Ст 105 1 нк рф контролируемые сделки

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля
участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 105.1 НК РФ

Взаимная зависимость между участниками сделки определяется в соответствии со ст. ст. 105.1 и 105.2 НК РФ.

Согласно ст. 105.1 НК РФ для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться:

а) в силу участия одного лица в капитале других лиц;

б) в соответствии с заключенным между ними соглашением;

в) при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. 1 Письма Минфина России от 16 августа 2013 г. N 03-01-18/33535).

Взаимозависимые лица — это лица, которые в силу имеющихся особенностей между их отношениями могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми в случае, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на:

условия сделок, совершаемых этими лицами;

результаты сделок, совершаемых этими лицами;

экономические результаты деятельности этих лиц;

экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 5 декабря 2012 г. N 03-01-18/9-187).

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ с учетом п. 1 ст. 105.1 НК РФ в целях НК РФ взаимозависимыми лицами признаются лица по следующим основаниям:

по доле прямого (косвенного) участия одного лица в капитале других лиц. При этом доля прямого участия определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 105.2 НК РФ. А доля косвенного участия определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 105.2 НК РФ;

по наличию возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (т.е. когда одно лицо имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другого лица (организации) или по назначению (избранию) установленного количества состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

по иным основаниям.

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ перечислено 11 оснований для признания лиц взаимозависимыми. Представим их в виде нижеследующей таблицы.

Какие лица признаются взаимозависимыми Основания признания лиц взаимозависимыми Положение НК РФ

по доле прямого (косвенного) участия одного лица в капитале других лиц

Организации А и Б Организация А прямо и (или) косвенно участвует в организации Б и доля такого участия составляет более 25% Подпункт 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Читайте также:  Прием в поликлинике после стационара

Одно и то же физическое лицо В прямо и (или) косвенно участвует в организациях: А (с долей участия более 25%) и Б (с долей участия более 25%) Подпункт 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Одна и та же организация В прямо и (или) косвенно участвует в организациях: А (с долей участия более 25%) и Б (с долей участия более 25%) Подпункт 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организация А и физическое лицо Б Физическое лицо Б прямо и (или) косвенно участвует в организации А (с долей участия более 25%) Подпункт 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации и (или) физические лица А, Б, В, Г и так далее А прямо участвует в Б (с долей участия более 50%), Б прямо участвует в В (с долей участия более 50%), В прямо участвует в Г (с долей участия более 50%) Подпункт 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

по наличию возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами

Организация А и организация Б Организация Б имеет полномочия по назначению (избранию): единоличного исполнительного органа организации А или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) организации А Подпункт 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организация А и физическое лицо Б (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Физическое лицо Б имеет полномочия по назначению (избранию): единоличного исполнительного органа организации А или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) организации А Подпункт 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В (количество не ограничено) Физическое лицо Г (а также его родственники, указанные в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило: единоличный исполнительный орган организаций А, Б, В или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) организаций А, Б, В Подпункт 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В (количество не ограничено) Организация Г назначила: единоличный исполнительный орган организаций А, Б, В или не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) организаций А, Б, В Подпункт 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В (количество не ограничено) Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, Б, В составляют одни и те же физические лица (вместе с их супругами и родственниками, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ)

Подпункт 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организация А и организация Б Организация Б выполняет функции единоличного исполнительного органа организации А Подпункт 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организация А и физическое лицо Б Физическое лицо Б выполняет функции единоличного исполнительного органа организации А Подпункт 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В, Г и так далее Физическое лицо Д выполняет функции единоличного исполнительного органа организаций А, Б, В, Г Подпункт 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Организации А, Б, В, Г и так далее Организация Д выполняет функции единоличного исполнительного органа организаций А, Б, В, Г Подпункт 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Физическое лицо А и физическое лицо Б Физическое лицо А подчиняется физическому лицу Б по должностному положению Подпункт 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) В данном случае имеет значение состояние родства.

Указанное может иметь значение, например, при совершении сделки купли-продажи недвижимого имущества.

Так, согласно абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет по НДФЛ, предусмотренный данным подпунктом, не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.

Таким образом, в случае если физическое лицо приобретает квартиру у одного из вышеперечисленных лиц, имущественный налоговой вычет по НДФЛ не предоставляется.

А при совершении сделки по приобретению квартиры между физическими лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, в частности между зятем (мужем дочери) и тещей (матерью жены), имущественный налоговый вычет по НДФЛ, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, применяется в общеустановленном порядке Подпункт 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Кроме того, укажем еще 2 случая, когда лица могут быть признаны взаимозависимыми (помимо всех вышеперечисленных случаев).

1. При наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п. 2 указанной статьи. К таким обстоятельствам в соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ относятся особенности отношений между лицами, если они могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, а также наличие иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

2. Также суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 указанной статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Отметим, что признание организации и ее работников взаимозависимыми лицами п. 2 ст. 105.1 НК РФ не предусмотрено (за исключением ситуаций, когда работник: прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов (пп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ); имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ); осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (пп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) (Письмо Минфина России от 5 декабря 2012 г. N 03-01-18/9-187).

Ст. 105.1 НК РФ, определяющая основные критерии для признания лиц взаимозависимыми, играет достаточно важную роль в системе налогообложения. Рассмотрим особенности ее применения.

Статья 105.1 НК РФ: значение

Взаимная зависимость во взаимоотношениях определяется как возможность оказания влияния на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Зависимость, отражающаяся на налоговых правоотношениях, устанавливается во взаимодействии между (п. 2 ст.105.1 НК РФ):

В первую очередь она представляет интерес для налоговых органов, выявляющих в сделках, осуществляемых между зависимыми лицами, моменты, приводящие к занижению налоговой базы (пп. 1–3 ст. 105.3 НК РФ). Такое занижение может быть связано:

  • с уменьшением цены сделки в сравнении с рыночной, что требует проверки правильности определения налоговых баз по прибыли (для физлиц и ИП — НДФЛ), НДС, НДПИ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ);
  • игнорированием отсутствия права на применение льготы, что актуально для учета с 2015 года в налоге на имущество юрлиц движимых объектов, приобретенных после 2012 года и относимых к 3–10-й амортизационным группам (подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ);
  • сокрытием факта приобретения у взаимозависимого лица недвижимости, расходы по которой при отсутствии зависимости дают право на вычет по НДФЛ (п. 5 ст. 220 НК РФ).

Подробнее о влиянии взаимозависимости на контроль над величиной налогов, в т. ч. при спецрежимах, читайте в статье «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2016».

Таким образом, взаимная зависимость привлекает внимание в части более пристального налогового контроля. Но если факты занижения налоговой базы не выявлены, то ее значимость сводится к нулю.

Читайте также:  Категория многоквартирного жилого дома

Еще одним моментом, значимым для понятия взаимной зависимости, является предусмотренная подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ возможность принудительного взыскания имеющейся у налогоплательщика недоимки со счетов зависимого лица, если установлен факт передачи этому лицу части выручки или активов плательщика, имеющего недоимку, в т. ч. через цепочку лиц.

Взаимозависимость по п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Наиболее распространенные виды взаимодействия, приводящие к взаимной зависимости, указаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Это ситуации:

  • участия (непосредственного или косвенного) юр- или физлица в какой-либо организации (или одновременно в нескольких) в доле, составляющей больше 25% (подп. 1–3);
  • зависимости формирования до 50% состава исполнительных органов юрлица от решений определенных юридических или физических лиц (подп. 4–6);
  • занятия физлицом должности единоличного исполнительного органа юрлица или нескольких юрлиц (подп. 7, 8);
  • наличия преемственности участия юр- или физлица в череде организаций в общей доле, составляющей больше 50 % (подп. 9);
  • существования между физлицами служебных отношений с должностной подчиненностью или близкородственных связей (подп. 10, 11).

Правила, по которым определяется доля участия, содержатся в п. 3 ст. 105.1 и ст. 105.2 НК РФ. Они предписывают:

  • участие физлица в юрлице оценивать как общий вклад его самого и всех его взаимозависимых лиц;
  • итоговую долю участия формировать как сумму долей непосредственного (прямого) и косвенного участия;
  • косвенное участие оценивать расчетным путем по формуле, приведенной в подп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ, с предварительным расчетом величины прямой доли для каждого звена каждой последовательности участия и суммированием косвенных долей, если последовательностей участия несколько.

Иные критерии взаимной зависимости

Помимо ситуаций, приведенных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, признание лиц взаимозависимыми возможно и по иным причинам, которые вправе установить:

  • сами взаимодействующие лица (п. 6 ст. 105.1 НК РФ);
  • суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Необходимость обращения в суд возникает при наличии споров налогоплательщиков с ФНС, находящей дополнительные критерии взаимной зависимости. Однако суды не всегда принимают сторону налоговых органов. Примером таких решений могут служить постановления арбитражных судов:

  • Восточно-Сибирского округа от 20.08.2015 № А19-13974/2014;
  • Московского округа от 07.09.2015 № Ф05-9357/2015.

В то же время существуют судебные решения, принятые в пользу налоговых органов. Это, например, постановления:

  • Арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2015 № Ф06-23410/2015;
  • 8-го арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 № 08АП-5551/2015;
  • Арбитражного суда Московского округа от 05.08.2015 № Ф05-10352/2015.

Возможность признания отсутствия зависимости

В ряде ситуаций допускается не считать лица зависимыми даже при наличии внешних признаков взаимного влияния:

  • если подобное воздействие вызвано преимущественным положением на рынке (п. 4 ст. 105.1 НК РФ);
  • когда участие в юрлице приобретает форму государственного контроля (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

Однако в последнем случае признать наличие взаимной зависимости можно и по иным основаниям, не указанным в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

О влиянии зависимости на учет полученного от взаимозависимого лица имущества для целей налога на прибыль читайте в материале «Ст. 251 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Итоги

Взаимная зависимость приобретает первостепенное значение при проверке налоговых последствий сделок, совершенных между зависимыми лицами. Несмотря на существование достаточно подробного перечня критериев, делающих лица взаимозависимыми, имеет место возможность как создания дополнительных оснований для этого, так и непризнания лиц зависимыми.

Контролируемые сделки – это те, которые происходят между лицами, считающимися взаимозависимыми. По ним налоговые органы имеют право проверять соответствие стоимости рыночной, а, кроме того, отслеживают полный объем исчислений наряду с уплатой ряда налогов. Ниже рассмотрим ст. №105.14 из НК РФ с комментариями.

Виды сделок между участниками, которые являются взаимозависимыми

Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:

  • Контролируемая сделка – это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
  • Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
  • Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.

Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми

Контролируемые сделки – это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия. Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:

  • Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
  • Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых. При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое. Данное ископаемое признают для указанного лица объектом налогообложения.
  • В сделке участвуют взаимозависимые лица, и по меньшей мере одна из сторон выступает налогоплательщиком, который применяет один из специальных режимов. Одним из них считается система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Еще один режим предполагает систему в форме единого налога на вмененную прибыль для некоторых видов деятельности. При всем этом в числе других лиц, которые являются сторонами сделки, есть те, которые не применяют вышеприведенные налоговые режимы.

  • Одна из сторон не обязана платить налог за прибыль предприятия. Но при этом другая сторона не освобождена от подобных обязанностей. Что еще предполагают контролируемые сделки НК РФ?
  • По меньшей мере одна из сторон выступает резидентом специальной экономической зоны либо является ее участником, а государственный режим на этой территории предусматривает специальные льготы по налогам на прибыль учреждений.
  • Крупная сделка должна удовлетворять параллельно нескольким условиям. Во-первых, одна из сторон должна выступать налогоплательщиком и учитывать прибыль и убытки по сделкам. Любая другая сторона может не считаться налогоплательщиком. Либо она может являться налогоплательщиком, но при этом имеет право не учитывать прибыль и убытки по сделкам при определении налоговой базы.
  • Хотя бы одна из сторон выступает членом инвестиционного проекта, который применяет ставку по налогу на прибыль учреждений, который подлежит зачислению в федеральный бюджет.
  • Минимум одна сторона сделки выступает исследовательским корпоративным учреждением, который пользуется освобождением от выполнения обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость.

Сделки, которые не считаются контролируемыми

Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:

  • Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
  • Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
  • Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.
Читайте также:  Составить распоряжение по московской

  • Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
  • В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
  • Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
  • Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.

Товары контролируемых сделок

Контролируемая сделка – это сделка, которая считается таковой в том случае, если их предметом служат товары, которые входят в состав одной и более следующих категорий:

  • Драгоценные камни.
  • Нефть и подобное. В данной ситуации подразумеваются товары, выработанные из нефтепродуктов.
  • Черные металлы.
  • Цветные металлы.
  • Драгоценные металлы.
  • Минеральные удобрения.

Коды товаров, которые были перечислены выше, согласно номенклатуре экономической деятельности, устанавливаются органом власти, который выполняет функции по разработке государственной политики, а, кроме того, по нормативному и правовому регулированию в сфере внешней экономики.

Сделки также считаются контролируемыми в тех ситуациях, когда сумма прибыли по ним больше шестидесяти миллионов рублей. При этом учитывает доход от сделок, которые были совершены одним лицом за полный календарный год.

Сумму прибыли по совокупности сделок определяют путем сложения полученных доходов за полный календарный год. В рамках определения суммы прибыли по сделкам исполнительный орган власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, вправе осуществлять проверку соответствия полученных доходов рыночному объему.

На основании заявления органа власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, суд может признать операцию контролируемой в том случае, если имеется достаточно оснований полагать, что она выступает частью группы однородных операций.

Основные критерии

Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:

  • Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
  • Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
  • Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.

Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.

К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
  • Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
  • Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.

Варианты определения прибыли

Согласно Налоговому кодексу в рамках проведения контроля сделок, которые происходят между участниками, используются следующие методы определения прибыли:

  • Методика сопоставления рыночных цен.
  • Стоимость последующих реализаций.
  • Затратный способ.
  • Вариант сопоставимой рентабельности.
  • Приемы в распределении прибыли.

При этом возможно применение комбинации двух и более способов. Стоит отметить, что методика сопоставления рыночных цен считается приоритетной в большинстве ситуаций.

Примеры контролируемых сделок представлены ниже.

Сделки и штрафы

Согласно законодательству, неуплата налогоплательщиками сумм в рамках использования в контролируемых сделках коммерческих условий, которые не сопоставимы с требованиями между лицами, предполагает взыскание следующих штрафов:

  • В общем объеме от двадцати процентов неуплаченного размера налога. Этот штраф имеет отношение к периодам, начиная с 2014 по 2016 года.
  • В размере сорока процентов от неуплаченной суммы, но не меньше тридцати тысяч рублей. Этот штраф имеет отношение к налоговым периодам, начиная с 2017 года.

Самостоятельная корректировка обязательств по налогам в рамках осуществления контролируемых сделок

Налогоплательщики имеют право самостоятельно корректировать свои обязательства по налогам, в связи с использованием цен в сделках между участниками, которые не соответствуют рыночному уровню, в целях избегания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Корректирование баз, а также соответствующих сумм необходимо производить по завершении календарного года, который включает налоговые периоды, суммы которых требуется урегулировать:

  • В отношении физических лиц это происходит одновременно с подачей декларации не позже 30 апреля года, который следует за завершенным налоговым периодом.
  • Для организаций корректировка должна происходить одновременно с подачей декларации по налогам на доходы не позже 28 марта того года, который следует за завершенным периодом.

Согласно ст. 105. 14 НК РФ периодом по налогу на добавленную стоимость считается квартал. А для налогов на добычу ископаемых таким периодом является один месяц. Корректировки по налогам отражают в уточненных декларациях по каждому из периодов, в котором было зафиксировано отклонение цен. Данные декларации представляются одновременно с документами по налогам на прибыль учреждений.

Суммы недоимок, выявленных налогоплательщиком в результате самостоятельно произведенной корректировки, должны быть погашены в срок не позже момента уплаты налога на прибыль учреждений за соответствующий период. То есть это должно быть сделано не позже 28 марта того года, который следует за завершенным налоговым периодом. Важно учитывать, что за период с момента возникновения недоимок до истечения установленного отрезка погашения пеня на их сумму не начисляется.

Контролируемые сделки: срок, обязанность и адрес уведомления

Кто подает уведомление о контролируемых сделках?

Информация о совершенных налогоплательщиком в текущем календарном году сделках указывается в уведомлении. Данное уведомление лица направляют в налоговый орган по месту своего нахождения в срок не позже 20 мая того года, который следует за периодом, в котором была осуществлена контролируемая сделка. Лица, которые отнесены к категории крупных налогоплательщиков, предъявляют указанные уведомления в налоговые органы по месту учета.

В том случае, если налогоплательщик в установленный срок не предоставит уведомление в соответствующий орган о контролируемых сделках, которые были осуществлены им в календарном году, то его ждет штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если лицо предоставит недостоверные сведения, его также ожидает штраф в объеме пяти тысяч рублей.

В зависимости от выбора налогоплательщиков, уведомление о совершенных сделках можно предоставлять, как по установленной схеме – на бумажном носителе, так и по утвержденному формату в электронном виде.

Форму уведомления о выполненных контролируемых операциях наряду с порядком ее заполнения и представления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен по контролю, а, кроме того, надзору в сфере налогов по согласованию с Министерством финансов. Форма уведомления обязательно должна быть утверждена Федеральной налоговой службой.

В том случае, если будут обнаружены неполнота сведений наряду с неточностями либо ошибками в заполнении представленного документа о контролируемых сделках, то налогоплательщик имеет право направить уточненный вариант уведомления.

Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?

Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:

  • Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
  • Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
  • Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.

  • В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли. Помимо этого, нужно будет сообщить и о сумме понесенных убытков в результате контролируемых сделок.

Таким образом, непосредственно суть контролируемых сделок применяется в отечественном законодательстве касательно контроля трансфертной стоимости сделок между участниками, которые выступают взаимозависимыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *