Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.
Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его нельзя привлекать к труду, в том числе дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике и др.
Кто по закону должен производить ежедневную влажную уборку классов в школе?
Действующее законодательство, а точнее, статья 50 Закона РФ «Об образовании», запрещает привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.
Прежде, во времена Советского Союза, школьники в обязательном порядке привлекались к уборке классов в целях приучения детей к общественно-полезному труду, «повышения самообслуживания» и «сокращения обслуживающего персонала». Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 г. № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», «все учащиеся в соответствии с возрастом, с соблюдением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в уборке классов и кабинетов, следить за чистотой и благоустройством школьных дворов, спортивных площадок и т.д. Родители организуют труд детей в семье – по поддержанию порядка в жилых помещениях, приготовлению пищи, стирке и починке одежды, ремонту бытовых приборов и предметов домашнего обихода».
При расчете времени и объема работ школьных уборщиц не учитывались «поверхность парт, столов и площадь, закрепленная за учащимися VIII – XI (XII) классов, убираемая в порядке самообслуживания (по одному классному помещению, кабинету на каждый класс)» (Письмо Министерства просвещения РСФСР от 30 сентября 1987 г. № 64-м «О порядке определения убираемой площади в общеобразовательных школах и установления должностей сторожей»).
Общественно полезный, производительный труд учащихся рассматривался как «составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство коммунистического воспитания и всестороннего развития школьников» (Приказ Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 г. № 81 «Об утверждении положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ»).
Конкретное содержание общественно полезного, производительного труда учащихся определялось исполкомами местных Советов народных депутатов или по согласованию с ними органами народного образования, руководителями предприятий и школ с учетом программ трудового и профессионального обучения, местных условий, потребностей предприятий и школ. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся (Приложение 2 к Положению об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ).
Учащиеся могли, например, привлекаться к уборке классов, сажать и выращивать деревья и цветы и ухаживать за живым уголком, следить за сохранностью учебно – наглядных пособий и книг, дежурить по школе, ремонтировать учебно – наглядные пособия, переплетать книги, дежурить в буфетах и столовых, следить за чистотой и благоустройством школьных дворов и спортивных площадок, посильно участвовать в ремонте мебели и школьных зданий. Воспитанники, проживающие в общежитиях, кроме того, должны были проводить работу по уборке спален, участвовать в приготовлении и раздаче пищи в столовой, чинить одежду, стирать свои мелкие вещи (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 2 июня 1959 г. № 603 «О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах, школах – интернатах, детских домах, профессионально – технических училищах, суворовских училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях»).
В настоящее время данные нормы не подлежат применению как вступающие в противоречие с действующим федеральным законодательством.
Согласно Приказу Министерства Просвещения СССР от 31 декабря 1986 г. № 264 «Об утверждении типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем», должности уборщиков производственных и служебных помещений определяются из норматива 0,25 ставки на один класс без учета общей убираемой площади. Должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета 0,5 ставки на каждые 250 кв.м. убираемой площади. При определении размера убираемой площади учитывается площадь полов всех помещений, требующих ежедневной уборки. В образовательных школах, в которых проводятся занятия во вторую и третью смены, дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчета 0,25 ставки на каждые 250 кв.м. убираемой площади в школах, работающих в две смены; 0,5 ставки – на 250 кв.м. в общеобразовательных школах, имеющих группы продленного дня независимо от количества смен. Поскольку Законом «Об образовании» привлечение к труду учебным планом не предусматривается, то при определении размера убираемой площади учитывается вся площадь, и площадь классов не исключается.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации разъясняют, что для определения численности работников, занятых уборкой помещений, следует иметь в виду, что площадь классов и других помещений общеобразовательных учреждений, ранее исключаемая из подсчета убираемой площади, поскольку она закреплялась для уборки за учащимися старших классов, в настоящее время исключаться из подсчета не должна, т.к. привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательными программами (в т.ч. по уборке помещений) согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», не допускается.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, уборка школьных помещений возлагается на образовательное учреждение в пределах нормативов финансирования оплаты труда сотрудников.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2010-05-21 22:08:54 – Людмила Дмитриевна Ляхович Жаль,что не привлекают школьников к уборке.В некоторых семьях так обихаживают деток,что они понятия не имеют,как это-убрать за собой!Поэтому и чужой труд не ценят!А вообще-не мешает общаться с родителями и с их письменного согласия привлекать детей хотя бы старших классов к уборке кабинетов.Тем более,что некоторые родители и хотели бы,чтобы дети дома помогали,да уже авторитет потерян и заставить не получается.А в колективе эти ребятки постеснятся отказаться и начинают работать.И кому от этого плохо? |
|
2010-05-22 21:19:30 – Галина Евгеньевна Лукконен НЕ поддерживаю ВАС! Сама была классным руководителем и знаю, что это головная боль учителя – контролировать уборку класса. Детей, приученных в семье убирать, не надо долго просить, а того, кого родители не приучили – заставить – только свои нервы и силы зря тратить. Учителя должны учить своему предмету, а родители приучать к порядку. |
А у нас,коллеги,все классы среднего и старшего звена убирают дети,конечно,учитель контролирует,а часто убирает вместе с ними. И никаких жалоб от родителей.Тьфу,тьфу,тьфу!
Я учитель и родитель. Против того, чтобы дети мыли полы в кабинетах. У нас в некоторых классах по 10-15 человек. Моют по 2 человека. Вот и получается, что дети моют каждую неделю (это, если нет отсутствующих).
Конечно, детей к труду приучать надо. Они могут проводить генеральные уборки, мыть парты (это у нас присутствует тоже)и др.
А кто пойдет на такие низкие ставки уборщицами? Вот и моют классы сами учителя. А ведь нам надо и к урокам готовится, и тетради проверять.
В наших школах сложилось давно, что кабинеты моют школьники с 5 по 9 класс (школа основная), родители к этому привыкли. Коридоры и классы, в которых учатся начальные классы, моют технические работники.
А разве у учителя ставка зп высокая? Мы за свои 8-9 тысяч какую работу проворачиваем? А технички у нас получают 3-4 тыс. У техничек ставки низкие – мы моем окна, полы и т.д., у поваров ставки низкие – мы стоим у плиты во время семинаров, соревнований. В июне красим, клеим кабинеты в поте лица, вместо того, чтобы методический материал готовить. Учитель у нас на все руки мастер.
Комментарий отключен модератором
У нас не моют. Чище стало в кабинетах. И технички стали получать больше.Генеральную уборку в конце недели делает дежурный класс по всей школе.(коридоры места общего пребывания). А вот спортзал у вас кто моет и как ?
Комментарий отключен модератором
Виктория Александровна, готова подписаться под каждым вашим словом. У нас кто не хочет мыть, собирают деньги и платят техничкам, родители уже не возражают. У нас вторая смена заканчивается в 6 часов, зимой уже темно, а тут ещё полы мыть, а ученики 5-7 классов. А старшеклассникам кому на курсы, кому к репетитору – тоже мыть некогда.
Прокуратура запретила школьникам мыть полы в классах
Удивительное открытие сделали для себя работники прокуратуры Верх-Исетского района по время плановой проверки школ
Семен ЧИРКОВ (КП – Екатеринбург) 03.09.2009
– Вопреки существующему законодательству, которое запрещает заставлять детей заниматься физическим трудом, учеников обязывали убирать классные кабинеты после уроков, – рассказала Комсомолке работник прокуратуры Верх-Исетского района Светлана Ермилова. – Тех, кто отказывался отбывать повинность, наказывали. Запугивали условным исключением из школы и даже отстраняли от занятий на срок от нескольких дней до недели. Мы считаем, что это недопустимо, и уже вынесли свой протест. Нарушения закона должны быть устранены.
Пока под прокурорскую раздачу попали 5 школ Екатеринбурга. Но теперь дети, которых тяготили обязанности дежурного по классу, обрели надежного союзника в войне с учителями. Не хочешь быть бесплатной техничкой – смело обращайся в прокуратуру.
Недоумевающие директора школ тут же отчитались, что никакой эксплуатации детского труда в их заведениях нет. А теперь не будет и добровольной. Захотел помыть доску – купи себе домой и мой сколько влезет.
ВОПРОС ДНЯ
Должны ли дети мыть полы в школе?
Ирина ХАКАМАДА, политик:
– Я в свое время мыла полы и не считала это унижением. У дежурства по классу есть одно неоспоримое преимущество: ребенок, однажды вымывший пол, уже не будет плевать на него, сорить и бросать жвачку. Поэтому в школах советского периода дети уважали чужой труд. Чего не скажешь о современных школьниках.
Юрий ОХОЧИНСКИЙ, заслуженный артист России, отец десятиклассницы:
– Опять возвращаемся в советские времена. За чистотой полов должна следить уборщица. А учеников с первого класса нужно приучать к аккуратности. Учителя должны говорить им: Вы пришли в чистый класс, из чистого и должны уйти домой.
Владимир ТУРЧИНСКИЙ, спортсмен, шоумен:
– Мытье полов и школьных досок нельзя назвать принудиловкой. Наши дети проводят в школе большую часть времени и должны следить за чистотой. Я, например, всегда с удовольствием мыл доску. К тому же это воспитывает в детях чувство ответственности.
Евгений ТИМАКОВ, педиатр:
– Школьники, конечно, не должны заменять уборщиц. Но обычные дежурства по мытью школьной доски только помогают организовывать детей. Кроме того, уборку можно рассматривать как небольшую физзарядку.
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы:
– В школе, где учится сын, уборку территории делают в виде субботника вместе с учителями, и он не жалуется. Я бы лучше другую принудиловку отменила, когда родителей заставляют красить кабинеты и таскать парты, а детей – что-то там отрабатывать.
Елена РООТ, мать семерых детей, Калининград:
– Нет, это антисанитария! Дети моют полы без перчаток, потом идут домой, а по пути грязными руками едят чипсы и мороженое. Пусть мытьем полов занимаются уборщицы за зарплату. Тем более что в стране сейчас безработица.
Тамара ЮРИЩЕВА, директор школы № 3, Тула:
– У нас классы моют уборщицы, а дети могут полить цветы, расставить стулья. Но есть и папка, в которой хранятся разрешения от родителей привлекать их детей к труду.
Людмила АЛЕКСЕЕВА, правозащитник, глава Московской Хельсинкской группы:
– К сожалению, не знаю подробностей, на основе которых прокуратура вынесла такое решение. Вообще-то ничего страшного в том, что дети приводят школу в человеческий вид, нет. Главное, чтобы это не вылилось в эксплуатацию детского труда.
Евгений НОСОВ, читатель сайта KP.RU:
– Родителям нужно не по прокуратурам бегать, а почаще цитировать детям Экзюпери: Встал поутру, умылся и сразу приведи в порядок свою планету. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика. В итоге планета погибла.
ВЗГЛЯД С 6 ЭТАЖА
ДЯТЛОВ Андрей: Пусть полы в школе моет лично директриса! Очень личная точка зрения на дежурство по классу [Дискуссия!]
Андрей ДЯТЛОВ 03.09.2009
Слава вам, неизвестные мне прокуроры из Верх-Исетского района далекого Екатеринбурга!
Наконец-то хоть они запретили заставлять школьников мыть доски и полы в классах под видом приобщения детишек к труду и пресловутого дежурства по классу.
Пусть полы и доску моет хоть сама директриса. Это абсолютно правильно!
И вот почему.
У нас не так много в стране институтов общества с отлаженной системой вымогания денег. Я не говорю уж о ДЭЗах, согласования перепланировки, но даже с гаишниками, в принципе, сделав нарушение, можно договориться.
Со школой нельзя.
Прекрасно помню, как записывали сына причем, по полному праву – в районную нашу школу. Первый вопрос был: А где вы работаете? Второй: А чем вы можете нам помочь? Дальше эта самая помощь вылилась в какие-то мелкие, но бесконечные сборы денег родительским комитетом (это такой орган, который и создается школой для этих самых поборов). И не только денег. Собрания с участием классного руководителя и даже директрисы превращались в перманентные обсуждения того, кто из родителей будет мыть окна, а кто чинить парты. И это обсуждение доводилось до своего апофеоза: кто-то из нас не выдерживал и кричал Да давайте деньги соберем, а вы техничку наймете, она окна вымоет!. И директриса радостно подхватывала: Хорошее решение!
Вы же все знаете, что потом хорошие решения вымогались по отмечанию дней рождений учителей, юбилеев директрис, статусных выпускных
Не то, чтобы я был против всех этих утех для учителей и школы в целом за родительский счет. Но! Только на сугубо добровольной основе, а не на заявлениях директора, типа: У нас так принято и Стыдно, папа, все же сдали деньги!
Мне не стыдно. Потому что на содержание школы деньги отпускаются. На оплату техничкам тоже.
Гроши? А вот это, скажу цинично, не моя забота, а забота тех самых директрис. Я видел разные школы (не частные). Две из них просто стоят друг напротив друга в районе, где я жил. Одна великолепно ухоженная, вторя обшарпанная и прокуренная. Причем, я точно знаю, что в первой ни каких поборов нет. Просто директор считал, что школа должна быть храмом и все для этого делал. И уборщицы у него были, и ремонт ежегодный. А где он спонсоров находил родителей не волновало.
Я исхожу из просто принципа: родители тоже денег не крадут и не печатают, а зарабатывают. И на их работе не принято скидываться на мытье полов и окон. Это дело хозслужбы и дирекции.
А заставлять это делать детей вообще похоже на барщину.
Впрочем, есть ровно одно исключение: если дети собственноручно (и мы так делали) стирают с парт всякие глупости, которые они же во время уроков и написали, а весною убирают школьную территорию, на которой год мусорили это воспитание.
А остальное вымогательство и эксплуатация.
Так что, уважаемые директора и директрисы, не можете нормально содержать школу сами мойте полы.
НЕЗАКОННЫЙ УСТАВ – Кто сегодня дежурный? Пусть вытрет с доски. – Эта традиционная учительская фраза, оказывается, настоящее нарушение закона. По крайней мере по мнению прокуратуры Мильковского района Камчатского края. В уставах двух школ ее сотрудники обнаружили пункт, противоречащий закону «Об образовании». – Пунктом 14 статьи 52 федерального закона запрещено привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия самих школьников или их родителей, – объясняет мне зам. прокурора Мильковского района Сергей Кайгородов . – А в этих школах было записано, что ученики обязаны мыть пол в классах, порядок наводить! Кошмар и ужас! РАСПИСКА НА УБОРКУ А как же святая обязанность всех поколений школяров драить родную школу? Так было и у моего поколения, так было и у моих родителей. А наших детей закон, выходит, оберегает от «грязной» работы? – С одной стороны, ничего страшного в том, что ребята убирают за собой мусор, нет, – полагает зам. председателя комитета Общества защиты потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Виктор Панин . – Но с существенной оговоркой – это должно быть добровольным делом, школа не имеет права никого к этому принуждать. Чтобы ученик взялся за тряпку и вымыл пол, полагают юристы ОЗППОУ, надо директору получить согласие родителей. Причем письменное: «Я не возражаю, чтобы мой ребенок, ученик такого-то класса, привлекался к уборке помещений в школе». И никакая прокуратура не придерется. Впрочем, ушлые юристы советуют директорам страховать себя расписками от родителей на любой случай, который не включен в образовательный стандарт: субботники, расчистка школьного двора от снега, авральные погрузочно-разгрузочные работы. По закону без этих бумажек никто не может даже попросить здорового парня отнести стопку учебников из одного кабинета в другой. ХВАТИТ РАЗВРАЩАТЬ ДЕТЕЙ Времена наступают странные. У детей появляется все больше прав и все меньше обязанностей. Четырнадцатилетние девушки не в состоянии сами пришить себе пуговицу, парни не могут забить гвоздь. Понятно, что о чадах надо заботиться. Но когда мама таскает за десятилетним пацаном школьный портфель и усаживает его на единственное свободное место в транспорте, то можно спорить на любые деньги, что через 20 лет она же будет жаловаться на выросшего сына, который ничего не может, не умеет и ей, старушке, не помогает. – Наши дети разучились трудиться, – констатирует директор московской школы № 1581 Анна Григорьевна Мехед. – Причем это мы их развратили. Они сами с удовольствием и двор убирают, и деревья на субботниках сажают. Но когда родители все стараются делать за них, они привыкают к «волшебной палочке» и считают, что все в этом мире может случиться само собой. Поэтому убирать за собой в школе (а ведь школа – дом для учеников!) надо. Учитель года-2007 Анна Мехед уверена, что дежурство по классу – важное и нужное воспитательное мероприятие. Чтобы его узаконить, надо изобрести формулировку для пункта устава, к которой прокуроры-крючкотворы не смогут прицепиться. – С такими запретами можно дойти до абсурда: точил школьник карандаш, у него упала стружка – вот если он ее поднимет с пола, это будет уже уборка или еще нет? – иронизирует Мехед. – Убрать класс – святое дело. А вот привлекать учеников для каких-то более серьезных работ: чистить снег или ездить на базу за едой для столовой, снимать их для этого с уроков – нельзя. МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ? Камчатская прокуратура не первая, где озаботились трудной судьбой дежурных по классу. За аналогичные нарушения уже наказывали директоров школ в Омске , Екатеринбурге . – Сейчас есть такие швабры, что мыть пол ими – одно удовольствие, – делится Анна Мехед. – Даже руки пачкать или мочить не надо! Но – парадокс! – чтобы предоставить детям возможность пользоваться этими плодами научно-технического прогресса, школе, выходит, надо заручиться согласием всех родителей до единого. Если найдется один отказник, чадо которого станет отлынивать от уборки: «А мне папа не разрешил пол мыть!», – вслед за ним откажется весь класс, а затем и вся школа. Есть, конечно, в штате школ уборщицы. Но, как правило, ставки у них мизерные. Бабушки с ведрами и швабрами обычно вымывают холлы, буфет, учительскую. Можно, конечно, нанять еще тетушек с тряпками за родительские деньги. Вроде как откупить отпрысков от трудовой барщины, чтобы не запачкали чада руки половой тряпкой. Но тогда почему бы не пойти дальше? Зачем вообще ходить к школу? Или в институт? При желании и аттестат, и диплом вуза можно достать по сходной цене. Хороший способ вырастить современного человека. Взгляд с 6-го этажа Трудотерапия Проблема на самом деле глубже. Во многих школах уже давно отменены уроки труда и домоводства, столярные и слесарные станки сданы в металлолом, швейные машинки растащили по домам. Где-то вместо этого учат информатике, где-то дополнительно занимаются физкультурой. Перенапрягаются детки. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю своего трудовика, научившего чинить электроприборы, работать с металлом и деревом. Много раз такие знания пригодились в жизни. На мой взгляд, и труд (в учебном расписании – технология), и уборка собственного класса после занятий – вещи одного порядка. Они учат работать руками (и думать при этом головой), учат ценить труд тех, кто умеет работать на станке или стоит у плиты. И понимать, насколько нелегкое дело даже просто содержать комнату в чистоте и порядке. Не думаю, что те, кому придется отмывать парты от фиолетовых клякс, потом решатся что-то вырезать на столешницах. Зато уверен, что те, кто выметал сор из школьного коридора, вряд ли на следующий день высыпят на него шелуху от семечек или изжеванную жвачку. Мы говорим, что наши дети не приучены к труду и предпочитают рубанку или надфилю мягкие кнопки клавиатуры. Но сами ведь подталкиваем их к этому! Александр МИЛКУС
Понравился материал?
Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:
“>