Содержание
(Была написана в 2007 году для поступления на факультет кинодраматургии)
Сложный это жанр – автобиография. С одной стороны хорошо, ничего придумывать не надо, всё уже есть, с дугой стороны тяготит большое количество Я. Я такая-сякая, я туда-сюда, я, я, я… Даже неловко как-то, ведь хочется, допустим, похвастаться, но фраза – я поставила гениальный спектакль будет звучать вызывающе и вряд ли мне кто-нибудь поверит. Другое дело – она поставила гениальный спектакль. Взгляд со стороны автоматически вызывает больше доверия. В общем, я решила упростить себе жизнь… Итак…
Она родилась в Москве. Уже не плохо. Спешила жить и поэтому родилась не в феврале 1978, а в декабре 1977. По этой же причине вид имела не очень товарный и когда её принесли из роддома и развернули, то 5-ти летний брат Антон попросил отнести её обратно. Относить обратно не стали, решили что обойдётся. Неожиданная проблема возникла с именем. Хотя все активно ждали девочку, но оказались не готовы к её рождению. Имя не придумали. Пятилетний брат каждый день самоотверженно знакомился с девочками, женщинами и бабушками в поисках подходящего имени и каждый раз прибегал с новой версией названия для сестры.
Вариантов было много, но сойтись на одном не могли. Мама, например, хотела чтобы дочку звали Алиса. Есть в этом имени что-то необъяснимо привлекательное и кажется, что у женщины с таким именем будет шикарная жизнь, ведь стоять с таким именем у конвейера просто недопустимо. Бабушка Клава сказала, что имя Алиса это плевок в её коммунистическое прошлое и вообще диверсия. Папа был не против, но робко высказал, что Алиса Непахарева звучит слишком вызывающе, и предложил нейтральное Оля. На том и порешили. До сих пор она не может простить им этот выбор, потому что не любит компромиссов и нейтральных вариантов. Лучше бы её назвали Клава. Клава Непахарева – это звучало бы гордо, по крайней мере, не так скучно как Оля.
Дальше было детство. Вообще детство – это не её период. Было неуютно. Чувствовала себя глупо. Просто она не умела быть ребёнком – это ведь тоже талант. «Блажен кто смолоду был молод…» – очень точно сказано, но не про неё. Очень серьёзная грустная девочка, которая никогда не улыбалась и мечтала скорее вырасти.
Школа. Она очень хорошо начинала, но плохо кончила. Патологически дисциплинированная и усидчивая она стала примером для всего класса. Когда встал вопрос о том кого в первую очередь принимать в пионеры, её кандидатура была первая. Какое счастье было идти в распахнутой куртке, белой рубашке и с развевающимся галстуком! Ведь все видели, что она теперь большая! И пионерка! И вообще! С этим ощущением мало что может сравниться, даже рождение ребёнка впоследствии не произвело на неё такого впечатления.
Искренне веря, что всё должно быть поровну и коммунизм буквально завтра победит во всём мире, мечтала стать для начала комсомольским лидером, но тут как назло коммунизм отменили. Нерастраченную энергию надо было куда-то девать, и она удачно сублимировалась в театральном кружке. Там неудавшаяся комсомолка себя и проявила… как самая неспособная. И как самая неперспективная решила после школы поступать на актёрский, и её конечно же никуда не взяли, потому что чудес на свете не бывает.
Дальше был период неопределённости. Что делать, когда ничего не хочется? Она решила, что ничего не нужно делать, но мама так не считала и постаралась запихнуть её куда-нибудь хотя бы за деньги. Это был новообразованный платный университет с неопределённым названием, куда брали всех отверженных из государственных вузов.
Больше чем на пол года, её не хватило. Поняв свою никчёмность , пошла устраиваться в Макдоналдс, но и туда её не взяли. Это был серьёзный удар по её самолюбию. Она задумалась. Что-то с ней очевидно не так. Пошла учиться на психолога. Не помогло, только усугубило. Тогда она махнула на всё рукой и решила пойти… не по рукам конечно, но пошла искать себя. Чего только не было. Театральная самодеятельность, областная филармония, бессонные ночи, случайные связи. С таким богатым опытом её конечно взяли в театральный , правда за деньги. В Международном Славянском Институте как раз открылся актёрский факультет ,куда брали всех отверженных из государственных театральных вузов и она была одной из первых.
Высшее образование. Она его всё-таки получила. Наверное, всем кто грезит актёрством , нужно обязательно получить такое образование, чтобы лишиться иллюзий по поводу себя и этой профессии, чтоб потом не говорить – а вот я бы… если бы… Четыре года вполне хватает, чтобы прийти в себя. Чуда опять не случилось, подумала она, глядя на удовлетворительно по мастерству актёра в дипломе, но не теряла надежду кого-нибудь удовлетворить своим мастерством.
Опять период неопределённости. Что делать, когда не знаешь что делать? Ничего не делать уже было нельзя. Тогда она опять махнула на всё рукой и пошла искать себя. Чего только не было! Голливуда, например не было, Каннской лестницы, бульвара звёзд. А были жуткие спектакли на антинаркотическую тематику по очень средним школам, областная филармония, бессонные ночи, случайные связи .
Уже не мечтая о роли Дездемоны и Офелии она натягивала на себя костюм телепузика или киндерсюрприза и шла в народ. Это был странный период её жизни. Нужен был какой-то скачок, и он произошёл. Один из таких же неприкаянных собратьев решил заняться проведением свадеб , и чтобы не было страшно, пригласил её в пару себе. И понеслось – свадьбы, юбилеи, корпоративы и другие виды массового безумия.
Если бы тихой девочке с грустными глазами, которая боялась звука собственного голоса, сказали, что она будет тамадой, она удавилась бы ещё в детстве. Ей ничего не оставалось, как осмелеть и обнаглеть, ведь вести праздники у наших сограждан – дело почти смертельное. Можно не вернуться из боя.
Появились деньги, а счастья не было. Чего-то не хватало. Чуда всё не случалось. В приличные места не приглашали. Тогда она решила не ждать милости от природа, а взять всё самостоятельно. Сама написала сценарий, сама поставила, сама сыграла. Получилось. Оценили. Пригласили. В Америку… Она обалдела – когда работала над спектаклем, думала, что будет показывать его только в очень средних школах и пыльных домах культуры, а тут такое дело…
Настал период вдохновения. Она стала писать. Сценарии, пьесы, всякую ерунду разной степени сложности. Поняла, наконец, что всю жизнь хотела быть не только исполнителем, но и творцом. И стала счастлива. В промежутках между творениями она вела праздники (ведь деньги на творения нужны), родила ребёнка (когда-то же нужно было это сделать), играла в спектаклях (актриса всё-таки), снегурила (ну это святое!). В общем жизнь потихоньку налаживалась.
Нужен очередной скачок…
P.S. Мысль изреченная – есть ложь. Это я поняла когда писала автобиографию. Так что вы мне не очень-то верьте. Всё было гораздо интереснее!
P.S. Так как с 2007 года прошло. НННое количество времени, то вы понимаете, что был скачок и не один, и вверх и вниз, и в разные стороны. в общем скакала я самозабвенно все эти годы. но об этом уже в следующей странице моей биографии)))
Ольга, Вы совершенно правильно поступили, написав свою биографию от третьего лица.
Это во-первых.
Во-вторых, Вы ее сделали краткой, но насыщенной событиями.
В-третьих, выбрали самоиронию в качестве литературного стиля.
Вы молодец! Все правильно. ))..
Я же написал свою автобиографическую повесть "Ищите женщину!" от первого лица, чем вызвал неудовольствие некоторых читателей своей "недопустимой откровенностью". Про кого-то можно писать все, а про себя нельзя. )))..
Кроме того, моя повесть весьма подробная, и потому довольно длинная. Не каждый может осилить..))..
И, наконец, писал я серьезно. Ведь о себе. Только в отдельных эпизодах позволял себе шуточки. )))..
В общем, прочитав с удовольствием Вашу "Автобиографию в литературной форме", я понял, как нужно. Недаром говорят, что краткость – сестра таланта. В следующей жизни напишу именно так. ))).. Спасибо!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2019. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Автобиография это описание своей жизни, собственная биография — жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе. Слово автобиография произошло от греческих autos — сам, bios — жизнь и grapho, что в переводе означает — пишу. Впервые термин автобиография употребил английский поэт-романист Роберт Саути в 1809 году.
Виды автобиографии
Автобиография может быть написана в виде:
- диалогов между людьми;
- анекдотов;
- мемуаров;
- записок, воспоминаний, покаяний.
Для произведения в автобиографическом стиле, характерно описание специфического человеческого образа и времени действия повествования. Тексты автобиографии рассказывают о жизненном пути автора, с видом «от первого лица».
Формально автобиография, это структурированный набор данных о человеке и его жизни. Историческую ценность автобиографического произведения можно оценить лишь по истечению определенного промежутка времени. С годами, художественная часть повествования может затмить собой документальную и наоборот.
Литературная автобиография
По большей части произведения данного типа состоят из документальных свидетельств и описаний. Факты главенствуют над художественной составляющей текста. Все события описываются с точными датами, метами и действующими лицами. Участники повествования реальные люди, никакого вымысла.
Автобиографическое произведение ограниченно временными рамками. Ведь его, в отличие от биографии, автор пишет сам про себя. Действие всегда обрывается на моменте написания.
Многие писатели имеют в своей копилке несколько вариантов автобиографий. Яркими примерами могут послужить такие мастаки русской литературы, как С.А.Есенин, М.Ю.Горький, М.А.Булгаков и другие авторы. Один и тот же автор может написать автобиографию по разным поводам, использую различные стилистические и лингвистические приёмы. Со временем автор может поменять свои убеждения и ценности. Всё это отражается на содержании автобиографических произведений.
Ярким примером изменчивости в повествование является русский писатель М.М.Зощенко. В 1928 году он написал «Автобиографию» для журнала «Бегемотик». Она получилась весёлая и ироничная. Текст «Автобиографии» от 1953 года написан, в сухом и строгом деловом стиле.
Из автобиографических источников можно получить исчерпывающую информацию не только об этапах жизни писателя, но и о творческих начинаниях и успехах.
Роль автобиографии
Автор не просто пишет про свою жизнь. В автобиографических произведениях можно увидеть самоанализ трудов писателя. Он как бы приоткрывает завесу тайны, рассказывая о событиях, предшествующих написанию текста. Автор даёт читателю собственную точку зрения на свои произведения. Он может выступить в роли стороннего критика собственного творчества. Историческая ценность автобиографических работ зависит от точности изложенных автором фактов. Часто писатели предают события и даты с точность аптекарских весов. Они как бы раскрывают через точное описание дух и веяние своего времени.
Но документальность не всегда сопутствует процессу написания автобиографий. Нередко авторы предпочитают приукрасить или не рассказывать о некоторых событиях в своей жизни.
Автобиографизм
В художественной литературе распространен жанр автобиографизм. Автор бёрет реальные события из своей жизни и переносит их на бумагу, в виде сюжетной линии. По аналогии писатель берёт за основу свою личность и характер, создавая выдуманного главного героя. Художественные автобиографические произведения различны по жанру написания. Это может быть роман – «Другие берега» Владимира Набокова (1954 г.), трилогия – «Детство» (1913 г.), «В людях (1916 г.)» Максима Горького или повесть.
В эпоху Возрождения в автобиографических романах становиться популярна и распространена рефлексия личности. Более ранние произведения – «К самому себе» (2 век) Марка Аврелия и «Исповедь» (примерно 400 год н.э.) Августина Блаженного представлены рассуждениями и философскими выкладками автора на религиозные темы.Европейская автобиографическая литература 17 века наполнена известными политическими и важными в управление государством фигурами: особами королевских фамилий (Маргарита Валуа, Генриетта Английская); кардиналами (Режилье, Мазарини, Рец); писателями (Ф.де Ларошфуко).
Сюжеты пестрят политической деятельностью и военными действиями. Как правило, автор таких произведений выступает в роли исторического арбитра. Тональность повествования полностью зависит от политических воззрений самого писателя.«Исповедь» (1792-1789 гг.), автором которой стал Ж.Ж.Руссо, явилась предвестником нового этапа в развитие автобиографического жанра в литературе. А.Вольтер и П.О.Бормаше тоже дали весомый толчок в развитие жанра.
Автобиографии знаменитых А.Калиостро и Дж. Казановы, по сути своей плутовские авантюрные романы, внесли значительный вклад в развитие жанра. Такие произведения уже не стоит рассматривать, как чисто документальные или исторические. В них превалирует вымысел и фантазия автора.
Автобиография в русской литературе
Первым автобиографическим произведение в русской литературе принято считать «Житие» (около 1673 г.), написанное старцем Аввакумом.
В начале 18 века русские мыслители стали чаще задумываться о роли человека в истории мира, о сознании и психологии бытия. Эта тенденция приводит к развитию жанра автобиографии.
Популярность получает жанр автобиографических записок: «Записки императрицы Екатерины 2» (оригинал на французском языке, переведен на русский в 1907 г.), «Записки» Е.Р.Дашковой (оригинал на французском языке 1804-1806 гг.; переведен на русский в 1859 г.), «Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себя жизнь Г.Р.Державина» (1812-1813 гг.), «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Д.И.Фонвизина (1789 г.). Сохранились записи автобиографического характера в личных тетрадях Михаила Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь пишет «Авторские исповеди» (1847 г.). Там он декларирует свои жизненные принципы. Важнейшими качествами он считает честность и непредвзятость суждений, которые читатель может увидеть в последней книге Лермонтова «Выбранные места из переписки с друзьями». Лев Николаевич Толстой рассуждает о смысле существования «образованных» людей в автобиографическом произведение «Исповедь» (1884 г.).
В 20 веке русская автобиографическая исповедь не утратила своей актуальности и популярности. Достойными продолжением трудов великих «отцов» русской автобиографии можно считать: «Перед восходом солнца» (1943 г.) М.М.Зощенко, «охранная грамота» (1931 г.) Б.Л.Пастернака, «Бодается телёнок с дубком» (1990) А.И.Солженицина, «Весёлый солдат» (1998 г.) В.П.Астафьева.
– (от греч. autos – сам, bios – жизнь и grapho – пишу) – описание автором собственной жизни, иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе (художественная разновидность словесного портрета), о своем месте в обществе, в мире; часто выражает творческие принципы писателя.
А. может отражать преимущественно личные качества и свойства автора или тяготеть к обобщению в лице автора особенностей его поколения, этнической или социальной среды. Художественное произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал, переработав определенным образом, события своей личной жизни, называется автобиографическим (например, "Детство" М. Горького).