Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Суд присяжных в российской федерации

Суд присяжных в современной России

Судебная реформа началась как общественное дело группы учёных-энтузиастов во главе с заместителем председателя Комитета по законодательству Верховного Совета РСФСР Б.А. Золотухиным. Ей предшествовали размышления и дискуссии в юридической и научной среде. В 1991 г. этой группой была подготовлена Концепция судебной реформы в Российской Федерации, одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г. В 1992 г. в Государственно-правовом управлении Президента РФ был создан отдел судебной реформы и судопроизводства, который начал систематическую работу по реализации Концепции судебной реформы.

В Законе РФ от 16 июля 1993 г. № 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве в РСФСР, УПК РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР" было закреплено положение, которое установило возможность рассмотрения уголовных дел с участием суда присяжных.

Одной из фундаментальных основ демократического правового государства, прописанного в Конституции Российской Федерации, является независимая судебная власть. Важнейшим составным элементом указанной власти является суд с участием присяжных заседателей, в котором главный вопрос правосудия – вопрос о виновности подсудимого – решается «олицетворяющими житейскую мудрость и общественную совесть, рядовыми членами общества — присяжными заседателями», а не состоящими на государственной службе профессиональными судьями.

Частью 4 ст. 123 Конституции РФ установлено, что в особых случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, которое представляет собой комплексный институт в современном российском праве.

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Суд присяжных в субъектах РФ вводился поэтапно, начиная с 1 ноября 1993 г. Было выбрано 9 субъектов, которые представляли собой центр (Московская, Ивановская и Рязанская области), северо-запад (Саратовская и Ульяновская области), юг европейской части России (Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область). От Сибири и Дальнего Востока был выбран Алтайский край. При отборе перечисленных областей и краёв учитывались многие факторы: позиция глав администраций, судей, начальников управлений юстиции, возможности материально-технического обеспечения судов. И только после этого суд присяжных начал вводится в других субъектах РФ. К 1 января 2004 г. суды с участием присяжных заседателей действовали на всей территории Российской Федерации, за исключением Чеченской республики.

Образец суда присяжных в Российской Федерации был взят из англо-саксонской системы права.

20 августа 2004 г. принят ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» № 113-ФЗ, который закрепил основные положения суда присяжных.

Количество присяжных заседателей, участвующих в уголовном процессе, должно равняться двенадцати гражданам и двум запасным, на случай, если кто-то из основных присяжных не может явиться на процесс по уважительной причине.

В соответствии со ст. 12 ФЗ предоставляются следующие гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя:

  • 1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "O судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
  • 2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сегодня, как и в дореволюционной России, существуют требования, предъявляемые к присяжным заседателям:

  • 1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
  • 2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
  • 1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • 2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • 3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • 4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
  • 3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
  • 1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • 2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • 3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Судом присяжных уголовные дела могут рассматриваться только по ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности за преступление, наказуемое лишением свободы на срок свыше 15 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью38.

С участием присяжных заседателей суды рассматривают дела о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях. Это убийства (ст. 105 УК РФ), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), терроризм (ст. 205), захват заложников (ст. 206), организация незаконного вооружённого формирование и участие в нём (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211), приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения (ст. 267), государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), вооружённый мятеж (ст. 279), диверсии (ст. 281), разглашение государственной тайны (ст. 283), получение взятки (ст. 290), воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299), фальсификация доказательств (ст. 303), дезорганизация учреждений, обеспечивающих изоляция от общества (ст. 321), разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355), геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), наёмничество (ст. 359 УК РФ) и другие39.

Читайте также:  Правила поступления в военное училище

Присяжные заседатели не знакомятся заранее с материалами уголовного дела, не должны знать о прежней судимости подсудимого, обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, не имеют для них существенного значения. В основе решения присяжных лежат фактические обстоятельства дела, воссозданные в ходе судебного разбирательства сторонами.

В соответствии с ч. 1 ст. 339 УПК РФ присяжным заседателям по рассматриваемому с их участием уголовному делу необходимо разрешить три основных вопроса:

ь доказано ли, деяние имело место;

ь доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

ь виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

С этой целью присяжные заседатели должны осуществить следующие действия: участвовать в исследовании доказательств, заслушать мнения сторон – обвинения и зашиты – об имеющихся доказательствах, затем в совещательной комнате самостоятельно оценить предоставленные сторонами доказательства и вынести вердикт по вопросам, указанным в ст. 339 УПК РФ, руководствуясь не нормами права, а жизненным опытом и здравым смыслом. Постановление же приговора, применение уголовного и уголовно-процессуального закона, определение меры наказания подсудимому – дело судьи.

Суд присяжных – довольно дорогостоящая в экономическом и сложная в организационном плане процедура. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период; возмещаются судом командировочные расходы, a также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда; за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются; время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Созданный в настоящее время в России суд присяжных отвечает всем историческим свойствам данного института. Прежде всего, разграничена компетенция судей и присяжных заседателей. Профессиональный судья – судья права – ведет судебное заседание, решает юридические вопросы, в том числе о назначении наказания, возмещении ущерба и т. д. Присяжные же решают вопросы о доказанности деяния, виновности в нем подсудимого, а также заслуживает ли он снисхождения при осуждении. Вердикт присяжных не мотивируется, и присяжные не несут за него юридическую ответственность. Он может быть отменен Кассационной палатой только по мотивам нарушения процедуры. Судебное разбирательство основано на принципе состязательности. Закон требует обязательного участия в нем защитника и обвинителя, тогда как в обычном судебном процессе сторон может и не быть. К особенностям суда присяжных относится и то обстоятельство, что оценку доказательств по делу и принятие решения о виновности или невиновности подсудимого осуществляют лица, не имеющие юридического образования, что в какой-то мере осложняет работу государственного обвинителя, привыкшего до введения института суда присяжных иметь дело с судьями-профессионалами. Исследование доказательств непосредственно в ходе судебного следствия требует от сторон максимально наглядного и понятного представления их присяжным. Учитывая, что речи сторон в прениях обращены к непрофессиональным судьям, важен уровень ораторского мастерства обвинителя и защитника.

Суд присяжных в нашем государстве имеет специфические свойства и не является точной копией западного образца. Во-первых, сохраняется смешанная форма процесса, при которой обвиняемый знакомится со всеми материалами дела лишь по окончании предварительного расследования, свидетели и эксперты выступают как объективные источники доказательств, не будучи “на стороне обвинения или защиты”. Во-вторых, отечественное судебное разбирательство, в отличие от англосаксонского, не распадается на два отделенных друг от друга несколькими месяцами этапа: постановление вердикта и вынесение приговора. Наказание определяется судьей в том же процессе, хотя и без участия присяжных заседателей.

Судебное разбирательство в суде присяжных в соответствии с УПК РФ состоит из нескольких последовательных и взаимосвязанных частей: предварительного слушания, подготовительной части судебного заседания, формирования коллегии присяжных заседателей, судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого, постановки вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей, напутственного слова председательствующего, вынесения и провозглашения вердикта, обсуждения последствий вердикта, постановления приговора. При законодательном регулировании данной стадии уголовного процесса принимается во внимание как мировой, так и отечественный опыт функционирования суда присяжных.

С конца 20 века в нашей стране начала возрождаться такая форма судебного делопроизводства, как институт присяжных заседателей.

В наши дни суд присяжных в России рассматривает около 10 % уголовных дел.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации :

Почему СИЗО «Матросская тишина» так называется? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что это такое?

Это совершенно особая форма уголовного делопроизводства, при которой сам факт наличия преступления и то, насколько подсудимый виновен, решает коллегия присяжных.

При этом присяжные — это люди, отобранные случайным образом и не получившие необходимого юридического образования.

На основании вынесенного ими вердикта судья назначает наказание обвиняемому. Есть ли суд присяжных в России?

История

В Российской империи впервые заговорили о возможности такой формы делопроизводства при Екатерине II в 1767 году. Однако утверждена она была только через 97 лет в ходе судебной реформы, проведенной Александром II.

В процессе этих преобразований судебная власть перестала зависеть от административной, процессы начали проводить открыто в присутствии защитников, а решения по ряду вопросов выносились при помощи жюри присяжных заседателей.

В те дни войти в состав коллегии мог мужчина, принадлежащий к любому сословию, не моложе 25 и не старше 70 лет, являющийся российским подданным и проживающий два года и более в том уезде, где он был приглашен для участия в разбирательстве.

В Европе суду присяжных были подвластны и гражданские тяжбы, тем временем в России рассматривались исключительно уголовные серьезные дела. Несмотря на это ограничение, по количеству судебных процессов, прошедших с участием присяжных, Россия в несколько раз превосходила европейские страны.

После революции советская власть ликвидировала институт присяжных заседателей, выпустив декрет «О суде» номер 1.

Читайте также:  Сайт судебных приставов недвижимость

Восстановление этой важной системы в России началось в рамках судебной реформы 1990-х годов.

Впервые в новейшей истории рассмотрение дела в подобном формате прошло в 1993 году.

Это был процесс братьев Мартыновых, которых обвиняли в совершении предумышленного убийства трех человек. Присяжные сочли подсудимых действительно виновными, но статья обвинения в конечном приговоре была мягче.

Правда ли, что в колонии «Владимирский централ» есть музей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Как начинался суд присяжных в Российской империи? Узнайте из видео:

Кто такие присяжные?

Сейчас в России деятельность жюри присяжных регламентируется Федеральным законом No113-ФЗ. В этом законе оговорено, что существуют списки людей, потенциально способных занять место в ряду присяжных.

Как только возникает потребность, для участия в процессе приглашают произвольных граждан из основного или запасного списков.

Оказаться в этих листах может любой человек, выбирают кандидатуры из реестра, в котором указаны все, кто может голосовать на выборах.

Перед тем, как приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей, присяжные проходят процедуру присяги.

Только после этого они изучают те относящиеся к делу документы, которые судья определил как допустимые, могут общаться с обвиняемым и свидетелями через председателя суда, делать записи.

При этом строго следят за тем, чтобы на заседателей было исключено всякое давление и никто не мог оказать влияние на их решение. В ходе слушания присяжные не выходят за пределы зала заседаний, им запрещено контактировать с посторонними, таким образом они не могут разгласить тайну голосования.

Ввиду того, что к роли присяжных заседателей привлекаются обычные граждане, не имеющие какой бы то ни было юридической подготовки, в суде они решают только самые главные вопросы, не вдаваясь в узкоспециальные тонкости.

Например, присяжные не занимаются квалификацией преступления, ведь они не знакомы с тем, что именно относится к отягчающим или, наоборот, смягчающим обстоятельствам.

Главное, что они должны решить — виноват ли человек на скамье подсудимых в рассматриваемом преступлении и можно ли проявить по отношению к нему снисхождение.

Какое именно наказание назначить решает профессиональный судья, руководствуясь в своих действиях буквой закона.

Состав

При слушании дела, проходящего в присутствии присяжных заседателей, обвиняемого судит один судья и жюри присяжных, численность которого чаще всего составляет двенадцать человек.

Прежде всего для участия в процессе отбираются двадцать человек. Далее из этих потенциальных кандидатов на предварительном слушании формируют коллегию.

Обвиняемый и его адвокат, а также прокурор могут дать один мотивированный и два произвольных отвода любому претенденту.

После вычеркивания неподходящих лиц, должно остаться как минимум четырнадцать имен. Из этих людей первые двенадцать и будут присяжными заседателями, а оставшиеся становятся запасными.

Члены коллегии голосованием сами избирают своего старшину, который организует всю работу присяжных заседателей, обращается от их имени к председателю суда и также оформляет вердикт заседания.

Кто может быть присяжным?

Выполнять функцию присяжного заседателя способен практически любой гражданин Российской Федерации, за исключением людей, не допущенных к участию в коллегии по закону:

  1. Не могут быть присяжными молодые люди, не достигшие двадцатипятилетнего возраста.
  2. Не допускается наличие судимости.
  3. Лица, признанные недееспособными (что возможно только по решению суда) также не могут быть членами коллегии.
  4. Исключены из потенциальных кандидатов и люди, имеющие нарушения работы психики, или проходившие лечение от алкоголизма или наркомании.
  5. Естественно, не может быть присяжным тот человек, который в этот момент сам подозревается в совершении какого-либо противоправного деяния.
  6. Не подходят на эту роль и те, чьего знание языка недостаточно для того, чтобы досконально разобраться в материалах дела.

Помимо этого, за гражданином сохраняется право в ряде случаев взять самоотвод.

Возможные причины самоотвода:

  • возраст, превышающий 65 лет;
  • плохое состояние здоровья (это необходимо будет подтвердить справкой от лечащего врача);
  • религиозные убеждения;
  • наличие у женщины малолетнего ребенка (до трех лет);
  • служебные обязанности (военная служба, работа в полиции или органах власти).

Почему тюрьма «Черный дельфин» считается самой жуткой? Читайте об этом здесь.

Как отбирают присяжных заседателей? Об этом в видео:

Какие дела рассматривает суд?

На что распространяется суд присяжных? Жюри присяжных не занимается гражданскими процессами. Ему подвластны только уголовные дела, причем не все, а связанные с наиболее серьезными правонарушениями.

Сюда относятся дела об убийствах; похищении человека; изнасилование; угоне железнодорожных составов, водных судов или самолетов; получение взятки и т.д.

В 2008-2013 годах из-под компетенции судов присяжных вывели такие тяжкие преступления, как терроризм; организация преступных группировок; захват заложников; производство и сбыт наркотиков в особо крупном размере; сексуальные преступления, жертвами которых стали дети.

До недавнего времени под юрисдикцию суда присяжных попадали только те дела, по которым предусматривалась высшая мера наказания — пожизненное заключение.

Таким образом женщины, несовершеннолетние и мужчины старше 65 лет были лишены возможности надеяться на рассмотрение своего дела этой коллегией.

В 2016 году были внесены соответствующие изменения в наше законодательство. Теперь высшая мера наказания не является обязательным условием для привлечения присяжных.

Правда ли, что колония «Черный дельфин» находится на курорте Соль-Илецка? Точный адрес вы найдете на нашем сайте.

Как добиться слушания в РФ?

По принятым в нашей стране законам, каждый в праве сам выбирать, кто будет решать его судьбу.

Будет ли это судья или присяжные — выбор за подсудимым.

В том случае, если обвиняемый изъявит желание вынести свое дело на обсуждение присяжных, он должен заявить ходатайство об этом до назначения даты слушания.

Если статья обвинения попадает под юрисдикцию суда присяжных, судья вынесет постановление о слушании дела в таком формате.

Когда день слушания в суде дела уже назначен, подсудимый не вправе просить об участии присяжных.

Кроме того, важно помнить, что решение судьи о формате будущего слушания окончательное и у подсудимого не будет возможности передумать, если вдруг он решит отказаться от идеи довериться присяжным.

Ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных.

Как принимается решение?

После того, как в суде были выслушаны доводы всех непосредственных участников и показания свидетелей, судья ставит перед коллегией три вопроса:

  1. На самом ли деле произошло рассматриваемое преступление?
  2. Смог ли обвинитель доказать, что это деяние совершено именно подсудимым?
  3. Очевидна и однозначна ли вина обвиняемого?

Присяжные совещаются и стараются вынести единогласный вердикт по всем заданным вопросам.

Если же в течении прописанных в законе трех часов консенсус не достигнут, решение выносится методом голосования, в котором воздерживаться нельзя.

Какой вердикт могут вынести заседатели?

Инкриминирование человеку тяжкого преступления – чрезвычайно серьезное дело, поэтому приняты все возможные меры предотвращения несправедливых осуждений.

Читайте также:  Посольство австрии документы на визу

Обвинительный вердикт возможен только в том случае, если на все три вопроса судьи большинство заседателей дали утвердительный ответ.

Но даже в этом случае за судьей остается право отозвать этот состав присяжных и направить дело на новое рассмотрение.

Если же судья согласен с правомерностью обвинительного приговора, он просит жюри принять решение о возможности смягчения наказания. Решить, какая конкретно мера пресечения будет выбрана – дело профессионалов, это обязанность судьи.

Если даже по одному вопросу большинство членов коллегии проголосовало отрицательно, сразу в зале суда озвучивается оправдательный вердикт и теперь уже бывший подсудимый становится свободным. При равном распределении голосов, принимается то решение, которое наиболее выгодно обвиняемому.

По статистике, присяжные чаще склонны к вынесению оправдательного приговора.

Однако, в случае обвинительного вердикта, присуждается более строгое наказание.

Присяжные заседатели — это не суровые профессионалы, а прежде всего люди, которые пропускают дело через себя и при вынесении приговора опираются на свой жизненный опыт и действуют исходя из общечеловеческих моральных ценностей.

Кроме того, вердикт выносится не единолично судьей, а в результате коллективного обсуждения, что позволяет надеяться на более гуманный приговор.

Таким образом, такая форма судебного делопроизводства направлена на улучшение судебной системы.

Нужен ли России Суд присяжных? Ответ адвоката:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Дата публикации: 14.12.2018 2018-12-14

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Шамаев А. В. Суд присяжных в Российской Федерации: основные направления развития // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 288-290. — URL https://moluch.ru/archive/236/54875/ (дата обращения: 08.11.2019).

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и гражданами. Правда, так было не всегда. Наиболее весомый вклад в становление существующей системы суда внесли Сергей Зарудный, Николай Буцковский и Дмитрий Раввинский. Именно эти юристы подготовили краеугольные камни правовых норм, соединив наработки зарубежных коллег с уже существующим опытом. При этом наибольшая сложность состояла в специфичности менталитета и недостаточно высокой отметке правосознания физических субъектов тех времен.

Осуществление правосудия с участием присяжных заседателей стало возможным во всех субъектах Российской Федерации с 1 января 2010 г., когда суд присяжных был введен на территории Чеченской Республики. 26 апреля 2010 года в Грозном впервые состоялся процесс с участием суда присяжных, рассматривалось дело о «покушении на убийство». Демократизация осуществления правосудия крайне важна для страны, воплощая правовой и морально-этический аспекты. Именно поэтому институту суда с участием присяжных заседателей придается конституционное значение как одному из важнейших проявлений демократизации осуществления правосудия.

По сей день, активно обсуждается и даже оспаривается эффективность и правомерность функционирования присяжных заседателей. За данным институтом, как и за многими другими, традиционно «закреплена» масса сторонников, яро отстаивающих необходимость именно такого решения вопроса, есть и оппоненты, которые проводят многочисленные доводы со знаком «-». Пожалуй, одним из самых весомых доводов является отсутствие правового воспитания у граждан, приглашаемых на должность присяжного. По сути, суд присяжных имеет как достоинства, так и недостатки. Уже не одно десятилетие многочисленные деятели правовой сферы пытаются минимизировать ложь, предвзятость или простую невнимательность подхода к рассматриваемым вопросам.

Хочется отметить, что даже во времена мещанства: когда в один состав могли быть включены представители купечества, чиновничества и простого крестьянского сословия — в непосредственном судопроизводстве явно преобладали положительные факторы, укрепляющие верховенство права и поднимающие на абсолютно новый, высший уровень свершение справедливости.

Вводя суд присяжных, законодатель в 1993 г. ориентировался на зарубежные государства и на исторический опыт, поэтому можно считать, что формирование коллегии в числе 12 лиц — вполне оправданно и логично. Так сложилось исторически, но на самом деле до сих пор ведутся споры: почему именно 12. Существует версия о 12 апостолах, 12 помощниках Соломона и прочие. Однако время показало, что такое количество заседателей в суде присяжных не соответствует современным реалиям — это четко обозначил В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года. [1].

Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить две предпосылки:

– сложность формирования 12 заседателей;

Как итог — предлагается сократить количество присяжных

Оба пункта тесно взаимосвязаны. Если сократить количество присяжных, то соответственно происходит снижение затрат на судопроизводство, и — коллегию присяжных будет сформировать проще. Многие исследователи уверенны: совсем не нужно останавливаться на числе «12», ведь меньший состав вполне способен прийти к едино корректному и абсолютно справедливому вердикту.

В соответствии с этим Владимир Путин внес законопроект в Государственную Думу «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в связи с расширением применения института присяжных заседателей» (14.03.2016 г.). Стержнем документа есть понимание того, что сокращение количества присяжных упростит их отбор, а также процесс формирования общего и запасного списков, сократит сроки судопроизводства. Законопроект уточняет процедуры формирования коллегии присяжных (ст. 328 УПК РФ). Четкое построение структуры и пояснение спорных моментов судопроизводства — путь к гарантировано разумным срокам, а также к исключению при этом «возможности воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии». [1].

Выбор кандидата на роль присяжного во все периоды утверждения обсуждаемого института вызывал немалую волну дискуссий. Ведь профессиональные цензы, возрастные ограничения, некоторые личные характеристики и прочие нюансы напрямую влияют на сознательное рассмотрение дела и способность анализировать доводы сторон, сопоставляя их. В наши дни не входят в списки приглашаемых присяжных те, кто страдает от наркотической или другой зависимости (находящиеся на учетах в соответствующих диспансерах), ранее судимые, состоящие на военной службе, подозреваемые в правонарушении, полностью/частично недееспособные.

Присяжным нередко сложно получить адекватное представление об обстоятельствах дела. Большая их часть в силу малого опыта или других факторов неоднократно обращается за разъяснениями к председательствующему судье, задерживая, таким образом, судопроизводство. Совместное рассмотрение дела с профессиональным судьей позволит сэкономить время рассмотрения дел и повысить качество делопроизводства. [2, с. 114]

Ещё предлагается внедрить институт народных заседателей, суть которого сводится к следующему: при рассмотрении дела, помимо судьи, участвуют 2 народных заседателя на непрофессиональной основе. Для вынесения приговора «народные заседатели» и судья будут вместе удаляться в «совещательную комнату». (Суд шеффенов — присяжные и судья образуют единую коллегию). [3, с. 101].

Подводя итоги, стоит отметить, что в ближайшем будущем, суд присяжных ждут кардинальные реформы, касающиеся его подсудности и уменьшения численности присяжных заседателей. Как любая другая, система присяжных заседателей нуждается в коррекции и совершенствовании (чем и занимаются законотворцы всех времен), и это приближает страну и ее народ к новому уровню правовой грамотности и законности.

Добавить комментарий

Закрыть меню
Adblock detector