Содержание
- 1 Суть реформы РАО ЕЭС
- 2 Составляющие тарифа на электроэнергию
- 3 Первая составляющая: стоимость производства электроэнергии (мощности)
- 4 Вторая составляющая: котловой тариф на передачу электроэнергии (м)
- 5 Третья составляющая: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика
- 6 Четвертая составляющая: инфраструктурные платежи
- 7 Заключение
- 8 Тарифы на электроэнергию
- 8.1 Тарифы на электроэнергию в 25 крупнейших российских городах. Действуют с 1 июля 2019 года
- 8.2 Что такое тарифы на электроэнергию?
- 8.3 Тарифы на электроэнергию: в городе и сельской местности
- 8.4 Тарифы на электроэнергию для домов газовыми плитами и электрическими плитами (электроотопительными установками)
- 8.5 Тарифы на электроэнергию: единый, двухзонный «день -ночь» и трехзонный
- 8.6 Тарифы и социальная норма потребления электроэнергии
- 8.7 Тарифы на электроэнергию для потребителей, приравненных к населению
- 8.8 Кто и когда утверждает тарифы на электроэнергию
Суть реформы РАО ЕЭС
Прежде чем перейти к описанию составляющих тарифа на электроэнергию, кратко изложим суть реформы РАО ЕЭС. Функционировавшая до 2002 г. компания (РАО) фактически являлась монополистом в РФ, т.к. совмещала все виды деятельности: начиная от производства и передачи электроэнергии, заканчивая ее распределением и продажей. Соответственно стоимость тарифа на электроэнергию устанавливало государство в лице Федеральной службы по тарифам, что и было основной предпосылкой к реформе, потому как частные инвесторы не вкладывали деньги в эту отрасль, а она требовала серьезной модернизации.
Суть реформы заключалась в том, чтобы постепенно перейти от тарифного регулирования к формированию тарифа рыночным способом, а для этого необходимо было уйти от монополии, создав этот самый рынок. В результате реформы были созданы генерирующие компании (производство электроэнергии), электросетевые компании (передача электроэнергии), системный оператор единой энергосистемы (централизованное управление энергосистемой), энергосбытовые компании в статусе гарантирующих поставщиков (продажа электроэнергии потребителям).
Составляющие тарифа на электроэнергию
Таким образом, стоимость электроэнергии (тарифа) складывается из следующих четырех составляющих: стоимость производства электроэнергии (мощности) + стоимость передачи электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовая надбавка. Стоимость передачи электроэнергии (м) по-другому называется котловой тариф на передачу.
Потребители, у которых заключен договор энергоснабжения, оплачивают электроэнергию гарантирующему поставщику (в одно окно), а уже гарантирующий поставщик распределяет и перечисляет полученные средства генерирующим и сетевым компаниям, а также системному оператору.
Также потребитель вправе заключить два договора: договор купли-продажи электроэнергии, тариф в котором будет включать стоимость производства электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовую надбавку, а также отдельный договор с сетевой компанией на оплату услуги передачи электроэнергии.
В соответствие с ПП РФ от 04.05.12 тарифы на электроэнергию за текущий месяц публикуются гарантирующими поставщиками с задержкой в 15 дней. Например, тарифы за август публикуются до 15 сентября и т.д., поэтому узнать в текущем месяце значение тарифов невозможно.
Ниже указана таблица в которой приблизительно указан порядок процентного соотношения каждой составляющей в общей доле тарифа.
Стоимость производства электроэнергии (м)
Котловой тариф на передачу
Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика
Первая составляющая: стоимость производства электроэнергии (мощности)
Именно эта составляющая в тарифе определяется рыночным путем, т.е. зависит от спроса и предложения на рынке электроэнергии. Упрощенно схема работы следующая: в соответствие с реформой в каждом регионе РФ находится несколько генерирующих компаний, которые в процессе торгов борятся за объемы электроэнергии, которые необходимо произвести по заявкам от крупных потребителей, постепенно снижая стоимость своих предложений. Таким образом, победившая компания производит электроэнергию под конкретную заявку, например, под гарантирующего поставщика и эта составляющая стоимости затем транслируется в тариф.
Следует отметить, что кроме рынка электроэнергии, также есть рынок мощности. Если провести аналогию с другим энергоресурсом – водой, то электроэнергия – это вода, а мощность – это ее напор. Т.е. в тарифе содержится составляющая на оплату производства электроэнергию, а также составляющая на обеспечение соответствующей мощности.
Итого: стоимость производства электроэнергии (мощности) – это значение, которое изменяется ежемесячно, либо ежесячно в зависимости от выбранного тарифного плана на электроэнергию (ценовой категории). В среднем плавно растет на 6-8% в год.
Вторая составляющая: котловой тариф на передачу электроэнергии (м)
Эта составляющая тарифа регулируется государственными органами (РЭК, ФСТ, комитет по тарифам). Котловой тариф утверждается в конце каждого года на два полугодия вперед. При этом во втором полугодии тариф, как правило, вырастает на 2-4% по отношению к первому полугодию.
Котловой тариф применяется в тарифе в зависимости от уровня напражения к электросети потребителя. Например, котловой тариф на уровне напряжения СН-2 (20-1 кВ) будет ниже, чем тариф на уровне напряжения НН (0,4 кВ). Это объясняется тем, что подключившись на уровне СН-2 потребителю потребуется самостоятельно построить подстанцию, которая будет понижать уровень напряжения до с 1 кВ до рабочего напряжения оборудования – 0,4 кВ, а также ее обслуживать. Подключение потребителя к сети по уровню напряжения НН (0,4 кВ) означает, что подстанция уже построена сетевой компанией, однако тариф на это уровне напряжения будет самым высоким, т.к. сетевая компания будет обеспечивать транспорт электроэнергии от электростанции до потребителя, постепенно понижая его до рабочего напряжения и соотвественно будет нести расходы на содержание сети.
Итого: стоимость передачи электроэнергии (м) – котловой тариф на электроэнергию фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от уровня напряжения, по которому потребитель подключился к сети. Чем выше напряжение в точке подключения, тем ниже тариф на передачу.
Третья составляющая: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика
Сбытовая надбавка аналогичным образом регулируется государственными органами на два полугодия. Значение сбытовой также в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого, а вот ее значение зависит от максимальной мощности предприятия (объекта предприятия). Всего есть три уровня по максимальной мощности: до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и свыше 10 МВт. Чем выше мощность предприятия, тем ниже значение сбытовой надбавки.
Итого: сбытовая надбавка фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от максимальной мощности предприятия. Чем выше максимальная мощность предприятия, тем ниже сбытовая надбавка.
Четвертая составляющая: инфраструктурные платежи
Эта составляющая в общей доле тарифа составляет самое минимальное значение – порядка 0,1% и от месяца к месяца меняется несущественно.
Итого: значения инфраструктурных платежей пренебрежимо мало на фоне общего значения тарифа и практически не изменяется от месяца к месяцу.
Заключение
Кроме понятия тарифа на электроэнергию, существует понятие ценовой категории (тарифного плана на электроэнергию). Например, первая ценовая категория – это фиксированный тариф на месяц. Вторая ценовая категория – это тарифы, дифферинцируемые по зонам суток. Также существует еще 3, 4, 5, 6 ценовая категория, подразумевающие оплату электроэнергии (м) предприятием по почасовым тарифам.При этом потребители вправе самостоятельно выбирать для расчетов наиболее выгодную ценовую категорию, путем уведомления гарантирующего поставщика. Выбор оптимальной ценовой категории позволяет снизить затраты на оплату электроэнергии до 25%.
С более подробной информацией по ценовым категориям можно ознакомиться на странице сервиса "Калькулятор ценовых категорий".
Тарифы на электроэнергию
В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.
Оптовый рынок электроэнергии
На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара – электроэнергию и мощность.
Оптовый рынок действует на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные между собой «ценовые» зоны – в первую входит Европейская часть России и Урал, во вторую – Сибирь.
Регионы Дальнего Востока, Калининградской и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам». В этих регионах по технологическим причинам (изолированность от единой энергосистемы России) организация конкурентного рынка в настоящее время невозможна.
Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.
«Электрические сети в системе» приглашает на практический семинар по теме:
Торговля мощностью осуществляется в отдельном секторе оптового рынка – на рынке мощности. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке на конкурентных условиях электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.
Продажа мощности позволяет производителям электроэнергии получать необходимые средства для обеспечения надежного функционирования существующих генерирующих мощностей и строительства новых объектов генерации, а потребителям электроэнергии – осуществлять перспективное планирование своей инвестиционной, финансовой и производственной деятельности в соответствии с обязательствами поставщиков. Кроме того гарантированное наличие оплаченного резерва мощности минимизирует вероятность значительного подъема цен в период максимальных нагрузок, а так же снижает риск перерывов в энергоснабжении.
Также мы разработали обучающий семинар на тему: Расчёт стоимости электроэнергии на ОРЭ, все подробности доступны по: ссылке
Розничный рынок электроэнергии
На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.
Гарантирующий поставщик – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер – это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.
Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.
На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).
Законодательная база регулирования рынка электроэнергии
К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности. Она включает в себя 8 федеральных законов, 46 постановлений Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:
- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».
Цены и тарифы
Либерализация оптового рынка
Либерализация энергорынка РФ – это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. До 2011 года в условиях переходного периода реформирования электроэнергетики часть электроэнергии и мощности приобреталась на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть – по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.
В соответствии с законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также Постановлением Правительства №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» с 2007 года осуществлялось обязательное снижение объемов регулируемых договоров (РД) на энергорынке два раза в год.
С 1 января 2011 года либерализация достигла 100%.
Либерализация розничного рынка
Цены оптового рынка транслируются на розничный рынок. Таким образом, либерализация оптового и розничного рынка проводилась синхронно.
Нерегулируемые цены на электроэнергию
В рамках нерегулируемого сектора действует три самостоятельных рынка электроэнергии:
- Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем электроэнергии. Условия СДД, включая цены и сроки поставки, определяются договоренностями контрагентов;
- Рынок на сутки вперед (РСВ) функционирует в форме поддерживаемого коммерческим оператором (ОАО «АТС») аукциона, на котором сводятся заявки на покупку и продажу электроэнергии на следующие сутки для формирования планового производства и потребления электроэнергии. Цена РСВ определяется по максимальной удовлетворенной заявке на продажу электроэнергии;
- Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления. Объемы и цены поставки определяются в результате отбора заявок поставщиков Системным оператором (ОАО «СО ЕЭС»).
Рынок на сутки вперед и балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.
Рынок мощности
При определении стоимости мощности используется процедура конкурентного отбора мощности (КОМ).
По каждому объекту генерации инвестор или владелец подают заявки, в которых указывают ежемесячную плату за мощность (в руб./Мвт) и величину поставляемой мощности. В КОМ отбираются все объекты генерации учтенные ФСТ России в прогнозном балансе. Дополнительно в рамках отдельной системы договоров все покупатели оплачивают мощность гидро- и атомных электростанций.
На рынке мощности возможно заключение двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ) между поставщиками и потребителями мощности.
Финансовые требования поставщиков оптового рынка формируются ежемесячно, транслируются в розницу и должны быть оплачены энергосбытовой компании конечным потребителем.
Регулируемые цены (тарифы)
До 2011 года поставка части электроэнергии осуществлялась по регулируемым ценам в рамках регулируемых договоров.
Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям в неценовых зонах.
Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.
Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.
Формирование цен для потребителей
Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период и доводятся до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию.
Таким образом, конечная цена единицы электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.
В соответствии с принципами трансляции цен оптового рынка на розничный, конечные потребители (за исключением населения) по итогам расчетного периода получают счет, в котором отражена стоимость электроэнергии и мощности, поставленной по свободным ценам.
Кроме стоимости электроэнергии и мощности по свободным ценам, конечный потребитель оплачивает:
– услуги инфраструктурных организаций – субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),
– услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),
– сбытовую надбавку– плату за услуги гарантирующего поставщика,
– покупку электроэнергии у генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).
Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен
В различных регионах России сложилась разная ситуация с динамикой и уровнем свободных цен, но можно выделить общие характерные факторы, влияющие на формирование цен для конечных потребителей.
Снижение потребления
Одним из основных факторов является снижение потребления и, как следствие, распределение мощности на уменьшающееся потребление.
Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ и прошедшую конкурентный отбор, проводимый Системным оператором. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности увеличиваются, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к разному уровню роста цены на мощность в различных регионах.
Тем не менее, результаты в разных регионах могут сильно отличаться в зависимости от динамики электропотребления: может произойти как снижение, так и значительный рост розничных цен.
Цена электроэнергии на оптовом рынке
Свое влияние на формирование розничных цен оказывает и цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу.
Цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу, не увеличивается с ростом объемов электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам. На цены рынка «на сутки вперед» могут, и будут оказывать влияние другие факторы: цена на топливо (в частности на газ), выбор состава включенного оборудования, ремонтная компания, климатические факторы и др.
Цена мощности на оптовом рынке
Таким же фактором, влияющим на формирование стоимости, является и цена мощности на оптовом рынке, транслируемая в розницу.
Соотношение затрат на оплату мощности в общем объеме затрат на единицу электроэнергии (на оптовом рынке) составляет для различных энергосбытовых организаций от 30 до 80%, а в среднем по рынку составляет 43%.
На стоимость мощности, покупаемой энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, оказывают влияние цены заключенных ими с поставщиками свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также цена, определенная по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) на объемы, не покрытые свободными договорами. В настоящее время около половины покупаемой энергосбытовыми организациями величины мощности приобретается по свободным двусторонним договорам.
Увеличение доли двусторонних договоров приводит к тому, что в первую очередь, покупателям выгодно заключать договоры с генераторами, тариф на мощность которых ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Такие договоры, как правило, заключаются по цене выше тарифа данного генератора, но ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Это приводит к росту суммарной стоимости мощности в целом по рынку. С точки зрения экономики энергосбытовые компании поступают правильно, так как они пытаются минимизировать затраты на мощность в рамках действующих Правил оптового рынка.
Механизм формирования тарифов
Еще один фактор, влияющий на розничные цены, связан с механизмом формирования тарифа. Регулируемые цены на электроэнергию устанавливают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов федерации, в Калужской области – это региональное министерство конкуретной политики и тарифов. Тариф для конечных потребителей складывается из услуг транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги.
Существенный вклад в изменение цены на электроэнергию вносит стоимость услуг на передачу электроэнергии, особенно учитывая ее долю в общей величине конечного тарифа. Стоит отметить, что либерализация не оказывает влияния на стоимость услуг на передачу. На рост стоимости данной услуги влияет требование сетевых компаний (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861) оплачивать их услуги без учета снижения потребления, а также введение новой методологии тарифообразования на услуги сетевых компаний (RAB). Из-за изменения методики рост стоимости услуг на передачу может составить порядка 50%.
Стоимость услуг инфраструктурных организаций и сбытовая надбавка не оказывают значимого влияния на изменение розничных цен для конечных потребителей с изменением доли либерализации в июле 2009 года.
Что такое тарифы на электроэнергию для населения, кто их устанавливает, как часто они меняются и какие бывают? ЭнергоВОПРОС.ру отвечает на эти вопросы, а так же публикует действующие тарифы на электроэнергию в крупнейших российских городах.
Для начала: если вы зашли на эту страничку, поскольку искали действующие тарифы на электроэнергию, то посмотрите в списке из 25 крупнейших российских городов. Скорее всего, ваш город там найдется.
Тарифы на электроэнергию в 25 крупнейших российских городах. Действуют с 1 июля 2019 года
Тарифы для домов с газовыми плитами, руб/кВт.ч. | тарифы с разбивкой день/ночь и пик/полупик/ночь (необходимо пройти по ссылке) | ||
Москва | 5.47 | 4.65 | вся информация |
Санкт-Петербург | 4.65 | 3.48 | вся информация |
Барнаул | 4.09 | 3.33 | вся информация |
Владивосток | 3.80 | 3.04 | вся информация |
Волгоград | 4.32 | 3.03 | вся информация |
Воронеж | 3.85 | 2.70 | вся информация |
Екатеринбург | 4.08 | 2.86 | вся информация |
Ижевск | 3.82 | 2.67 | вся информация |
Иркутск | 1.11 | 1.11 | вся информация |
Казань | 3.78 | 2.64 | вся информация |
Краснодар | 4.81 | 3.37 | вся информация |
Красноярск | 2.58* | 1.81* | вся информация |
Нижний Новгород | 3.71* | 2.67* | вся информация |
Новосибирск | 2.68 | 2.68 | вся информация |
Омск | 4.06 | 2.84 | вся информация |
Пермь | 3.99 | 2.85 | вся информация |
Ростов-на-Дону | 3.96* | 2.77* | вся информация |
Самара | 4.17 | 2.92 | вся информация |
Саратов | 3.55 | 2.48 | вся информация |
Тольятти | 4.17 | 2.92 | вся информация |
Тюмень | 2.87 | 2.02 | вся информация |
Ульяновск | 3.77 | 2.64 | вся информация |
Уфа | 3.17 | 2.22 | вся информация |
Хабаровск | 4.55 | 3.19 | вся информация |
Челябинск | 3.25 | 2.27 | вся информация |
* тарифы на электроэнергию в пределах социальной нормы потребления
Чтобы перейти к списку всех регионов, для которых мы публикуем тарифы на электроэнергию, кликайте в эту ссылку.
Что такое тарифы на электроэнергию?
В законе «Об электроэнергетике» есть такое определение: цены (тарифы ) в электроэнергетике — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность ), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее — цены (тарифы )).
Если же говорить по-простому, применительно к населению, то тарифами мы называем стоимость потребляемого нами электричества. Объем потребленной электроэнергии измеряется в киловатт-часах (кВт .ч). Если, допустим у вас есть утюг мощность один киловатт, и вы его использовали непрерывно в течении четырех часов, то у вас «нагорит » 4кВт.ч. Стоимость каждого из этих кВт.ч установлена тарифом.
Система тарифов на электроэнергию для населения в России достаточно громоздка, но давайте в ней вместе разберемся.
Тарифы на электроэнергию: в городе и сельской местности
Во-первых, тарифы на электроэнергию зависят от типа населенного пункта, в котором вы проживаете. Если вы живете в сельской местности, то тариф у вас будет на 30% ниже, чем в городе.
В этот вопросе, впрочем, есть одна тонкость. Действие льготного, сниженного тарифа распространяется лишь на сельские населенные пункты. Если же дачный или коттеджный поселок (СНТ , ДНТ и тому подобное) не имеет статуса сельского муниципального образования (как вариант — не располагается на территории сельского населенного пункта), то его жители обязаны платить за электроэнергию по городскому тарифу. То же самое касается «поселков городского типа» — хоть многие из них мало отличаются от сел и деревень по уровню благоустройства и образу жизни, платить за свет, тем не менее их жителям приходится по городскому тарифу.
Тарифы на электроэнергию для домов газовыми плитами и электрическими плитами (электроотопительными установками)
Тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в свою очередь, делятся на тарифы для домов с газовыми плитами и тарифы для домов с электроплитами (электроотопительными установками).
Считается, что поскольку жители домов с электроплитами тратят электроэнергии больше, то им необходимо компенсировать часть расходов на свет, поставляя электроэнергию по сниженному тарифу. Таким образом, в домах с электрическими плитами киловатт-час стоит на 30% дешевле, чем в домах с газовыми.
Здесь, опять же, есть несколько важных дополнительных обстоятельства. Не секрет, что многие владельцы частных домов, отчаявшись газифицировать свое жилище (а в некоторых случаях– и даже не надеясь на это) налаживают в доме электротопление. Естественно, платить за свет в таких случаях хотелось бы по сниженному тарифу. Тому, что предусмотрен для домов с электроплитами (электроотопительными приборами).
Проблема, в том, что «автоматически » сниженный на 30% тариф на электроэнергию получают лишь жители многоквартирных домов, оборудованных электроплитами в соответствии с проектом. В случае же если вы самостоятельно уставили электроплиту в старой многоэтажке, где нет газа, или поставили электрокотел в частном доме – вам придется пройти долгий путь согласований, прежде чем удастся перейти на сниженный тариф.
Для начала надо составить проект на электроснабжение, включив в него электроплиту и (или ) другие электроприборы. Подать в вашу электросетевую компанию соответствующую заявку, приложив к ней электропроект. Получить от них Технические условия на подключение к электросетям. Выполнить ТУ. Получить от электросетей акт, подтверждающий это. И лишь затем вы можете обратиться к вашему гарантирующему поставщику с заявлением о переводе электроснабжения на тариф для домов оборудованных электроплитами.
И главное: все это применимо лишь для домов в черте города. Для населения сельской местности градация тарифов на электроэнергию в зависимости от того, есть ли у них газ в доме или нет, не предусмотрено.
Вроде разобрались. Идем дальше.
Тарифы на электроэнергию: единый, двухзонный «день -ночь» и трехзонный
Единым (иногда — одноставочным) называется тариф на электроэнергию, по которому цена на электроэнергию одинакова в течении любого времени суток.
Двухзонный тариф на электроэнергию подразумевает, что в разные интервалы времени (временные зоны) в течении суток электроэнергия стоит по-разному. А именно — ночью существенно дешевле чем днем. Дневной тариф действует с 7 часов утра до 23 часов вечера. Ночной тариф – с 23 часов до 7 часов.
Тариф на электроэнергию, дифференциированный по трем зонам суток, предусматривает различные ставки в так называемую «пиковую зону» (с 7 до 9 и с 17 до 20 часов), полупиковую зону (9 до 17 и с 20 до 23 часов) и ночную зону (с 23 до 7 часов).
Самое простое – это, конечно, платить по одноставочному тарифу. Что и делает подавляющее большинство российских граждан. В то же время, подразумевается, что перейдя на двух зонный или трех зонный тариф жители могут неплохо сэкономить. Ведь ночью цена на электроэнергию в таком случае будет заметно ниже. И если вы включаете стиральную машину и посудомойку по ночам, то ваши расходы на электроэнергию заметно сократятся.
Однако есть несколько обстоятельств, заметно снижающих привлекательность многоставочных тарифов. Во-первых, для того, чтобы перейти на них, необходимо иметь современный электронный счетчик электроэнергии (а не старый индукционный). Замена счетчика будет стоить порядка двух-трех тысяч рублей.
А во-вторых, многие двухтарифные счетчики стали однотарифными после того, как в 2010 году был отменен переход на зимнее время — запрограммированные в счетчиках суточные интервалы перестали совпадать с реальными. А для того, чтобы снова получить возможность оплачивать свет по несколькими раздельным тарифам, необходимо пройти нудную и не то чтобы совсем дешевую процедуру перепрограммирования.
В 2014 году в России вновь была проведена «реформа времени», стрелки часов перевели на час вперед. В связи в этим двух- и трехзонные счетчики электроэнергии вновь необходимо перепрограммировать. И что будет дальше в России со временем — не знает, похоже, никто. Резюме: с установкой двухзонных (или как их называют двухтарифных) счетчиков спешить, видимо, не стоит.
Тарифы и социальная норма потребления электроэнергии
Напоследок следует упомянуть так же о том, что в ближайшее время тарифы на электроэнергию для населения станут еще более запутанными. И спасибо стоит за это сказать грядущему введению социальной нормы потребления электроэнергии. Суть этой идеи в том, что определенное количество электричества семья может потребить по «сниженному », социальному тарифу. А все, что сверх «нормы » будет уже по заметно (до 30%) более высокому тарифу.
Соответственно, все описанные выше градации тарифов удвоятся. То есть, если сейчас одноставочный тариф на электроэнергию для населения в сельской местности един, то с введением социальной нормы, их станет два – в пределах и сверх этой самой социальной нормы.
Кроме того, социальная норма привязывается к количеству официально зарегистрированных на жилой площади человек. Соответственно, при расчете платы за электроэнергию россиянам придется не просто умножать количество потребленных киловатт-часов на тариф, но еще и подсчитывать, исходя из количества проживающих, какая часть электроэнергии попадает в социальную норму, а какая – идет сверх.
Тарифы на электроэнергию для потребителей, приравненных к населению
Помимо населения, существует так же категория потребителей, «приравненные к населению» категории потребителей». Таковыми в соответствии с приказом Федеральной службы тарифов являются:
- объединенные хозяйственные постройки граждан, жилые зоны при воинских частях, исправительно-трудовых учреждениях (рассчитываются по общему счетчику на вводе);
- исполнители коммунальных услуг (ТСЖ , ЖСК, потребительские кооперативы, управляющие компании, ИП, прочие), которые приобретают электроэнергию в целях оказания услуг электроснабжения собственникам и нанимателям жилых помещений);
- садоводческие, дачные, огороднические некоммерческие объединения граждан;
- некоммерческие объединения граждан (кооперативы , стоянки, гаражно-строительные комплексы);
- религиозные организации, которые содержатся за счет прихожан.
Для всех прочих, помимо населения и приравненных к нему категорий потребителей, стоимость электроэнергии определяется рыночным путем.
Кто и когда утверждает тарифы на электроэнергию
Тарифы на электрическую энергию устанавливаются местными органами исполнительной власти в области регулирования тарифов (региональные энергетические комиссии, департаменты цен и тарифов, управление по тарифам и ценам и прочие).
Расчет тарифа для категории потребителей «Население » и приравненных к нему категорий производится на основе методик, разработанных Федеральной службой тарифов. После того, как тариф рассчитан, местный орган исполнительной власти обязан выпустить соответствующее постановление, опубликовать его в средствах массовой информации, а также на сайте самого местного органа исполнительной власти.
Обычно тарифы на электроэнергию меняются один раз в год. Раньше изменение тарифа происходило в январе, однако несколько лет назад повышение тарифов было перенесено на середину года — июль. Такое изменение срока пересчета тарифов связано со стремлением органов исполнительной власти ограничить рост инфляции, которая, обыкновенно, «разгоняется » в начале года.
“>