Проекты рекультивации земли подлежат

Нередко возникают случаи, когда в результате коммерческой или иной деятельности наносится вред земельным ресурсам, которые по законодательству РФ должны быть рекультивированы, если территории не переведены в соответствующую категорию. Об этом и прочих подробностях вы сможете ознакомиться в данной статье.

Рекультивация земель — это комплекс работ, направленные на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, и также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения"
Постановление Правительства № 140 от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 22 декабря 1995 г. № 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"

Основания для проведения рекультивационных мероприятий могут быть совершенно разными, однако все зависит от конкретной деятельности, которая планируется вестись на участке. Проект рекультивации должен быть предусмотрен в плане проведения строительных, земляных и прочих работ, связанных с нарушением почвенного слоя.

В соответствии с пунктом 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

  • Разработке месторождений полезных ископаемых подземным или открытым способом, а также добыче торфа;
  • Прокладке трубопроводов, проведении строительных, геологоразведочных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
  • Ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
  • Складировании и захоронении промышленных, бытовых и иных видов отходов;
  • Строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (метрополитен, шахтные выработки, хранилища, канализационные сооружения и др.);
  • Ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
  • Проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Потребность в проведении рекультивационных мероприятий может внепланово, но вполне прогнозируемо возникнуть как результат хозяйственной деятельности, вырубки лесов, организации свалок, испытании оружия. В остальных случаях, при проектировании дорог, сооружений и городов данный документ подготавливается заранее.

Экспертиза

Чтобы начать создание проекта рекультивации необходимо провести ряд экспертных оценок, которые определят либо уже существующий ущерб, либо потенциальный, который может возникнуть в процессе реализации проекта строительства и т.д.

Из экспертно-оценочных работ обязательно проводятся инженерно-экологические изыскания, инженерно-геологические изыскания и санитарно-гигиенические исследования.

По проведению каждого из этих этапов существует свод правил, регламентирующий все необходимые измерения и пробы, по результатам которых составляется заключение.

СП 11-102-97 " Инженерно-экологические изыскания для строительства" и СНиП 11-02-96.

Состав работ отражается в техническом задании и напрямую зависит от месторасположения участков и назначения земли.

Этапы проведения изысканий:

  1. Сбор и анализ опубликованных и задокументированных данных об экологических изысканиях, проводившихся ранее.
  2. Полевые исследования – непосредственная работа на объекте с проведение всех необходимых измерений и отбор проб.
  3. Камеральная обработка полученных материалов – лабораторные исследования.
  4. Подготовка отчетности о проведенной работе и составление рекомендаций, прогнозов.

Организации, у которых есть допуск к проведению подобных мероприятий, имеются практически повсеместно.

Для инженерно-геологических и санитарно-гигиенических исследований также имеются свои нормативные документы, регламентирующие порядок проведения работ.

Рекультивация может проходить в различных направлениях, потому как целевое использование земель различается. Таким образом, преобразовывать земли можно в следующих направлениях: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, рыбохозяйственное, водохозяйственное, строительное.

Проект рекультивации земель

Составление проекта – ответственная работа, которая может составляться самостоятельно по существующим нормам и правилам, установленным в Положении о рекультивации земель. Последующее утверждение проекта производится в инстанциях, наиболее подходящих для конкретного участка. В каждом регионе России также есть свои особенности данного процесса, поскольку единого закрепленного порядка для данной операции не предусмотрено. Однако, имеется список инстанций, компетентных в вопросах утверждения проектов рекультивации:

  1. Федеральные органы исполнительной власти;
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ (природоохранные, санитарные, по охране памятников культуры, гидрометеорологические, мелиоративные, сельскохозяйственные и др.);
  3. Руководители соседствующих с участком организаций;
  4. Заинтересованные компании, обслуживающие территорию;
  5. Соседствующие с участком объединения граждан в лице руководителей объединений.

Конкретный же список заинтересованных лиц может быть составлен индивидуально к каждому отдельному участку.

В случаях, когда самостоятельное составление проекта рекультивации не представляется возможным, можно обратиться к организациям или частным лицам, компетентным в данном вопросе. Важно помнить, что каждый отдельный участок требует тщательного индивидуального подхода к учету всех особенностей и свойств.

Выполненный не по требованиям Положения о рекультивации проект не будет принят, а если неверно составленный проект будет реализован, то это может повлечь за собой негативные последствия для окружающей среды, земельных ресурсов и, как следствие, штрафные санкции со стороны государства в лице контрольно-надзорных органов в области экологии.

Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 " О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы "

Для обеспечения рекультивации земель, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство РФ постановило:

  1. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юр. лицами и гражданами осуществляется за счет собственных средств этих лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. В установленном порядке на эти цели возможно направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
  2. Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и другими заинтересованными министерствами, и ведомствами утвердить Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Инструктивно-методические документы и формы отчетности, а также разъяснения по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы издаются Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Утверждение проекта рекультивации земель

Составленный проект, как говорилось выше, необходимо утвердить. После выбора инстанции, нужно отнести в нее свой проект и оставить заявление.

Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 16.11.2011 N Д23-4729 статьей 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.

Таким образом, утвердить проект рекультивации однозначно могут рассматривать к утверждению: федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, тогда как Росреестр не уполномочен согласовывать землеустроительную документацию. Однако, согласование проекта рекультивации с Росреестром необходимо.

Реализация мероприятий по рекультивации, согласно плана, должна проводиться под контролем заказчика или владельца земельного участка, либо по окончании работ произвести прием результатов работы уполномоченными органами в области землеустройства.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект рекультивации земель пишите нам – наши Контакты.

Не лишним будет напомнить, что при строительстве объектов необходимо соблюдать природоохранные требования, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами: разработать и сдать паспорта отходов, разработать ПНООЛР и получить лимиты или сдавать отчетность СМСП и в области выбросов в атмосферный воздух: разработать проект ПДВ и получить разрешение на выброс.

Получите бесплатную
консультацию!
  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КОМУ НЕОБХОДИМ ПРОЕКТ
  • ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
  • ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
  • СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАОТСУТСТВИЕПРОЕКТА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / КОМУ НЕОБХОДИМ ПРОЕКТ

Рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества (ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения").

Читайте также:  Найден паспорт иностранного гражданина

Рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель.

Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель (согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»).

Данный комплекс работ проводится согласно требованиям российского законодательства. Проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, а также соблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при рекультивации земель являются обязательными.

Рекультивация земель проводится согласно требованиям:

  • Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы";
  • Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 22.12.1995 г. № 525 и Роскомзема РФ от 22.12.1995 г. № 67 (далее – Основные положения).

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. № 140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при следующих работах (п.5 Основных положений):

  • разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
  • прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
  • ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
  • складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
  • строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
  • ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
  • проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

При разработке проекта рекультивации из возможных направлений рекультивации нарушенных земель выбирают оптимальное и разрабатывают комплекс мероприятий по охране и воспроизводству земель и эффективному использованию плодородного слоя почвы.

Согласно п.6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации нарушенных земель должна проводиться с учетом следующих факторов (п.1.2 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель"):

  • природных условий района (климатических, педологических, геологических, гидрологических, вегетационных);
  • расположения нарушенного (нарушаемого) участка;
  • перспектив развития района разработок;
  • фактического или прогнозируемого состояния нарушенных земель к моменту рекультивации (площади, формы техногенного рельефа, степени естественного зарастания, современного и перспективного использования нарушенных земель, наличия плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, прогноза уровня грунтовых вод, подтопления, иссушения, эрозионных процессов, уровня загрязнения почвы);
  • показателей химического и гранулометрического состава, агрохимических и агрофизических свойств, инженерно-геологической характеристики вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель";
  • хозяйственных, социально-экономических и санитарно-гигиенических условий района размещения нарушенных земель;
  • срока использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений;
  • охраны окружающей среды от загрязнения ее пылью, газовыми выбросами и сточными водами в соответствии с установленными нормами ПДВ и ПДК;
  • охраны флоры и фауны.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Статьей 19 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ "О землеустройстве" установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.

Согласно п.2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 514, в случаях, установленных законодательством РФ, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра РФ (на сегодняшний день указанные полномочия осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.

При рекультивации земель, находящихся в федеральной собственности, проект рекультивации подлежит обязательному согласованию с Росреестром.

Таким образом, разработанный рабочий проект рекультивации земель согласовывают с заинтересованными землепользователями, органами государственного контроля за использованием и охраной земель, далее его утверждает заказчик.

Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего, или органов Минприроды России и Роскомзема.

Этапы рекультивации земель
Этапы рекультивации земель — последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель (согласно ГОСТ 17.5.1.01-83).

Рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01.

Согласно п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы:

  • грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
  • освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
  • строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
  • устройство, при необходимости, дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
  • устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов
  • ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
  • создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
  • создание, при необходимости, экранирующего слоя;
  • покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
  • противоэрозионная организация территории.

Согласно п. 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования.

Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа.

Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.

Порядок приемки и передачи рекультивированных земель
Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную Комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации

Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается Председателем (заместителем) Постоянной Комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.

При приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет:

  • соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации;
  • качество планировочных работ;
  • мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы;
  • наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;
  • полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель;
  • качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);
  • наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;
  • наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.
Читайте также:  Заявление об отводе в арбитражный суд

Объект считается принятым после утверждения Председателем (заместителем) Постоянной Комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель.

По результатам приемки Постоянная Комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.

Учет нарушенных земель
Наблюдение за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы осуществляется органами Роскомзема.

Ежегодная статистическая информация о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы составляется по состоянию на 1 января всеми организациями, проводящими работы с нарушением почвенного покрова, и после согласования с местными органами Минприроды России высылается не позднее 5 января соответствующим органам Роскомзема и Госкомстата России.

Рекомендуется проведение инвентаризации нарушенных земель не реже одного раза в 10 лет на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.

ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Основной целью разработки проекта рекультивации земель является получение разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

Наличие проекта позволит:

  • доказать инспектирующим службам, что Ваша деятельность законна;
  • снизить негативное воздействие на окружающую среду;
  • восстановить нарушенные земли, образованные в результате производственной деятельности;
  • избежать штрафных санкций до 700 000 рублей (согласно ст.8.7 КоАП РФ).

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

  1. Сбор исходной информации.
  2. Разработка проекта рекультивации земель.
  3. Согласование проекта в Росреестре и получение разрешения на проведение работ.

Основаниями для отказа выдачи разрешения могут являться:

  • прямой запрет в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на разработку недр и проведение других работ с нарушением почвенного покрова;
  • наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности территории, на которой предполагается осуществлять работы с нарушением почвенного покрова;
  • несвоевременное и некачественное выполнение работ по рекультивации ранее нарушенных земель;
  • отсутствие определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласований и других материалов, необходимых для оценки возможных негативных экологических и иных последствий, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых, торфа и проведением других работ с нарушением почвенного покрова;
  • другие основания, определенные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления.

В Росреестр направляется проект в двух экземплярах. После прохождения экспертизы один из них хранится в территориальном органе Росреестра.

СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

На стоимость оказывает влияние срочность оказания услуг. Полнота предоставления исходных данных.

Перед определением стоимости проводится предварительная бесплатная консультация, на основании которой определяются сроки и стоимость выполнения работы.

В зависимости от потребностей Заказчика, мы стараемся найти индивидуальный подход, который основан на финансовых возможностях и потребностях Заказчика.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА

Ответственность за отсутствие проекта рекультивации земель предусмотрена статьей 8.7. КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.

Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 50 000 до 100 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.

Довольно часто первым вопросом наших клиентов является вопрос о согласовании проекта. На этот вопрос есть вполне однозначный ответ: «Проект рекультивации нарушенных земель до его утверждения подлежит согласованию собственником земельного участка, арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем». В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, проект согласовывается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления соответственно. Данное требование содержится в п.15 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800.
Из этого правила существуют исключения. Данный порядок не применяется к проектам рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и проектам рекультивации, подлежащим государственной экологической экспертизе.
Для определения порядка действий по разработке, согласованию и утверждению проекта рекультивации необходимо определить всех субъектов, имеющих отношение к данному земельному участку. В первую очередь мы выясняем какое отношение к участку имеет заказчик проекта. Тут возможны варианты. Это либо хозяйствующий субъект, нарушивший участок, либо арендатор, либо землепользователь, либо землевладелец. Соответственно данные статусы могут пересекаться. Ниже рассмотрим основные варианты.

1. Согласование проекта рекультивации с органом государственной власти или органом местного самоуправления
Это наиболее часто встречающийся вариант согласования. Если Вы заказываете проект рекультивации земельного участка, принадлежащего государству, необходимо его согласование с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Процедура позволяет подать проект не только в бумажном виде, но и в электронном посредством интернета. К проекту необходимо приложить заявление в произвольной форме. Эксперты проверяют достаточность и обоснованность предусмотренных проектом мероприятий для достижения требованиям. Однозначных критериев для оценки проектных решений в документе не приводится, поэтому мы рассмотрим этот вопрос в следующих статьях.
Срок рассмотрения проекта 20 рабочих дней. По истечении срока согласующий орган обязан направить заявителю уведомление о согласовании или отказе от согласования проекта.
В документе также приведён закрытый перечень причин для отказа в согласовании:
а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;
б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;
г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации;
д) раздел «Пояснительная записка» проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках;
е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.

В случае отказа в согласовании в соответствующем уведомлении должны указываться все основания для отказа. После устранения причин отказа проект рекультивации земель, проект консервации земель представляются на повторное согласование в срок не позднее чем 3 месяца со дня поступления заявителю уведомления об отказе в согласовании.

2. Согласование проекта рекультивации собственником земельного участка
В случае, если земельный участок принадлежит частному лицу, но не заказчику, проект должен быть согласован с владельцем земельного участка. В этом случае предусмотрена аналогичная предыдущей процедура согласования.
Понятно, что в этом случае решение о согласовании или отклонении согласования принимается в частном порядке и зависит в первую очередь от взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В нашей практике мы сталкивались с различными ситуациями. Если при согласовании в госорганах отказ в положительном решении преодолевался, как правило, административными методами, то в разногласиях между частными лицами на первый план выходит денежная компенсация ущерба.

Читайте также:  Срок действия направления на анализы

3. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проектов рекультивации нарушенных земель
В этом случае мы руководствуемся Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». В статьях 11 и 12 указаны объекты государственной экологической экспертизы. В данном перечне проекты рекультивации отсутствуют.
В то же время объектами государственной экологической экспертизы являются:
1. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.
2. Проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности.
3. Проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности.

Таким образом, если проект рекультивации разрабатывается для участков на которых размещаются или обезвреживаются отходы, а также если этот участок находится на территории ООПТ, в этом случает необходимо получать положительное заключение ГЭЭ.

4. Государственная экспертиза (ГЭ) проектов рекультивации нарушенных земель
Объектами ГЭ считаются проекты объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности. Данный пункт содержится в подпункте 5.1) пункта 1. Статьи 6 Градостроительного кодекса РФ. Полностью этот подпункт звучит так:
1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
5.1) организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Таким образом, проекты рекультивации земельных участков отведенных для размещения или обезвреживания любых отходов подлежат государственной экспертизе.

5. Согласование проектов рекультивации земель в Росреестре
При проведении переговоров с некоторыми клиентами они задают вопрос о необходимости согласования проектов рекультивации в Росреестре. Сразу скажу, что в моей практике такой необходимости ни разу не возникало. Люди, задающие этот вопрос, ссылаются на письмо Министерства экономического развития РФ №Д23–4729 от 16 ноября 2011 года. Полностью это письмо приводить нецелесообразно, достаточно упомянуть что министерство ссылается на то, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.
Затем автор письма ссылается на Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 (далее — Положение о Росреестре), Росреестр не наделен полномочиями по согласованию землеустроительной документации (в том числе проектов рекультивации нарушенных земель).
Несмотря на информацию из предыдущего абзаца, чиновники, видимо, решили подстраховаться и ниже делают вывод о необходимости согласования проектов рекультивации в Росреестре исходя из следующих факторов:
1. Вместе с тем пунктом 5.27 Положения о Росреестре установлено, что Росреестр осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время — Росреестр) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами, местного самоуправления.
3. При этом проект рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом (в настоящее время — Росреестр), включен и Перечень (рекомендуемый) материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденного приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Опыт наших обращений в Росреестр по этому вопросу чаще всего оставался без ответа. Складывалось впечатление, что сотрудники данного ведомства впервые слышат о такой своей обязанности. В перечне госуслуг оказываемых Росреестром и размещенных на официальном сайте организации услуга по согласованию проектов рекультивации также отсутствует.
Тем не менее, несмотря на вышесказанное, всё не так просто. Росреестр наделён полномочиями организовывать государственную экспертизу землеустроительной документации. Как правило в составе пакета землеустроительных документов присутствует и проект рекультивации.
Данный вид экспертизу осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.
Таким образом Росреестр не согласовывает проекты рекультивации, но наделён полномочиями проводить его экспертизу в рамках государственной экспертизы проектной документации.

6. Утверждение проекта рекультивации
Проект рекультивации утверждается лицом, обеспечивающим его разработку. Т.е. в общем случае проект рекультивации утверждается заказчиком такого проекта. Заказчик обязан утвердить проект в течение 30 календарных дней с даты поступления уведомления о согласовании проекта или положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Утверждённый проект рекультивации и уведомление о его утверждении необходимо направить в:
– Управление Россельхознадзора, в случае если проект разработан в отношении сельскохозяйственных земель.
– Управление Росприроднадзора, в случае если проект разработан в отношении остальных категорий земель.

ВЫВОД
Таким образом мы имеем следующие варианты согласования и утверждения проекта:
1. Проект рекультивации согласовывается владельцем земельного участка. Если земельный участок находится в государственной собственности, то обязанность по согласованию проекта рекультивации возложена на соответствующие государственные органы.
2. Если объект связан с размещением и обезвреживанием отходов, проект рекультивации подлежит государственной экологической и государственной экспертизе. То же самое касается участков, расположенных на территории особо охраняемой природной территории (ООПТ).
3. Проект рекультивации не согласовывается в Росреестре, но подлежит государственной экспертизе землеустроительной документации в составе такой документации по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц
4. Проект рекультивации утверждается лицом, обеспечивающим его разработку.
5. Несмотря на имеющиеся разъяснения, на практике встречаются ситуации, не укладывающиеся в предложенную схему. В этом случае специалисты ООО «РЕСОЙЛ» разрабатывают решение, устраивающее все заинтересованные стороны. Для определения объёмов работ и алгоритма решения проблемы обращайтесь по телефонам: +74951775436, +79220786114, по адресу: #, либо оставляйте заявку на сайте: http://gostecprz.ru. Устная консультация бесплатно.

© Хотеев Вячеслав Владимирович, 2019.04.21.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *