Государственная поддержка детей сирот

В течение последних лет федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления приняты и реализованы решения, которые позволили поддержать различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократить их численность в интернатных учреждениях.

На учёте в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 82,7 тыс. детей, что на 22,6 % меньше чем в конце 2013 года, из них 45,7 тыс.старше 14 лет, в том числе старше 17 лет – 8 тыс.В 2013 г. число детей, сведения о которых находились на учёте в указанномбанке данных, сократилось на 11 %. В конце 2012 года состояло на учёте 119 070 детей, в конце 2013 года – 107 086 детей.

Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. В 2012 году было выявлено74 724 ребенка (меньше на 9% по сравнению с предыдущим годом),в 2013 году – 68 770 детей (меньше на 8% по сравнению с предыдущим годом). В2014 году было выявлено 61 621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению в2013 годом.

В 2012 году было передано на воспитание в семьи граждан 61 428 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 году – 62 973 ребенка (больше на 3 % по сравнению с предыдущим годом). В 2014 году было передано на воспитание в семьи граждан 64 010 детей, что на 1,6 % больше чем в 2013 году.

Под предварительную опеку в 2014 году было передано 19 870 детейв течение года. На конец года под предварительной опекой находилось 74 92 детей.

При этом на протяжении последних четырёх лет прослеживается тенденция увеличения численности детей, переданныхна воспитание в семьи граждан, по сравнению с численностью выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 и в 2012 году в семьи было устроено на 17,8% меньше детей, чем выявлено. В 2013 году разница составила 8%, а в 2014 году впервые за последние годы, число детей, устроенных за год в семьи на 3,8% превысило число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с достижением совершеннолетия, снято с учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году – 15,9 тыс. сведений о детях, в 2013 году – 14,8 тыс., в 2014 году – 13,9 тыс., за 5 месяцев 2015 года – 8,1 тыс.

Указанных результатов удалось достигнуть благодаря реализации комплекса мер, направленных насокращение численности вновь выявляемых детей-сирот, а также детей-сирот, находящихся под надзором в организациях, совершенствование порядка устройства детей-сирот на воспитание в семьи, защиты прав детей, находящихся на воспитании как биологическими, так и замещающими родителями, совершенствование деятельности органов опеки и попечительства.

В целях привлечения большего числа граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью из числа молодых семей, в субъектах Российской Федерации активно развиваются современные формы распространения информации о детях, такие как показ на телевидении (на региональных и федеральных телеканалах) и социально-ориентированных Интернет сайтах видеосюжетов (видеопаспортов, фильмов, видеороликов, видеоанкет) о детях, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 31 декабря 2014 года согласно федеральному статистическому наблюдению по форме №103-рик «Сведениям о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее – дети-сироты и лица из их числа), в возрасте от 14 до 23 лет и старше 23 лет, состоящих на учёте вкачестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, составляет 216 311 человек (на 31 декабря 2013 года – 198 687 человек). Из нихв возрасте от 18 до 23 лет и старше – 127 831 человека (на 31 декабря 2013 года – 115 489 человек).

Численность детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями в 2014 году, составляет 28 288 человек (в 2013 году – 23 700 человек), из нихпо договору социального найма, – 3 711 человек, договору найма специализированного жилого помещения в том числе по решению суда, – 24 577 человек.

Наибольшая численность детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями в 2014 годув 28 регионах (на 10 регионов больше, чем в 2013 году). По сравнению с 2013 годом, количество субъектов Российской Федерации, не исполнивших предусмотренные соглашениями обязательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в 2014 году, сократилось с 23 до 10 регионов.

По данным Минфина России на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа субъектами Российской Федерации в 2014 году израсходовано бюджетных ассигнований в объеме 32 131,7 млн рублей, из них:

за счёт субсидий из федерального бюджета – 6 039,0 млн рублей (средний уровень софинансирования за счёт субсидии составил 18,8%: по регионам от 2,2 до 60,2%);

Читайте также:  Как оплачивать покупки на алиэкспресс

за счёт собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 26 092,7 млн рублей (рост относительно 2013 года – 106,7%).

Кроме того, в 62 субъектах Российской Федерации 2 648 детям-сиротам лицам из их числабыло предоставлено временное жилое помещение. В 22 субъектах Российской Федерации 2 524 лицам указанной категории предоставлена социальная поддержка по оплате аренды жилых помещений и 8 075молодых людей получили социальную поддержку в виде ремонта жилых помещений, также оплате задолженностей по коммунальным услугам и другие.

Результаты мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий по социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей показали, что число выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейза2014 год составляет 21 300 человек.

По состоянию на 31 декабря 2014 года на территории Российской Федерации 1 682 организации осуществляли деятельность по сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 2014 года указанными организациями были оказаны услуги 15 650 выпускникам.

Кроме того, на сопровождении с целью осуществления контроля за использованием жилого помещения, а также оказания содействия в социальной адаптации находилось 16 207 детей-сирот и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещенияв 2013 – 2014 годах.

Выводыи рекомендации

Государственная молодёжная политика отражает позиции государства в отношении молодёжи, определяетпараметры и механизмы взаимодействия с ней, ожидания по отношению к молодёжи иготовность ей содействовать.

Отправной точкой ГМП является реализация комплексного подхода в решении социальных проблем молодёжи на основе культурно-исторических традиций,в контексте перспективных целей и задач развития общества.

Поэтому процесс регулирования общественных взаимодействий в рамках ГМП должен строиться с учётом глубинных общественных изменений и новых вызовов современности, в соответствии с особенностями ментальности народа России, что придаст ему органичный характер и в значительной мере повысит эффективность.В этой связи можно сформулировать ряд предложений:

В области развития российской молодёжной политикив русле мировых тенденций:

в соответствии с ОГМП-2025 завершить разработку поэтапного плана (дорожной карты) по реализации молодёжной политики с показателями, определяющими направления деятельности в рамках молодёжной политики до 2025 года, и согласно выделенных приоритетов на каждом этапе реализации плана;

провести анализ действующих федеральных программ и их пересмотр с учетомнациональных приоритетов в области молодёжной политики;

совершенствовать систему межведомственного и межсекторного взаимодействия по вопросаммолодёжи и молодёжной политики;

В сфере развития нормативно-правовой базы молодёжной политики:

разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект государственной программы по работе с молодёжью, определяющей основные векторы развития молодёжной политики в среднесрочной перспективе с учётом межведомственной координации иантикоррупционных механизмов;

внести в Правительство Российской Федерации проект государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016‑2020 годы с перечнем количественных и качественных показателей эффективности;

разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект федеральной целевой программы «Молодёжь России» на среднесрочную перспективу;

провести мониторинг правоприменительной практики в области молодёжной политики и работы с детьми и молодёжью;

усовершенствовать региональное законодательство в сфере молодёжной политики и привести его в соответствие с федеральным законодательством.

По совершенствованию системы учреждений органов по делам молодёжи:

утвердить на федеральном уровне Концепцию развития системы учреждений органов по делам молодёжи;

разработать и утвердить Комплекс мер повышения эффективности и качества услуг, предоставляемых учреждениями органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации.

В областисоциально-демографической политики:

создание условий для реализации молодёжью традиционных установок на семью, брак, родительство, укрепление авторитета семьи и семейных ценностей в обществе, преодоление разрыва между стремлением молодёжи к созданию семьи и реальными возможностями её реализации в условиях социально-экономической и финансовой нестабильности;

совершенствование социальной защиты молодой семьи, оказание ейвсемерной поддержки со стороны государства;

поддержка молодёжи, имеющей установки на формирование многодетных семей;

обеспечение социальных гарантий молодым матерям, недопущение их дискриминации на рынке труда;

обеспечение доступа молодёжи к системе качественного здравоохранения, развитие практики диспансеризации подростков и молодёжи;

формирование культуры безопасности среди молодёжи, пропаганда здорового образа жизни среди молодёжи, информирование о способах и формах здоровьесберегающего поведения.

Демографическая политика должна быть тесно скоординирована с другими направлениями государственной социальной политики, в том числе с молодёжной политикой.

Поскольку прогнозные оценки развития таких социальных систем как образование и здравоохранение, а также развитие человеческого капиталаопираются на демографические показатели, необходима не только межведомственная координация, но и уточнение возрастных когорт статистики для целей развития молодёжной политики в Российской Федерации и оценки её эффективности.

В области трудоустройства молодёжи:

совершенствование программпо профориентации и построению профессиональных траекторий молодёжи, а также обеспечивающих её трудовую занятость;

разработка комплекса мер, обеспечивающих возможность прохождения стажировок и практик для обучающейся молодёжи и безработной молодёжи;

анализопыта внедрения института наставничества на предприятиях и организациях, предоставить предложения по развитию данного института.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Городская социальная доплата к пенсии

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Краткое описание

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в период обучения по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения за счёт средств федерального бюджета дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также студенты, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя до достижения ими 23 лет, зачисляются на полное государственное обеспечение до конца обучения на основании личного заявления студента и документов, подтверждающий вышеуказанный статус.

Виды поддержки

В состав полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке студентов сирот входит:

  • пособие на обеспечение питанием (ежемесячно);
  • пособие на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарём и другими предметами вещевого довольствия (с 01.01.18 г. ежеквартально);
  • ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей
  • предоставление бесплатного общежития.
  • При выпуске из Университета студенты сироты (за исключением лиц, продолжающим обучение по основным образовательным программам по очной форме) однократно обеспечиваются:
  • пособием на обеспечение комплектом одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования при выпуске;
  • единовременным денежным пособием при выпуске.

Размер пособий

Размеры выплат на материальное обеспечение сирот в части исполнения публичных обязательств федеральными государственными образовательными организациями, определяются ежегодно Министерством образования и науки Российской федерации.

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Поддержка детей – это важное направление государственной социальной политики. Дети-сироты нуждаются в еще большей защите со стороны государства, поскольку по достижению совершеннолетия они остаются один на один с проблемами, в том числе материальными. Поддержать сироту и обеспечить ему достойные условия жизни и труда – первоочередная задача государства.

Кто имеет право на получение льгот и выплат

Дети, оставшиеся без родителей, социально уязвимы и нуждаются в защите со стороны государства. Сиротам сложно социализироваться, найти свое место, создать семью. Прежде всего это связано с материальными проблемами – такие дети обычно находятся на полном обеспечении государства в соответствующих учреждениях, а после достижения 18-летнего возраста фактически остаются без любых средств к существованию. Поэтому меры дополнительной социальной защиты и поддержки детей-сирот со стороны государства очень важны.

В России законодательный статус детей-сирот, а также основные меры их социальной защиты приведены в Федеральном законе от 12.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения». Частично меры поддержки реализуются на федеральном уровне, но большая их часть находится в зоне ответственности региональных властей.

«Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ»
Скачивайте и знакомьтесь с полным текстом закона

В соответствии с законом, к числу сирот относят такие категории:

  • непосредственно дети-сироты – в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители (или единственный родитель);
  • дети, оставшиеся без попечения родителей – в возрасте до 18 лет, родители которых лишены родительских прав, ограничены в них, признаны без вести пропавшими, умершими или недееспособными, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей, либо вообще неизвестны.

Дополнительно оговариваются права на дополнительные виды социальной поддержки для детей-сирот и лишенных родительского попечения в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе потерявшие родителей в период обучения.

На меры социальной поддержки и защиты могут претендовать дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 18 лет (до 23 лет, если проходят обучение). Но на получение жилья имеют право сироты старше 18 лет в случае, если встанут в очередь до достижения 23 лет.

Согласно законодательству дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей могут находиться на полном государственном обеспечении:

  • в организациях для детей-сирот – детские дома, дома-интернаты и т.д.;
  • под опекой и попечительством – назначенные государством лица являются опекунами или попечителями сироты;
  • в приемных семьях – дети передаются на воспитание приемным родителям.

При любой из перечисленных форм дети-сироты могут претендовать на получение от государства определенной помощи и поддержки.

Какие льготы полагаются по закону

Денежные выплаты для детей-сирот

Основной вид денежных выплат детям-сиротам – пенсия по потере кормильца. В зависимости от наличия страхового стажа у умерших родителей сироты получают страховую или социальную пенсию. Дети, оба родителя которых неизвестны, получают социальную пенсию. Правила и условия получения пенсий по потере кормильца приводятся в статье.

Для детей, которые остались без родительского попечения из-за лишения родительских прав одного или обоих родителей, они вправе получать алименты – определенный процент от дохода родителей.

Читайте также:  Налог на продажу наследуемой квартиры

Для детей-сирот на федеральном и региональном уровнях также устанавливаются дополнительные (помимо пенсии) выплаты:

  • единовременная денежная выплата по окончании пребывания в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства. Суммы отличаются в разных регионах (например, в Москве – 24000 рублей);
  • единовременная денежная выплата выпускникам школ – также утверждается законодательством субъекта РФ. Например, в Москве сумма составит 20639 рублей если выпускник пойдет учиться дальше и 79416 рублей если он будет трудоустроен после школы;
  • ежемесячная денежная выплата на содержание детей, которые рождаются в семьях детей-сирот – в Москве составляет 3000 рублей.

Дети-сироты, которые находятся в специальных учреждениях, пребывают на полном государственном обеспечении. В частности, если сирота получает среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения, он получает от образовательной организации ряд преференций:

  • обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем в начале учебного года (может заменяться денежной выплатой);
  • компенсация на питание;
  • компенсация расходов на проезд (обычно в сумме стоимости транспортной карты);
  • компенсация стоимости приобретения письменных принадлежностей в начале учебного года (в сумме, равной трем социальным стипендиям);
  • бесплатное проживание в общежитиях;
  • государственная социальная стипендия (для получающих среднее техническое образование от 809 рублей, высшее – от 2227 рублей);
  • государственная академическая стипендия в повышенном размере в зависимости от успехов в учебе;
  • бесплатное прохождение медицинских осмотров.

В период прохождения производственной практики сироте выплачивается 100% заработной платы.

Выплаты для опекунов и усыновителей

Следует рассмотреть и выплаты, на которые претендуют люди, принимающие сирот под опеку или в приемные семьи:

  • при передаче ребенка в семью под опеку или на воспитание выплачивается 16 759 рублей (устанавливается федеральным законодательством);
  • при передаче ребенка в приемную семью выплачивается – 128 053 рубля (если старше 7 лет, или ребенок-инвалид, или при усыновлении братьев или сестер);
  • при усыновлении сироты выплачивается компенсация расходов, понесенных в процессе усыновления. В Москве сумма составляет 5 прожиточных минимумов на ребенка (составляющих 14 329 рублей) для 1 ребенка, 7 прожиточных минимумов для двоих детей, 10 прожиточных минимумов для троих и более детей;
  • опекуны получают денежные выплаты на содержание детей. Суммы зависят от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, количества подопечных, а также от регионального законодательства. Например, в Москве на ребенка возрастом до 12 лет выплачивается 16 500 рублей, от 12 до 18 лет – 22 000 рублей. Если детей трое или больше, суммы составят 19800 и 25300 рублей соответственно. На ребенка-инвалида выплачивается 27500 рублей;
  • попечители и усыновители имеют право на компенсацию расходов на коммунальные услуги и оплату телефона. В Москве сумма для опекунов (попечителей) детей-сирот составляет 928 рублей в месяц. Для усыновителей, воспитывающих 3 и более приемных детей компенсируется вся сумма расходов.

Большая часть перечисленных видов помощи реализуется на региональном уровне. Более точные виды и суммы социальной поддержки опекунов (попечителей) и усыновителей можно узнать в отделе социальной защиты населения по месту жительства.

Обеспечение жильем

Важный вид материальной поддержки детей-сирот – это обеспечение их собственным жильем. Обязанность предоставить жилье возлагается на субъект РФ федеральным законодательством.

Возможны два варианта обеспечения жильем сирот:

  • сохранение за сиротой жилья его родителей. При этом не имеет значения, где фактически проживает ребенок – в доме родителей или с опекуном. Опекун (попечитель) не может продать или обменять жилье сироты без санкции органов опеки;
  • если у родителей сироты не было своего жилья, или же родители неизвестны – государство предоставляет ему бесплатное жилье.

Однако во втором случае жилье предоставляется также не всем сиротам, а только тем, чей возраст от 18 до 23 лет, и которые нуждаются в жилье. На практике в указанный возраст сироту обычно только ставят в очередь на жилье (так как есть проблема с выделением жилья местными администрациями). Необходимость обеспечения сироты жильем определяется по социальным нормам – если человек уже имеет жилье, либо долю в нем, либо пользуется жильем по договору социального найма – ему будет отказано в предоставлении жилья. Исключение – если приходящаяся на сироту площадь меньше нормативной, либо если имеющееся жилье находится в аварийном состоянии.

К сожалению, на практике получить сироте жилье от государства не так просто, претендентов на него много, а в собственности муниципальных образований свободной жилплощади обычно нет. Но если сирота зарегистрировался в установленном порядке (встал в очередь) с 18 до 23 лет, он сможет получить жилье и после 23 лет.

Местные администрации по-разному решают проблему жилья для сирот – выкуп квартир на вторичном рынке, обязательная квота для сирот в новостройках, выделение освободившегося муниципального жилья, и т.д.

Если местные органы власти не в состоянии предоставить жилье, региональным законодательством может быть предусмотрена компенсация расходов на оплату съемного жилья. Суммы относительно небольшие – 11 500 рублей в месяц в Москве, 3000-5000 рублей в Приморском крае (где ситуация с выделением жилья самая напряженная в стране).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *