Соглашение с региональным оператором

Для участников рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру НАКДИ создала линейку продуктов – ежедневная лента новостей, еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный, зарубежный обзор «Устойчивое развитие и зеленые инвестиции»

Размещенная на сайте информация не является призывом к финансовой активности. Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящей информации, несут исключительно его пользователи.

Вопрос: В нашем регионе выбран региональный оператор по обращению с ТКО. У нас заключен договор с организацией, которая вывозит мусор на полигон для последующего захоронения. Между транспортировщиком и полигоном тоже есть договор.Нужно ли нам расторгать действующий договор на вывоз и захоронение мусора? Необходимо ли заключать договор непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО?

Еще подскажите, относятся ли абразивные круги отработанные к ТКО?

И фильтры отработанные с вентиляции?

Отвечает Бирюкова Надежда, эксперт сайта ecovopros.ru, ООО "Экотим"

Ответ: Взаимоотношение с региональным оператором в части ТКО регулируются в первую очередь Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.07.2018) (далее – ФЗ № 89) и Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) (далее – ПП РФ №1156).

Согласно части 2 статьи 24.6. ФЗ № 89:

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 24.7. ФЗ № 89:

1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Читайте также:  Письмо на возврат денег из налоговой

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными ПП РФ №1156:

"потребитель" – собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 5 указанных правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной ППРФ №1156.

Согласно п. 6 указанных правил региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

Согласно п. 7указанных правил в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее – соглашение) в соответствии с ФЗ №89, региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

Согласно п. 19указанных правил в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.

Таким образом, региональный оператор сам должен направить Вам проект договора, полноценно региональный оператор должен заработать только после утверждения единого тарифа, и данный договор на вывоз ТКО Вы обязаны будете заключить. Региональный оператор только вправе заключить с Вами договор на другие отходы, но может и отказать, поэтому с расторжением действующих договоров не стоит спешить, возможно Вам придется работать и с региональным оператором по вывозу ТКО, и с полигоном и транспортировщиком по вывозу остальных отходов. Также, учитывая, что в рассматриваемых правоотношениях ключевое понятие — собственник отходов, а не образователь отходов, как в случае экологической ответственности при обращении с отходами, и что право собственности на отходы устанавливается статьей 4 ФЗ № 89, согласно которой право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством, Собственник, в общем случае, по своему выбору вправе либо напрямую заключать договор с региональным оператором, либо уполномочить иное лицо, например транспортировщика, если последний готов принять отходы в собственность.

Если Вы не получили проект договора от регионального оператора, то можете предварительно проконсультироваться с его представителями о возможности вывоза других отходов и сроках заключения договора на вывоз ТКО.

Читайте также:  Как не ошибиться при покупке квартиры

Что касается отнесения отходов абразивных кругов и отработанных фильтров вентиляции к ТКО, то согласно письму Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/26733 "О направлении информации" и Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Таким образом, все отходы, входящие в группу «Фильтры систем вентиляции отработанные. 4 43 130 00 00 0» и «абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов. 4 56 100 01 51 5», входящие в группу «Отходы абразивных изделий. 4 56 100 00 00 0», к ТКО не относятся.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не содержит конкретной суммы (цены) договора, однако содержит условие о способе ее определения. Между автономным учреждением (Потребитель) и региональным оператором был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяются согласно Приложению к настоящему договору.
Согласно условиям под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Расчет потребителя с региональным оператором осуществляется по цене (тарифу), установленному уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов по Вологодской области. Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в счете на оплату. В договоре не указан конкретный размер платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответствуют ли такие условия договора действующему законодательству Российской Федерации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанное условие договора не соответствует типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обоснование вывода:
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ). Условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее – постановление N 1156). Постановление N 1156 устанавливает, в частности, отдельные перечни существенных условий договора на оказание услуг по транспортированию и договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Общими условиями, существенными для данных видов договоров, являются сроки и порядок оплаты услуг по договору (п.п. "ж" п. 25, п.п. "е" п. 36 постановления N 1156).
Постановлением N 1156 также утвержден типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – типовой договор). В соответствии с п. 5 типового договора оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и должна быть указана региональным оператором. Данное правило призвано защитить право потребителя достоверно знать, по какой именно цене должны быть оплачены услуги регионального оператора в текущем календарном году. Изменение условий договоров, для которых предусмотрены типовые формы, недопустимо (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 N 17АП-13583/15, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 N 05АП-1891/16)*(1).
Таким образом, полагаем, что указанное в вопросе условие договора не соответствует типовому договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Читайте также:  Дают ли стипендию на платном обучении

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Типовые гражданско-правовые договоры;
– постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

4 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) К сведению: на сайте ООО "Чистый след" размещена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, п. 5 которого содержит информацию о размере тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019 по 31.12.2019, который составляет 643 рубля 72 копейки (в т.ч. НДС 20%) за куб. м.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *