Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53

Требования к дистанционному обучению

Несмотря на стремительный рост популярности дистанционного обучения в России, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Пока решение многих вопросов отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь рамочно обозначают ограничения. Иван Ковалев, заместитель генерального директора Е-квадрат Консалтинг и Медиа, объясняет, как регулируется дистанционное обучение в России.

Начнем с главного закона — 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором зафиксирована возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий». Общие требования к организации таких программ обозначены в статье 16. Кроме того, руководители образовательных организаций должны знать Порядок применения дистанционных технологий и положения методических рекомендаций, регулярно издаваемых Минобрнауки РФ.

Электронное или дистанционное: сходства и различия

Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения Закона об образовании существует четкое разграничение данных понятий.

Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между учениками и учителями.

Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии.

Таким образом, ключевую роль играет компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и ученика, а во втором — удаленного.

Организации, отважившиеся организовать обучение полностью дистанционно, обязаны обеспечить особые условия: должны быть доступны ресурсы и технологии, позволяющие освоить программу в полном объеме без обращения к иным источникам информации и без привязки к местонахождению ученика. На практике это означает создание электронных библиотек, а также обеспечение доступа к базам данных и электронным архивам. Кроме того, преподаватели и обслуживающий персонал должны в полной мере владеть навыками использования информационных систем, задействованных в учебном процессе.

На кого нельзя учиться дистанционно?

Законодательство обозначает перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, обучение по которым полностью в дистанционной форме не допускается (Приказ Министерства образования и науки России от 20.01.2014 №22). Документ ограничивает такую возможность не только для будущих зубных техников и операторов чесально-вязального оборудования, что представляется вполне логичным, но и для юристов, бухгалтеров и дизайнеров.

Примечательно, что на сегодняшний день аналогичный обобщенный перечень направлений подготовки и специальностей в рамках высшего образования не утвержден.

Как регулируется проведение аттестации?

Если в отношении организации обучения существует некоторая ясность, то вопросы контроля успеваемости и аттестации остаются законодательно неотрегулированными. Наиболее сложная задача — идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу. В большинстве случаев подобные процедуры проводятся по-прежнему очно: студенты периодически приезжают в организацию и проходят аттестацию непосредственно в аудиториях. Иногда вузы организуют выездные комиссии в региональные филиалы или партнерские организации, куда стекаются все желающие сдать сессию.

Но если говорить о полноценной аттестации слушателей посредством дистанционных технологий, то в условиях отсутствия нормативно закрепленных требований, каждая организация реализует свой набор ноу-хау по определению личности (включая предъявление паспорта в камеру перед началом экзамена, сверку фотографии из личного дела и т. д.). Важно, чтобы соответствующие требования были четко и максимально подробно зафиксированы в локальных нормативных актах организации.

Собственно, локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия обучающихся и сотрудников образовательных организаций (безусловно, если его ключевые положения не противоречат федеральным требованиям). На сегодняшний день наиболее содержательная инструкция по организации итоговой аттестации изложена в Письме Минобрнауки РФ от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ». Несмотря на то что рекомендации затрагивают вопросы реализации дополнительных профессиональных программ, его положения могут быть частично использованы и по основным образовательным программам высшего образования.

В документе описаны требования к кадровому и техническому обеспечению дистанционного образовательного процесса, а также особенности проведения итоговой аттестации. Разрешается проведение аттестации в режиме видеоконференцсвязи, компьютерного тестирования или даже посредством электронной почты, чата или форума. Необходимо уточнить, что если используется видеоконференцсвязь, важно обеспечить возможность двусторонней коммуникации, а расширение числа транслируемых пользователей (больше 2-х) возможно при наличии технической возможности. Перед началом экзамена нужно сообщить о требованиях к системе (например, настроить браузер или веб-камеру) и проверить устойчивость связи. При компьютерном тестировании должна быть обеспечена автоматизация обработки результатов, процедуры оценивания и хранения результатов. При подобной форме аттестации допускается использование встроенных в систему дистанционного обучения модулей или отдельных инструментов. Если аттестация проводится в режиме обмена файлами или сообщениями в форумах или чатах, необходимо обеспечить хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.

Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием дистанционного обучения, по-прежнему остаются без ответа. Очевидно, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия в рамках дистанционного обучения, будут появляться новые регламенты и инструкции. Основной же задачей руководителей образовательных организаций в этих условиях становится постоянное отслеживание законодательных нововведений в этой сфере.

1.2 Требования к системам дистанционного обучения

Решение для дистанционного обучения должно удовлетворять следующим требованиям:

— быть комплексным, то есть охватывать все этапы обучения и всех участников процесса обучения — студентов, преподавателей и родителей (начальников);

— быть настраиваемым, то есть должно адаптироваться к потребностям заказчика, как с помощью изменения настроек, так и с помощью дополнительных программных компонент;

— иметь простой и понятный интерфейс пользователя для студентов и преподавателей, которые, вполне возможно, не являются профессионалами в области информационных технологий;

— предоставлять максимальное количество вариантов коммуникаций между студентами и преподавателями, таких как форум, система мгновенного обмена сообщениями (instant messaging), аудио и видео связь;

Читайте также:  Что выплачивают беременным на работе

— предоставлять возможности для контроля успеваемости студента для заинтересованной стороны (родителей или начальников).

1.3 Обзор некоторых существующих решений

1.3.1 Microsoft Learning Gateway

Описанным выше требованиям в полной мере удовлетворяет решение от Microsoft — Microsoft Learning Gateway (далее MLG). Решение Microsoft Learning Gateway реализовано в виде портала (набора компонентов, таких как новости, календарь, почта, список классов или заданий), объединяющего в себе ряд серверных продуктов Microsoft и набор компонентов, каждый из которых реализует свой функционал (таблица 1). Наряду с использованием готовых компонентов, возможна разработка собственных, для добавления в портал уникальных функций, не реализованных в стандартном решении.

Таблица 1 – Список продуктов Microsoft, используемых в Microsoft Learning Gateway

Продукт Функционал
Microsoft Office SharePoint Portal Server 2003 интерфейс портала, агрегация контента, персонализация, список корневых документов портала, персональный web-сайт MySite, индексирование (кроулинг) и поиск
Windows SharePoint Services Web-сайты факультетов (школ), преподавателей, студентов и родителей, сайты учебных групп (классов) и проектов/заданий (assignment),комнаты преподавателей (виртуальные кафедры), сайты для создания контента по предметным областям (KLA — Key Learning Areas) и хранение контента, библиотеки документов и форумы.
Microsoft Class Server 3.0 создание и публикация учебных курсов, управление учебным процессом
Microsoft Exchange Server 2003 электронная почта и календарь
Microsoft Office Live Communication Server 2005 совместная работа в реальном времени, инфраструктура мгновенного обмена сообщениями
Microsoft SQL Server 2000 сервисы БД для SharePoint, Class Server и системы мгновенного обмена сообщениями
Microsoft ISA Server 2004 интеграция пространства имен, кэширование, межсетевой экран, обнаружение вторжений и маршрутизация запросов
Microsoft Metadirectory Services 2003 синхронизация Active Directory и информации, хранящейся в SQL-базе Class Server

Серверные продукты могут функционировать на одном или на нескольких серверах, в зависимости от требований заказчика и количества студентов в учебном заведении.

Преподаватели могут использовать Learning Gateway следующим образом:

— просматривать существующие ресурсы, необходимые для дистанционного обучения, и создавать новые с одного рабочего места и с использованием одной учетной записи;

— использовать одну и ту же информацию при обучении различных групп студентов, без необходимости повторного ввода данной информации;

— выполнять взаимодействие и общение с коллегами;

— осуществлять доступ к утвержденным в качестве стандарта учебным материалам, подготовленным сторонними преподавателями;

— выполнять автоматизированную проверку заданий, выданных студентам;

— использовать календарь для планирования событий, входящих в учебный процесс.

Студенты могут использовать Learning Gateway следующим образом:

— осуществлять доступ ко всем учебным программам и заданиям из дома или компьютерного класса, то есть из любого места, оснащенного компьютером, имеющим сетевое соединение с серверами Learning Gateway;

— использовать в качестве учебных пособий разнообразные материалы: файлы HTML, Word, презентации PowerPoint, анимации Flash, видео и аудио записи и многое другое;

— просматривать список преподавателей и студентов, находящихся в данный момент в сети и задавать им вопросы, в том числе с помощью аудио и видео коммуникаций;

— использовать календарь для просмотра событий, входящих в учебный процесс, таких как общение по сети с преподавателем, контрольные работы и т. д.

Родители и начальники могут использовать Learning Gateway следующим образом:

— определять, что чем занимаются в данный момент их дети или подчиненные;

— отслеживать успеваемость своих детей и починенных;

— просматривать задания, выполненные своими детьми (подчиненными);

— просматривать календарные события, относящиеся к их детям (подчиненным);

— общаться с преподавателями и обсуждать с ними вопросы обучения своих детей и подчиненных.

При этом данные о чужих детях (подчиненных) родителям (начальникам) недоступны.

Следует учитывать, что данные списки функционала Learning Gateway не являются исчерпывающими, а являют собой лишь описание базовых возможностей MLG.

Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_trebovaniya_k_distantsionnomu_kursu.docx 457.15 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения

при переходе к ФГОС нового поколения

Резюме. Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

Ключевые слова: курс дистанционного обучения, педагогический дизайн, требования к курсу, структурирование курса.

ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире.

В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, которые способны работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем.

Поэтому решая эту задачу и формируя информационную грамотность учащегося, учитель должен развивать у учащихся умение осуществлять поиск в сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней и выкристаллизовывать самое главное.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение и остальное время на самообразование. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только университетскому, но и школьному, в системе повышения квалификации, пр., т.е. ко всем формам непрерывного образования.

Читайте также:  Какая сумма детского пособия до 3 лет

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Новый виток разработки электронного образовательного контента связан со стартовавшим в 2011 году комплексным проектом федерального уровня «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).

Каковы же перспективы развития дистанционного обучения?

На сегодняшний день ДО реализуется для учащихся с ОВЗ, часто болеющих детей, а также для талантливых и одаренных учащихся.

Однако, как показывает практика спектр применения дистанционного обучения может быть гораздо шире. ЭОК можно использовать на уроках (при изучении новых тем, опросе, в качестве наглядных визуальных материалов, виртуальных лабораторных работ, дополнительных домашних заданий).

Курс можно использовать, когда объявлен карантин, когда на длительное время объявлены актированные дни, для экстерната, для обучения с использованием дополнительных материалов и при внеклассной работе.

Таким образом, ЭОК может использоваться в качестве электронного учебника (в более широкой перспективе – ЭОР).

Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

Сравнительная характеристика традиционного учебника и электронного курса

Электронный учебный курс

Построение – линейная структура, без использования средств мультимедиа

Построение – комбинированная структура, сочетание текстового материала с элементами мультимедиа

Основная задача: передача знаний и проверка эффективности их усвоения

Основная задача: повторение пройденного материала, усвоение нового, разработка алгоритмов возможных действий в определенных ситуациях

Последствия: усвоение фрагментарных знаний, трудности с их воплощением в умениях, ограниченность изучения только теоретической части

Последствия: новые методы применения знаний формируют у обучаемого мотивацию к поиску новых знаний

может рассматриваться и как полиграфическое издание и как дидактическое произведение

может рассматриваться и как продукт компьютерной технологии, и как дидактическое произведение, причем компьютерная технология открывает новые возможности для создания дидактического произведения

предполагает различные формы коллективной или индивидуальной учебной деятельности

рассчитан, как правило, на самостоятельную познавательную деятельность, что достигается использованием различных видов наглядности и выполнением последовательных указаний

предусматривает активное участие преподавателя в обучении

преподаватель выступает в функции репетитора, помогающий обучаемому в освоении учебного курса

коллективное обучение, следование единому графику прохождения дисциплины

знакомство учащегося с информацией в той форме, последовательности, темпе, которые ему подходят

рассчитан на поурочное изучение учебного материала

предполагает многовариантный вход (выход) в учебный курс, различную последовательность изучения учебного материала

рассчитан на работу с вербальным текстом

предусматривает работу с компьютером с помощью систем меню, функциональных клавиш, многооконного интерфейса

унификация обучения, ограниченность мотивации познавательной деятельности ученика

новое решение таких проблем обучения, как индивидуализация, мотивация за счет различных способов представления информации, индивидуального прохождения курса

Электронный учебный курс должен включать

На базовом (основном) уровне:

  • Основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта.
  • Системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки.
  • Методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.

На дополнительном уровне:

  • Учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения вопросов курса.
  • Учебный материал, к которому студент может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов.
  • Учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности.

Курс является высоко организованным электронным средством учебного назначения. При создании электронных образовательных изданий следует соблюдать ряд требований, чтобы в результате получился ресурс, отвечающий целям и задачам учебного курса.

Традиционные дидактические требования.

3. Проблемность обучения;

5. Сознательность обучения;

6. Системность и последовательность изложения материала;

7. Единство образовательных, развивающих и воспитательных

Специфические дидактические требования

3. Развитие интеллектуального потенциала;

4. Системность и целостность.

1. Соответствие уровню развития обучающегося;

2. Ориентация на тезаурус возрастной группы;

3. Развитие образного и логического мышления.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки – вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Курс ДО – это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

Читайте также:  Дарение доли по материнскому капиталу

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:

  • Мотивация. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки ученика.
  • Постановка учебной цели. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.
  • Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы, входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем.
  • Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея.
  • Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше – в тестирующей программе, больше – в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка. В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.

Что такое "хороший" дистанционный курс?
Дистанционный курс должен:

  • базироваться на учебных материалах высокого качества, отражающих современный уровень развития предметной области,
  • быть доступным для понимания и освоения слушателями,
  • иметь продуманную структуру учебного материала, сбалансированные по объему и сложности учебные блоки и задания,
  • включать разнообразные формы проверки полученных знаний.
  • Для успешного проведения дистанционного курса следует:
  • использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых,
  • допускать возможность индивидуального графика или пути обучения слушателей,
  • использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.

Для успешного проведения дистанционного курса следует:

  • использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых,
  • допускать возможность индивидуального графика или пути обучения учащихся,
  • использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.

Основные этапы создания электронного курса:

Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

Мультимедийность – озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;
– Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
– Использование потокового аудио и видео.
– Многообразие контрольных и тестовых заданий;
– Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;
– Общение слушателей между собой.
-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.

ЭОР – ЭУ – ЭУМК – образовательный контент

Итак, в современных условиях назрела необходимость в формировании новой культуры представления образовательного контента и работы с ним. Одно из перспективных решений в этой области – замена традиционных бумажных учебников электронными учебниками нового поколения, реализованными на современных мобильных устройствах.
По аналогии с печатными (бумажными) учебными изданиями (ГОСТ 7.60-90) среди учебных электронных изданий выделим: электронные учебники, электронные учебные пособия, дополняющие учебники; электронные учебные пособия частично (полностью) заменяющие учебники, электронные справочные издания, электронные учебно-методические комплексы.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе .

Электронные учебные модули (ЭУМК) – электронные образовательные ресурсы нового поколения федерального портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ .

В настоящее время современные электронные образовательные ресурсы делятся по формам предоставления информации на следующие типы:

В курсе представлены различные ресурсы и элементы курса.

текстовая страница глоссарий

ссылка на файл или WEB-страницу опрос

ссылка на каталог анкета

Анализ работы с ДО (в частности в МБОУСОШ № 28) продемонстрировал, что ряд учеников зарегистрировавшихся на курсах не смогли ими пользоваться из – за отсутствия навыков работы с данными обучающими курсами. Поэтому было решено с данного учебного года внести в курс Информатики 5 класса ряд тем, позволяющих ученику получить навыки работы с информационными технологиями.

Кроме того для учеников начальной школы организованы дополнительные внеурочные занятия по получению навыков работы с дистанционными курсами.

Таким образом мы стремимся к организации в нашей школе смешанного очно – дистанционного обучения.

Анализ итогов реализации ДО в нашей школе показал, что большинство учеников получают не только знания в области информационных технологий, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, умение видеть проблемы и предполагать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.

Перспективы развития дистанционного обучения:

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, – вот к этому и следует стремиться.

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, – вот к этому и следует стремиться.

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

Добавить комментарий

Закрыть меню
Adblock detector