Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Комментарии к ст. 92 ЛК РФ
Леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях других категорий. Следовательно, речь идет о государственном учете не только лесов, составляющих лесной фонд, но и иных лесов. В любом случае порядок ведения государственного учета лесов, а также порядок и условия представления сведений государственного учета лесов должны устанавливаться специальными нормативными документами. В настоящее время нормативную базу по ведению государственного учета лесов составляют документы, которые следует применять в части, не противоречащей вновь принятому законодательству, а именно:
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда", согласно которому установлено, что государственный учет лесного фонда осуществляется на основе материалов лесоустройства, а также инвентаризации и других видов обследований лесов;
Приказ Рослесхоза от 30 мая 1997 г. N 72 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения государственного учета лесного фонда", которая была разработана во исполнение Постановления Правительства РФ от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда". Согласно Инструкции документация государственного учета лесного фонда обновляется, как правило, один раз в пять лет.
Государственный учет лесного фонда ведется по следующим формам: форма N 1 – распределение площади лесного фонда по категориям земель, группам лесов и категориям защитности лесов I группы; форма N 2 – распределение площади лесов и запасов древесины по преобладающим породам и группам возраста; форма N 3 – общие сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд. Для анализа динамики основных показателей лесного фонда за длительный период документация государственного учета лесного фонда, независимо от даты проведения, подлежит постоянному хранению. "Без комплексной информации о лесном фонде невозможно осуществлять какое-либо регулирование в целях рационального использования и охраны природного ресурса и объекта; тем более, невозможно осуществлять государственное управление и регулирование. Поэтому государство обладает общей функцией по ведению государственного учета целого ряда природных объектов и ресурсов, одним из которых, в частности, является лес" .
Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. С. 141.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, данное агентство осуществляет государственный учет лесного фонда. Учитывая новую редакцию Лесного кодекса РФ, в ряде нормативных документов требуется уточнение о порядке осуществления государственного учета лесов в целом, а не только лесного фонда, а также об органе, уполномоченном осуществлять государственный учет иных лесов, т.е не входящих в лесной фонд, об условиях предоставления сведений государственного учета лесов. Приказом МПР России от 12 ноября 2003 г. N 1006 утверждены Перечни информации о лесном фонде Российской Федерации, предоставляемой на безвозмездной основе и за плату.
Согласно Положению о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В связи с принятием настоящего Кодекса п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" был изложен в новой редакции: сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
Федеральной службой земельного кадастра России была утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации Приказом от 17 октября 2002 г. N П/336. Данная Методика содержит: определение кадастровой стоимости земель лесного фонда в пределах территорий субъектов РФ; определение базовой оценочной продуктивности 1 га лесных земель; определение базовых оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; расчет кадастровой стоимости 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости земель лесного фонда РФ в пределах территории лесхозов; определение оценочной продуктивности лесных земель; определение оценочных затрат и цены производства древесины на 1 га лесных земель; определение годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель; определение кадастровой стоимости участков лесных земель в границах лесхозов; расчет кадастровой стоимости участка лесных земель; расчет значения лесной ренты.
Кадастровый учет земель лесного фонда – обязательная мера с 2015 года
Начиная с января 2015 года, проведение кадастрового учета лесного участка обязательно, если он предоставляется гражданину или юридическому лицу в ряде случаев:
- безвозмездное срочное пользование;
- аренда;
- постоянное пользование;
- купля-продажа лесных насаждений;
- переоформление аренды.
Теперь, если арендуемый участок не поставлен на кадастровый учет, арендатор не может заключать договор субаренды, передавать свои права или обязанности в залог, по договору аренды, в качестве паевого взноса или вклада в уставной капитал.
Кадастровый учет земель лесного фонда
Инициатором проведения кадастрового учета могут выступать как государственные органы, так и частные лица, использующие соответствующие леса на установленных законодательством правах. Процедура постановки лесного участка на кадастровый учет аналогична правилам регистрации любого земель в кадастре недвижимости. Перед обращением в орган кадастрового учета обязательно определяют границы образуемого лесного участка по материалам межевания, лесоустроительной или землеустроительной документации. Единственное отличие заключается в том, что согласование его границ выполняется без их установления на местности и учета мнения заинтересованных лиц.
Однако, новая редакция ФЗ № 201 все же разрешает предоставлять лесные участки до 1 января 2017 года частным и юридическим лицам без проведения кадастрового учета, если предполагается осуществлять на них:
- геологическое изучение недр;
- разрабатывать месторождения полезных ископаемых.
Кадастровый учет лесных участков: кто организует?
Федеральные или региональные властные органы, ведущие государственный лесной реестр, занимаются и проведением Государственного кадастрового учета лесного фонда:
- по федеральному лесному фонду – Федеральная служба лесного хозяйства РФ, ее филиалы, расположенные в российских регионах, и лесхозы;
- по лесным участкам, входящим в состав государственных заповедников, – Госкомитет РФ по охране окружающей среды;
- по участкам, переданным лесным хозяйствам образовательных учреждений – Минобранауки РФ и лесхозы;
- по лесам, которые находятся в пользовании сельскохозяйственных организаций, – Минсельхоз РФ;
- по лесному фонду в целом по России – Федеральная служба лесного хозяйства РФ.
Новый лесной кодекс РФ передал большую часть полномочий по ведению лесного реестра на региональный уровень. Исключение составили субъекты РФ, в которых среднюю плотность населения превышает установленную норму в пятнадцать раз. Сегодня к таким регионам относится лишь Московская область, в связи с чем, учет лесных участков на ее территории выполняют федеральные власти – Рослесхоз и его территориальные органы.
В остальных случаях, за проведение государственной инвентаризации лесов, определяющей качественные и количественные характеристики лесных территорий, постановку на кадастровый учет лесных участков отвечает «Рослесинфорг». Также он выступает оператором АИС ГРЛ (информационной автоматизированной системы «Государственный лесной реестр»), выполняя ряд функций:
- обеспечение необходимой информацией исполнительные органы в сфере лесных отношений;
- своевременное внесение изменений в АИС ГРЛ;
- сбор данных о проводимых на территории России мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов.
Кто оплачивает кадастровый учет лесных участков?
В рамках региональных бюджетов также предусмотрено выделение средств на проведение кадастровых работ по учету лесных участков. Всего предполагается по этой программе до 2020 года затратить около 7 миллиардов рублей. Немалые деньги, которые государство выделить одновременно всем субъектам и регионам не в состоянии.
Поскольку часть полномочий по лесоустройству передали регионам, некоторых из них начали публично размещать заказы на лесоустроительные работы, пытаясь привлечь средства внебюджетных источников. В частности, в Московской, Тверской, Ярославской, Калужской и Ивановской области арендаторы активной участвую в процессе постановки своих участков на кадастровый учет.
Но, если человек, желающий принять участие в регистрации лесного участка, не обладает правом на аренду или на другой вид использования, привлечение его средств для выполнения лесоустроительных работ региональные органы по учету лесного фонда считают нецелесообразным.
В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости – органом кадастрового учета.
К специфике постановки на кадастровый учет таких объектов недвижимости, как лесные участки, относится то, что в соответствии с п. 6 ст. 39 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ образуемых лесных участков проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц.
Согласно Лесному Кодексу РФ Предоставление в аренду гражданам и юридическим лицам лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в следующем порядке:
выбор лесного участка;
проведение работ по формированию лесного участка;
проведение аукциона на право заключения договора аренды, кроме предусмотренных настоящим Кодексом случаев предоставления лесных участков в аренду на основании решения Правительства Российской Федерации.
Выбор лесного участка для предоставления его в аренду осуществляется собственником лесного участка самостоятельно либо на основании заявления гражданина или юридического лица.
В заявлении гражданина или юридического лица о выборе лесного участка указываются:
для граждан – фамилия, имя и отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика, данные паспорта; для юридических лиц – наименование с указанием организационно-правовой формы, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, уполномоченный распорядительный орган;
предполагаемые размеры и местоположение лесного участка;
предполагаемые виды и объемы лесопользования;
вид испрашиваемого права аренды (с ведением или без ведения лесного хозяйства).
К заявлению прикладываются нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих государственную регистрацию юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Выбор лесного участка осуществляется на основании материалов лесоустройства и государственного учета лесов.
Собственник лесного участка в течение двух месяцев со дня получения заявления осуществляет выбор лесного участка и принимает решение о формировании лесного участка.
При формировании лесного участка осуществляются:
подготовка лесоустроительного проекта лесного участка;
подготовка плана лесного участка;
подготовка проекта границ лесного участка и обозначение их на местности с помощью специальных знаков;
государственный кадастровый учет лесного участка.
Формирование лесного участка осуществляется за счет собственника лесного участка.
По инициативе заявителя формирование лесного участка может быть проведено за его счет. В этом случае собственник возмещает расходы в течение одного года со дня завершения работ.
Формирование лесного участка осуществляется в соответствии с лесным и земельным законодательством.
Собственник лесного участка отказывает в рассмотрении заявления о выборе и формировании лесного участка в случаях:
подачи заявления с нарушением требований, установленных частью 2 статьи 49 настоящего Кодекса;
представления заявителем неверных сведений о себе;
запрещения в соответствии с лесным законодательством осуществления на данном участке заявленного вида лесопользования.