Цель уголка уединения в детском саду

Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду "Уголок уединения". Что представляет собой такая зона, как ее сделать собственными руками и какими предметами наполнить, мы расскажем в этой статье.

Назначение "Уголка уединения" в детском саду

У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.

Таким образом, "Уголок уединения" в детском саду помогает решить следующие психолого-педагогические задачи:

  • сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника;
  • помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам;
  • создать в детском коллективе положительный микроклимат;
  • предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Рекомендации по оформлению

В детском саду "Уголок уединения" должен представлять собой закрытое комфортное пространство. Ребенку необходимо ощущать себя в безопасности, быть уверенным в том, что его никто не потревожит в этой зоне. Поэтому чаще всего такой угол оформляют в виде шалаша, палатки, домика.

Важно создать атмосферу домашнего уюта, спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы внутри пространства был приглушенный свет, много подушек, мягкий удобный диванчик, картины и другие мелочи, которые помогут реализовать идею.

Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть "окошко" – для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.

Как сделать "Уголок уединения" в детском саду? Оформление зависит от интерьера группы, а также предпочтений самих детей. Воспитанники могут принимать непосредственное участие в изготовлении и декорировании такой зоны.

Идеи оформления

"Уголок уединения" в детском саду своими руками можно сделать, например, в виде "сказочного шатра", "домика гномика", "волшебной пещеры", "солнечной комнаты".

Предлагаем простые и доступные способы изготовления такой игровой зоны:

  1. Отгородить один угол групповой комнаты с помощью портьеры, прикрепленной на карниз. По желанию можно украсить ткань, например, звездами, цветами, смайликами.
  2. Сделать уголок можно из фабричной детской палатки. На пол следует положить матрац соответствующего размера, много декоративных подушек.
  3. Можно построить полноценную конструкцию. Так, каркас изготавливается из пластиковых труб. Затем он обшивается тканью, украшается отделкой.

В зависимости от предпочтений малышей группы можно изготовить комфортный тематический "Уголок уединения" в детском саду. Фото, представленное ниже, демонстрирует зону личного пространства в виде "шатра принцессы".

Наполнение уголка

Важной составляющей такой зоны отдыха является ее наполнение. Так, "Уголок уединения" в детском саду должен содержать игры, направленные на снятие психологического напряжения, дидактический материал, массажеры. Подробнее рассмотрим ниже.

Игры для психологической разрядки

Так, в детском саду "Уголок уединения" должен содержать различные материалы, направленные на разрядку скопившейся негативной энергии у малыша. Например, это может быть мягкая детская боксерская "груша", специальная подушка с грустным смайликом, коробочка, в которую можно рвать бумагу, барабан, игрушечные громкоговорители. Наполнение выбирается в зависимости от возможностей ДОУ и поставленных конкретных целей.

Читайте также:  Кбк усн доходы минус расходы 2018 год

Игры для повышения настроения

"Выпустив пар", малышу нужно успокоиться, зарядиться положительной энергией. Поэтому центральное место в такой зоне занимает комфортный диван с подушками. Рядом можно поставить небольшой столик для настольных игр. Кроме того, в детском саду "Уголок уединения" может содержать следующие предметы:

  • сенсорные подушечки и другие игры для развития мелкой моторики (например, сортеры, игры-вкладыши, коробочки с крупами, кинетический песок, массажные шарики);
  • фотоальбомы;
  • материалы для развития и творчества (карандаши, фломастеры, бумага, книги);
  • "коробочка пожеланий" для детских рисунков;
  • куклы, с которыми малыш может поделиться своими "секретами";
  • игрушечный телефон для "звонков маме".

Рекомендуется, чтобы в такой зоне звучала успокаивающая музыка (звуки природы).

Дидактические игры

Общеразвивающие материалы направлены на отвлечение ребенка от негативных мыслей. Можно предложить разместить в такой зоне отдыха следующие дидактические игры:

  • "У кого какое настроение?"
  • "Дорисуй смайлик".
  • "Собери пазл".
  • "Наши эмоции" и другие.

Любимые книги также помогут ребенку справиться с плохим настроением.

Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения – для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке.

Мы поделились идеями о том, как сделать в детском саду "Уголок уединения". Но заметим, что тут строгих рекомендаций нет – педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.

Цель: Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx 16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

С введением ФГОС ДО одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они переживают, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

Как помочь ребёнку вырасти весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – то есть, прежде всего, психологически здоровым?

Большую помощь в этом может оказать предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.

Уголок уединения в детском саду необходим, ведь его целью является создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

«Уголок уединения» в группе – это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

– Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка;

– Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;

– Привлечение родителей к оказанию всесторонней помощи в создании уголков в группах.

Так как места в групповой комнате не очень много, то уголок не должен занимать большое пространство в игровой комнате (он может быть передвижной). Изготовить вы его можете в виде шатра закрепленного к середине стола. Располагать такой портативный уголок можно разных игровых зонах (в близи книжного уголка, изобразительной деятельности, дидактических игр и т.д.) Для уголка уединения можно использовать ширмы, палатки.

Здесь воспитатель может проявить всё своё творчество, фантазию и оригинальность.

В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, должно быть в спокойном тоне.

Наполняемость уголка зависит от настроения и самочувствия детей:

-Магнитофон с записями релаксационной музыки

-Сенсорные игрушки, сенсорный коврик

Читайте также:  Процедура развода с детьми до 18 лет

-Альбомы для рассматривания

– Подносы для рисование песком

– Телефон, по которому малыш может «позвонить» маме или папе, поделиться чем-то сокровенным и т. д.

Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если вы видите, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала попытайтесь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагайте ребёнку поиграть в ту или иную игру. Также можно использовать различные картинки, изображающие чувства и эмоции («Чувства и эмоции» и «Определи эмоцию»)

В зависимости от состояния детей уголок может быть и «Уголком гнева»

Цель : дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. В таких ситуациях дети могут использовать:

  • «Коврик злости» – самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться;
  • Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» – темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);

Можно изготовить коробочку «Давай помиримся», цель которой налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. Можно подобрать картотеку весёлых мирилок.

Требования:
– развивающий характер предметной среды;
– возрастные особенности детей;
– информативность (разнообразие тематики, комплектность, многообразие игр, дидактического материала, игрушек);
– обогащенность, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
– вариативность;
– сочетание традиционных и новых компонентов;
– обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;
– обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Уголок уединения, как условие создания позитивного психологического климата в группе Педагог-психолог: Н.К.Запрягалова МАДОУ «Детский сад №319» г.Перми 2016г.

ФГОС ДО 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Задачи: • Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе; • Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым; • Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; • Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе. Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах уголков психологической разгрузки – "уголков уединения". Уголок уединения в детском саду

Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду? Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы. Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.

Наполнение уголка уединения Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких (альбом, где есть странички у каждого ребенка из группы), игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.

Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.

Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, песок, именно поэтому различные световые и шумовые водопады, лава-лампы, песочные динамичные картины, также займут достойное место в «нише уединения».

Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать расслабляющую музыку (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).

Читайте также:  Должностная инструкция сотрудника овд

Желательно «населить» в уголок: игрушки-обнимашки

Массажные мячики, эспандеры хорошо снимают мышечное напряжение. Мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость» и т.д.) В продаже есть игрушки с различными наполнителями, сшиты из разных материалов. Можно использовать их.

Данные игрушки хорошо успокаивают, т.к. наполнитель очень пластичный, легко поддается. Психологический эффект – возможность отработать негативные эмоции, трансформировать их.

Сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, гиперактивного.

Калейдоскопы неизбежно улучшают настроение. Созерцание любого «волшебства» отвлекает от тревожных мыслей даже взрослых людей.

Нестандартное оборудование в уголке уединения Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции. С этой функцией отлично справятся: • Подушки для битья.

• Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего») Возможно это просто коробочка, а возможно, она волшебная. В нее «вкладываешь» свою грусть, а открывая – находишь там добрый совет.

А может быть, коробочка сможет светиться или воспроизводить успокаивающую мелодию. Вдруг найдется папа-волшебник, который ее смастерит.

«Островок примирения». При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке» (см. ниже) •

«Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

• «Стаканчик для гнева». Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется, либо моется. Допускается использование одноразовых стаканчиков или стакана с салфетками. Тогда гнев можно «выбросить». Но они должны быть соответствующе оформлены (чехол, картинка, надпись).

К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции: • «Доска настроения» / «Уголок эмоций» Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению. Ребенок может прикрепить свое фото к определенной эмоции (прищепка, магнит, кармашек) • «Зеркало моего настроения» Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.

Выводы 1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. 2. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. 3. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *