Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Что считается взяткой а что подарком

Сделав кому-то подарок, можно неожиданно получить обвинение по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации во взяточничестве. Подарок на какую сумму в России в 2019 году считается взяткой? Какие виды взяток существуют и какие наказания за них предусматриваются по УК РФ? Читайте в статье.

Понятие взятки

Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, под «взяткой» принято понимать передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (взяткодателем) взамен совершения каких-то действий с принимающей стороны (взяткополучателя).

Взяткополучатель при этом должен быть работником государственной или муниципальной структуры, а взяткодатель — гражданским лицом.

В качестве «ответа» на дачу взятки со стороны взяткополучателя могут последовать следующие действия:

  • Покровительство в рабочем процессе (помощь в решении трудовых задач, взятие части задач на собственные плечи и т. д.);
  • Попустительство (сокрытие неточностей по части выполнения должностных обязанностей, освобождение от части трудовых обязанностей или переложение их на чужие плечи);
  • Помощь в шествии по карьерной лестнице;

За дачу взятки виновное лицо привлекается к административной и уголовной ответственности (об мерах наказания читайте в последующих разделах).

Определившись с характером действий перейдем к классификации взяток по Уголовному Кодексу Российской Федерации.

Классификация взяток

Уголовный Кодекс Российской Федерации классифицирует взятки по размеру и по обстоятельствам, при которых она давалась. Так, взятка может быть платой за совершение каких-то противозаконных действий или же проявлением благодарности за исполнение какой-то услуги.

Классификация взяток осуществляется по их сумме на основании статьи 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Так, принято различать следующие виды взяток:

  • Взятки в значительном размере;

Такой взяткой считается передача лицу суммы, более двадцати пяти тысяч рублей.

  • Взятки в крупном размере;

Такой взяткой считается передача лицу суммы, превышающей сто пятьдесят тысяч рублей.

  • Взятка в особо крупном размере;

Несмотря на наличие классификации взяток, в Уголовном Кодексе (и каком-либо ином законодательном документе) отсутствует информация о том, какая минимальная сумма может считаться взяткой.

Может ли 1000 рублей считаться взяткой или нет. В УК РФ об этом не говорится. Если же посмотреть на судебную практику, то взяткой может считаться любая переданная в качестве дара денежная сумма. Однако, судья вправе отказать в удовлетворении иска, если, по его мнению, сумма взятки окажется слишком незначительной (например, 1000 рублей).

Несколько иначе обстоят дела с дачей взятки в виде материальных ценностей. Так, согласно статье 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации, передача должному лицу материальных ценностей, превышающих стоимость в три тысячи рублей, считается взяткой.

Последствия от дачи взятки

За дачу/получение взятки виновное лицо привлекается к ответственности по статье 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации. При этом не важно, каким способом взятка перешла от взяткодателя к взяткополучателю: передана лично или с помощью третьих лиц.

Меры наказания напрямую зависят от суммы взятки. Так:

  • В соответствие с частью 1 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за незначительную взятку (1-2 тысячи рублей), виновное лицо уплатит административный штраф в размере от пятнадцати до тридцати размеров взятки.

Пример: Во время медосмотра пациент передал педиатру взятку в размере 2 тысяч рублей. Так как по статье 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, сумма взятки не считается значительной, виновное лицо (пациент) будет привлечено к административной ответственности и, как следствие, уплате штрафа в размере от 30-60 тысяч рублей, равном 15 или 30-кратному размеру взятки.

Если же такой суммы взяточника не найдется, ему грозит лишение свободы на срок до двух лет и уплата штрафа в размере десятикратного размера данной взятки.

  • В соответствие с частью 2 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за взятку в значительном размере (до 25 тысяч), виновному лицу грозит административный штраф в размере от 20 до 40-кратного размера взятки или лишается свободы на срок до трех лет с уплатой штрафа, равного 15-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 3 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки взамен выполнения каких-то преступных действий, виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 30 до 60-кратного размера взятки или лишается свободы на срок до восьми лет с уплатой штрафа, равного 30-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 4 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки в крупном размере (свыше ста пятидесяти тысяч рублей),виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 60 до 80-кратного размера взятки или лишается свободы на срок от пяти до десяти лет с уплатой штрафа, равного 60-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 5 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки в особо крупном размере (свыше одного миллиона рублей), виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 70 до 90-кратного размера взятки или лишается свободы на срок от семи до двенадцати лет с уплатой штрафа, равного 70-кратному размеру незаконного вознаграждения;
Читайте также:  До которого часа продают пиво в москве

Можно ли избежать наказания за дачу взятки?

Взяткодатель может освободиться от административной и уголовной ответственности в следующих случаях:

  • Если он в ходе добровольной явки в правоохранительные органы заявит от своей причастности к даче взятки;
  • Поможет правоохранительным органам раскрыть цепочку преступлений, в которых задействована группа взяткодателей;
  • Если будет доказано, что должностное лицо способствовало тому, то гражданин дал взятку;

Для того чтобы избежать ответственности за дачу взятки следует заручиться поддержкой квалифицированного адвоката по взяткам.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Не знание норм закона не освобождает виновных от справедливого наказания, независимо от мотивов совершенного противоправного деяния. И, учитывая, что многие из уголовных проступков граничат с законными действиями, необходимо разобраться в основных отличительных чертах и тех, и других, что позволит избежать совершения преступления. В частности, отличие подарка от взятки становится основной темой споров и дискуссий.

Особенности понятий подарка и взятки

Взяточничество относится к группе тяжких преступлений, поскольку виновным лицом в таком случае выступает госслужащий РФ. Кроме того, это один из основных способов нарушения принципов равенства и справедливости демократического общества. Кроме того, согласно изменениям в УК РФ, уголовная ответственность за взятку одинаково применяется как к лицу, передавшему материальные блага, так и к получателю вознаграждения.

Так, согласно нормам закона, взятка – это добровольная передача государственному служащему материальных ценностей (или обещание передачи таковых в будущем) взамен на выполнение конкретных действий (бездействие) в рамках своих служебных полномочий, которые несут выгоду взяткодателю.

Коррупция подразумевает не только передачу денег, но и ценных бумаг, материальных вещей, а также выполнение услуг. Квалификация коррупционных действий начинается с момента получения чиновником хотя бы малой доли обещанного имущества, независимо от стоимости, как переданной части, так и обещанного в целом. То есть, в УК России (а также Украины) сумма взятки не влияет на наличие состава преступления.

Термин «подарок» трактуется гражданским законодательством России. В частности, это безвозмездная передача третьему лицу любых видов материальных ценностей. То есть, основное различие между указанными понятиями – это мотив отчуждения прав собственности на имущество.

Также имеется перечень госслужащих, которые не могут принимать дарения, общая стоимость которых превышает 3 тысячи рублей. Считается потраченная сумма на приобретение дареных ценностей.

Основные характеристики

Основное различие, по уголовному закону, между этими понятиями заключается в том, что коррупция – это уголовно наказуемое и противоправное деяние. Подарок – это умышленная деятельность, которая не имеет состава преступления или административного проступка.

Так, правовой аспект взяточничества содержит такие обязательные признаки:

  • взяткодателем может выступать только вменяемое лицо (что подтверждается психиатрической экспертизой), достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет);
  • взяточник – это государственный служащий, который действует исключительно в рамках своих должностных обязанностей;
  • действия обеими участниками совершаются только в форме прямого умысла, то есть каждый целенаправленно совершает противоправные действия;
  • объектом преступления могут выступать любого рода ценности и услуги, независимо от размера общей стоимости;
  • со стороны взяткодателя должна иметь место самостоятельная передача благ в любом виде (перевод, личное вручение, передача через посредника);
  • коррупционер выполняет целенаправленные служебные действия или бездействие;
  • обязательно получение выгоды взяткодателем.

Подарком будет считаться деятельность с таким признаками:

  • дарение происходит на безвозмездных условиях;
  • считать цену подарка необходимости нет (лишь в исключительных случаях устанавливается граничный размер).

Предусмотренное наказание

Применение санкций к нарушителям зависит от степени допущенного преступления. Так, ст. 290 УК РФ предусматривает, как обычный состав проступка, так и квалифицирующие обстоятельства. В зависимости от квалификации можно отличать такие допустимые виды взыскания:

Срок при обычном составе

Значительный размер взятки

Дополнительно с незаконными действиями

Членом государственных органов или муниципалитета

Дата публикации: 02.04.2018 2018-04-02

Статья просмотрена: 2352 раза

Библиографическое описание:

Терёхин П. Ю., Горшенин А. А. Разграничение взятки и подарка // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 207-210. — URL https://moluch.ru/archive/199/49036/ (дата обращения: 08.11.2019).

Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционного характера, наносящих вред как экономике страны, так и престижу государства в лице обычных граждан. Высокий уровень коррупции влечет за собой разочарование в демократии, недоверие к закону, подрыву доверия к властям, понижению конкурентоспособности государства в мировом сообществе.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения с его стороны. Получающий подарок психологически становится обязанным отплатить добром за добро. В этом и опасность подарков чиновнику: а вдруг он будет расплачиваться за него за государственный или общественный счет?

Получение взятки зачастую сопряжено с совершением иных противозаконных деяний, например служебного подлога, злоупотребления должностными полномочиями.

В настоящее время взяточничество принимает устойчивый характер и встречается во многих сферах жизни общества — таможенной, здравоохранения, образования, судебной, проникает во властные и управленческие структуры.

Читайте также:  Точка подключения электроэнергии это

Российское законодательство имеет длительную историю борьбы со взяточничеством. Первым документом, закрепившим запрет на дачу взятки, можно назвать Судебник 1497 г. [1].

Взяточничество — собирательный термин, охватывающий собой четыре предусмотренных УК РФ самостоятельных состава преступлений: получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве, а также мелкое взяточничество (ст.290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ).

Смысл данного преступления заключается в том, что должностное лицо получает от иных физических или юридических лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за выполнение определенных действий в связи с занимаемой должностью или служебным положением.

Взятка (незаконное материальное вознаграждение) может выражаться в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. Под иным имуществом понимаются все остальные случаи, например, принятие и наручных часов, и квартиры, и картины, и земельного участка, и валютных ценностей. Предметом преступления являются также предоставление подлежащих оплате услуг бесплатно, а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие имущественной природы (занижение стоимости передаваемого имущества, снижение платежей по договору аренды).

Если обратиться к современному законодательству, то Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе [2].

Обязательным признаком имущества либо имущественных услуг, передаваемых/оказываемых в качестве взятки, выступает способность выступать средством платежа в гражданском обороте.

Один из основных спорных моментов, возникающих в процессе квалификации преступлений коррупционной направленности, — разграничение взятки и подарка.

Ранее данные понятия не разграничивались. Так, как отмечает О. И. Семыкина, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года [3] признавало преступлением принятие подарка или только обещание его в целях послабления силы закона в будущем, независимо от размера и свойства подарка, от принятия его непосредственно или через посредников, открыто либо в скрытой форме (под прикрытием законной сделки) [4, c. 95].

В настоящее время Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] государственным служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за различного рода услуги.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передаче по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Однако после передачи служащий вправе выкупить подарок в установленном порядке.

Определения подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, закон не дает. Данный термин раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 [6], согласно которому им является подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, предоставленных каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения им своих должностных обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).

В своею очередь Бикеев И. И., подчеркивает, что подарок — это материальный объект, вещь, которую даритель по собственному желанию и безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие либо пользу получателю подарка. Если предполагается какое-то встречное возмещение, вещами или действием, то подарка нет. Как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: юбилеем, встречей, праздником. Официальное мероприятие тоже является поводом. Подарком даритель устанавливает отношения, передает напоминание о себе, как бы говорит о заинтересованности в сотрудничестве [7, c.248].

О получении подарка в связи с протокольными мероприятиями лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники обязаны уведомить государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых указанные лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность, не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка. К уведомлению прилагаются документы, подтверждающие стоимость подарка.

Ст. 575 ГК РФ содержит несколько отличное правило о подарках государственным служащим — она разрешает дарение, если стоимость этого подарка не превышает трёх тысяч рублей. Все подарки, полученные лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются собственностью государства.

Как отмечает Кузнецова К.Э, не распространяется данный запрет лишь на подарки, полученные в связи с мероприятиями протокольного характера, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку эти подарки признаются собственностью непосредственно государства. Подарок не должен быть сделан в связи с должностным положением одаряемого или в связи с исполнением им служебных обязанностей [8, c. 3].

В указанную статью вносились изменения. Так, ранее предел подарка устанавливался в минимальных размерах оплаты труда и составлял 5 МРОТ. Однако, закрепление стоимости в виде конкретной суммы более соответствует цели единообразия правоприменения и практики.

Читайте также:  Ведущий техник должностная инструкция

Закрепление в ГК РФ права на получения подарков, стоимостью менее трех тысяч рублей, порождает проблему — при получении должностным лицом такого подарка, на практике трудно определить, является ли он действительно подарком либо взяткой за совершение получателем взятки определенных действий. В указанном примере предмет взятки по всем характеристикам соответствует подарку, но в действительности является взяткой.

Также нельзя не сказать, что сумма в три тысячи рублей с учетом заработной платы основной массы населения России немаленькая. Такие подарки могут приниматься на протяжении довольно длительного периода времени. Следовательно, как справедливо отмечает А. В. Шнитенков, если не удастся доказать, что совершенное деяние является продолжаемым, служащий получает «неплохую прибавку» к заработной плате, причем на законных основаниях [9, c. 62].

Кроме того, в ГК РФ отсутствует определение обычных подарков, на которые правила не распространяются. Согласно общепризнанной точке зрения, обычными подарками являются цветы, конфеты, книги, небольшой сувенир, флакон духов и т. д. Обычный подарок — это то, что подарено в соответствии с обычаем, например в дни рождения, на 8 Марта, в профессиональные и иные праздники и т. п.

«Обычность» предполагает традиционность обстановки, в которой дарится подарок. Это общепринятая реакция на общепринятый повод, например юбилей, профессиональные успехи, иные торжественные события. Одним из признаков обычного подарка является наличие неслужебных, возможно, приятельских отношений между одаряемым и дарителем. Вряд ли допустимо признавать обычным подарок должностному лицу от незнакомого или малоизвестного гражданина, даже если он преподнесен в день рождения. С другой стороны, обычным следует считать подарок подчиненного своему руководителю, если между ними, кроме служебных, существуют, что вполне нормально, хорошие товарищеские взаимоотношения.

Главным отличием подарка от взятки является безвозмездность подарка. Это означает, что при даче взятке взяткодатель желает совершения действия (бездействия) в свою пользу, в то время как подарок вручается не за действие, которое должностное лицо может осуществить, а скорее как знак уважения. Соответственно, вручающий подарок не может рассчитывать на получение выгоды, извлекаемой из дарения. Однако, зачастую взяточничество начинается именно с подарка. [10, c. 85].

Поэтому вряд ли стоит согласиться с мнениями некоторых ученых, которые предлагают установить запрет на принятие любых подарков должностными лицами. Не случайно ряд авторов, придерживаются мнения, что например коробка конфет, цветы, книга и т. п. это так называемое «движение души» со стороны, вручившей подарок, некий знак признательности, который не обуславливал соответствующего какого-либо поведения должностного лица, то эти случаи дарения не могут рассматриваться как преступление. Но если их рассматривать по-другому, возникает своеобразное противоречие с культурно-нравственными, морально-этическими ценностями [11, c.46].

Из изложенного можно сделать вывод, что различие между подарком и взяткой состоит не в цене передаваемого имущества, а в мотивах и целях, в направленности совершения таких действий. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.

1. Судебник 1497 года Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2 / — М.: Юридическая литература, 1987. — 54 c.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 20.01.2018).

3. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб: Тип. 2 отд-ния собств. е.и.в. канцелярии, 1845.

4. Семыкина, О. И. Историческая обусловленность института предложения и обещания взятки // Журнал российского права. — 2016. — № 4. — С. 95.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

6. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015) «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

7. Бикеев И. И. Проблемы отграничения взятки от подарка в России и за рубежом: практика и тенденции // Актуальные проблемы экономики и права. — 2013. — № 1. — С. 245–249.

8. Кузнецова К. Э. Особенности проблематики разграничения понятий «взятка» и «подарок» в уголовном праве РФ // Образование и наука в современных реалиях. — Краснодар: Сборник материалов, 2017. — С. 369–373.

9. Шнитенков, А. В. Обычный подарок для служащего: проблемные вопросы законодательной регламентации // Юрист. — 2004. — № 9. — С. 62.

10. Борков, В. Н. Верховный Суд Российской Федерации решил не путать взятку с подарком // Современное право. — 2014. — № 1. — С. 108.

11. Лопашенко, Н. некоторых проблемах понимания и толкования взяточничества и коммерческого подкупа (квалификационные проблемы) // Уголовное право. — 2013. — № 5. — С. 83–88.

Добавить комментарий

Закрыть меню
Adblock detector