Заказные пассажирские перевозки закон

Устав автомобильного транспорта и
городского наземного электрического транспорта

Глава 4. Перевозка пассажиров и багажа по заказам

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством;

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.

4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

5. В случае, если договором фрахтования, указанным в >части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Статья 28. Определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу

Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.

Статья 29. Отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора

1. Предоставление фрахтовщиком транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства. В случае непредоставления транспортного средства фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона.

2. При невозможности осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, аналогичными причинами фрахтовщик по согласованию с фрахтователем обязан предоставить другое транспортное средство или возвратить оплаченную фрахтователем стоимость пользования транспортным средством.

Статья 30. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу

1. Нормы перевозки багажа, провоза ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу, устанавливаются фрахтовщиком.

2. Фрахтовщик вправе отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

3. Фрахтовщик вправе отказать в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

Что такое заказные перевозки и какими должны быть первые шаги перевозчика, который решил начать этот бизнес? Нужно ли ему получать лицензию или теперь достаточно отправить уведомление в Ространснадзор? В статье вы найдете ответы на эти вопросы и узнаете, какие документы всегда должны быть при себе у водителя заказного автобуса, что проверяет ГИБДД, а что – транспортная инспекция, получите другую полезную информацию.

На чем «делать деньги»?

Это первый вопрос, который возникает при желании «уйти в бизнес». Ответ, на первый взгляд, прост и очевиден – на том, что люди всегда будут делать и за что всегда будут платить. Они будут есть (производство и продажа продуктов питания), одеваться (торговля одеждой и обувью различных ценовых сегментов), умирать (похоронные услуги). И, конечно, ездить. Так что пассажирские перевозки выглядят вполне привлекательным видом предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Муж не пускает домой жену что делать

Однако следует учитывать, что это рынок с крайне высокой конкуренцией. Он давно «окучен» государственными, муниципальными и частными автотранспортными предприятиями. Поэтому на регулярных и таксомоторных перевозках начинающему индивидуальному предпринимателю мало что светит. Особенно после вступления в силу в июле 2015 года Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». [1] Остается «ниша» заказных перевозок. В отличие от регулярных и таксомоторных, заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам организаций и населения.

В чем разница?

Пассажирские перевозки делятся на регулярные, которые предполагают движение автобусов по расписанию, разовые заказные, когда автобус заказывают специально для перевозки группы людей, а также перевозки пассажиров легковым такси.

При этом для регулярных перевозок требуется получение лицензии, что означает обязанность перевозчика иметь ремонтную базу, оборудованные стоянки для автобусов, организовывать предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств и регулярное проведение его технического обслуживания, проводить инструктажи водителей по безопасности дорожного движения и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Указанные требования являются лицензионными. Их соблюдение контролируется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), а нарушители привлекаются к строгой административной ответственности вплоть до приостановления и прекращения действия лицензии.

Первые шаги

Для заказных перевозок получать лицензию не нужно, поскольку в 2009 году был введен уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами (заказные перевозки), и по данному виду деятельности было отменено лицензирование (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» [2]).

Как же уведомить власти о том, что вы начали бизнес – заказные перевозки?

Нужно составить и отправить (в двух экземплярах) в Управление государственного автодорожного надзора (непосредственно или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя) уведомление, составленное по установленной форме (информация о порядке предоставления государственной услуги размещена на официальном сайте Ространснадзора www.rostransnadzor.ru).

Нужно будет указать 1) полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии) наименование юридического лица, его организационно-правовую форму, фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя; 2) почтовые адреса юридического лица, его филиалов и представительств, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности, мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности индивидуальным предпринимателем; 3) основной государственный регистрационный номер юридического лица или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; 4) идентификационный номер налогоплательщика, дату постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе; 5) вид деятельности, виды работ (услуг), выполняемых в составе деятельности, о начале которой сообщается в Уведомлении.

Кроме того, тип, марку, модель транспортного средства; год выпуска; пассажировместимость / грузоподъемность (при перевозке грузов); государственный регистрационный знак транспортного средства; идентификационный номер (VIN); право владения транспортным средством (собственность; срок окончания договора аренды или договора лизинга или доверенности); наличие прибора регистрации труда и отдыха водителя (тахографа); наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСАГО).

Уведомление вносится в Реестр уведомлений. Данная госуслуга должна быть предоставлена Заявителю в день обращения.

Регулирование и ответственность

Отсутствие лицензирования, однако, не означает, что заказные перевозки могут осуществляться перевозчиками по своему усмотрению. Такие перевозки должны быть организованы в соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). [3]

Согласно разделу 3 указанных Правил, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 259:

Читайте также:  Не приходят алименты куда обращаться

    Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

  • Договор фрахтования должен включать в себя:
    • сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
    • тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
    • маршрут и место подачи транспортного средства;
    • определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
    • сроки выполнения перевозки;
    • размер платы за пользование транспортным средством;
    • порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). [4]
    • Это необходимо знать

      В автобусе постоянно должны находиться: страховка ОСАГО, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист на поездку, приложение к договору о правилах поведения пассажиров в автобусе (по договору заказчик несет ответственность за ознакомление пассажиров с этими правилами и за их соблюдение).

      Тахограф имеет право проверять только сотрудник транспортной инспекции.

      На каждого пассажира междугороднего следования должна быть оформлена страховка.

      В случае проверки сотрудниками ГИБДД нужно предъявить водительское удостоверение, путевой лист со штампом прохождения врача и механика, страховку, диагностическую карту автобуса, документы на автобус.

      Это, безусловно, не все. Организация пассажирских перевозок – процесс сложный, многогранный и ответственный. И при осуществлении этого вида деятельности откроется еще масса нюансов. Но вышеописанные шаги позволят вам понять, с чего начать.

      Эксперты считают, что лицензирование заказных пассажирских перевозок вряд ли повлияет на их безопасность

      Согласно действующему законодательству деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по заказу, например в рамках оказания туристских и экскурсионных услуг, не подлежит лицензированию, достаточно уведомить Ространснадзор о начале ее осуществления (п. 6 ч. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Для осуществления же регулярных пассажирских перевозок лицензия необходима (п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Кроме того, для регулирования отношений в сфере организации регулярных перевозок принят специальный закон – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.

      Статистика показывает, что большая часть ДТП с участием автобусов происходит при осуществлении именно заказных рейсов, сообщил генеральный директор федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» Алексей Двойных в ходе состоявшегося вчера круглого стола, посвященного вопросу обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Что неудивительно, ведь около 75% рынка межрегиональных пассажирских перевозок, по данным Общественной палаты РФ, приходится на «разовых» перевозчиков. Кроме того, далеко не все перевозчики работают легально, уплачивая налоги и поддерживая автобусы в надлежащем состоянии. «К сожалению, в отношении частных перевозчиков возникают вопросы о состоянии автобусов, их обслуживании, проведении техосмотра», – отметила глава Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина.

      В связи с этим Минтранс России предлагает установить обязательное лицензирование деятельности юрлиц и ИП по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом (основные направления совершенствования правового регулирования отрасли в текущем году указаны в Протоколе заседания Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Минтрансе России от 17 марта 2017 г. № 24). Это не первое подобное предложение, возможность введения лицензий для перевозчиков по заказу обсуждается уже несколько лет.

      Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязательств по перевозке пассажиров, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

      Экспертное сообщество в целом поддерживает данную инициативу, поскольку введение лицензии для всех пассажирских перевозок поможет, во-первых, вывести из тени нелегальных перевозчиков, а во-вторых, унифицирует подход к надзору за соблюдением перевозчиками условий безопасности перевозок. На самом деле механизм организации перевозок по заказу и регулярных перевозок практически не отличается, все перевозчики, работающие легально, обязаны обеспечивать проведение техосмотров ТС, медосмотров водителей, создавать условия для соблюдения ими режима труда и отдыха, вести учет путевой документации, выполнять обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев ТС (ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

      Читайте также:  Право на жилое помещение детей сирот

      Проблемы возникают при осуществлении надзора за соблюдением этих требований, поскольку четко не определено, какие нормы КоАП РФ к ним применяются, отметил член Общественного совета при Минтрансе России, член правления «Московского транспортного союза» Сергей Храпач. По его мнению, введение лицензирования заказных перевозок гарантирует более ясный и для перевозчиков, и для инспекторов Ространснадзора подход к проведению проверок.

      Также лицензирование поможет определить объем автопарка и оценить состояние используемых для перевозок людей транспортных средств, добавил в свою очередь Алексей Двойных.

      При этом лицензионные требования должны учитывать специфику субъектов РФ, считает председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков. Он напомнил о существовании маршрутов большой протяженности даже в пределах одного региона. Чтобы не превышать предельно допустимое количество часов в пути, водителям приходится ночевать в пункте назначения и возвращаться в пункт отправления на следующий день. В связи с этим не всегда возможно проведение предрейсового медицинского осмотра, поскольку в некоторых населенных пунктах нет ни больниц, ни фельдшерско-акушерских пунктов. Закрытие же данных маршрутов в связи с несоблюдением лицензионных требований недопустимо, поскольку нередко других видов транспортного сообщения между соответствующими населенными пунктами нет, подчеркнул эксперт.

      Однако на безопасность пассажирских перевозок лицензирование вряд ли повлияет, полагают эксперты. Основной причиной ДТП с участием автобусов по-прежнему остается человеческий фактор: нехватка опыта у водителей, нарушение ими режима труда и отдыха. «Перевозчики экономят на транспортной безопасности: на хороших медиках, на техническом обслуживании (обслуживают автобусы не в сертифицированных центрах, а в нелегальных гаражах), увеличивают интенсивность рабочего времени водителя, – отметил Сергей Храпач. – Обеспечить же сплошной контроль за соблюдением режима труда и отдыха невозможно, так как в среднем на субъект РФ приходится не более 20-30 транспортных инспекторов, которые занимаются не только контролем за автобусными перевозками, но и весовым контролем, и др.». Поэтому необходимо принять меры по стимулированию перевозчиков к формированию надлежащего кадрового состава и проведению внутреннего контроля за перевозками, в том числе с помощью тахографов, считает эксперт.

      Также стоит подумать об обеспечении доступности сведений об аварийности перевозчиков и каждого водителя. Создание такого единого общедоступного ресурса позволит заранее оценить риски заказа перевозки у конкретного перевозчика, полагает Кирилл Янков.

      Сами перевозчики считают введение лицензирование заказных перевозок излишним, поскольку уже установленные требования позволяют привлекать их к ответственности по слишком широкому перечню оснований. Например, при перевозке детей – за отсутствие у водителя порядка посадки в автобус, решения о сопровождении транспортных средств сотрудниками Госавтоинспекции, в случае передачи водителю списка детей позднее чем за два дня до поездки.

      Принятие же решения о лицензировании не только заказных перевозок, но и перевозок для собственных нужд, например сотрудников компании от метро до офиса, детей школьными автобусами и т. п., и вовсе приведет к невозможности их осуществления, поскольку подразумевает введение должностей специалистов по транспортной безопасности, техническому состоянию ТС, медработников, отмечают представители отрасли.

      Тем не менее самым большим поводом для беспокойства перевозчиков и представителей туристской отрасли на данный момент остается нерешенность вопроса об отмене запрета на использование для перевозок детей автобусов, «возраст» которых составляет более 10 лет. Несмотря на то что и Минтранс России, и Минкультуры России выступили за отмену соответствующей нормы – п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, соответствующее решение Правительства РФ пока не принято, а значит с 1 июля текущего года она вступит в силу. Применение указанного нормативного положения, по мнению экспертов, поставит под угрозу летнюю оздоровительную кампанию, так как 70% автобусного парка составляют транспортные средства старше 10 лет, а используются автобусы для доставки в детские лагеря примерно 90% детей.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *