Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Требования к арбитражным заседателям

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в статью 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2003 г.

Статья 2. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 1 статьи 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 136-ФЗ подпункт 4 пункта 2 статьи 2 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в подпункт 5 пункта 2 статьи 2 внесены изменения

5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 443-ФЗ пункт 2 статьи 2 дополнен подпунктом 7

7) супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга (супруги) председателя или заместителя председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

3. Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть".

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Читайте также:

  1. Бух.документы и предъявляемые к ним требования.
  2. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
  3. Документы, предъявляемые при приеме на работу. Трудовая книжка.
  4. Квалификационные требования, предъявляемые к аудитору
  5. Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам
  6. Понятие бухгалтерской отчетности. Требования, предъявляемые к ней
  7. Понятие документооборота и требования, предъявляемые к первичным документам.
  8. Понятие о пробиотиках, механизм их действия. Требования, предъявляемые к микроорганизмам-пробионтам.
  9. Понятие экономической информации. Требования, предъявляемые к экономической информации
  10. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения.
  11. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа
  12. Проведение финансового анализа Арбитражным управляющим

Правовой статус арбитражных заседателей

Материальное обеспечение присяжных заседателей

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Читайте также:  Ростелеком продает долги коллекторам

Под правовым статусом арбитражных заседателей понимается совокупность прав, обязанностей, гарантии их независимости, требования, предъявляемые к ним, порядок участия в заседаниях арбитражного суда.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;

5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть".

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

| следующая лекция ==>
Порядок призыва к исполнению обязанностей | Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 670 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, арбитражными заседателями являются граждане:
– достигшие 25 лет;
– с безупречной репутацией;
– имеющие высшее профессиональное образование;
– имеющие стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
По сути говоря, арбитражными заседателями являются особо доверенные представители предпринимательских кругов, своего рода эксперты, обладающие специальными познаниями в сфере науки и техники, способные повлиять на быстроту и качество принимаемых арбитражным судом решений.
Развитие системы защиты прав участников предпринимательских отношений происходит в рамках общего совершенствования правовой системы, изменений социально-экономических реалий, в которых функционируют арбитражные суды.
Поскольку правосудие является гарантией реализации прав человека, этим объясняется внимание к проблеме обеспечения права на справедливое судебное разбирательство и доступа к правосудию, без решения которых невозможно полноценное обеспечение прав человека и нормальное функционирование гражданского общества.
Под влиянием международно-правовых актов о правах человека и гражданина складывается развитие процессуального законодательства. В частности, то внимание, которое стало уделяться доступу к правосудию, объясняется действием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, других международно-правовых актов, судебной практикой Европейского суда по правам человека. Сложность и специализированность современного гражданского оборота увеличиваются, появляются новые отрасли законодательства, поэтому представителям различных юридических профессий, включая судей, становится сложно ориентироваться во всем многообразии законодательства.
Кроме того, необходимо привлечение к участию в осуществлении хозяйственной юрисдикции самих предпринимателей и специалистов из числа лиц, знающих специфику многих видов хозяйственных отношений. Хотя в отношении судей арбитражных судов действует презумпция знания права при исполнении ими профессиональных обязанностей, однако фактически среди них складывается специализация в рамках судебных коллегий и судебных составов.
Как было сказано ранее, арбитражные заседатели, в отличие от народных и присяжных заседателей, не являются представителями народа. Привлечение и участие арбитражных заседателей в отправлении правосудия обусловлено тем, что арбитражные заседатели обладают специальными познаниями в какой-либо сфере экономики, к примеру, в области финансов, банковского дела, расчетно-кредитных отношений, валютных и др. . Однако следует сразу отметить, что уровень знаний граждан, привлекаемых в качестве арбитражных заседателей, как специалистов определенной сферы экономических отношений очень высок. Закон устанавливает определенные требования к кандидатуре арбитражного заседателя, что позволяет не допустить к осуществлению правосудия случайных людей, так как целью участия арбитражных заседателей является оказание содействия судье при установлении фактических обстоятельств дела в тех областях экономической деятельности, где они являются наиболее профессиональными.
——————————–
Доклад "Сутяжник" о нарушениях прав человека в Свердловской области в 2003 г. / Под общей редакцией А.В. Деменевой, С.И. Беляева. Екатеринбург: И.А. "Сутяжник-Пресс", 2004.
Закон гласит, что арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, так как именно с достижением человеком этого возраста многие ученые связывают окончательное оформление, становление личности, ее убеждений и принципов. Поэтому выбор законодателем этого возраста не случаен.
Кандидат в арбитражные заседатели должен обладать безупречной репутацией. При этом Закон не раскрывает этого понятия. Так, применяя правила расширительного толкования норм права, можно сделать вывод, что кандидат в арбитражные заседатели должен обладать безупречной репутацией не только как профессионал в определенной сфере экономической деятельности, но и в морально-нравственном плане. Однако, исходя из духа комментируемой статьи, следует понимать "безупречную репутацию" арбитражного заседателя как безукоризненную деятельность кандидата в определенной сфере экономических отношений на протяжении всего периода своей профессиональной деятельности.
Кандидат в арбитражные заседатели должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
Письмом от 6 июля 2001 г. Высший Арбитражный Суд РФ, повторяя требования Закона, напоминает арбитражным судам, что арбитражными заседателями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.
2. Заметим, что в отправлении правосудия не могут участвовать лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказание, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии).
Не могут быть также арбитражными заседателями лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость либо совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти.
Следует отметить, что списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями, потом они представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации . Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.
——————————–
Об основных результатах деятельности Арбитражного суда Республики Хакасия в 2003 г. и задачах на 2004 г. // Выступление на конференции судей Республики Хакасия 26.02.2004 г. в п. Тесь Минусинского района.
Обратим внимание на понятие судимости. Арбитражными заседателями не могут быть лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость. Что же такое судимость? Судимость есть правовое последствие отбытия наказания за совершенное преступление, связанное с возложением на лицо определенных ограничений уголовно-правового и общего характера. Уголовно-правовые последствия судимости проявляются в двух отношениях. Во-первых, судимость учитывается при установлении простого, опасного и особо опасного рецидива и при назначении наказания за эти виды рецидива. Во-вторых, наличие прежней судимости учитывается при назначении наказания, поскольку она является отягчающим обстоятельством. Очень важное для правового статуса граждан положение, касающееся погашения или снятия судимости, согласно которому снятие или погашение судимости аннулирует все ее правовые последствия. Погашение судимости – автоматическое ее аннулирование при определенных условиях.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.) (далее – УК РФ) устанавливает, что при безупречном поведении лицо может ходатайствовать о снятии с него судимости до истечения установленного срока, также судимость может быть снята актами амнистии или помилования.
Таким образом, лицо, ранее привлеченное к уголовной ответственности и осужденное к отбытию наказания, независимо от того, снята или погашена судимость, не может быть привлечено в качестве арбитражного заседателя.
Арбитражными заседателями не могут быть лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Органы правосудия играют важную роль в осуществлении функций охраны и укрепления законности. Их деятельность направлена на охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, окружающей среды, конституционного строя страны. В системе властных государственных структур они являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости, гуманизма.
Создание сильной и независимой судебной власти – одна из основных задач проводимой в России судебной реформы. Таким образом, совершение лицом любого проступка, умаляющего каким-либо образом авторитет судебной власти, ведет к подрыву непоколебимости и значимости столпа правосудия. Признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным также делает невозможным привлечение такого лица к осуществлению правосудия. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.) (далее – ГК РФ) устанавливает, что дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, т.е. дееспособность предполагает осуществление их сознательными, волевыми действиями лица. Ум и воля гражданина зависят от его возраста, психического состояния и других факторов.
Привлечение недееспособных либо ограниченно дееспособных граждан к осуществлению правосудия ставит под угрозу не только справедливость и законность судебного процесса, но и подрывает доверие граждан к суду. Также ограничен доступ к отправлению правосудия для лиц, состоящих на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах. Закон ограничивает доступ к осуществлению правосудия и лиц, замещающих государственные должности, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и выборные должности в органах местного самоуправления.
Государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи, арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу. Принесение присяги обязывает арбитражного управляющего в открытом судебном заседании обеспечивать сторонам и другим участникам судебного процесса право быть свидетелями того, что арбитражный заседатель, впервые приступающий к исполнению своих обязанностей, публично поклялся действовать в соответствии с совестью и законом, оставить свои предубеждения, быть беспристрастным, дабы вершить правосудие. Принесение присяги арбитражным заседателем дисциплинирует, заставляет подходить к рассмотрению дела более серьезно .
——————————–
Т. Андреева. Разрешите представить – новый процессуальный кодекс // АКДИ. Экономика и жизнь. 2004.

Добавить комментарий

Закрыть меню
Adblock detector