Избирательный ценз представляет собой

Цензы в Российской Федерации

В РФ существует ряд цензов. В частности, возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет, права быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления – с того же возраста, депутатами представительных органов иных уровней и выборных должностных лиц – с более старшего возраста

В выборах участвуют только граждане РФ. Не участвуют в выборах лица, признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Законодательство РФ не допускает ограничения права избирать временем проживания на какой-то территории (ценз оседлости). Человек, поселившийся на данной территории, с этого момента получает активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.

Для избрания депутатом или на выборную должность в регионе, субъекты РФ устанавливают срок проживания на территории избирательного округа, который не может превышать года. Для избрания депутатом Государственной Думы подобных правил не существует.

Вновь избираемый сенатор должен прожить не менее десяти лет в том регионе, от которого он избирается в Совет Федерации. Требования о "цензе оседлости" не распространяется на действующих членов верхней палаты парламента РФ. "Ценз" отсутствует также для военных, прокурорских работников и сотрудников правоохранительных органов, имеющих не менее чем десятилетний стаж работы. Это положение рассчитано на то, чтобы не закрывать путь в Совет Федерации для людей, чья работа была связана с неоднократной сменой места прохождения службы.

Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в РФ не менее 10 лет. В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка.

В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории. Это установление представляет собой, по сути, вариант имущественного ценза.

33. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

Мажоритарная избирательная система имеет разновидности. В зависимости от образуемых избирательных округов различаются мажоритарные избирательные системы, предполагающие голосование по единому избирательному округу, одномандатным и многомандатным избирательным округам. Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц. При избрании депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований применяются либо одномандатные, либо многомандатные избирательные округа. Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований. В принципе нельзя исключать ее использование и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, однако действующему избирательному законодательству такие случаи неизвестны.

Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании

Мажоритарная избирательная система предполагает проведение выборов по одномандатным, реже – многомандатным избирательным округам и подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. При системе абсолютного большинства для избрания требуется получить более половины голосов избирателей (в противном случае проводится повторное голосование), при системе относительного большинства для избрания кандидату требуется набрать наибольшее число голосов.

34. Пропорциональная избирательная система и практика её применения в РФ.

Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Впервые пропорциональная избирательная система была применена на выборах в Бельгии в 1899 году.

Пропорциональная избирательная система

Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на последних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году будет составлять 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.

Голоса, отданные за партии, не прошедшие процентный барьер, пропорционально перераспределяются между прошедшими партиями.

Пропорциональная система может применяться как при выборах всего парламента (например, в Дании, Люксембурге, Латвии, Португалии), так и только нижней палаты (например, в Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Польше) или половины нижней палаты (например, в ФРГ до 2007 года и с 2016 года в Российской Федерации).

Разновидности пропорциональной избирательной системы

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список – когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

Достоинства пропорциональной избирательной системы

Достоинством пропорциональной избирательной системы, в отличие от мажоритарной избирательной системы, считается то, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер. Поэтому самым справедливым применением пропорциональной системы считаются выборы в Израиле.

Пропорциональная избирательная система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При этом такая возможность не теряется у меньшинства.

Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

В тех странах, где применяются открытые списки, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.

Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

Главным недостатком пропорциональной избирательной системы считается частичная потеря принципа народовластия, утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами.

В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей.

При закрытых партийных списках также используется «технология паровоза» – когда в начале списка присутствуют популярные в народе личности (например, теле- и кинозвезды), которые потом отказываются от мандатов в пользу неизвестных членов партии.

Закрытые партийные списки дают возможность лидеру партии определять очередность кандидатов, что может привести как к диктатуре внутри партии, так и ко внутреннему расколу из-за недобросовестной конкуренции между членами партии.

Недостатком является высокий процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

При парламентской республике правительство формирует партия, обладающая большинством мандатов. Но при пропорциональной системе велика вероятность отсутствия большинства у одной из партий, что приводит к необходимости созданию коалиции из идеологических противников. Такое правительство может оказаться не в состоянии проводить реформы из-за внутренних разногласий.

Простой избиратель не всегда понимает систему распределения мандатов, а значит, может не доверять выборам и отказаться в них участвовать. Во многих странах уровень явки на выборы колеблется в пределах 40–60% от всего числа граждан с правом участвовать в выборах. А значит, такие выборы не отражают действительной картины предпочтений и/или необходимости реформ.

Пропорциональная избирательная система в России

В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 526 | Нарушение авторских прав

Рассмотрим понятие и виды избирательных цензов, а также выявим их содержание.

Принцип всеобщности предполагает ряд законодательных ограничений в виде избирательных цензов.

Избирательный ценз – это требование или их набор, которым должен удовлетворять избиратель или кандидат для получения допуска к участию в выборах.

В зависимости от того, какое право они ограничивают, различаются два вида избирательных цензов: активный и пассивный.

Избирательный ценз гражданства предполагает, что избирательные права не имеют иностранцы и лица без гражданства, которые проживающие в стране проведения выборов. Например, для приобретения активного избирательного права в Аргентине необходимо наличие гражданства на протяжении не менее трех лет.

Ценз оседлости предполагает существование срока, который нужен для включения человека в списки избирателей либо его регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Например, для кандидата на пост президента Республики Казахстан он составляет 15 лет, а в Республике Беларусь – 10 лет.

Возрастной ценз формирует требования к возрасту избирателя или кандидата. В большинстве государств активное избирательное право дается лицам старше 18 лет, в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) – с 16 лет, а в отдельных государствах – лицам старше года. Пассивное избирательное право обладает более высоким возрастным цензом (для Президента Италии – 50 лет, Германии – 40 лет, США и Беларуси – 35 лет).

Ценз языка предполагает, что кандидат и избиратель должны уметь читать и писать на государственном языке. В настоящее время он имеется в конституциях ряда стран Африки (Руанда), государств СНГ (Казахстан, Узбекистан, Молдова), а также в странах Балтии.

Ценз пола как избирательный ценз выступает явно дискриминационным и не используется в избирательном законодательстве большинства современных государств.

Религиозный ценз имеет распространение в основном в мусульманских странах. Например, для избрания в парламент Ирана нужно исповедовать ислам. Однако имеются исключения для граждан, которые исповедуют традиционные для национальных меньшинств конфессии и постоянно проживают в данном государстве.

Образовательный ценз предусматривает допущение к выборам только тех лиц, которые имеют определенный уровень образования. Его разновидностью считают ценз грамотности, предполагающий умение писать и читать на государственном языке. В некоторых государствах имеется избирательное требование, согласно которому необходимо знать и понимать конституцию.

Имущественный ценз как избирательный ценз предполагает наличие у кандидата или избирателя определенного объема имущественной массы как условия для получения активного или пассивного избирательного права. Его разновидностью выступает избирательный залог, вносимый кандидатом в избирательную комиссию перед его регистрацией.

Общим правилом является недопущение к участию в выборах лиц, которые признаны судом недееспособными.

В некоторых государствах установлен избирательный ценз неопороченности, согласно которому не принимают участия в голосовании лица, находящиеся под стражей по приговору суда.

Ценз несовместимости предполагает запрет одновременно находиться на выборной и иной публичной должности. Несовместимость также предусматривает для выборного лица необходимость освобождения ранее занимаемой им должность в случае его избрания на иную должность. В ряде стран предусмотрен предварительный уход в отставку до выдвижения в кандидаты на выборную должность.

Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

  • 5. Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.
  • 6. Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия).
  • 7. Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в иранский парламент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.
  • 8. Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Сегодня повсеместно отменен.
  • 9. Расовый ценз – требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы. В настоящее время отсутствует.
  • 10. Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в частных компаниях, предприятиях.

Не допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.

  • 11. Неизбираемость – это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов.
  • 12. Ценз судимости означает, что не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;
  • 13. Языковой ценз заключается в требовании знания государственных языков
  • 14. Ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий.

Принято различать активное и пассивное избирательное право.Активное избирательное право- право участия в выборах, а также во всех иных политических мероприятиях, имеющих своей целью выявление воли избирательного корпуса (референдум, плебисцит, отзыв, народная инициатива). Данное право предоставляется, как правило, только тем гражданам (подданным) государства, которые отвечают установленным законом требованиям в отношении возраста, местожительства и т. д. (см. Цензы избирательные). В социалистических странах предоставление активного избирательного права обусловлено лишь требованиями совершеннолетия (в СССР с 18 лет) и вменяемости, что позволяет участвовать в выборах, голосовании при референдуме и т. д. всем взрослым гражданам.

Для активного избирательного права характерны следующие цензы:

  • · Возрастной ценз
  • · Ценз оседлости
  • · Ценз гражданства

Для получения пассивное избирательного право установлен и более высокий возрастной ценз, чем для активного избирательного права.

Для пассивного избирательного права характерны такие цензы как:

  • · Возрастной ценз
  • · Ценз оседлости
  • · Ценз гражданства

· Ценз предыдущего издания

Конечно, для каждой страны характерны разнообразные виды цензов, как для активного, так и для пассивного вида права, но чаще всего они такие, как приведено выше.

Цензы так же обусловлены режимами страны и их регуляцией власти (так в глубоко религиозных странах религиозный ценз выходит на первое место). Каждое государство определяет для своих граждан наиболее важные цензы.

Избирательное право в стране является неотъемлемой часть жизни государства, и поэтому ценз – один из главнейших механизмов регулирования.

На протяжении лет цензы менялись, но они всегда были и остаются необходимыми для общества и сосуществования.

Читайте также:

  1. Lt;question>. Как называются избирательные органы, организующие подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан?
  2. Избирательное право и избирательные системы в Республике Казахстан.
  3. Избирательные округа, избирательные участки.
  4. Избирательные реформы в Англии в XIX веке.
  5. Избирательные системы
  6. Избирательные системы.
  7. Избирательные системы.
  8. Избирательные фонды кандидатов на выборные должности в государственные органы.
  9. Избирательные цензы в российском избирательном праве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *