До какого возраста считается младенец

С какого возраста ребёнок перестаёт считаться младенцем?

Известный психолог Лев Семнович Выготский определяет период младенческого возраста, как период, следующий за новорожденностью и до раннего детства. Период новорожденности начинается с рождения ребенка и заканчивается в 2 месяца, раннее детство начинается в возрасте 1 года (кризис 1 года). Таким образом, согласно возрастной периодизации Л.С. Выготского, период младенчества продолжается с 2 месяцев до 1 года.

Когда замуж выходит/женится.) Опять же, quot;мысли матерейquot;.

Младенец перестает быть младенцем, как только отпразднует свой первый День Рождения, сфотографируется в праздничном колпачке и задует свою первую огромную свечку в именинном торте.

А значит младенцем считается ребенок, которому еще не исполнился годик.

ребенок считается новорожденным до месяца, а младенцем от месяца до года

Я думаю, что малыш перестает считаться младенцем после 1 года жизни. До 28 дней жизни ребенок считается новорожденным. Младенец до года каждый месяц должен появляться в поликлинике на взвешивание и осмотр.

Когда он детский сад закончил( это моя мама так думает)

Мне кажется младенцы бывают до года, потом они становятся малышами, которые умеют ходить и разговаривать. Младенцы, это еще маленькие, беспомощные человечки, которых надо пеленать, кормить из соски или груди и прогуливаться с ними в коляске.

для мамы е ребнок до старости будет считатся для не младенцем просто взрослым, если же смотреть с точки зрения именно общего возрастного периода то пожалуй я думаю что до 2-3 лет пока не будет самостоятельным

Как только начинает ходить и разговаривать!

Младенец до одного годика. До года я даже в поликлинику сына водила исключительно в грудничковый день.

Однако, когда читают молитву о детях (в Православии), то детей называют младенцами до 7-ми лет! Я даже уточняла специально, мне объяснили, что с семи лет ребенок начинает самостоятельно исповедоваться, а так же принимать посильный пост (с поблажками, конечно же). Мол, вот теперь младенец уже не младенец. Вот так!

Ну а я лично, считаю младенцами деток до года.

Ребнок перестат считаться младенцем (например в поликлинике, транспорте) в возрасте одного года. Хотя, по церковным каноном, младенцем называют ребенка до семи лет. Да и в словаре Даля написано, что маладенец — это ребенок до семи лет.

на мой взгляд до 1 года еще считается младенцем,после уже нет!он уже много знает,умеет,понимает,узнает,отличает,различает,запоминает,у него уже есть характер(который он постоянно показывает),привычки,люимые не любимые(игрушки,еда.Младенцу же важно быть сытым,чистым и в тепле!Который спит большую часть времени.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).

В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.

Установление семилетнего возраста для начала исповеди перед причастием – скорее не правило, а традиция нашей Церкви. У святителя Тимофея Александрийского (+ 385 г.) в его канонических ответах на вопросы епископов и клириков возраст ответственности определен десятью годами: «Вопрос 18. С которого возраста человека грехи его судятся от Бога? Ответ. По мере познания и рассуждения каждого: иные судятся с десятилетнего возраста, а иные – с последующих лет» (Правила Православной Церкви, т.2, М., 2001, с.488-89). Здесь нет противоречия с установившейся практикой. Сознание нравственной ответственности растет по мере внутреннего созревания человека. Семь или десять лет устанавливаются условно. Семилетний отрок делает только первые покаянные шаги. Поэтому можно говорить пока о неполной вменяемости ему греха. Зрелость воли и нравственного сознания достигается годам к 14-ти.

Как и в обычном возрастном описании, так и в церковном, есть определенные названия возраста человека. Они имеют несколько иные названия, а также понятия. Чаще всего их используют при написаниях записок в храмах. Для детей определяют два понятия: младенец и отрок. Возраст отрока в православии принято считать с 7 и до 14 лет. Именно в этот период ребенок уже может принимать решения и нести за них ответственность.

Отрок — это сколько лет в православии

Отроком принято называть ребенка, только с того момента, когда он самостоятельно сможет принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Зачастую такую возрастную границу ставят на возраст 7 лет.
До этого момента считают, что ребенок еще пребывает во младенчестве и очень зависим отрешений своих родителей. А вот пребывая в отрочестве, он уже может отвечать за свои грехи. Именно с этого возраста ребенок может исповедоваться. Это объясняется тем, что его нравственное сознание пробуждается настолько, что неправильные поступки могут быть признанными как грех, и за них ему необходимо будет нести моральную ответственность.

Читайте также:  Наниматель не отдает трудовую книжку

В младенчестве поведение ребенка в основном основано на природных потребностях и не контролируется нравственными правилами. Но со временем это чувство возрастает. А так как дети легко возбудимы и впечатлительны, то такие поступки могут быть результатом их воли.

И исходя из этого, такие поступки грехами человека в православии не считаются. Но вот быть категоричным в плане того, что возраст для всех детей одинаков – это ошибка. Ведь все разные и развиваются неодинаково.

Это же относится и к того, до какого возраста отрок в православии. Принято считать, что данный период заканчивается в 14 летнем возрасте. Это также условно. Такой критерий был установлен из-за возможности вступать в брак. Хоть у многих православных народов такой возрастной уровень также отличался. Но было точно известно, что этот возраст был старше 14 лет. После этого периода наступала следующая ступень – это юность. И к нему были свои требования.

Отроки в христианстве

Согласно некоторым преданиям есть история о святых отроках. Данные сведения говорят о семи мальчиках, которые ни при каких устрашениях не отказались от веры в Господа. Ими были:

  • Максимилиан,
  • Иамвлих,
  • Мартиниан,
  • Иоанн,
  • Дионисий,
  • Ексакустодиан (Константин),
  • Антоний.

Жили он в 3 веке. Все они дружил с детства и находились на военной службе. В определенный момент в город Ефес прибыл император Декий. Он приказал всем гражданам прийти и принести жертву языческим богам. А те кто ослушаются, будут подданы пыткам и казнены.

По доносу к нему попали и семеро друзей. Император решил их наказать снятием военных отличий (поясов) и отпустить на свободу на то время, пока будет в походе. Считал, что они изменят свое решение. Но они ушли из города и стали жить в пещере горы Охлон. После возвращения из похода император хотел найти их и представить перед судом.

После обнаружения их места схоронения, было принято решение о замуровании входа. Среди сановников, которые выполняли приказ, были двое тайных христиан. Они хотели оставить память о данном поступке и поэтому замуровали среди камней ковчег, в котором на оловянных табличках были написаны их имена и причины такой мучительной смерти.

Есть легенда о том, что Господь послал на них чудесный сон, который длился 2 века. Человек, который обладал участком земли с пещерой, через определенное время решил делать там постройку. После того как разобрали вход, оттуда вышли проснувшиеся ото сна юноши. Они рассказывали о своем происшествии, но никто им не верил.

Помог разобраться во всем ковчежец с табличками. После такого, как все стало понятно, юноши опять заснули, только в этот раз навсегда. Их тела хотели переложить в драгоценные раки, но во сне к императору пришел дух и сказал, что их стоит оставить в пещере. Так и было сделано.

Многие еще называют их пресвятыми отроками. После такого происшествия стало понятно, что Господь хотел показать истинную веру и то, на что она способна.

Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?

Временные рамки

Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:

  • Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
  • Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.

Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.

Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.

  1. Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
  2. Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
  3. Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.

Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.

Физиологическое развитие

Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.

И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.

Двигательное развитие

Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:

  • в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
  • в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
  • к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
  • грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.

Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.

  • После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
  • процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
  • к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
  • к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
  • к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.
Читайте также:  Бланк расписки займа денежных средств

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.

Психическое развитие

Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.

  1. Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
  2. К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
  3. За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
  4. К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
  5. Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
  6. Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
  7. Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.

Младе́нец, грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.

Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. В возрасте от одного до трёх месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см; в 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, в 10—12 месяцев — на 1 см. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см, масса тела увеличивается в среднем в 3 раза, достигая 10 кг [1] .

Содержание

Анатомо-физиологические особенности [ править | править код ]

Дети грудного возраста имеют нежную, легко ранимую кожу, недоразвитые выводные протоки потовых желез. Потоотделение за первый года жизни удваивается, но часто имеет неадекватный характер (может увеличиться при похолодании). Апокринные потовые железы не функционируют. Рост волос в этом возрасте замедлен, за первый год жизни их толщина увеличивается в среднем с 0,06 мм до 0,08 мм. В этом возрасте интенсивно нарастает как масса подкожной клетчатки, так и количество жировых клеток. Грудные дети имеют большее чем взрослые, отношение массы подкожной ткани к массе тела. При рождении содержание жира в подкожной ткани 35,5 %, за год оно увеличивается до 56 % [1] .

Костная ткань младенцев содержит меньше, чем у взрослых, минеральных веществ. Более толстая, чем у взрослых, надкостница участвует в образовании новой костной ткани. Постепенно появляются точки окостенения, в скелете накапливаются соли кальция, кости твердеют. За время первого года жизни содержание кальция в костях становится больше в среднем в 3,5 раза (с 28 до 100 г). Появляются физиологические изгибы позвоночника. Швы между костями черепа, имеющиеся у новорождённого ребёнка, к 3—4 месяцам уплотняются, малый родничок закрывается к 4—8-й неделе; большой родничок — к концу первого года жизни. Форма грудной клетки бочкообразная, имеет горизонтальное расположение рёбер. Первые молочные зубы появляются в 6—8 месяцев, в годовалом возрасте должно быть 8 зубов [1] . Примерно один из двух тысяч младенцев рождается с одним прорезавшимся зубом [2] .

Мышечная система развита слабо, отношение массы мышц к массе тела заметно меньше, чем у взрослого человека. Мышцы, особенно сгибатели, у новорождённых имеют повышенный тонус, который у рук нормализуется к 2—2,5 месяцам, у ног к 3—4 месяцам, при этом исчезает обычно согнутое состояние конечностей [1] .

Уже сформированные бронхи имеют узкий просвет, их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Недостаточное развитие имеет эластическая ткань лёгких. В течение первого года жизни растёт количество альвеол, соответственно дыхательная поверхность лёгких увеличивается на первом году жизни в 4 раза, а минутный объём дыхания — с 635 до 2200 см 3 . Частота дыхания постепенно становится реже. У нормальных грудных детей на одно дыхание приходится примерно 3 удара сердца. Сердце к 8 месяцам увеличивает свою массу в 2 раза, в основном за счёт утолщения миокарда. Пульс постепенно становится реже: в годовалом возрасте его частота не превышает 120 ударов в минуту. Мочевыделительная система ребёнка развивается, растёт масса и улучшается структура почек, увеличивается объём и эластичность мочевого пузыря, к концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15—16 раз в сутки [1] .

Питание младенцев [ править | править код ]

Согласно рекомендациям ВОЗ наиболее оптимальным является исключительно грудное вскармливание на протяжении первых 6-ти месяцев жизни младенца [3] . Также грудное молоко может обеспечивать приблизительно половину потребностей младенца в возрасте 6-ти—12-ти месяцев, и около трети потребностей — в возрасте 12-ти—23-х месяцев [4] . В возрасте 6-ти месяцев в питание младенцев вводится прикорм.

Развитие младенца [ править | править код ]

За первый год жизни младенец вырастает в среднем на 25—27 см. Рост годовалого ребёнка достигает 75—77 см [5] .

Средняя прибавка роста и веса в первый год жизни [5]

Возраст,

Прибавка роста за месяц,

Прибавка массы тела за месяц,

Общая прибавка роста,

Общая прибавка массы тела,

1 3 600 3 0,6 2 3 800 6 1,40 3 2,5 800 8,5 2,2 4 2,5 750 11 2,95 5 2 700 13 3,65 6 2 650 15 4,3 7 2 600 17 4,9 8 2 550 19 5,45 9 1,5 500 20,5 5,95 10 1,5 450 22 6,4 11 1,5 400 23,5 6,8 12 1,5 350 25 7,15

В течение первого года жизни младенец знакомится с окружающим миром, у него развивается моторика, умственные и физические способности. Каждую секунду в его мозгу формируется от 700 до 1000 новых связей между нейронами, а на сам мозг приходится больше половины расходуемой организмом энергии [6] . Развитие происходит по этапам. Каждый из этапов начинается в определённом возрасте, который может немного отличаться от одного ребёнка к другому. Развитие способностей зависит от генетических предрасположенностей, качества питания, окружения, в котором ребёнок растёт, а также от того, сколько времени уделяется ребёнку взрослыми.

Речевое развитие [ править | править код ]

Первый год жизни характеризуется доречевым развитием ребёнка. В ходе подкреплённого мимикой и жестами речевого взаимодействия взрослых с младенцем, он учится распознавать речь, подражает произношению и со временем начинает произносить первые слова [7] .

Этапы речевого развития младенца

Возраст Речевое развитие
0—3 месяца Идёт развитие эмоционально-выразительных реакций, голосовые реакции проявляются в виде крика [7]
3—6 месяцев Ребёнок начинает реагировать голосом, появляются гуление и лепет [7]
6—10 месяцев У ребёнка формируется понимание речи, идёт активный лепет [7]
10—12 месяцев Ребёнок начинает говорить первые слова [7]
Читайте также:  Имеет ли право чоп задержать человека

Годовалый ребёнок может знать от 2—3 до 15—20 слов, а одно и то же слово может означать много разных действий и предметов, то есть происходит обобщение [7] .

Развитие по месяцам [ править | править код ]

Первые 4 недели [ править | править код ]

В свои первые 4 недели новорождённый проходит переходный этап от внутриутробной к внеутробной жизни. На этом этапе младенец не способен управлять своими руками и ногами, однако обладает набором врождённых физиологических рефлексов.

Из наиболее важных следует отметить следующие врождённые рефлексы:

  • поисковый, хоботковый и сосательный рефлексы являются составными частями инстинкта поиска пищи и её поедания [8] ;
  • защитный рефлекс помогает младенцу повернуть голову, чтобы не задохнуться, если он окажется перевёрнутым на живот лицом вниз.

Эти и многие другие врождённые рефлексы часто используются в педиатрии для диагностирования состояния здоровья младенца. Наиболее важными рефлексами при диагностировании являются: симметричный шейно-тонический, асимметричный шейно-тонический и лабиринтный тонический [9] . Вызывание врождённых рефлексов также может служить для младенца зарядкой, развивающей его двигательный аппарат [8] . В качестве таких рефлексов могут подойти: хватательный, ползания и опоры.

Помимо безусловных врождённых рефлексов у младенца начинают появляться условные рефлексы. Согласно экспериментальным данным, уже в возрасте 20-ти дней младенец способен запоминать события, что, в свою очередь, означает, что у него могут развиваться условные рефлексы на внешние воздействия [10] .

Наряду с врождёнными рефлексами у новорождённых есть и врождённые предпочтения. Например, младенцы могут смотреть на одни изображения дольше, чем на другие. Роберт Л. Фантц (англ. Robert L. Fantz ) в ходе экспериментов показал, что младенцы предпочитают структурированные изображения неструктурированным, среди которых бо́льшее внимание уделялось лицам и концентрическим кругам [11] .

Уже с рождения младенцы могут подражать мимике лица взрослых людей в зависимости от уровня развития своей моторики. Одним из экспериментов, в ходе которых проявлялся данный феномен, была работа Т. Фиелд и её коллег. Младенцам в возрасте полутора дней демонстрировались радостное, грустное и удивлённое выражение лица. Независимые наблюдатели по выражению лица ребёнка смогли в 70 % случаев угадать то выражение лица, которому подражал младенец. Исходя из результатов авторы эксперимента сделали вывод, что уже с рождения младенец способен распознавать по крайней мере 3 различных выражения лица [12] .

С рождения и до 2-х месяцев младенцы рефлекторно издают звуки, связанные с физиологическими процессами или стрессом [13] . Использовать звуки для коммуникативных целей младенцы на данном этапе ещё не умеют.

В первые дни после рождения младенец уже способен различать голос матери, что нашло объяснение в ходе экспериментов А. ДеКаспера и М. Спенс. Беременные женщины на протяжении последних 6-ти недель беременности достаточно часто зачитывали вслух одну и ту же детскую историю. После рождения у младенцев усиливался сосательный рефлекс при зачитывании этой истории, по сравнению с другими историями [14] .

Громкость звуков, на которые способен реагировать новорождённый, — 60 децибел [14] .

Один месяц [ править | править код ]

В возрасте 1 месяца зрительное восприятие объектов сосредоточено на изучении границ объектов [15] . Если младенцу показывать геометрические фигуры, то он будет изучать их края.

Младенец начинает осваивать базовые движения, не обусловленные врождёнными рефлексами: хватание и бросание [16] . В этом возрасте, лёжа на животе, младенец способен кратковременно поднимать и держать голову [17] .

Два месяца [ править | править код ]

Уже ко второму месяцу младенец способен различать красный, зелёный и синий цвета, а также яркость. Согласно экспериментам Роберта Л. Фантца (англ. Robert L. Fantz ), младенцы могут различить две полоски белого цвета, отличающиеся друг от друга яркостью на 5 % [18] .

Начиная с 2-х месяцев младенец способен использовать звуки для коммуникации. Он может смеяться в ответ на разговоры с ним взрослого, либо в ответ на его улыбку [13] . Также младенец уже знает базовые свойства родного языка и способен отличить его от иностранных, что было показано исследованиями, проведёнными А. Кристоф и Дж. Мортоном. В ходе эксперимента англоязычному младенцу проигрывались записи речи на разных языках, произнесённые разными людьми. Характер сосания менялся, если английский язык сменялся иностранным, но не менялся, если один иностранный сменялся на любой другой [19] .

По части моторики у детей становится характерным хватательный рефлекс: если вложить палец в руку ребёнка или надавить им на ладонь, то кисть ребёнка автоматически охватит палец [20] .

Три месяца [ править | править код ]

К 2—3-м месяцам цветовое зрение младенцев такое же, как и у взрослых [18] , а громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 3 месяца, — приблизительно 40 децибел [14] .

Опираясь на согнутые руки, ребёнок уже способен приподнимать верхнюю часть туловища и уверенно держит голову [21] .

Четыре месяца [ править | править код ]

К 4-м месяцам у младенца развивается длительная улыбка и снижается частота плача [13] . Младенец способен управлять руками под зрительным контролем, а также может трогать и хватать движущиеся с большой скоростью предметы [22] . Ребёнок начинает проявлять интерес к игрушкам и способен тянуться к ним [21] . Начинается развитие управления движением собственных пальцев [23] .

Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки [16] . Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П. Кул и А. Мелтзофа [24] . Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.

Шесть месяцев [ править | править код ]

Развитие моторики и зрительного восприятия приводит к тому, что с 6-ти месяцев младенец способен определять размер предметов независимо от расстояния до них [25] . С 6-ти—7-ми месяцев младенцы активно размахивают предметами, трут их и бросают, что на данном этапе является основной формой изучения окружающего мира. Эти действия позволяют младенцу изучить такие свойства объектов, как характер поверхности и вес [23] .

Согласно одному из экспериментов Клаеса вон Хофстена [24] , уже c 6-ти месяцев младенцы способны предугадывать будущее положение объектов при линейном движении, но им крайне сложно определять положение, если траектория является нелинейной. В ходе эксперимента младенцу демонстрировалось линейное движение привлекательного объекта, который ненадолго скрывался за небольшим экраном прямоугольной формы, а следом появлялся на другом конце экрана. После нескольких демонстраций, при исчезновении объекта, ребёнок уже смотрел на ту границу экрана, из-за которой должен был появиться объект. Если после шести демонстраций направление менялось, то младенец успешно справлялся с определением будущего положения объекта.

Семь месяцев [ править | править код ]

Начиная с 7-ми месяцев младенцы способны различать расстояние до объектов. Эта способность была выяснена К. Грандуром [26] в ходе его экспериментов по восприятию размеров объектов. Младенцам предлагались две игрушки разного размера. После 5 минут игры с игрушками детям демонстрировались те же игрушки, но одинакового размера и с одинакового расстояния. Оказалось, что дети тянулись к той игрушке, которая изначально была меньше по размеру (то есть визуально казалась ближе, чем другая игрушка).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *