1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.
В условиях рыночной экономики стоимость реализуемой продукции, работ, услуг исчисляется как исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, так и исходя из государственных регулируемых оптовых и розничных цен и тарифов, применяемых на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, оказываемых населению.
Объектом налогообложения являются обороты от реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказываемых услуг.
Плательщиками налога являются:
- – предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
- – филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги) ;
- – международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.
Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:
- 1) 10% – по продовольственным товарам (кроме подакцизных) , товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;
- 2) 20% – по остальным товарам (работам, услугам) , включая подакцизные продовольственные товары.
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги) , и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически списана в отчетном периоде на издержки производства и обращения.
2. Налог на прибыль предприятий, объединений и организаций
Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.
Однако, в отличие от НДС, данный налог является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг) , основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями по ставке 35% от балансовой прибыли, а по доходам от посреднических операций и сделок – 43%.
Помимо налога на прибыль предприятия и организации уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:
- – дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;
- – доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ;
- – доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, видео салонов, от видео показа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитаются материальные затраты, связанные с получением этого дохода;
- – прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, в других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи.
Налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, а также от участия в уставных фондах других предприятий взимаются по ставке 15%, с доходов банков – 18% у источника этих доходов.
Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации основных направлений экономической политики, действующим законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму налога на прибыль.
Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются как правило на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых подакцизных товаров, исчисленная исходя из реализации без учета налога на добавленную стоимость.
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством РФ. К таким товарам, в частности, относятся: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, вина виноградные, коньяк, шампанское, пиво, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов и морепродуктов, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), другие товары народного потребления, а также нефть и нефтепродукты.
4. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и служат главным образом источником финансирования проводимых государством мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения и соответственно зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные фонды – Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание следующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение автотранспортных средств.
Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, дизельных и автотракторных масел, сжатого и сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива) являются юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Объектом налогообложения для предприятий – изготовителей горюче-смазочных материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов исходя из фактических цен реализации без НДС. При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от реализации (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС) .
Налог уплачивается по ставке 25%, как правило, ежедекадно, ежемесячно и ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота и в соответствии с действующим законодательством полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
Плательщиками акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан являются предприятия – изготовители легковых автомобилей, реализующие легковые автомобили в личное пользование граждан.
Объектом налогообложения акцизами является оборот по реализации легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Ставки акцизов на легковые автомобили, реализуемые предприятиями-производителями в личное пользование граждан, устанавливаются Правительством РФ.
Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации и физические лица-предприниматели.
Объектом налогообложения являются: при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг – выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг); при перепродаже покупных товаров – заготовительный, снабженческо-бытовой или торговый оборот. При этом из налогооблагаемой базы исключается НДС, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, по ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателей с каждой лошадиной силы.
Данным налогом облагаются транспортные средства, которые в установленном порядке подлежат регистрации в Госавтоинспекции, Военной автоинспекции, Госсельхознадзоре, министерствах и ведомствах, а также других аналогичных органах с получением государственных регистрационных знаков для участия в дорожном движении.
Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются предприятия, организации и предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется от продажной цены (без НДС и акцизов) по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили – по ставке 20%; прицепы и полуприцепы – по ставке 10%.
К специальным автомобилям относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования установленного на них специального оборудования.
Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей перепродажи, налогом не облагаются.
5. Транспортный налог
Транспортный налог в ранге обязательного федерального налога введен в налоговую систему Российской Федерации начиная с 1994 г.
До этого такой налог мог устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ начиная с 1992 г.
Налог взимается с юридических лиц (кроме бюджетных организаций) в размере 1% от их фонда оплаты труда независимо от источника его формирования и в полном объеме включается в состав издержек производства и обращения.
Суммы транспортного налога направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, а также пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.
Юридические лица на территории страны, согласно действующему законодательству, являются налогоплательщиками, плательщиками обязательных сборов. Порядок уплаты налогов и сборов регламентирован рядом нормативно-правовых актов. Фактически, обязательства налогоплательщики исполняют на той территории, на которой осуществляют свои функции.
Неисполнение обязательств является прямым нарушением законодательства. Юридические лица несут ответственность за своевременное перечисление налогов и сборов в бюджет в надлежащем объеме. Последний определяется актуальным налоговым режимом.
Что касается видов налогов и сборов, они делятся на федеральные и местные. Первые перечисляются в бюджет всеми налогоплательщиками страны вне зависимости от их территориальной принадлежности.
Виды федеральных налогов
К числу федеральных налогов относятся:
- таможенные пошлины;
- налог на прибыль;
- налог на операции с ценными бумагами;
- акцизы;
- НДС и другие.
Специфика налогообложения в каждом случае имеет свои особенности.
Налог на прибыль, например, находится на втором месте по доходности (поступлениям в бюджет). Порядок его начисления и уплаты регулируется отдельным федеральным законом. Налог на прибыль был введен как альтернатива стандартному подоходному налогу с юридических лиц. Последний оказался неприменим для ряда важных отраслей промышленности и производства. Налог на прибыль позволяет минимизировать риск так называемой налоговой сверхнагрузки. Особенно это актуально для новых компаний мелкого и среднего бизнеса. Фактически, пока юридическое лицо не получает прибыли, оно не является плательщиком налога.
Налог на прибыль предусматривает 4 элемента налогооблагаемой базы. Это прибыль от реализации имущества, основных фондов, продукции, а также сумма превышения нормативных расходов на оплату труда. Расчет налога на прибыль имеет определенную специфику. Хотите минимизировать риски неверного определения налогооблагаемой базы, переплаты по налогу или недоплаты? Доверьте расчет налога профессиональным специалистам.
Таможенные пошлины и акцизы
Высокодоходными налогами являются таможенные пошлины и акцизы. Первые представляют собой отчисления, взимаемые при перемещении товаров через границу. Акцизами облагаются отдельные виды и группы товаров.
Акцизы являются относительно новыми федеральными налогами. Они носят косвенный характер. Устанавливаются акцизы на высокорентабельные товары (спирт, спиртосодержащую продукцию, морепродукты и икру, табачные изделия, меха, ювелирную продукцию, нефтепродукты, товары народного потребления). Сбор представляет собой процент от отпускной цены. Целью акцизов является изъятие сверхприбыли, получаемой при производстве товаров, в бюджет. Плательщиками акцизов являются все юридические лица, изготавливающие подакцизные товары.
Иные федеральные налоги
Федеральные налоги могут зачисляться как в доход бюджета, так и в доход внебюджетных фондов. В последнем случае речь идет о так называемых целевых налогах. К числу таковых относятся:
- транспортный налог;
- налог на покупку автотранспорта;
- акциз, перечисляющийся предприятием-изготовителем при продаже легкового транспорта физическим лицам;
- транспортный налог с физических лиц;
- дорожный сбор;
- налог на продажу ГСМ.
Расчет налогов имеет ряд нюансов. Ошибки в исчислении приводят к переплатам по налогам или образованию долгов. Минимизировать риски и исключить дополнительные затраты позволяет аутсорсинг расчета федеральных налогов и составления соответствующей отчетности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Акцизный сбор
Акцизы – косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены высокорентабельных товаров с целью изъятия в бюджет сверхприбыли, полученной производителями от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью.
Акцизы сравнительно новая для России , но общепринятая а мировой практике форма изъятия сверхприбыли. На протяжении многих лет эту роль в стране выполнял налог с оборота. В 1992 году в России акцизы были введены в виде процентной надбавки к розничной цене изделия, что связано с либерализацией цен. В мировой практике они обычно устанавливаются в виде фиксированной денежной суммы на одно изделие.
Плательщики – предприятия и организации любой формы собственности, которые производят подакцизные товары.
Объект обложения акцизами – обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства. Перечень подакцизных товаров:
· спирт питьевой и вино – водочные изделия,
· икра и ценные виды рыб и морепродуктов,
· легковые и грузовые автомобили,
· товары народного потребления,
· нефть и нефтепродукты.
Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ (кроме экспорта в страны СНГ), так как для изъятия сверх доходов, полученных от реализации товаров на экспорт, используется механизм таможенных пошлин. При реализации товаров на экспорт, предприятиями, которые закупили этот товар с акцизами, сумма этих акцизов возвращается предприятиям налоговыми органами по месту их нахождения за счет общих поступлений данного налога.
Возврат производится только при предъявлении:
· грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен", подтверждающей пересечение товаром границы,
· расчетных документов на покупку товара,
· справка об уплате акциза предприятием изготовителем подакцизного товара.
Акцизы уплачиваются на третий день по совершении оборота или ежедекадно в зависимости от объема облагаемого оборота. Дата совершения оборота устанавливается исходя из методики определения выручки от реализации, принятой на каждом конкретном предприятии (либо по отгрузке, либо по оплате).
Сумму акцизов определяет плательщик самостоятельно исходя из стоимости реализованных подакцизных товаров и установленных ставок. Облагаемый акцизами оборот определяется как стоимость реализуемых подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен реализации без учета НДС. Расчет суммы акцизов осуществляется путем вычета из отпускной цены оптовой цена, включающей издержки производства и прибыль.
Пример расчета суммы акцизов:
– Оптовая цена, включающая издержки производства и прибыль 10 тыс. руб.
-Ставка акциза, 80 % к отпускной цене
Отпускная цена 10 х 100 100 – 80 = 50
Сумма акциза 50 – 10 = 40
Ответственность за правильное исчисление и своевременность уплаты акцизов возлагается на плательщиков.
2. Налог на прибыль предприятий
Среди федеральных налогов второе место по степени доходности занимает налог на прибыль.
В 1992 году был введен в действие Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Основным аргументом в пользу введения именно такого налога было то, что, как показывает мировая практика, введение подоходного налога с юридических лиц оправдано лишь в условиях сбалансированной экономики с отработанным механизмом рыночных цен, примерно одинаковым уровнем рентабельности, налаженной законодательно утвержденной системой антимонопольного регулирования и ряда других факторов, позволяющих равномерно распределить налоговое бремя на всех плательщиков.
Переход к налогообложению дохода вместо прибыли мог негативно сказаться на деятельности ряда производственных отраслей и в первую очередь на отраслях, связанных с производством энергоносителей. Налог на доход мог оказаться чрезвычайно тяжелым для вновь создаваемых предприятий предпринимательского сектора экономики, многие их которых в первые годы своего существования на получают прибыли, но окажутся плательщиками налога. Особенно это касается предприятий и организаций малого бизнеса, сейчас бурно развивающегося во всех сферах, выступающего антиподом государственного монополизма.
Плательщиками налога на прибыль – предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет.
Налогооблагаемая база налога на прибыль включает:
· прибыль от реализации продукции,
· прибыль от реализации основных фондов, имущества,
· прибыль от внереализационных операций,
· сумму превышения расходов на оплату труда над ее нормируемой величиной.
Методика определения налога на прибыль:
– Определяют к какой группе относится предприятие
а) его цель получение прибыли
б) не преследует в своей деятельности получение прибыли (бюджетные организации).
– Определяют перечень доходов не подлежащих налогообложению на прибыль:
Например, средства из бюджета, полученные для финансирования капитальных вложений.
– Рассматриваются отдельные элементы облагаемой прибыли.
Прибыль от реализации продукции исчисляется исходя из полученной выручки от реализации и затрат на производство и реализацию.
Под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен. (для предприятий осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции).
При исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчисления в резервный или другой аналогичный по назначению фонды.
Ставки налога на прибыль предприятий –
Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается по ставке
· 13% в федеральный бюджет,
· 22% в бюджеты субъектов федерации РФ.
Органы субъектов федерации могут устанавливать максимальную ставку налога на прибыль 25%, а по доходам от посреднической деятельности, банков, бирж, страховых компаний – 30%.
Пример расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Если: 80 тыс. р. – прибыль предприятия по производственной деятельности,
35% – ставка налога на прибыль предприятия по производственной деятельности,
15 тыс. р. – прибыль от посреднических операций и сделок,
45% – ставка налога на прибыль от посреднических операций и сделок,
20 тыс. р. – сумма превышения расходов на оплату труда,
Сумма трех составляющих (80+15+20=115) является налогооблагаемой базой налога на прибыль.
В целях анализа уплаты налогов предприятиями, осуществляющими различные виды деятельности рассчитывается средняя ставка налога на прибыль и НДС:
35% х 80 + 45% х 15 + 35% х 20 = 36,3%
Тогда сумма налога на прибыль составит
115 х 36,3% : 100% = 41,7 тыс. руб.
Если между расчетной суммой налога и размером налога на прибыль, уплаченного предприятием в бюджет появляется отклонение, то оно является предметом для более детального анализа.
3. Другие федеральные налоги
Другие федеральные налоги носят целевой характер и зачисляются не в доход бюджета, а в специальные целевые внебюджетные фонды.
В Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.
· налог на реализацию ГСМ (25% с оборота по реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации без НДС),
· налог на пользование автомобильных дорог (0,4% от валового дохода и 0,03% торгового оборота уплачивают предприятия и физические лица-предприниматели),
· налог с владельцев транспортных средств ( по ставкам в зависимости от мощности двигателя с каждой лошадиной силы),
· акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (предприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили в личное пользование),
· налог на приобретение автотранспортных средств (платят предприятия 20% от продажной цены без НДС и акцизов),
· транспортный налог (с юридических лиц 1% от фонда оплаты труда).
- Адкинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора – М., 1995.
- Алексашенко С. Налоговые реформы в развитых странах: опыт 80-х. М. , 1992.
- Глухов В. В.,Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., СПб., 1996.
- Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М., 1997.
- Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – Уч. пос., М., 1997.
- Дробозина Л.А. Общая теория финансов. – М., 1995.
- Иванеев А.И. Налогообложение иностранных компаний и предприятий с участием иностранных инвестиций. – М., 1997.
- Родионова В.М. Финансы: Уч. пособ. – М.: Финансы и статистика, 1993.
- Налоги: Учеб. пособие Под ред. Д.Г. Черника – М., Финансы и статистика, 1997.
- Налоговая политика в индустриальных странах: Сборник обзоров Под ред. В.С. Аваева – М. 1995.
- Налоговые системы зарубежных стран. Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника – М., 1997.
- Петрова Г.В. Налоговое право. – М., 1997.
- Сакс Джефри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М., 1996.
- Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 1997.
- A Manual on Government Finance Statistics. (Russian edition). – Washington, 1986.
- Мишель К. Оффшорные юрисдикции и компании: проблема выбора Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия – Хельсинки, 1995.
- Зампелас М. Несколько моделей страховых компаний Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. Никосия – Хельсинки, 1995.