Содержание
- 0.1 Что такое исполнение обязанностей?
- 0.2 Внимание!
- 0.3 Оформляем замещение отсутствующего работника
- 0.4 Исполнение обязанностей материально ответственного лица
- 0.5 В разделе «Виртуальный кадровик»
- 0.6 Исправляем ошибку
- 0.7 Исполнение обязанностей руководителя организации
- 0.8 Когда заместителю необходима доверенность
- 0.9 Запомните главное
- 1 Временно исполняющий обязанности и исполняющий обязанности — в чем отличие?
- 2 Как правильно писать врио и и.о. в документах
- 3 Нюансы временного исполнения обязанностей
Таранникова Ольга Александровна, начальник отдела по надзору за законностью правовых актов прокуратуры Хабаровского края, советник юстиции.
Статья посвящена практике прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов в части применения норм законодательства о местном самоуправлении при временном отстранении от должности глав администраций муниципальных образований.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, превентивный надзор, нормативные правовые акты, глава муниципального образования.
Temporary performance of duties of a head of municipal unit
Tarannikova Olga Alexandrovna, Chief, Division for Supervision over Legality of Statutory Acts, Public Prosecutor’s Office of the Khabarovsk Region, Counselor of Justice.
The article describes the practice of the supervision of the legality of legal acts and deals with the application of local self-government legislation to temporary discharge municipal authorities from a position.
Key words: prosecutors, public prosecutor’s supervision, preventive supervision, legal acts, head of municipality.
Надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления – одно из наиболее важных направлений деятельности прокуратуры.
В последние годы вектор надзорной деятельности смещен от опротестования уже принятых актов к устранению незаконных норм, неясностей в ходе изучения проектов правовых актов, а также к активизации участия прокуроров в правотворческом процессе.
Избранная стратегия работы позволяет не только снизить количество незаконных актов, но и устранить малейшие предпосылки для нарушения должностными лицами органов местного самоуправления прав и свобод граждан и хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем опыт надзорной деятельности прокуратуры Хабаровского края с высокой степенью достоверности позволяет утверждать, что полноту правового регулирования отдельных отношений можно оценить только в процессе правоприменения.
Яркое свидетельство тому – ситуация, возникшая в одном из муниципальных районов края и потребовавшая скорейшего вмешательства органов прокуратуры края для ее разрешения.
В 2014 г. в Хабаровском крае в отношении избранного на муниципальных выборах главы района возбуждено уголовное дело, что стало основанием для принятия судом по ходатайству следственного органа постановления о временном отстранении главы района от занимаемой им должности. Во время принятия судом постановления глава района находился в очередном оплачиваемом отпуске, и на этот период исполнение обязанностей главы администрации района было возложено на его заместителя.
При этом муниципальные служащие района в интервью средствам массовой информации сообщили о возникших проблемах в деятельности администрации района, связанных с отсутствием у лица, исполняющего обязанности главы района, права подписывать документы и нормативные правовые акты.
Создавшаяся ситуация потребовала незамедлительного вмешательства органов прокуратуры.
Прокурорская проверка показала, что сообщения в прессе не отражают истинного положения дел, сложившегося в администрации района.
Так, в нарушение ст. 34 Земельного кодекса РФ администрацией района не рассмотрены своевременно 400 заявлений граждан, организаций по земельным вопросам (о предоставлении земельных участков в собственность, аренду). По каждому из заявлений администрацией района подготовлен необходимый пакет документов и проект постановления о предоставлении земельного участка, но при этом постановления не подписаны, ответы заявителям не даны.
Жителям Хабаровского района, обратившимся в администрацию района с заявлениями о предоставлении земельных участков, а также по иным вопросам, должностные лица администрации района не могли дать внятные объяснения по поводу сложившейся ситуации, объясняя все пробелами в законодательстве.
Причиной нарушения сроков, по пояснениям должностных лиц администрации района, стало отсутствие главы района, т.е. того единственного лица, которое, по их мнению, единолично уполномочено на подписание муниципальных правовых актов по земельным вопросам.
Вопросы организации местного самоуправления в районе определены Уставом, являющимся в силу ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов.
Частью 3 ст. 31 Устава установлено, что в случае временного отсутствия главы муниципального района его обязанности как руководителя администрации муниципального района исполняет лицо, уполномоченное правовым актом главы муниципального района, из числа муниципальных служащих в порядке, установленном Положением об администрации муниципального района. При досрочном прекращении полномочий главы муниципального района уполномоченное лицо из числа муниципальных служащих назначается решением Собрания депутатов. Уполномоченное лицо не вправе исполнять обязанности, которые федеральными и краевыми законами отнесены к исключительной компетенции главы муниципального района как выборного должностного лица, а также издавать нормативные правовые акты, принятие которых отнесено к исключительным полномочиям главы муниципального района.
Понятие "исключительные полномочия главы муниципального района" положениями действующего законодательства не определено и Уставом не конкретизировано. Также Уставом района не установлено, кем и каким образом в отсутствие главы района будут издаваться документы нормативного и ненормативного характера. Изложенное сподвигло должностных лиц органов местного самоуправления района проводить ничем не оправданную политику невмешательства в вопросы организации работы органов местного самоуправления в отсутствие законно избранного главы и озвучить через средства массовой информации надуманную и безосновательную позицию об отсутствии у лица, исполняющего обязанности главы района, права на издание правовых актов местной администрации как нормативного, так и ненормативного характера.
Таким образом, была объективная необходимость в незамедлительном принятии решений по вопросу оперативного внесения изменений в устав муниципального образования для урегулирования возникшего правового пробела.
В целях устранения имеющейся неопределенности в положениях Устава прокуратурой района в адрес и.о. главы администрации района направлена информация о необходимости внесения изменений в Устав по вопросу исполнения полномочий главы Хабаровского муниципального района в период его временного отсутствия.
Кроме того, учитывая невозможность отнесения правовых актов о предоставлении земельного участка к категории нормативных, прокуратура района в адрес и.о. главы администрации района внесла представление об устранении нарушений земельного законодательства, в котором обратила внимание и.о. главы района на наличие у него права подписывать указанные документы.
Во избежание возникновения в дальнейшем подобных ситуаций решением коллегии прокуратуры края городские и районные прокуроры ориентированы на изучение положений уставов муниципальных образований края на предмет наличия в них норм, регламентирующих вопросы временного исполнения полномочий главы муниципального образования при досрочном прекращении его полномочий либо в случае временного отстранения его от должности, а также в случаях временного отсутствия главы муниципального образования. В целях устранения имеющихся пробелов в уставах прокуроры в представительные органы местного самоуправления направили 66 модельных актов, а также 44 информационных письма о необходимости внесения соответствующих изменений в уставы. По результатам рассмотрения предложений прокуроров представительные органы приняли 22 решения о внесении дополнений в уставы. 86 представительных органов местного самоуправления утвердили проекты решений о внесении дополнений в уставы в этой части, которые запланированы к утверждению на ближайших заседаниях представительных органов местного самоуправления.
В заключение отметим, что оперативное разрешение сложившейся ситуации и принятие превентивных мер в сфере муниципального нормотворчества оказало положительное влияние на состояние законности в крае, поскольку целенаправленными действиями прокуроров вероятность повторения подобной ситуации в крае сведена к минимуму.
Как показывает приведенный пример, существующий в законодательстве порядок временного исполнения полномочий главы муниципального образования только в случае досрочного прекращения полномочий может привести к ситуации, когда интересы жителей муниципального образования длительное время оказываются нарушенными в результате невозможности исполнения своих обязанностей лицом, избранным на муниципальных выборах.
Представляется целесообразным дополнить Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормами, регулирующими вопросы временного исполнения полномочий главы муниципального образования в случае временного отстранения его от должности, а также в случаях временного отсутствия главы муниципального образования.
Необходимо законодательно разграничить случаи краткосрочного и долгосрочного (продолжительная болезнь, временное отстранение от должности в ходе предварительного следствия по уголовному делу) временного отсутствия главы муниципального образования, установив конкретный срок, по истечении которого необходимо применение положений уставов муниципальных образований об определении должностного лица органа местного самоуправления, на которое возлагается исполнение обязанностей главы муниципального образования. Совершенствование законодательства позволит избежать проблем в ходе решения вопросов местного значения на муниципальном уровне.
В любой организации время от времени возникает ситуация, при которой необходимо временно подменить отсутствующего работника. Все мы люди: и руководители, и подчиненные периодически болеют, уезжают в отпуска и командировки. Работа, однако, должна идти своим чередом. В этой статье мы рассмотрим, каким образом можно оформить временное исполнение обязанностей отсутствующего работника другим сотрудником.
Что такое исполнение обязанностей?
Внимание!
Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается (п. 2 Разъяснения).
Временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью 1 .
Нормативные акты на эту тему были разработаны достаточно давно и более современных актов на данный момент времени нет, что допускает различные подходы к оформлению рассматриваемой ситуации на практике.
Чтобы заменить временно отсутствующего работника, можно:
— заключить срочный трудовой договор с новым сотрудником;
— привлечь своего работника на условиях внутреннего совместительства;
— временно перевести другого работника на эту работу;
— поручить другому работнику выполнение дополнительных обязанностей без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
Представляется, что понятие «исполняющий обязанности» будет применимо только к двум последним из указанных вариантов разрешения проблемы.
Казалось бы, если сотрудник отсутствует временно, зачем документально оформлять временное выполнение его обязанностей другим работником? Однако в кадровой работе мелочей не бывает, и неоформленное замещение или перевод могут впоследствии привести к большим неприятностям, особенно когда дело касается передачи полномочий руководителя организации или материально ответственного лица.
Оформляем замещение отсутствующего работника
Согласно статье 72 2 Трудового кодекса, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу.
Для того чтобы осуществить подобный перевод, необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору работника и приказ о переводе работника на другую должность (форма № Т-5).
Следует отметить, что в трудовую книжку запись о временном переводе на другую работу не вносится. Однако эти сведения следует отразить в личной карточке работника (форма № Т-2). Оплата труда временно переведенного работника производится на основании соглашения, заключенного между ним и работодателем.
Иногда целесообразнее бывает делегировать работнику полномочия временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы (ст. 60 2 ТК РФ). При этом срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Это уместно, в частности, когда период отсутствия работника непродолжителен или когда круг должностных обязанностей сотрудника не слишком велик (например, в случае непродолжительной болезни системного администратора его может подменить инженер-программист).
Следует обратить внимание, что дополнительная работа может быть поручена работнику только с его письменного согласия, такая работа может выполняться им только в течение установленной продолжительности рабочего дня и за дополнительную плату. Размер доплаты при этом устанавливается по соглашению работника и работодателя с учетом содержания и объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).
Исполнение обязанностей материально ответственного лица
В разделе «Виртуальный кадровик»
Вы найдете дополнительные образцы:
Когда отсутствующий работник – материально ответственное лицо, следует особенно внимательно подойти к оформлению процедуры передачи полномочий. С сотрудником, исполняющим обязанности материально ответственного лица, необходимо заключить договор о полной материальной ответственности 2 (иначе замещающий работник не будет нести полную материальную ответственность за вверенные ему ценности). Такой договор будет действителен только на время замещения основного сотрудника.
До заключения договора о полной материальной ответственности следует провести инвентаризацию товарно-материальных ценностей, результаты которой оформляются актом 3 , по которому имущество будет передано временно исполняющему обязанности работнику.
Необходимо помнить, что договоры о полной материальной ответственности допустимо заключать только с работниками (это, например, кассиры, кладовщики, экспедиторы), непосредственно обслуживающими или использующими материальные ценности (ст. 244 ТК РФ) 4 .
Исправляем ошибку
Ошибка | Как правильно |