Досмотр человека сотрудниками полиции

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Комментарий к Ст. 27.7 КоАП РФ

1. Личный досмотр — это досмотр вещей, находящихся на физическом лице (предметов одежды, обуви), и тела человека.

Досмотр вещей — это их обследование без нарушения конструктивной целостности. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, подразумевает досмотр багажа и ручной клади.

КоАП РФ не предусматривает возможность проведения досмотра вещей, собственник которых не известен (бесхозяйных, выброшенных, оставленных без присмотра вещей). Между тем ст. 243 КоАП РСФСР допускала проведение досмотра вещей в отсутствие их собственника. Подобное вытекает и из ч. 5 ст. 116 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой таможенный досмотр товаров может проводиться без декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении этих товаров, их представителей при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны; при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств — членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах; при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

2. Основанием проведения личного досмотра и досмотра вещей как мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Целью применения этих мер является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание.

До начала досмотра уполномоченное лицо должно предложить лицу добровольно предъявить документы, удостоверяющие личность, выдать орудия совершения или предметы административного правонарушения. В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо вправе ограничиться их изъятием, если при этом отсутствуют достаточные основания полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо предметы. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.

В случае необходимости для проведения личного досмотра могут быть приглашены медицинский работник, специалист, переводчик. Обследование тела досматриваемого проводится только медицинским работником. Специалист и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды. Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускается.

При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

В целях соблюдения норм нравственности личный досмотр проводится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в специально отведенном для этого помещении. Такое помещение должно быть изолированным и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в него других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Запрещается проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.

При сопровождении физического лица в помещение, где будет проводиться личный досмотр, обеспечивается контроль за тем, чтобы указанное лицо во время следования не выбросило либо не уничтожило находящиеся при нем товары, предметы, документы.

3. Законодатель впервые закрепил, что в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, досмотр может осуществляться без понятых.

Достаточные основания определяются поведением правонарушителя (агрессивность, отказ выполнить законные требования должностных лиц, оказание сопротивления), характером совершенного правонарушения (стрельба в общественных местах, мелкое хулиганство), показаниями свидетелей и потерпевших (об угрозе применения оружия или иных предметов, их демонстрация).

К оружию относится огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие.

Предметами, используемыми в качестве оружия, следует считать колюще-режущие предметы, предметы, ударами которых можно нанести человеку травму, самодельные взрывные устройства и т.п.

Читайте также:  Ольга головченко муром одноклассники

В случаях осуществления досмотра без участия понятых, оказания досматриваемым лицом сопротивления должностному лицу, проводящему досмотр, при попытках скрыть вещественные доказательства, а также в иных случаях с целью получения доказательств по делу, подтверждения законности проведения досмотра целесообразно применение фотосъемки, видеозаписи и других способов фиксации вещественных доказательств, о чем делается отметка в протоколе.

4. Личный досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет сходные черты с такой мерой принуждения по уголовным делам, как личный обыск. В соответствии со ст. ст. 93, 184 УПК РФ личный обыск проводится при задержании под стражу, а также при наличии достаточных данных полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный досмотр и досмотр вещей следует отличать от иных мер административного принуждения, которые применяются с целью предупреждения правонарушений и преступлений и не связаны с совершением конкретного административного правонарушения.

Так, в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ в условиях чрезвычайного положения может осуществляться личный досмотр и досмотр вещей граждан; лица, задержанные за нарушение режима комендантского часа, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.

В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, вправе производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п. 12 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).

Согласно п. 25 части 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ сотрудники полиции вправе требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов.

Личному досмотру подвергаются лица, которым назначено наказание в виде административного ареста, по их прибытии в место отбывания административного ареста, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста (ст. 6 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ).

5. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе помимо данных о дате, месте составления протокола, о лице, составившем протокол, и о лице, подвергнувшемся досмотру, обязательно указываются идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре (размер, тип, марка, количество, цвет, запах и т.д.). Применительно к оружию, например, необходимо указывать тип, марку, модель, калибр, серию, номер, иные идентификационные признаки, вид и количество боевых припасов. Применительно к обнаруженным документам — наименование, дату составления (выдачи), данные о составителе (органе, выдавшем документ), количество листов, первые и последние слова текста. При большом количестве различных документов может быть составлена опись.

В необходимых случаях обнаруженные вещи и документы изымаются лицом, проводившим личный досмотр.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. При участии в досмотре медицинского работника, переводчика, специалиста протокол подписывается этими лицами. В случае отказа досматриваемого лица от подписи в протоколе делается запись об этом, скрепленная подписями понятых. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Неприкосновенность жилища
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ и другие законы гарантируют неприкосновенность жилища гражданина. Сотрудник полиции, не считая исключительных случаев, может войти в жилое помещение только с согласия проживающих там лиц или на основании судебного решения. Основания, позволяющие сотрудникам полиции проникать в жилые помещения, на принадлежащие гражданам земельные участки и т.д. без их согласия, подробно описаны в ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», ст.12 УПК РФ и ст. 3 ЖК РФ. Если этих оснований у сотрудника полиции нет, а также нет судебного решения, то гражданин имеет право его не пускать и разговаривать с ним через дверь.
Если же полицейский будет настаивать на необходимости войти в жилище, можно ссылаться на уже упомянутые: ст. 25 Конституции РФ и ст. 3 ЖК РФ, а также на ст. 6 ФЗ «О полиции», в соответствии с которой сотрудник полиции не может в оправдание своих действий при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В каких случаях согласие не требуется?
Согласно ч.3 ст. 15 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право проникнуть в жилое помещение без чьего-либо согласия для спасения жизни граждан и их имущества, для обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая.
Кроме того, следственные действия, связанные с проникновением в жилище (осмотр, обыск, выемка вещей и документов, наложение ареста на имущество и т.д.), в случаях, не терпящих отлагательств, могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения (ч.5 ст. 165 УПК РФ). Судья в таких случаях уведомляется о произведенных действиях постфактум, в течение 24 часов, получая постановление и протокол. Он проверяет их на законность. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе него, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.
В случаях, когда у полиции есть основания для проникновения в жилище без согласия собственников и жильцов, которые в нем проживают, могут быть законно использованы и силовые методы, например, полицейские могут взломать дверь. При этом не стоит забывать, что неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции как и воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ (штраф – от 500 до 1 000 рублей или административный арест до 15 суток).

Какие формальности должны быть соблюдены?
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:
перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.
Если проникновение в жилое помещение произошло без ведома собственника, то полиция обязана уведомить его в как можно короткий срок (не позднее 24 часов с момента проникновения). Столько же времени у полиции на письменное уведомление прокурора.
Если проникновение сопровождалось взломом двери, уничтожением ограждения и т. д., то полицейские должны принять меры для сохранения помещения и имущества от третьих лиц.

Читайте также:  День на похороны по трудовому кодексу

На каком основании может быть проведен личный досмотр?
В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, а также досмотр вещей физического лица является обеспечительной мерой, которая применяется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указывается, что такие действия осуществляются «в случае необходимости». Иными словами, при наличии достаточных оснований полагать что, например, лицо находится в состоянии наркотического опьянения в общественном месте (ст.20.20 КоАП РФ) и осуществляет незаконное хранение перевозку или пересылку наркотических средств (ч.3 ст.48 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), досмотр будет законной мерой обеспечения порядка.
Достаточность оснований предполагает наличие сведений о событии административного правонарушения. Под этим могут пониматься как сообщения граждан, так и подтвержденный доказательствами, полученными законным путем, факт того, что имело место деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным нормативным актом. Это значит, что если гражданин не нарушает общественный порядок, не оскверняет так или иначе общественную нравственность, то есть не совершает противоправных деяний, сотрудник полиции не имеет права применять к нему меры административного принуждения. Если поводом для их применения послужила ориентировка на подозреваемого в совершении преступления, гражданин вправе ознакомиться с ней, поскольку закон обязывает полицейского сообщать причину и цель обращения. В случае несоответствия параметров подозреваемого и данного лица, оно вправе обжаловать неправомерные действия полицейского.

В каком порядке проводится досмотр?
Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона ). Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка. Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие.
После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.

Как должны проверять документы?
Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами. Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину. Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:
имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).
Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.
При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Как проводится административное задержание?
Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен. Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер. Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.
Чем может помочь юрист?
оценит законность и обоснованность действий сотрудника полиции;
определит нормы права, которые были нарушены;
определит наиболее выгодный способ защиты в соответствии с КоАП, УПК или ГПК РФ;
подготовит жалобу или заявление в суд с требованием о возмещении морального и материального вреда;
будет представлять интересы заявителя в государственных органах и (или) в суде;
определит надлежащего ответчика по делу.
СПРОСИТЬ У ЮРИСТА
В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция). Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении. Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность.
По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении. Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным. Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания. Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

Читайте также:  Как определить подлинность документов

Как обжаловать действия полицейского?
В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность. Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ). Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона. В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Анализ правил ч. 1-4 ст. 27.7 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное определение (но только для целей КоАП) и порядок применения таких самостоятельных видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр и досмотр вещей;

2) по своей правовой природе они отличаются от обысков (порядок проведения последних регулируется УПК) и осмотра помещений и территорий, а также находящихся там вещей и документов (см. коммент. к ст. 27.8), досмотра транспортного средства (см. коммент. к ст. 27.9);

3) цель личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, – обнаружить орудия совершения либо предмет совершения административного правонарушения (например, перевозимых без таможенного оформления предметов, хотя такое оформление было обязательно). Для иных целей (в т.ч. указанных в ст. 27.1, см. коммент. к ней) данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применяются (это не противоречит тому, что, например, досмотр вещей может сочетаться с последующим арестом товаров, см. коммент. к ст. 27.14);

4) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляет собой обследование (в т.ч. путем осмотра, ощупывания, просвечивания рентгеновскими, инфракрасными и т.п. лучами, в т.ч. с помощью специальной техники) вещей (находящихся в карманах одежды, в дамских сумочках, в дорожных чемоданах, в портфелях и т.п.). При этом досмотр должен исключить возможность причинения вреда жизни и здоровью физического лица, нарушения конструктивной целостности (нельзя, например, заставлять разрезать батон колбасы, отделять от обуви каблук);

5) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять только должностные лица, указанные в ст. 27.2, 27.3 (см. коммент. к ним), и лишь в присутствии понятых.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (о том, кто может быть понятым, см. коммент. к ст. 25.7). В практике возникает вопрос: может ли число понятых быть более двух (учитывая, что правила ст. 25.7 это допускают)? Нет, в данном случае число понятых не может превышать двух (законодатель учитывает, что это может доставить неудобства досматриваемому). Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (например, в чемодане), может совершаться и лицом противоположного пола. При этом также обязательно присутствие двух понятых (пол их в данном случае роли не играет).

Личный досмотр, досмотр вещей допускаются и без понятых, но лишь в исключительных случаях, если имеются достаточные основания (они должны быть указаны в протоколе) полагать, что при физическом лице находится оружие и другие предметы, указанные в ч. 4 ст. 27.7. В практике возникает вопрос: допускается ли в этом случае личный досмотр женщин должностными лицами мужского пола (либо их присутствие)? Нет, не допускается.

2. Применяя правила ч. 5-8 ст. 27.7, нужно обратить внимание на то, что:

1) перечень способов фиксации вещественных доказательств (применяемых при личном досмотре и досмотре вещей) указан в ч. 5 ст. 27.7 неисчерпывающим образом: с развитием науки и техники могут появиться и иные способы фиксации: их применению данная норма не препятствует;

2) о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется:

а) либо отдельный протокол (он так и называется "протокол личного досмотра", "протокол досмотра вещей, находящихся при физическом лице");

б) либо запись в протоколе о доставлении (см. коммент. к ст. 27.2) или об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

3) в любом случае в протоколе о личном досмотре (досмотре вещей) должны содержаться сведения, прямо перечисленные в ч. 6, 7 ст. 27.7. Это не означает, что иные сведения (например, по просьбе досматриваемого) не могут быть включены в протокол: могут, но лишь при условии, что это отвечает целям применения данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

4) протокол должен быть подписан лицами, упомянутыми в ч. 8 ст. 27.7. При этом лицо, в отношении которого проводился личный досмотр, досмотр вещей, а также понятые вправе делать замечания (это вытекает из ст. 25.1, 25.7). Кроме того, лицо (в отношении которого производится личный досмотр, досмотр вещей) вправе не подписывать протокол. В подобных случаях в протоколе должна содержаться запись об этом (удостоверенная подписями должностных лиц и понятых). В противном случае протокол не будет отвечать требованиям допустимости доказательства (см. коммент. к ст. 26.2). Правило о том, что копия протокола вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру по просьбе этого лица (в т.ч. устной) вступило в силу с 16.02.03. Ряд ФОИВ издал правовые акты регулирующих проведение личного досмотра (см. например, приказ Минобороны от 05.05.08 N 254 "О реализации отдельных положений КоАП в МО РФ"). См. также коммент. к ст. 28.3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *