Что относится к детским организациям

Лекция

Тема: Роль детских объединений и организаций в социализации детей и подростков

1. Становление детских организаций

2. Особенности социализации в детской организации.

Становление детских организаций

В начале ХХ века были обозначены ведущие направления развития детского движения:

– Политические (коммунистические, социал-демократические).

Исследователи выделяют в качестве главного достоинства скаутизма:

-отказ от прямой политизации движения;

-многоуровневая дифференциация (по полу, возрасту) как содержательно, так и в организационном плане;

-полная добровольность вступления в организацию, отсутствие каких-либо преимуществ, связанных с пребыванием в организации;

-деятельностный характер скаутских программ, сочетание интеллектуального, нравственного, физического, трудового воспитания;

-четко разработанная система поощрений и награждений;

-романтическое, праздничное оформление традиций и ритуалов.

19 мая 1922 г создана Пионерская организация. Изначально пионерская организация была создана из неформального стремления детей к совместной деятельности с взрослыми по реализации грандиозных планов построения нового общества.

Первые годы деятельности пионерской организации характеризовались общественно-значимой направленностью: дети помогали восстанавливать народное хозяйство, вели борьбу с безграмотностью.

В конце 20-х гг. после I Слета пионеров в 1929 году начинает активно развиваться движение по заключению договоров с предприятиями по выполнению производственных заказов (трудовая школа).

30-е гг. – тимуровское движение, шефская деятельность.

В послевоенный период в 50-60 гг. получили распространение ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, пионерские колхозы и фермы.

Эффективной формой работы пионерской организации можно считать коммунарскую методику И. Иванова.

Были и другие положительные моменты, формы работы.

Но постепенно неформальное начало было потеряно: содержание, формы и методы работы становились все более авторитарными, процветала кампанейщина.

К концу 80-х гг. в пионерской организации сложилась кризисная ситуация, она характеризовалась отчужденностью детей от взрослых, друг от друга, фискальным характером отношений, идеологическим единомыслием, пионерская работа стала частью учебно-воспитательного процесса.

Общественно-политические изменения в обществе подтолкнули реформирование детского движения.

1 октября 1990 г на Х Всесоюзном слете пионеров было заявлено о создании Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций (СПО-ФДО).

СПО-ФДО был заявлен как добровольная, самодеятельная, общественная организация не зависимая от каких-либо партий и движений.

Изменена структура детских организаций – могут создаваться в школе, по месту жительства, при внешкольных учреждениях.

В настоящее время наиболее активно детское движение развивается на муниципальном и региональном уровнях.

Особенности социализации в детской организации.

Термин «детское движение» обозначает совокупность всех организаций и объединений, в которые входят дети.

В большинстве источников детское движение рассматривается как совокупность действий детских сообществ, направленных на изменение их жизнедеятельности, своего положения в обществе, достижения социально-значимой цели, преображения окружающей среды. Например, движение «зеленых», движение за мир.

Внешкольное объединение – это своеобразная общность детей и взрослых, характеризуется целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора форм деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми.

Детские организации различаются по форме организации, количественному и качественному составу, общественному статусу.

Детские организации являются общественными организациями детей и взрослых, связанных с ними совместной деятельностью направленной на реализацию детских потребностей.

К признакам детской организации относятся

– Наличие Уставов (положений) и других учредительных документов, фиксированное членство детей и взрослых, осуществление деятельности самостоятельно;

– Наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность;

– Добровольное вступление и свободный выход;

– Организационная самостоятельность, самоуправление;

– Четко выраженная структура, определено положение каждого;

– Установленные для всех нормы и правила;

– Гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора форм, видов деятельности);

Цель деятельности детской организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, это цель, которую ставят дети: это перспектива интересной жизни; во-вторых, воспитательная цель, которую определяют взрослые. Проблема целеполагания очень важна. Цель должна быть реальна, достижима, значима для детей.

Детская организация (тип детского общественного объединения) – самодеятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство (Детское движение: Словарь – справочник / редакция – Сост. Т.В. Трухачева. – Москва. – Минск, 1998. – С. 29, 32)

Читайте также:  Система льгот по налогу на имущество

Источник: Постановление Правительства Москвы от 02.07.2002 № 488-ПП

"О государственной поддержке детского движения Москвы"

(вместе с "Концепцией государственной поддержки развития детского движения Москвы на 2002-2004 годы", "Положением о городском координационном совете по государственной поддержке развития детского движения Москвы")

Ссылки на определение понятия «Детская организация»

HTML-код ссылки на слово Детская организация
BB-код ссылки на слово «Детская организация» для форумов
Прямая ссылка на слово «Детская организация» для социальных сетей и электронной почты

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Детская организация». Полученная информация поможет вам понять, что такое Багаж. Если по вашему мнению определение термина «Детская организация» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Детская организация», но и по ошибочному запросу «ltncrfz jhufybpfwbz». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих типов:
детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях).

Виды:
детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направ-лениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

2. Профессиональная деятельность специалистов ДОУ.

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
– психологическое обследование воспитанников;
– участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребёнка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
– проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с воспитанниками;
– динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
– проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье;
– осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
– консультирование персонала дошкольного учреждения;
– заполнение отчётной документации.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются:
– взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
– проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: педагогом-психологом, воспитателем по физической культуре);
– консультирование родителей по использованию в воспитании ребёнка музыкальных средств;
– ведение соответствующей документации.

Читайте также:  Обязанность вести бухгалтерский учет

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Организация его работы предусматривает:
– проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учётом их психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей;
– планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
– оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребёнка в семье;
– регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
– ведение необходимой документации.

Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.

Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.

Он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.

3. Нормативно-правовая база в деятельности ДОУ

Деятельность Дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами:

· Конституция РФ, ст. 43, 72.

Основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина

· Закон РФ «Об образовании»

Определяет организационные основы и принципы государственной политики в области образования, разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Закрепляется существующая система образования в РФ, представляющая собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

· ФГОС дошкольного образования.

· Конвенция о правах ребенка.

· Концепция дошкольного воспитания.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования:
– поддержки специфики и разнообразия детства;
– сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
– осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
– Социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.

Читайте также:  Как переоформить акции на другое лицо

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:
– в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
– в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
– для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

| следующая лекция ==>
Числовые характеристики некоторых распределений | Парный линейный регрессионный анализ.

Дата добавления: 2017-02-04 ; просмотров: 189440 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *