С какой суммы банк сообщает в налоговую

Содержание

В чем истерика. Пишут, что то ли с 1 июня, то ли с 1 июля банки начнут передавать информацию обо всех движениях по счетам граждан в налоговую. Вроде бы так заработают поправки в статью 86 НК . Якобы теперь инспекция будет знать обо всех поступлениях, которые пришли вам на карту, и потребует объяснить, откуда деньги. А кто не объяснит, тот якобы будет «плотить нологи».

Судя по статьям, никто не читал налоговый кодекс и не в курсе поправок в статью 86 НК . Но мы читали и в курсе. Объясняем, что там изменилось на самом деле и с какого числа.

20 июня, спустя неделю после выхода нашей статьи, ФНС официально опровергла слухи о слежке за счетами и автоматическом начислении налогов со всех поступлений на карты.

Как на самом деле

  1. В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.
  2. В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.
  3. Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.
  4. Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
  5. Новость про тотальный контроль — вброс, фейк и провокация.

Что на самом деле изменилось в НК

С 1 июня в налоговом кодексе есть изменения, но они не касаются контроля за счетами. Они в основном касаются металлических счетов. Теперь для них прописали правила, но там ничего интересного:

  1. На металлических счетах могут лежать сами металлы или их денежный эквивалент.
  2. Владелец счета — человек или компания — может снять со счета металл или деньги.
  3. По закону такие счета не застрахованы в агентстве страхования вкладов.
  4. Налоговая может получать информацию по таким счетам, а также списывать с них деньги в счет долга по налогам и блокировать, если есть причины. По денежным счетам налоговая могла получать информацию и списывать деньги еще с 2013 года и даже раньше.
  5. Если дело дошло до списания денег в счет долгов, то сначала списывают с рублевого, потом — с валютного и в самом конце — с металлического.

Еще есть уточнения по поводу налогов со сделок при продаже драгоценных металлов и камней. Но нет ни слова о новых способах тотального контроля за счетами и доначислений налогов с неподтвержденных документами сумм.

Что с контролем переводов на личные счета

О контроле переводов написано в статье 86 НК . Банки обязаны передавать в налоговую информацию о том, что такому-то человеку или компании открыли счет, вот реквизиты. А если налоговая пришлет официальный запрос, банк должен сообщить, сколько денег есть на счетах и какие по ним были операции. В таком виде эта норма действует с 2013 года.

С 1 июня в эту статью добавили упоминание счетов в драгоценных металлах. Теперь и о них банки тоже должны сообщать в налоговую.

Банк не передает информацию о движениях по счетам и картам автоматически и без повода. И не будет передавать: такого требования нет в законе. Но если налоговая проводит проверку, банк получит запрос и должен его исполнить.

Значит, контроль за доходами все-таки есть?

Контроль за доходами есть, но это не контроль за каждым переводом. Налоговая не начислит НДФЛ с каждой суммы, по которой нет документов. Для большинства людей поправки о металлических счетах вообще ничего не значат.

Чтобы налоговая сделала в банк запрос о движении и об остатках по счетам, у нее должны быть основания и документы. Причины запроса могут быть, например, такими:

  1. налоговая проверка;
  2. долги по налогам;
  3. приостановление операций по счетам.

Все это не значит, что теперь налоговая будет следить вообще за всеми операциями, а банк будет все это автоматически ей сообщать.

Может ли налоговая узнать через банк о доходах и начислить налоги?

Может, но, несмотря на полномочия налоговой, это не так просто. С компаниями и ИП все понятно: там по каждому поступлению должны быть документы и по выписке сразу можно выяснить, что это за деньги — возврат займа или выручка.

С физлицами сложнее. Сначала налоговая должна найти основания для проверки. Если такие основания нашлись, она может сделать запрос в банк и узнать, что кому-то на карту иногда приходят какие-то деньги. Одна сумма — это зарплата, а по другим ничего не понятно.

Даже если налоговая увидит такие суммы, она не сможет автоматически начислить с них налоги. У налогоплательщика запросят пояснения: откуда деньги и за что. Но и это еще не повод что-то начислять. Есть целый список доходов, с которых платить налоги не нужно.

Например, возврат долга или денежный подарок от другого человека не облагаются НДФЛ . А любую сумму можно назвать подарком. И это налоговая должна доказать, что на самом деле деньги — это не подарок, а оплата услуг. Не налогоплательщик доказывает, что не виноват, а налоговая ищет доказательства его вины. А вот если найдет и все задокументирует, только тогда может быть штраф — 20% от неуплаченной суммы. Но это тоже не новость: такой штраф был всегда и действует для любых недоимок.

Читайте также:  Сколько стоит простой трамвая при дтп

На официальном сайте ФНС появилось подтверждение того, что просто так налоговая ничего получить от банка не может. И никакой автоматической передачи данных обо всех поступлениях на счета с 1 июля не будет. Тиражируемые СМИ и соцсетями статьи — это провокация. Ничего общего с действующими законами она не имеет.

У меня есть разные переводы на карту кроме зарплаты. Что делать, чтобы у налоговой не было претензий после запроса в банк?

Универсальный совет: не нужно ничего придумывать специально. Если вы ничего не скрываете, честно декларируете доходы и платите налоги, вам вообще не о чем беспокоиться. Никто не придет и не начислит вам НДФЛ со всех переводов на карту.

Вот советы для самых осторожных.

Просите тех, кто вам переводит деньги, указывать комментарий к платежу. Например: «подарок к дню рождения», «возвращаю долг», «любимая, купи себе шубу».

Оформляйте документы на крупные суммы. Налоговая физически не может проверить все переводы по 1000 рублей, даже если сделает запросы по всем клиентам банков. Но есть смысл спросить у вас, что за 100 тысяч рублей вы получаете каждый месяц на карту. Если это друг возвращает вам долг по частям, хорошо бы иметь документ — договор займа или хотя бы расписку. Если вы получили на счет деньги от продажи Макбука, пригодится документ, который подтвердит, что вы продали именно Макбук и что он принадлежал вам больше трех лет, поэтому нет ни налога, ни декларации.

Не игнорируйте запросы из налоговой. Если у вас просят пояснения, нужно их предоставить. На вас могли пожаловаться соседи или налоговой показалось странным, что вы пять лет не работаете, но купили квартиру и машину. Если деньги на квартиру вам подарила бабушка или даже дальний знакомый, налог с них платить вы не обязаны. И даже если вы печете торты на заказ, продаете их через соцсети и получаете деньги на карту, вам не так просто будет что-то начислить. Мы рассказывали, как в этой ситуации работает закон и на что на самом деле имеет право налоговая.

МОСКВА, 28 июн — ПРАЙМ, Гульнара Вахитова, Дарья Станиславец. Банковские переводы и счета граждан не будут тотально контролироваться Федеральной налоговой службой с 1 июля, никаких изменений в законодательство не вносится, сообщили агентству "Прайм" в крупнейших розничных банках, разъяснив, как дело обстоит на самом деле.

В последние дни в соцсетях активно обсуждается информация о том, что буквально через несколько дней – с 1 июля – ФНС сможет отслеживать денежные переводы граждан с карты на карту, запрашивать у россиян информацию о том, почему был сделан перевод, с какой целью.

Якобы банки должны будут предоставлять в налоговую инспекцию все данные о движении средств на платежных картах физлиц "по первому запросу", а все неопознанные поступления на карточный счет могут быть расценены как доход, за который необходимо будет уплатить налог. Клиенту банка якобы нужно будет доказать, что поступившие на его карту деньги не являются прибылью, в противном случае налоговая будет взыскивать штраф 20% от суммы неоплаченного налога, а также сам налог и пени.

По утверждению соцсетей и ряда СМИ, такое станет возможным благодаря внесению поправок в статью 86 Налогового кодекса РФ.

НАПРАСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Банкиры и ФНС заверили, что эти опасения напрасны – никаких изменений для россиян не предвидится, а поправки в статью 86 уже вступили в силу с 1 июня и к карточным переводам не имеют никакого отношения.

Moody’s: Небольшие банки столкнутся с трудностями из-за новых критериев ЦБ по заемщикам

Так, ФНС ранее разъяснила, что не будет обязывать банки сообщать ей информацию о денежных переводах граждан.

"Есть статья 86, согласно которой банки обязаны сообщать в налоговый орган в трехдневный срок об открытии/закрытии счетов/вкладов/депозитов физических лиц и по запросу налогового органа предоставлять справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Данная норма не является новой и банки работают по ней уже не первый год", — пояснили в Альфа-банке.

"Эта обязанность существует в Налоговом кодексе несколько лет и никаких концептуальных изменений с тех пор не претерпевала", — отметили в свою очередь и в банке "Открытие".

В ФНС уточнили, что даже такие сведения налоговые органы могут запросить лишь при согласии руководителя регионального управления ФНС России или руководителя ФНС или его заместителя.

ВСЁ ПЕРЕПУТАЛИ

"Пункт 1.1 статьи 86 Налогового кодекса, который обязывает банки сообщать налоговым органам об открытии/закрытии счетов физических лиц, действует с 1 сентября 2016 года. Те же формулировки, но в другом пункте действовали в НК РФ с 1 июля 2014 года. Никаких изменений в статью 86 НК, вступающих в силу с 1 июля 2018 года, не вносилось", — поясняли ранее в самой ФНС.

"Последние по времени изменения в статью 86 НК РФ вносились 27 ноября 2017 года, и они уже вступили в силу с 1 июня 2018 года. Они не имеют отношения к контролю за денежными переводами граждан с карты на карту, а касаются контроля за счетами, открытыми в драгоценных металлах (такие счета, с точки зрения налогового контроля, приравняли к обычным банковским счетам)", — сообщили в "Открытии".

Читайте также:  Как отказаться от подаренной квартиры

"Какие-либо изменения в порядок информирования налогового органа о движении денежных средств по банковским картам клиентов – физических лиц с 1 июля 2018 года не вносятся", — добавили в банке.

Ранее глава крупнейшего банка России – Сбербанка – Герман Греф через пресс-службу передал, что ему неизвестно ни о каких намерениях государства внести изменения в регулирование личных платежей. "Авторы этой "новости", появившейся в одном из интернет-изданий, случайно или намеренно всё перепутали и неверно истолковали статью Налогового кодекса, действующую ещё с 1 июля 2014 года… Поэтому я спешу успокоить наших клиентов", — сказал Греф.

У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:

1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?

2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?

3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?

4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?

Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.

В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю

— Операции на сумму 600 000 рублей (или эквивалента иностранной валюты), в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию (суммирование этих операций не должно превысить 600 000 рублей);

Рассмотрим подробнее, в каких случаях банковские и валютные операции подпадают под обязательный контроль:

— Операции, конечной целью которых является получение физическими лицами со своих счетов крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте при условии поступления этих средств от юридических лиц. При этом основания для переводов в пользу физических лиц от одного или нескольких юридических лиц могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.;

— Операции, при которых поступление средств на счет и получение наличных со счета осуществляется в один операционный день;

— Наличие в повторяющихся однотипных сделках одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;

— Значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);

— Закрытие счетов (вкладов) по получению наличных денежных средств со счета (вклада);

— Закрытие счетов (вкладов) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам) после них.

Примеры банковских и валютных операций, подлежащих обязательному контролю

Внутренними инструкциям ЦБ РФ разработаны типичные примеры совершения операций, подлежащих обязательному контролю:

1. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты на сумму 21000 долл. США за наличные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю по коду.

2. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты 21000 долл. США за рубли в безналичной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

3. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу снятия со счета в долларах открытого в банке наличных 19000 ЕВРО. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 35.40 руб. за 1 ЕВРО, рублевый эквивалент покупаемых ЕВРО составит 672600 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

4. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за рубли или иностранную валюту в наличной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

5. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за безналичные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

6. Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом.

Операция подлежит обязательному контролю, если сумма продаваемой физическим лицом иностранной валюты при пересчете по курсу Банка России равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру операция представляет собой:

— продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за наличные рубли;

Читайте также:  Куда можно написать жалобу на магазин

— продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за рубли в безналичной форме;

— продажу физическим лицом дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, за наличные рубли или наличную иностранную валюту;

— продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) за наличные или безналичные рубли;

— продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков одного иностранного государства (группы иностранных государств) за неповрежденные денежные знаки другого иностранного государства (группы государств).

7. Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающей ее, и представляющие по своему характеру:

— продажу физическому лицу за наличный расчет:

— иных ценных бумаг, отнесенных к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающей ее, рассчитанной по курсу Банка России на дату проведения операции, и представляющие по своему характеру:

— обмен банкнот крупного достоинства на банкноты мелкого достоинства или наоборот – банкнот мелкого достоинства на банкноты крупного достоинства – в одной и той же валюте;

— замену неплатежных денежных знаков иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства.

Дополнительные основания для контроля денежных переводов, в том числе – операций вывода электронных денег

По каким ещё основаниям банк может сообщить о финансовых операциях клиента в органы финмониторинга?

— немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;

— пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;

— операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

— наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;

— необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

— зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей) с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов;

— дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

— невозможность установления контрагентов клиента;

— открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, регулярно в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и(или) последующим переводом в другую кредитную организацию;

— зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей, в том числе через кассу кредитной организации, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

— перевод денежных средств со счета клиента на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа “перевод собственных средств";

— нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций.

— регулярное снятие держателем кредитной или дебетной карты наличных денежных средств через кассу кредитной организации или через банкомат на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей (на основании данных по операциям с пластиковыми картами, регулярно направляемых (или доступных через удаленный терминал) через организацию, осуществляющую процессинг пластиковых карт на основании лицензии VISA International или Europay International). Исключение составляет снятие денежных средств, поступивших на счет работника от работодателя и представляющих выплату работодателем своим работникам любых форм материального вознаграждения.

Выводы

Таким образом, нами приведен полный перечень оснований, по которым физическое лицо может попасть в поле зрения финмониторинга и, как следствие, налоговых органов. Лимит однотипных операций (независимо от суммы каждой отдельной операции) – 600 000 рублей (или эквивалент в валюте). Сроков, в течение которых может быть превышен этот лимит, Закон не устанавливает. Назначение платежа – любое, не входящее в перечень. Выбор банка – не имеет значения.

Разумно обзавестись счетами в ряде кредитных организаций с тем, чтобы по каждому из них проводилось минимальное количество однотипных операций. Полезным также является открытие «пластикового» счета за рубежом. Пользоваться «зарубежной» картой можно и в России. Назначение платежа – любое, не входящее в перечень (например – «на лечение», «на оплату обучения», иногда допустимо (если перевод от физического лица) «возврат долга» и т.п.)

Однако доля риска всё равно остается. Самым разумным является легализация своей деятельности. Например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы» (налог равен 6% от выручки).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *