии, но и государства. В государственных стандартах СССР предписывалось навязывание марксистско-ленинской идеологии и атеистического мировоззрения – вряд ли такое образование можно считать вполне светским. Кроме того, если взять за критерий светскости государственные стандарты, то все частные формы образования, не опирающиеся на государственные стандарты и программы, становятся автоматически не светскими, даже если дети ходят в шахматно-шашечный клуб и занимаются там исключительно настольными играми.

Отсутствие обязательного изучения религиозного вероучения или нерелигиозной идеологии тоже к светскости отношения не имеет. Во-первых, это очевидно для высшего образования: «хорош» будет историк или религиовед, который в ВУЗе не изучал религии и идеологии. А если изучал, то это не значит, что полученное образование не было светским. Во-вторых, все школы христианских стран, кроме Франции и США, включают в общеобразовательную программу изучение одной или нескольких религий и считают это образование вполне светским. Потому что изучать религию можно не только с конфессиональных позиций, но и с научных, сравнительно-религиоведческих, культурологических, эстетических, исторических и др.

Трудно понять, как хиджаб может быть связан со светскостью или не светскостью школы. Но именно светским характером образования в государственных и муниципальных школах России некоторые люди аргументируют необходимость запретить ношение хиджаба в школе. То есть подразумевается, что хиджаб на ученице напрямую влияет на характер образования. По этой логике, если ребёнок пришёл в школу в спортивном костюме, то школа перестаёт быть общеобразовательной и становится спортивной школой олимпийского резерва? А если ученик пришёл в камуфляжных штанах, то школа автоматически превращается в кадетский корпус? С другой стороны, если ребёнок пришёл в воскресную школу без креста, кипы или хиджаба, то он уже получает там не конфессиональное, а светское образование?

Наиболее обоснованными признаками светского образования мне представляются черты, выделенные доктором педагогических наук Фёдором Николаевичем Козыревым, автором фундаментальной монографии «Религиозное образование в светской школе», вышедшей мизерным тиражом в 1000 экземпляров, поэтому почти никому не известной.

Признаков светского образования четыре:

1. Основным ключом к толкованию, пониманию и оценке светскости образования должно служить осуществление образованием права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мысли и убеждений.

2. Вторым признаком светскости образования является его публичный характер, что включает: а) открытость образования, его проницаемость для общественного контроля; и б) приоритет общегражданских ценностей. Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку жизни или системе ценностей, существенно расходящимся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Закрытые военные училища, жизнь в которых подчинена воинскому уставу, или партийные школы, устанавливающие особый этический кодекс, не могут быть признаны, с нашей точки зрения, школами, дающими общегражданское, а, следовательно, и светское образование. Государственные школы, соблюдающие добровольность в получении религиозного образования, но утверждающие не общегражданские, а конфессиональные (например, православные) ценности в качестве образовательных и воспитательных идеалов и норм, также не могут считаться местом получения светского образования.

3. В эпоху торжества квазирелигиозных идеологий недопустимым и неприемлемым становится понимание светскости по формуле «светский = нецерковный». Светскость должна противопоставляться любым посягательствам на свободу личных убеждений, как в форме клерикализма, так и в форме безрелигиозного идеологического абсолютизма.

4. Соблюдение принципа светскости в образовании означает обеспечение тонкого и динамичного равновесия входящих в конфликт между собой фундаментальных демократических прав, таких, как право на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.

Читайте также:  Срок уведомления о сокращении штатов

Критерии светскости школы Ф. Н. Козырев предлагает те же, что и для светскости образования, добавив к ним критерий административного подчинения. Так школу, юридически принадлежащую церкви, вероятно, нельзя назвать светской. Хотя образование, которое даёт эта школа, вполне может быть светским.

Запрет носить хиджаб в российской школе означает нарушение принципа светскости школы в широком смысле.

Запрет на ношение только хиджаба, а не всех религиозных символов (например, православного креста), означает дискриминацию мусульман в сравнении с другими верующими.

1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования

Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.

Светский характер образования предполагает:

1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

2. Исключение какого бы то ни было вмешательства
религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ,
учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.

3. Запрет на размещение в зданиях государственных и
муниципальных учебных заведений религиозной символики,
предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов,
мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм
религиозной пропаганды.

Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.

Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах.

Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.

Религиозное образование Религиоведческое образование
Различие в целях
Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознание Вооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности
Конфессиональное определение Воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора
Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения
Итог: воцерковление, воспитание верующей личности Итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости
Различия в содержании
Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии) Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии)
Изучение священных книг конкретной религии (конфессии) Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов
Номы правила религиозного культа Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками
Соединение обучения с богослужением Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий
Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей Знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов
История церкви

Различия по субъектам ответственности

(организация, определение содержания)

Церковь, религиозные организации: руководящие органы конфессий, соответствующие отделы, епархиальные (региональные) управления, общины (приходы, поместные церкви и т. п.) религиозные фонды Государство в лице министерства образования, других министерств и ведомств, имеющие образовательные учреждения Органы образования субъектов РФ Муниципальные органы власти и их отделы образования По субъектам исполнения Духовные учебные заведения ( академии, семинарии, теологические институты, библейские курсы) -для подготовки священно – церковнослужителей Государственные вузы всех типов Конфессиональные общеобразовательные учебные заведения (гимназии, лицеи, школы) – для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием Государственные и муниципальные средние и средне специальные учебные заведения Богословские университеты и институты для подготовки теологов и преподавателей религиозных дисциплин, воскресные школы

Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.

Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.

Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.

Светской школе противостоят религиозная (церковно­приходская) и антирелигиозная школы.

Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.

Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.

2. Конституционно-правовая база религиоведческого

и религиозного образования в государственных

и муниципальных образовательных учреждениях

Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.

Все известные документы, составляющие конституционно – правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно объединить и проанализировать в рамках следующих трех групп:

1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;

2) законодательные акты субъектов Федерации;

3) ведомственные, межведомственные правовые акты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *