Пенсионный фонд рф относится к фонду

Относятся ли государственные социальные внебюджетные фонды, ПФР в частности, к категории государственных заказчиков, если относятся, то почему?

Пенсионный фонд Российской Федерации действует на основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, пунктом 1 которого установлено, что ПФР создан в целях управления финансами государственного пенсионного обеспечения.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что средства ПФР являются федеральной собственностью и входят в состав государственной казны Российской Федерации, а сам Пенсионный фонд отнесен к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.

Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ N "Об основах обязательного социального страхования" государственные социальные внебюджетные фонды, ПФР в том числе, отнесен к некоммерческим организациям. Организационно-правовая форма, в которой создан и действует ПФР – учреждение. ПФР создан и действует на основании Положения, утвержденного законодателем, в Положении законодателем определены цели деятельности ПФР – управление финансами государственного пенсионного обеспечения, в оперативном управлении у ПФР находится федеральная собственность, следовательно, перечисленные выше критерии соответствуют критериям, установленным статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, что позволяет утверждать, что ПФР создан и действует в организационно-правовой форме "учреждение". ПФР имеет бюджет, который утверждается федеральным законом, федеральным законом утверждается также и отчет об исполнении бюджета, из изложенного следует, что деятельность ПФР финансируется из его бюджета, средства, поступающие в бюджет за счет страховых взносов работодателей и граждан, относятся к федеральной собственности. Кроме того, с учетом норм принятого законодателем Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего критерии отнесения учреждений к бюджетным (бюджетный кодекс вступит в силу с 1 января 2000 г.), ПФР относится к бюджетным организациям. А с учетом норм постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" ПФР отнесен к федеральным государственным учреждениям.

Как любое другое юридическое лицо ПФР имеет правоспособность (статья 50 Гражданского кодекса), то есть имеет гражданские права, предусмотренные его учредительными документами, и обязан нести связанные с его деятельностью обязанности. Действующее законодательство позволяет отнести ПФР к организациям, действующим в рамках специальной правоспособности, то есть для нас в рамках рассматриваемой проблемы важно, что права ПФР как участника гражданского оборота ограничены его учредительными документами. Таким образом, ПФР, являясь участником гражданского оборота (при заключении договоров гражданско-правового характера), обязан согласовывать свои действия не только с нормами гражданского права, но и со специальными нормами, ограничивающими его права как участника гражданского оборота (то есть для ПФР как и для других государственных социальных внебюджетных фондов принцип диспозитивности и свободы договора следует применять только с учетом специальных норм, которыми данные принципы ограничены).

Из изложенного следует, что ПФР является государственным заказчиком и размещает на конкурсной основе заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, поскольку финансируются данные заказы за счет бюджета государственного социального внебюджетного фонда.

Начальник Договорного отдела

Главного правового управления ПФР

16 ноября 1999 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

Читайте также:  Дарение доли по материнскому капиталу

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Справка по уходу за больным ребенком

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

С распадом Советского Союза перестала действовать единая государственная система социального обеспечения граждан и начала создаваться новая государственная система.

Первый этап реформирования федеральной пенсионной системы был связан с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О госу­дарственных пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон 1990 г.). Это был первый закон, в котором государственная система пенсионного обеспечения становилась системой, основанной на страховых принципах. Финансирование этой системы должно было осуществляться Пенсионным фондом РФ за счёт страховых взносов работодателей, граждан и – на некоторые виды обеспечения – за счёт средств федерального бюджета.

Закон 1990 г. охватывал пенсионной системой всех граждан и предусматривал как страховые, так и нестраховые виды пенсий. Этим актом также были введены социальные пенсии, которые на­значаются нетрудоспособным гражданам без требования трудового стажа.

Пенсионный фонд РФ был создан в соответствии с постановле­нием Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Положение о Пенсионном фонде РФ утверждено постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Это Положение действует в настоящее время с отдельными изменениями и дополнениями.

На основании данного постановления определен его правовой статус: Пенсионный фонд России (далее ПФР) является самостоя­тельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о ПФР (далее Положение) в целях госу­дарственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. № 318 введена госу­дарственная регистрация актов, издаваемых ПФР.

Согласно Положению ПФР и его денежные средства находятся в Федеральной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Этим был определён целевой ха­рактер денежных средств Пенсионного фонда. Следует также отме­тить, что признание ПФР и пенсионных средств федеральной госу­дарственной собственностью (то же в отношении средств других от­раслей социального и медицинского страхования) – одна из особенностей российской пенсионной системы. Данное положение было подтверждено в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 15 декабря 001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». С 1 января 2001 г. в ПФР страховые взносы работодателей зачисляются как суммы Единого социального налога, уплачиваемые в порядке, установленном НК РФ.

На федеральном уровне руководство фондом осуществлят Правление ПФР и его постоянно действующий исполнительный орган – исполнительная дирекция. Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами.

В состав Правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя Правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР.

В состав Правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление ПФР выполняет следующие функции:

– несёт ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

– определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

– утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчёты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

– назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

– утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

издаёт в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

– решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.

Согласно Закону № 167-ФЗ бюджет ПФР формируется за счёт:

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свобод­ных средств обязательного социального страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, упла­чиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещённых законодательством Рос­сийской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании) ПФР признан страховщиком, осуществляющим обя­зательное пенсионное страхование.

ПФР – государственное учреж­дение и его территориальные органы – составляют единую центра­лизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой ни­жестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Средства бюджета ПФР имеют целевое назначение и направля­ются на:

– выплату в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку пенсий, выплачиваемых за счёт средств бюджета ПФР;

– финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

– иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствую­щий год, осуществляются только после внесения изменений в ука­занный бюджет в установленном порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм посту­плений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на фи­нансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляют­ся в бюджет ПФР в полном объёме.

Читайте также:  Выписка из росреестра в читаемом виде

Указанные средства расходуют­ся в следующем порядке:

– на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

– на дополнительное повышение базовой части трудовой пен­сии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств ПФР оп­ределяется федеральным законом. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создаётся резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формиро­вания и расходования определяются федеральным законом о бюд­жете ПФР.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязатель­ствам ПФР перед застрахованными лицами.

Положения о территориальных органах ПФР, являющихся юри­дическими лицами, утверждаются Правлением ПФР.

В Законе об обязательном пенсионном страховании содержится значимое нововведение: впервые в качестве страховщика в системе обязательного пенсионного страхования наряду с ПФР признаются негосударственные пенсионные фонды (ст. 5). Случаи и порядок участия негосударственных пенсионных фондов в системе обяза­тельного пенсионного страхования должны быть предусмотрены федеральным законом. Также федеральным законом устанавлива­ются: порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими ука­занных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из ПФР и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фон­ды, а также пределы осуществления негосударственными пенсион­ными фондами полномочий страховщика.

В этом Законе более полно прописаны права, обязанности и от­ветственность ПФР как страховщика. Страховщик, в частности, имеет право:

проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персони­фицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справ­ки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных прове­рок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Фе­дерации порядке;

– требовать от руководителей и других должностных лиц про­веряемых организаций, а также от физических лиц, которые само­стоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выяв­ленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

– получать у налоговых органов необходимую для осуществле­ния обязательного пенсионного страхования информацию о страхо­вателях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию и иные сведения, составляющие налоговую тайну;

– осуществлять управление средствами бюджета ПФР и кон­троль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспе­чения (страхования) в Российской Федерации» и законодательст­вом Российской Федерации;

– представлять интересы застрахованных лиц перед страховате­лями;

– осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

В Законе также подробно определены обязанности страховщика:

– подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

– назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обя­зательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе дан­ных индивидуального (персонифицированного) учёта, а также пре­дусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсио­неров, не работавших на день смерти;

– осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного стра­хового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

– составлять проект бюджета ПФР и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

– регулярно информировать в установленном порядке страхо­вателей, застрахованных лиц, государственные, общественные орга­низации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обес­печению своей финансовой устойчивости;

– обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их ис­пользованием;

– осуществлять учёт средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

– осуществлять регистрацию страхователей;

– вести учёт страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

– вести государственный банк данных по всем категориям стра­хователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, ин­дивидуальный (персонифицированный) учёт сведений обо всех ка­тегориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицирован­ном) учёте в системе государственного пенсионного страхования;

– обеспечивать режим ведения специальной части индивиду­ального лицевого счёта в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом об обязательном пенсионном страхова­нии;

– обеспечивать своевременный учёт в соответствующих разде­лах специальной части индивидуального лицевого счёта поступив­ших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счёт средств пенсионных накоплений;

– обеспечивать организацию своевременного учёта дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

– бесплатно консультировать страхователей по вопросам обяза­тельного пенсионного страхования и информировать их о норма­тивных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

– организовывать через свои территориальные органы бесплат­ные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательно­го пенсионного страхования;

– развивать международные связи в области обязательного пен­сионного страхования в Российской Федерации.

В соответствии с Законом об обязательном пенсионном обеспе­чении страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким кате­гориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов про­изводятся им по каждому основанию.

Новый порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подробно определен в главе V Закона об обязательном пенсионном страховании.

В указанном Законе дано определение тарифа страхового взноса.

Тариф страхового взноса это размер страхового взноса на еди­ницу измерения базы для начисления страховых взносов.

Закон определял размер тарифа для разных групп страховате­лей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *