Чем различаются понятия налог и сбор

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).
Читайте также:  Как получить удостоверение крановщика

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
    • Беря во внимание способ взимания, разделяют:
      • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
      • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
      • По принципу пополнения того или иного бюджета:
        • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
        • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
        • По субъекту платы:
          • запланирован для оплаты только физическими лицами;
          • платят исключительно организации (юридические лица);
          • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

          Налог и сбор: между ними много общего

          1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
          2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
          3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

          10 главных отличий налогов и сборов

          Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

          Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

          Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

          Физические и юридические лица

          Физические и юридические лица

          Природа возникновения обязательства

          Является индивидуально безвозмездным платежом

          Является условием совершения юридически значимых действий

          Обязанность по уплате

          Обязателен в силу закона

          Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

          Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

          Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

          Основное отличие налога от сбора

          Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

          В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

          Читайте также:  С приказом ознакомлена как правильно

          Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

          Соотношение налога и сбора по условиям

          Статья 17 НК РФ устанавливает общие условия для установления и тех и других. Для платежей налогового характера это:

          • объект налогообложения;
          • облагаемая база;
          • период и порядок исчисления;
          • ставка;
          • порядок и сроки уплаты.

          Также возможны разнообразные льготы (например, вычеты). Применяются они по основаниям, обоснованным законодательно. Для каждого конкретного типа платежа устанавливаются лишь плательщики и элементы обложения.

          Таким образом, в отличие от сбора, налог является более регламентированным законодательно в вопросе его сущности.

          Еще один важный момент — размер платежей. Существуют определенные налоговые ставки, закрепленные в процентах. Так, например, если у двух людей разные зарплаты, то и отчисления на НДФЛ в абсолютном выражении у них будут отличаться.

          Взносы за юридически значимые действия, как правило, привязываются к МРОТ. Отличаться они могут лишь во времени — по мере пересмотра минимального размера оплаты труда. В один и тот же день все заявители по одинаковому основанию уплатят идентичные суммы.

          Налог, сбор, пошлина: сходства и различия

          Вопросам, связанным с государственной пошлиной, посвящена глава 25.3 НК РФ . Очевидно, что суть этого понятия значительно разнится с двумя рассмотренными выше.

          Но все-таки пошлина ближе к сбору. Она является его разновидностью. Выделяется лишь основанием и перечнем лиц, которые ее уплачивают. Они закреплены в статье 333.17 НК РФ .

          Не только юридические, но и физические лица достаточно часто должны выплачивать какой-либо налог или сбор в пользу государства.

          Являются ли данные понятия равнозначными, или между ними существуют отличия? Подробнее об этом — далее в статье.

          Определение понятий

          Налог – это обязательный платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в пользу государства. Это отчуждение части имущества плательщиков в государственный бюджет путем уплаты налоговых платежей.

          Выделяют его следующие характерные черты:

          • Обязательность – каждый должен уплачивать налоги, перечень которых закреплен нормативными актами в Налоговом кодексе РФ.
          • Безвозмездная уплата — уплачивая средства в пользу государства, субъекты не получают в ответ какие-либо права, имущество и т. д.
          • Отсутствие целевого назначения – с их помощью покрываются не какие-либо определенные траты государства (например, на здравоохранение, образование), а все расходы в целом.
          • Постоянность уплаты, так как налоги — это финансовая основа деятельности государства.
          • Уплата в денежном эквиваленте, то есть в какой-либо иной форме они законодательством не допускаются.

          Налоги делят на:

          • Федеральные — обязательны к уплате на территории РФ.
          • Региональные — вводятся в действие в субъектах РФ.
          • Местные – устанавливаются местными органами власти и обязательны к уплате на территориях муниципальных образований.
          Читайте также:  Диагностическая карта для такси закон


          Их основные функции:

          • распределительная – состоит в перераспределении денежных ресурсов, т. е. осуществляется передача средств в пользу менее защищенных слоев населения за счет увеличения налогового бремени на более сильные категории граждан;
          • регулирующая – заключается в регулировании при помощи налогов экономических процессов государства;
          • контрольная – состоит в государственном отслеживании своевременности и полноты поступлений в бюджет.

          Под сбором понимается взнос, осуществляемый с целью получения от государства каких-либо услуг (выдача лицензий, получение разрешения и другие).

          Подробную информацию о федеральных налогах и сборах смотрите на следующем видео:

          Разница между ними

          На первый взгляд может показаться, что между налогом и сбором нет никакой разницы, т. к. оба этих платежа устанавливаются государством и имеют обязательный характер. Но различия есть, причем существенные:

          • В соответствии с НК РФ, устанавливая налог, должны быть определены плательщик и элементы налогообложения – объект, налоговая база, период, ставка, а также порядок исчисления и сроки уплаты. Для определения сбора требуются лишь налогоплательщик и величина взноса.
          • Налог – это платеж в денежном эквиваленте, сбор же может быть внесен в любой форме, не зря ведь налог именуется «платеж», а сбор – «взнос».
          • Законодательство определило в качестве цели уплаты налогов финансовое обеспечение деятельности государства. Целью же сборов является финансирование определенных сфер деятельности государства либо органов власти
          • Налог имеет принудительный характер, то есть обязателен к уплате субъектами налогообложения независимо от их желаний. Сбор – это добровольное волеизъявление плательщика.
          • Уплачивая налог, физическое или юридическое лицо не ждет от государства ответных действий. В свою очередь сбор взимается с плательщика за предоставление определенных услуг или прав. Это возмездный платеж, то есть органы власти гарантируют его плательщику получение права или услуги.
          • Для того чтобы исчислить и уплатить в бюджет налог, необходимо процентную ставку умножить на налоговую базу. Сбор – это фиксированная сумма.
          • Сбор — это разовый платеж, а налог уплачивается на постоянной основе и с определенной периодичностью (ежеквартально, ежемесячно и т. д.).
          • Государство может при определении размера налога учитывать платежеспособность и социальный статус налогоплательщиков, величина сбора одинакова для всех.

          О том, как правильно заполнить декларацию 3-НДФЛ, читайте здесь.

          Отличие от пошлины

          Под пошлиной понимается сбор в денежном эквиваленте, уплачиваемый юридическими и физическими лицами, которые вступают с государством в определенные отношения. Пошлина носит обязательный характер, но только для тех граждан, кто вступает в юридические отношения друг с другом или с государством.

          Государственная пошлина взимается с физических и юридических лиц при их обращении в государственные или местные органы власти за определенные действия с их стороны, а именно:

          • при обращении с исковым заявлением в суд;
          • за осуществление нотариальных действий;
          • при оформлении заграничных паспортов, виз;
          • при получении гражданства РФ и т. д.

          В чем же ее отличие?

          • Во-первых, уплата пошлины – это прямое волеизъявление налогоплательщика обратиться к государству за определенной услугой.
          • Во-вторых, она взимается в доход государства напрямую.
          • В-третьих, что немаловажно, пошлина имеет возмездный характер за услугу.

          Добавить комментарий

          Закрыть меню
          Adblock
          detector