Годовой объем финансового обеспечения

Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ

Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ (далее – СГОЗ), рассчитывается согласно указаниям данного Закона при определении:

– необходимости создания контрактной службы, которая должна быть создана, если СГОЗ превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

– ограничений, установленных для осуществления закупок путем проведения запроса котировок (годовой объем закупок, осуществляемых этим способом, не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ));

– ограничений, установленных для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить по этому основанию, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ));

– ограничений, установленных для осуществления закупок на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)).

Сведения о СГОЗ указываются заказчиком в плане-графике (справочно) (пп. "е" п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, пп. "з" п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554).

Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ , в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Финансовый год согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, на нормах которого, помимо прочего, основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, СГОЗ представляет собой сумму средств, которую предполагается израсходовать на оплату по:

а) контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

б) контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

в) контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Формула для расчета СГОЗ выглядит следующим образом:

Аналогичный способ расчета СГОЗ приводится представителями Минэкономразвития России (в Информации от 04.06.2014, в ответе на вопрос 86 в письме от 30.09.2014 N Д28И-1889, письме от 06.12.2016 N Д28и-3332 и др.) и Минфина России (в письмах от 16.06.2017 N 24-01-09/37707 и от 24.08.2017 N 24-01-09/54336).

При расчете СГОЗ необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в расчет СГОЗ включаются исключительно суммы контрактов, то есть гражданско-правовых договоров, заключенных заказчиком в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ , предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Любые другие денежные суммы (например, выплаты денежных средств работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ, выплаты по договорам, не подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) и т. д.) в расчет СГОЗ не включаются.

В частности, по мнению Минфина России, договоры, заключенные унитарными предприятиями до 1 января 2017 года в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и подлежащие оплате после указанной даты, не подлежат включению в СГОЗ (см. письма от 11.09.2017 N 24-04-07/58546 и от 29.09.2017 N 24-01-10/64059).

В письме от 29.12.2016 N Д28и-3495 аналогичный вывод сделан специалистами Минэкономразвития России в отношении включения в СГОЗ учреждения, сменившего тип с автономного на бюджетное, сумм на оплату договоров, заключенных этим учреждением в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ до изменения типа.

Во-вторых, в расчет СГОЗ включаются суммы всех контрактов, независимо от того, по итогам какого способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) они заключены, поскольку никаких оговорок по данному вопросу п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ не содержит. В частности, в расчет СГОЗ включаются суммы контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37707).

Читайте также:  Как оплачивается предпраздничный день

В-третьих, согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка – совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, которая начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Отсюда видно, что закупка всегда подразумевает заключение контракта, а под "суммой закупки" имеется в виду цена контракта . При этом ценой контракта с точки зрения Гражданского кодекса РФ, на котором основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), является вся сумма, уплачиваемая по контракту, независимо от того, включает ли она НДС или нет (тем более, что это зависит от системы налогообложения контрагента, которая может и измениться).

В-четвертых, если по результатам определения контрагентов в течение года образовалась экономия денежных средств, то рассчитывать СГОЗ с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (см. разъяснения по вопросу 1.6 письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2898, письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2708). В связи с изменением цены конкретного контракта или его расторжением СГОЗ также не пересчитывается (см. письмо Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1632).

Таким образом, СГОЗ в любом отдельно взятом календарном году по общему правилу следует определять как утвержденный общий объем финансового обеспечения согласно лимитам бюджетных обязательств или плану финансово-хозяйственной деятельности для оплаты гражданско-правовых договоров (контрактов) в этом году, независимо от того, в каком году и каким способом были заключены такие контракты. Доли закупки путем запроса котировок и у единственного контрагента определяются в процентах от суммы СГОЗ.

Пример

В 2017 году заказчиком были заключены контракты на сумму 3 миллиона рублей, из которых в 2017 году заказчик выплатил контрагентам 2,5 миллиона рублей, 500 тысяч рублей выплачиваются в январе 2018 года. В 2018 году заказчик заключает контракты на сумму 5 миллионов рублей, из которых согласно условиям контрактов заказчик обязан выплатить контрагентам в 2018 году 3 миллиона рублей, а оставшиеся 2 миллиона – в 2019 году. Заключать другие контракты в 2018 году заказчик не планирует.

СГОЗ на 2018 год = 500 тыс. руб. + 3 млн руб = 3,5 млн руб.

По нашему мнению, при определении остатка доли закупок (лимита) путем проведения запроса котировок и у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований по мере осуществления конкретных закупок из лимита, рассчитанного исходя из СГОЗ этого года, вычитаются суммы, подлежащие уплате по каждому конкретному контракту в этом году.

То есть если, например, контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключен в 2017 году, но часть выплат по нему осуществляется в 2018 году, то из лимита на 2017 год, определенного исходя из СГОЗ 2017 года, вычитается только сумма, подлежащая уплате в 2017 году, а сумма, подлежащая уплате в 2018 году, вычитается из лимита, определенного исходя из СГОЗ 2018 года.

Официальных разъяснений и (или) правоприменительной практики, подтверждавших бы данную позицию, нам найти не удалось. Однако именно такой подход применяется при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (см. пп.пп. "д" и "е" п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238).

Совокупный годовой объем закупок представляет собой итоговую сумму финансирования, которая, в соответствии с плановой документацией, будет направлена на ведение закупочной деятельности. В СГОЗ входят также и госконтракты, заключенные в предыдущем периоде, оплата по которым должна пройти в текущем году (п. 16 ст. 3 44-ФЗ).

Рассчитывая общий объем финансирования на госзакупки по 44-ФЗ, заказчик должен исключить суммы финансового обеспечения, отведенные на заказы по нормам 223-ФЗ.

Как считать СГОЗ государственным и муниципальным заказчикам по 44-ФЗ

Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до госзаказчиков на проведение закупок, прописываются и утверждаются ежегодно в бюджетных сметах (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Ответственными за разработку и ведение таких смет назначаются работники финансовых и бухгалтерских подразделений государственных и муниципальных заказчиков.

СГОЗ рассчитывают контрактные управляющие или сотрудники контрактных служб госзаказчиков. Расчет производится строго на основании подписанной руководством бюджетной сметы. Совокупный объем закупок на год исчисляется путем суммирования всех денежных средств, выделенных по кодам видов расходов (КВР) с 200 по 245, 323, а также с 411 по 414.

Читайте также:  Как разговаривать с сотрудником гибдд

Пример расчета СГОЗ для казенного учреждения

Для расчета СГОЗ казенного учреждения нужно сложить суммы по кодам видов расходов 244 и 242. Он составит 13 760 627,00 руб.

Код по бюджетной классификации Российской Федерации

Увеличение стоимости материальных запасов

Фонд оплаты труда учреждений

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

Работы, услуги по содержанию имущества

Итого по коду БК (по коду раздела)

Расчет СГОЗ для бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения ведут свою деятельность на основе ПФХД — плана финансово-хозяйственной деятельности. Планирование закупок и расчет СГОЗ также осуществляются в строгом соответствии с ПФХД.

По аналогии с госзаказчиками, план финансово-хозяйственной деятельности в бюджетном учреждении составляет ответственный работник бухгалтерии, финансового или планово-экономического отдела (п. 2 раздел 1 требований к ПФХД, утв. Приказом Минфина РФ № 81н от 28.07.2010).

Расчет совокупного объема закупок по 44-ФЗ производится контрактным управляющим, сотрудником контрактной службы путем суммирования доведенных до учреждения бюджетных средств, запланированных на оплату товаров, работ и услуг для нужд такого заказчика в текущем году.

При этом в отдельной графе плана финансово-хозяйственной деятельности прописываются суммы, запланированные на закупки по 223-ФЗ.

Пример определения СГОЗ для бюджетного учреждения

Для расчета СГОЗ бюджетного учреждения нужно взять только сумму выплат на закупки товаров (работ, услуг) на 2019 г. по 44-ФЗ. Она составит 5 500 000 руб.

Расчет СГОЗ для унитарных предприятий

Бюджет на отчетный период унитарных предприятий также утверждается в плане или программе финансово-хозяйственной деятельности.

Для вычисления специалист должен обратиться в бухгалтерию за данными об объемах финансирования и рассчитать совокупный объем заказов на год на основании сведений из ПФХД о денежных средствах, отведенных на оплату контрактов по 44-ФЗ.

Если предприятие также ведет закупочную деятельность по нормам 223-ФЗ, то суммы, запланированные на осуществление таких заказов, необходимо вычесть из общего объема финансирования по ПФХД.

Что делать заказчику, если СГОЗ изменился

Величина СГОЗ может меняться в течение отчетного периода, и заказчику необходимо строго следить за такими изменениями. На основании совокупного объема закупок вычисляются объемы заказов, которые нужно заключить с субъектами малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО). Следовательно, если меняется СГОЗ, то это приведет и к изменению максимального объема закупок у СМП и СОНКО.

Если же заказчик ошибочно рассчитает и проведет такие процедуры, то это может привести к санкциям со стороны проверяющих органов и штрафам в размере до 50 000 рублей.

Совокупный годовой объем закупок меняется, если заказчику увеличивают или уменьшают текущее финансирование по КВР.

Если совокупный объем заказов на год изменился, специалисту надлежит внести изменения в действующий план-график закупок, а затем перепроверить расчеты для следующих видов заказов:

  • у СМП и СОНКО;
  • до 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • до 400 000 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • запрос котировок в электронной форме — менее 10 % от СГОЗ и не более 100 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).

Во избежание штрафных санкций ответственный сотрудник должен внимательно следить за выделенными на осуществление закупочной деятельности объемами финансирования и оперативно производить перерасчет СГОЗ в случае их изменения.

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) устанавливается статьей 3 44-ФЗ. Расчет этого показателя помогает оценить деятельность организации и отчитаться перед контролирующими органами. Поэтому каждому заказчику необходимо помнить особенности этого показателя.

СГОЗ – что это такое

Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются учреждению для приобретения необходимых товаров и услуг. Оно определяется на финансовый год. Эти средства предназначены для оплаты контактов, которые заключены до начала отчетного периода и подлежат оплате в рассматриваемом финансовом году.

Объем выделяемых денежных средств должен быть утвержден в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности. Расчет этого показателя проводится при помощи суммирования определенных строк сметы или плана.

Разработка методики расчета СГОЗ была инициирована законодателями в связи с большим количеством споров, которые ходили вокруг необходимости включения стоимости долгосрочных контрактов, оформленных в прошлом году и исполняющихся в текущем. После введения этого термина ситуация разъяснилась. Если договор оформлен в текущем году, а его исполнение запланировано на следующий, то в СГОЗ включается только та сумма, которая оплачивается в нынешнем отчетном периоде.

Читайте также:  Высота забора между дачными участками

Как рассчитать СГОЗ по 44-ФЗ

Определение СГОЗ играет немаловажную роль в планировании закупок товаров и услуг. Этот показатель необходим для следующего:

  1. Принятия решения о необходимости формирования контрактной службы. Если окажется, что СГОЗ превосходит сто миллионов рублей, то создание контрактной службы необходимо. Если эта сумма меньше, заказчику достаточно назначить специалиста, который будет осуществлять закупку товаров и услуг. Такое правило прописано во второй части статьи 38 44-ФЗ.
  2. Чтобы просчитать объем закупок, которые необходимо осуществить у поставщиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих предприятий. В статье 30 44-ФЗ прописано, что на долю таких поставщиков должно приходиться не менее 15% от СГОЗ.
  3. Для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика. При этом цена одного контракта не может превышать 100 тысяч рублей. Согласно части 1 статьи 93 44-ФЗ общий объем товаров и услуг, закупаемых таким методом, не может превосходить 5 % от СГОЗ. В сумме он не должен превышать 50 миллионов рублей.
  4. Для просчета количества товаров и услуг, которые можно закупить посредством запроса котировок. Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей.

Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.

Основные правила расчета СГОЗ

Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
  2. Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
  3. Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах. Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.

При расчете СГОЗ не должны учитываться следующие траты:

  1. Заработная плата, командировочные выплаты сотрудников.
  2. Средства, предназначенные для уплаты налоговых сборов и прочих обязательных платежей в бюджет.
  3. На возмещение вреда, который был причинен заказчиком во время ведения своей деятельности.
  4. Доход, полученный о деятельности заказчика и средства, предназначенные для закупок в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, СГОЗ формируется из сумм, которые предназначены для оплаты закупленной продукции и услуг в текущем финансовом периоде. Эта цифра оказывается идентичной денежным лимитам бюджетных обязательств.

Пример: Методика расчета СГОЗ у единственного поставщика

Согласно первой части статьи 93 44-ФЗ общий объем закупок у единственного поставщика не может превосходить двух миллионов рублей или 5% СГОЗ (но более 50 миллионов рублей). При этом цена одного контракта не должна превышать 100000 рублей. Такие ограничения не применяются при закупке товаров и услуг, необходимых для потребности сельских поселений.

СГОЗ в этом случае можно определить по следующей формуле:

Чтобы понять принцип расчета, разберем пример. Государственная организация имеет СГОЗ в размере 3 миллионов рублей. Для закупки у единственного поставщика можно использовать не более 5%. В нашем примере 5% составляет 150 тысяч рублей. Этой суммы для покрытия потребностей недостаточно. Поэтому в этом случае заказчику выгоднее использовать предел в 2 миллиона рублей. Тогда организация получит возможность проводить закупки до 100 тысяч рублей напрямую. Оставшийся от первоначальной суммы (3 млн.) миллион организация может потратить для проведения закупок другими способами.

Расчет СГОЗ для запроса котировок

Закупать товары и услуги посредством запроса котировок можно в размере, не превышающем 10% от СГОЗ. При этом сумма не должна превосходить 10 миллионов рублей. Это довольно жесткие рамки, которые установлены 72 статьей 44-ФЗ. Это нужно обязательно учитывать при распределении выделенных средств.

Методика расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся с СМП или СО НКО

Частью 1 статьи 30 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить закупки у СМП и СО НКО на сумму не меньше 15% от СГОЗ. Такие закупки можно проводить двумя основными способами:

  • Установить ограничение на участие поставщиков. В документации прописывается, что поучаствовать в закупке могут только СМП или СО НКО.
  • Прописав в перечне требований к участникам необходимость привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, относящихся к СМП или СО НКО.

Правила расчета СГОЗ аналогичны методике определения суммы при закупке у единственного поставщика. При подсчетах не учитываются товары и услуги, необходимые для поддержания обороны страны, предоставления кредитов, работ, связанных с атомной энергетикой.

Продолжая вышеописанный пример, в котором из трех миллионов у единственного поставщика можно закупить товаров и услуг на сумму 2 миллиона рублей. Следовательно, у СМП можно закупить на сумму (3 миллиона – 2 миллиона) *15% = 150000 рублей.

Годовой объем закупок заказчику приходится рассчитывать для каждого финансового года, сделать это нужно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Эта цифра отражается в план-графике и публикуется в ЕИС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *