Положение о кружковой работе в школе

Кружковые объединения организуются с целью:

– создание оптимальных условий для интеллектуального развития,

– удовлетворение интересов, склонностей и дарований учащихся,

– разумного досуга, отдыха и развлечений.

Просмотр содержимого документа
«Положение о кружках в школе»

на МО классных руководителей

ГБОУ ООШ № 2 г. о. Октябрьск

Протокол № 1 от 28.09.2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе кружковых объединений
в ГБОУ ООШ № 2 г.о. Октябрьск

1. Кружковые объединения по интересам организуются с целью:
– создания оптимальных условий для интеллектуального развития;
– удовлетворения интересов, склонностей и дарований учащихся;
– самообразования и творческого труда;
– профессионального самоопределения;
– физического развития;
– разумного досуга, отдыха и развлечений.

2. Кружковые объединения по интересам создаются в соответствии с интересами детей и подростков, с учетом возможностей школы, социального заказа общества (детей, родителей, педагогического коллектива), финансовыми возможностями школы и при наличии педагогических кадров.

3. Руководство кружковой работой осуществляется учителями школы.

4. Для руководства кружковой работой от работников требуются необходимые документы об образовании в соответствии с действующим законодательством.

II. Задачи кружковых объединений по интересам.

Занятия в кружковых объединений способствуют решению конкретных воспитательных задач:
1. расширению и углублению умений и навыков, предусмотренных учебными программами;
2. ознакомлению учащихся с достижениями отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, спорта;
3. формированию и развитию умений применять знания на практике;
4. воспитанию потребности в самовоспитании и самообразовании;
5. сохранению и укреплению нравственного и физического здоровья

III. Программы работы кружковых объединений.

1. Виды программ кружковых объединений, используемые в школе
А) типовые, рекомендованные Министерством образования;
Б) типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы школы;
В) собственные (авторские), разработанные руководителями кружковых объединений.

IV. Наполняемость кружковых объединений.

Количество групп кружковых объединений по интересам открывается в школе в зависимости от выделенных ставок по штатному расписанию.

V. Продолжительность занятий кружковых объединений

1. Продолжительность занятий кружковых объединений устанавливается, исходя из психологической и социально-экономической целесообразности, допускаемой нагрузки учащихся, а также возможностей бюджета школы:
А) для учащихся 7 лет – не более 45 минут (1 академический час);
Б) для учащихся 8-10 лет – до 1, 5 часов с 15- минутным перерывом;
В) для учащихся 11-13 лет- до 1,5 часов без перерыва;
Г) для учащихся 14-17 лет до 3 часов с 15-минутным перерывом.

VI. Учебный год в кружковых объединениях.

1. Учебный год в кружковых объединениях начинается с 10 сентября и заканчивается к 25 мая.
2. Подготовка к работе кружковых объединений в новом учебном году проводится руководителями кружковых объединений до окончания предшествующего учебного года.
3. Период до 10 сентября предоставляется руководителям кружковых объединений для комплектования кружковых объединений учащимися, уточнения расписания занятий, утверждения программы работы кружковых объединений.

VII. Итоги работы кружковых объединений.

Итогом работы кружковых объединений является:
1. Творческий отчет кружковых объединений художественно-эстетического цикла (участие в районных смотрах, конкурсах по профилю работы, подготовка и проведение отчетных выставок, концертов и т.п.);
2. Участие учащихся предметных кружковых объединений в олимпиадах, конкурсах научных работ школьников и т.п.;
3. Участие учащихся, посещающих спортивные секции, в школьных и районных спортивных соревнованиях.

4. Каждому руководителю кружковых объединений к 25 мая предоставить отчёт о работе кружкового объединения в письменной форме.

VIII. Контроль за работой кружковых объединений
1. Контроль за работой кружковых объединений, ведением документации руководителем кружкового объединения возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.
2. Заместитель директора по общим вопросам не реже 1 раза в четверть проверяет состояние журнала учета работы руководителя кружкового объединения.

IX. Документация руководителя кружкового объединения.
1. В документацию руководителя кружкового объединения входит:
А) журнал учета работы руководителя кружкового объединения установленного образца;
Б) программа работы кружкового объединения с календарно-тематическим планированием.
2. Без программы работы кружкового объединения, тематического (календарного) планирования руководитель кружкового объединения к работе не допускается, его работа не оплачивается.

Читайте также:  Основания прекращения выплаты пенсии

о кружковой работе

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организации деятельности кружков (секций) в МБОУ «Подборовская СОШ»

1.2. Кружки (секции) организуются в целях формирования единого воспитательного пространства МБОУ «Подборовская СОШ» реализации процесса становления личности в разнообразных видах деятельности, социальной защиты обучающихся и обеспечения условий для проведения внеурочной деятельности с ними.

1.3. Руководитель кружка (секции) назначается и освобождается приказом директора МБОУ «Подборовская СОШ»

1.4. Общее руководство работой кружков (секций) осуществляет заместитель директора по ВР в соответствии с должностной инструкцией.

1.5. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательной учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 №504 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2012 г. регистрационный N 25082) , уставом МБОУ «Подборовская СОШ», должностными инструкциями.

2. Задачи кружков по интересам

2.1 Занятия в кружках способствуют решению конкретных задач:

– личностно-нравственному развитию и профессиональному самоопределению воспитанников;

– обеспечению социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации к жизни в обществе;

– воспитанию у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

– созданию условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья.

3. Порядок комплектования кружков (секций)

3.1. Комплектование кружков (секций) производится сроком до 10 сентября текущего года, но в течение года может проводиться дополнительный набор в кружки (секции).

3.2. За обучающимися сохраняется место в кружке (секции) в случае болезни или прохождения санаторно-курортного лечения.

3.3. Списочный состав кружков (секций) составляет от 15 человек и утверждается приказом директора по школе в соответствии с заявлениями родителей (законных представителей).

3.4. Каждый обучающийся имеет право заниматься в кружках (секциях) разной направленности, а также изменять направление обучения.

3.5. Для занятий в спортивной секции учащиеся предоставляют медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка для разрешения занятий данным видом спорта.

4. Порядок организации деятельности кружков (секций)

4.1. Учебный год в кружках начинается с 01сентября и заканчивается 31 мая.

4.2. Подготовка к работе кружков в новом учебном году проводится руководителями кружков до окончания предшествующего года.

4.3. Руководители кружков предоставляют для комплектования расписания занятий, утвержденные программы работы кружков (секций).

4.4. Занятия в кружках и секциях проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года руководителем кружка (секции) с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся согласно нормам санитарных правил. Расписание утверждается директором школы.

4.5. Работа кружков (секций) осуществляется на основе программ, принятых на методическом советом школы. При разработке программы кружка (секции) руководители могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами учреждений дополнительного образования или самостоятельно разработанными программами.

4.6. Результаты работы кружков подводятся в течение года в форме концертов, выставок, соревнований, внеклассных мероприятий, участия в конкурсах и олимпиадах.

5. Управление кружками и секциями

5.1. Руководитель кружка (секции) назначается и освобождается приказом директора школы.

5.2. Руководитель кружка планирует и организует деятельность обучающихся в кружке (секции), отвечает за жизнь и здоровье обучающихся.

5.3. Общее руководство работой кружков (секций) осуществляет заместитель директора по ВР в соответствии с должностной инструкцией.

6. Документация и отчетность

6.1. Руководители кружков имеют и ведут следующую документацию:

– рабочую программу, согласованную и утвержденную администрацией школы;

– журнал кружковой работы, где отмечают посещаемость, содержание и продолжительность занятий;

– папки с методическими разработками.

6.2. Заместитель директора по ВР осуществляет тематическое инспектирование работы кружков (секций) через:

– проверку журналов не реже 1 раза в четверть;

– посещение занятий кружков согласно графику внутришкольного контроля;

– анкетирование обучающихся и родителей (законных представителей) с целью изучить состояние удовлетворенности работой существующих и социальный заказ на организацию новых кружков.

Статьи по теме

В последнее время в учебных заведениях уделяется много внимания развитию исследовательских, познавательных и поисковых навыков у учащихся. В связи с этим кружковая работа в школе стала особенно актуальной. В статье рассматриваются цели и задачи, особенности, специфика организации и анализ деятельности кружков в образовательных учреждениях.

Читайте также:  Передаточный акт по аренде имущества

Организация кружковой работы в школе является важным элементом внеурочной образовательной деятельности. Она позволяет удовлетворить широкий спектр индивидуальных учебных потребностей учеников, способствует развитию творческого мышления и расширению кругозора в различных направлениях. Кроме того, этот вид внеурочной работы создает благоприятные условия для будущей реализации учащихся в профессиональной сфере.

Цели и задачи кружковой работы в школе

Согласно новым образовательным нормам, в школах уделяется повышенное внимание личностному, общекультурному, интеллектуальному, духовно-нравственному и социальному развитию детей. Успешной реализации данных задач способствуют разные направления школьной кружковой работы. При организации такой деятельности в первую очередь определяются базовые направления активности, которые затем дополняются и варьируются.

Посмотреть перечень направлений кружковой деятельности в учебных заведениях

Основные цели кружковой программы:

мотивация детей к творческой активности, познанию и духовному развитию;

обеспечение условий для личностного развития школьников и их приобщения к общечеловеческим ценностям;

создание условий для эмоционального благополучия детей.

К числу приоритетных задач кружковой работы в начальной и средней школе по ФГОС относятся:

развитие творческих навыков, нестандартного мышления и коммуникативных способностей;

углубление и расширение базовых познаний учащихся;

обучение работе с разными материалами;

формирование самоуважения, позитивной самооценки и бережного отношения к трудовым результатам;

привлечение родителей к творческой работе с детьми в домашних условиях;

развитие навыков организации и планирования деятельности с ориентацией на конечный результат.

Специфика кружковой деятельности детально должна быть прописана в положении о кружковой работе в школе.

Методические особенности кружковой работы в школе

Разные направления кружковой работы в школе решают целый ряд учебно-воспитательных задач и имеют общественно полезную направленность, объединяя учеников по их способностям и интересам. При этом, педагоги используют различные нестандартные приемы и методы работы с группой. Это позволяет поддерживать интерес школьников и их мотивацию на высоком уровне. Одновременно преподаватель получает возможность тщательно изучить индивидуальные особенности учеников и скорость освоения ими новой информации. Это позволяет грамотно контролировать учебный процесс и добиваться оптимального педагогического эффекта.

Главные организационные формы работы в кружках – соревновательная, игровая, проектная и поисковая. Содержание уроков планируется локально, благодаря чему может охватывать самые актуальные данные из разных сфер (например, информацию о достижениях в области технологий и науки).

На этапе организации занятий необходимо создать условия для интеграции их результатов в общеобразовательный процесс. Для этого в школах систематически проводятся презентации результатов кружковой работы, экспозиции, выставки, конкурсы, олимпиады и викторины.

Алгоритм составления программы кружковой работы в школе по ФГОС

Деятельность школьных кружков осуществляется в соответствии с выбранным направлением и на основании утвержденной программы дополнительного обучения. Она реализуется согласно следующему порядку:

определение потребностей учеников, их родителей и школьного заведения в дополнительных учебных дисциплинах. Проводится путем консультаций или анкетирования;

выявление ценностных ориентиров и их отражение в целях и задачах курса;

изучение нормативно-правовой базы учебного учреждения;

составление и утверждение программы и плана кружковой работы в школе на будущий учебный год, обоснование выбора конкретной методической программы;

практическая реализация утвержденного плана;

разработка критериев оценки эффективности кружковой деятельности: реалистичность и конкретность целей, разнообразие образовательных вариантов для повышения заинтересованности учащихся, соответствие образовательных материалов в кружках психофизиологическим и возрастным потребностям учеников, степень сформированности навыков, знаний и сопутствующих способностей школьников в конце отчетного периода, показатели результативности деятельности в виде полученных наград и количества проведенных показов, конкурсов, соревнований и т.д., общественно значимые достижения учеников и др.;

анализ результатов кружковой работы школы с целью коррекции недочетов;

демонстрация достигнутых результатов перед родителями и преподавательским составом;

составление отчета по кружковой работе в школе. Отчет включает цели и задачи работы, список кружков с указанием количества их участников, перечень проведенных мероприятий и завоеванных наград, оценку деятельности преподавателей и перечень мер по улучшению показателей работы в кружках в следующем отчетном периоде;

проверка кружковой работы в школе ответственными сотрудниками.

Читайте также:  На время декрета основного работника

Образцец плана мероприятий в рамках кружковой деятельности учебного заведения

Скачать форму отчета о результатах кружковой работы

Особенности и этапы организации кружковой работы в школе

Организация кружковой работы в школе – важнейшая административная задача, призванная оптимизировать учебный процесс. Организационные мероприятия осуществляются поэтапно. При этом, большое значение имеет разработка календарно-тематического плана с учетом содержания курсовой программы и имеющихся технических и методических средств. При составлении теоретической и практической частей программы необходимо учитывать основные дидактические принципы: индивидуализации, научности, наглядности, доступности, последовательности и систематичности. В зависимости от задач конкретного курса, преподаватель применяет разные обучающие методики: наглядные, словесные, практические, а также их сочетания.

Отдельного внимания заслуживает кружковая работа в начальной школе. В силу возрастных факторов (высокая познавательная активность, потребность в движении, неустойчивость внимания и др.) она имеет ряд специфических особенностей и требует особого методического подхода. В частности, рекомендуется придерживаться следующих правил:

распределение нагрузки между преподавателями начальных классов при разработке содержания кружковой деятельности – обеспечивает эффективную реализацию дополнительных учебных модулей по утвержденным темам и создает благоприятные условия для знакомства младших школьников с учащимися параллельных классов и разными педагогами;

привлечение к работе внештатных сотрудников с необходимым организационным опытом и педагогическим образованием – способствует повышению качественных показателей кружковой работы;

посещение учениками одновременно нескольких кружков с учетом образовательной нагрузки – помогает организовать досуг школьников младшего возраста, избегая однообразной деятельности;

изучение теоретического материала в начале урока и его закрепление путем демонстрации наглядных пособий;

активное привлечение детей к практическим занятиям – наиболее полно удовлетворяет потребности учащихся младшего возраста в движении и познании новых фактов;

Независимо от выбранного направления, организация кружковой работы в школе состоит из следующих этапов:

Предварительный пересмотр кружковой образовательной программы, изучение учебно-тематического плана, записей, конспектов проведенных уроков и журнала работы в рамках кружка. Кроме того, проводится согласование определенных тем разделов и самого раздела с содержанием учебной программы и выявляется взаимосвязь содержания следующего урока с уже проведенными и предстоящими занятиями. Также необходимо изучить материалы заседаний методического объединения и педагогических учеб, документы с совещаний, методические и иные пособия, непосредственно связанные с тематикой урока.

Определение направленности работы во время урока (постановка целей). Целевые установки должны быть ориентированы на решение конкретных и реально достижимых учебных, развивающих и воспитательных задач.

Постановка задач. Рекомендуется ставить не более трех задач на одно занятие. При этом, все они в совокупности должны полностью раскрывать и конкретизировать цель урока, отображать содержание основополагающих этапов работы. На первое место ставятся задачи, направленные на раскрытие творческих навыков школьников, и вопросы эмоционального и нравственного аспектов.

Выбор типа и структуры урока с учетом возрастных и психофизиологических характеристик учеников.

Разработка плана кружковой школьной работы в рамках предстоящего занятия. На данном этапе составляются основные этапы урока, определяется их последовательность, а также длительность и содержание каждого из них. Дополнительно выбираются организационные формы взаимодействия между преподавателем и учениками и выбираются способы обучения.

Проработка специфики образовательной работы в процессе занятия и логики ее построения, то есть взаимосвязи всех учебных блоков с подведением итогов по теоретической и практической части каждого из них. Также подсчитывается объем учебной составляющей образовательного материала.

Выбор и проработка дидактических приемов и методов, подготовка необходимых технических средств для использования во время урока.

Нормативно-правовая база, регулирующая кружковую работу в школе

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года №185 «О внесении изменений №1 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *