Содержание
Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду "Уголок уединения". Что представляет собой такая зона, как ее сделать собственными руками и какими предметами наполнить, мы расскажем в этой статье.
Назначение "Уголка уединения" в детском саду
У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.
Таким образом, "Уголок уединения" в детском саду помогает решить следующие психолого-педагогические задачи:
- сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника;
- помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам;
- создать в детском коллективе положительный микроклимат;
- предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Рекомендации по оформлению
В детском саду "Уголок уединения" должен представлять собой закрытое комфортное пространство. Ребенку необходимо ощущать себя в безопасности, быть уверенным в том, что его никто не потревожит в этой зоне. Поэтому чаще всего такой угол оформляют в виде шалаша, палатки, домика.
Важно создать атмосферу домашнего уюта, спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы внутри пространства был приглушенный свет, много подушек, мягкий удобный диванчик, картины и другие мелочи, которые помогут реализовать идею.
Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть "окошко" – для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.
Как сделать "Уголок уединения" в детском саду? Оформление зависит от интерьера группы, а также предпочтений самих детей. Воспитанники могут принимать непосредственное участие в изготовлении и декорировании такой зоны.
Идеи оформления
"Уголок уединения" в детском саду своими руками можно сделать, например, в виде "сказочного шатра", "домика гномика", "волшебной пещеры", "солнечной комнаты".
Предлагаем простые и доступные способы изготовления такой игровой зоны:
- Отгородить один угол групповой комнаты с помощью портьеры, прикрепленной на карниз. По желанию можно украсить ткань, например, звездами, цветами, смайликами.
- Сделать уголок можно из фабричной детской палатки. На пол следует положить матрац соответствующего размера, много декоративных подушек.
- Можно построить полноценную конструкцию. Так, каркас изготавливается из пластиковых труб. Затем он обшивается тканью, украшается отделкой.
В зависимости от предпочтений малышей группы можно изготовить комфортный тематический "Уголок уединения" в детском саду. Фото, представленное ниже, демонстрирует зону личного пространства в виде "шатра принцессы".
Наполнение уголка
Важной составляющей такой зоны отдыха является ее наполнение. Так, "Уголок уединения" в детском саду должен содержать игры, направленные на снятие психологического напряжения, дидактический материал, массажеры. Подробнее рассмотрим ниже.
Игры для психологической разрядки
Так, в детском саду "Уголок уединения" должен содержать различные материалы, направленные на разрядку скопившейся негативной энергии у малыша. Например, это может быть мягкая детская боксерская "груша", специальная подушка с грустным смайликом, коробочка, в которую можно рвать бумагу, барабан, игрушечные громкоговорители. Наполнение выбирается в зависимости от возможностей ДОУ и поставленных конкретных целей.
Игры для повышения настроения
"Выпустив пар", малышу нужно успокоиться, зарядиться положительной энергией. Поэтому центральное место в такой зоне занимает комфортный диван с подушками. Рядом можно поставить небольшой столик для настольных игр. Кроме того, в детском саду "Уголок уединения" может содержать следующие предметы:
- сенсорные подушечки и другие игры для развития мелкой моторики (например, сортеры, игры-вкладыши, коробочки с крупами, кинетический песок, массажные шарики);
- фотоальбомы;
- материалы для развития и творчества (карандаши, фломастеры, бумага, книги);
- "коробочка пожеланий" для детских рисунков;
- куклы, с которыми малыш может поделиться своими "секретами";
- игрушечный телефон для "звонков маме".
Рекомендуется, чтобы в такой зоне звучала успокаивающая музыка (звуки природы).
Дидактические игры
Общеразвивающие материалы направлены на отвлечение ребенка от негативных мыслей. Можно предложить разместить в такой зоне отдыха следующие дидактические игры:
- "У кого какое настроение?"
- "Дорисуй смайлик".
- "Собери пазл".
- "Наши эмоции" и другие.
Любимые книги также помогут ребенку справиться с плохим настроением.
Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения – для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке.
Мы поделились идеями о том, как сделать в детском саду "Уголок уединения". Но заметим, что тут строгих рекомендаций нет – педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.
Цель: Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
С введением ФГОС ДО одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они переживают, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.
Как помочь ребёнку вырасти весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – то есть, прежде всего, психологически здоровым?
Большую помощь в этом может оказать предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.
Уголок уединения в детском саду необходим, ведь его целью является создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
«Уголок уединения» в группе – это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
– Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;
– Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;
– Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи в создании уголков в группах.
Так как места в групповой комнате не очень много, то уголок не должен занимать большое пространство в игровой комнате (он может быть передвижной). Изготовить вы его можете в виде шатра закрепленного к середине стола. Располагать такой портативный уголок можно разных игровых зонах (в близи книжного уголка, изобразительной деятельности, дидактических игр и т.д.) Для уголка уединения можно использовать ширмы, палатки.
Здесь воспитатель может проявить всё своё творчество, фантазию и оригинальность.
В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, должно быть в спокойном тоне.
Наполняемость уголка зависит от настроения и самочувствия детей:
-Магнитофон с записями релаксационной музыки
-Сенсорные игрушки, сенсорный коврик
-Альбомы для рассматривания
– Подносы для рисование песком
– Телефон, по которому малыш может «позвонить» маме или папе, поделиться чем-то сокровенным и т. д.
Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если вы видите, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала попытайтесь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагайте ребёнку поиграть в ту или иную игру. Также можно использовать различные картинки, изображающие чувства и эмоции («Чувства и эмоции» и «Определи эмоцию»)
В зависимости от состояния детей уголок может быть и «Уголком гнева»
Цель : дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. В таких ситуациях дети могут использовать:
- «Коврик злости» – самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться;
- Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» – темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);
Можно изготовить коробочку «Давай помиримся», цель которой налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. Можно подобрать картотеку весёлых мирилок.
Требования:
– развивающий характер предметной среды;
– возрастные особенности детей;
– информативность (разнообразие тематики, комплектность, многообразие игр, дидактического материала, игрушек);
– обогащенность, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
– вариативность;
– сочетание традиционных и новых компонентов;
– обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;
– обеспечение эстетических и гигиенических показателей.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Уголок уединения, как условие создания позитивного психологического климата в группе Педагог-психолог: Н.К.Запрягалова МАДОУ «Детский сад №319» г.Перми 2016г.
ФГОС ДО 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Задачи: • Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе; • Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым; • Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; • Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе. Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах уголков психологической разгрузки – "уголков уединения". Уголок уединения в детском саду
Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду? Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы. Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполнение уголка уединения Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких (альбом, где есть странички у каждого ребенка из группы), игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, песок, именно поэтому различные световые и шумовые водопады, лава-лампы, песочные динамичные картины, также займут достойное место в «нише уединения».
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать расслабляющую музыку (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).
Желательно «населить» в уголок: игрушки-обнимашки
Массажные мячики, эспандеры хорошо снимают мышечное напряжение. Мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость» и т.д.) В продаже есть игрушки с различными наполнителями, сшиты из разных материалов. Можно использовать их.
Данные игрушки хорошо успокаивают, т.к. наполнитель очень пластичный, легко поддается. Психологический эффект – возможность отработать негативные эмоции, трансформировать их.
Сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, гиперактивного.
Калейдоскопы неизбежно улучшают настроение. Созерцание любого «волшебства» отвлекает от тревожных мыслей даже взрослых людей.
Нестандартное оборудование в уголке уединения Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции. С этой функцией отлично справятся: • Подушки для битья.
• Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего») Возможно это просто коробочка, а возможно, она волшебная. В нее «вкладываешь» свою грусть, а открывая – находишь там добрый совет.
А может быть, коробочка сможет светиться или воспроизводить успокаивающую мелодию. Вдруг найдется папа-волшебник, который ее смастерит.
«Островок примирения». При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке» (см. ниже) •
«Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
• «Стаканчик для гнева». Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется, либо моется. Допускается использование одноразовых стаканчиков или стакана с салфетками. Тогда гнев можно «выбросить». Но они должны быть соответствующе оформлены (чехол, картинка, надпись).
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции: • «Доска настроения» / «Уголок эмоций» Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению. Ребенок может прикрепить свое фото к определенной эмоции (прищепка, магнит, кармашек) • «Зеркало моего настроения» Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Выводы 1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. 2. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. 3. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т.д.