Как поменять кузов автомобиля законно

Замена кузова по закону

Порядок законного оформления замены кузова на машине в 2019 году чётко регламентирован нормативно-правовыми актами. И сразу оговоримся, что дело это непростое. Настолько, что можно поменять формально внутренности на новые, нежели проводить замену номера этого компонента. Но это зависит от того, в каком состоянии вы приобрели "туловище" автомобиля: б/у или меняете на новый, есть ли на него документы и какие конкретно – именно эти факторы влияют на то, можно ли будет оформить замену кузова легально в ГИБДД и разрешена ли будет регистрация этой процедуры. Итак, давайте обо всём по порядку!

Чем является кузов автомобиля по закону?

А начнём мы с понимания, что такое кузов машины. Формально в России это номерной агрегат. И это значит, что на него наносится обозначение-номер, идентифицирующий всё транспортное средство. А по закону, если в ГИБДД не удастся идентифицировать машину (фактический номер на агрегате не будет совпадать с документами), то в регистрации такого авто откажут на законных основаниях.

Но всё не так печально – новый кузов официально оформить можно, а право замены есть у любого автолюбителя. Правда, для этого нужно соблюсти ряд условий и формальностей, а также собрать необходимые документы, в том числе на новое "тело".

Как нельзя оформить замену в 2019 году?

Начнём мы с закона, который регулирует порядок замены. Практически единственный правовой акт, предписывающий порядок регистрации (другие имеют мало практического отношения к нашему вопросу) – это новенький Приказ №399, который вступил в силу совсем недавно. Именно он регламентирует не только порядок процедуры постановки на учёт заменённых компонентов автомобиля, но и что запрещено ставить на учёт.

Итак, на 2019 год действуют следующие ограничения:

  • нельзя производить замену на новый кузов, если он числится по данным ГИБДД в розыске (в угоне, автомобиль с ним снят с регистрации ГАИ по утрате),
  • если у вас нет документов на новый компонент (пункт 17 Приказа),
  • по закону можно поставить кузов с утилизированного автомобиля, но на практике в 99% случаев нельзя – вы получите отказ, потому как даже всю машину в полной комплектности после утилизации достаточно непросто восстановить,
  • вы не поставите на учёт машину с заменённым кузовом, если он снят с авто, за которое не был произведён утилизационный сбор (п.3 Приказа), но можно поставить, если он выпущен ранее сентября 2012 года,
  • если вы уже поменяли "тело" на новое, то с большой долей вероятности вам откажут в регистрации на основании пункта 3 Приказа №399 из-за несоответствующих номеров номерных агрегатов, в число которых входит и обсуждаемый нами, подробнее этот вопрос мы обсудим ниже,
  • если номер кузова не читается – в этом случае шансы внести изменения в учётные данные Госавтоинспекции примерно 50/50 – вас направят на экспертизу с нечитаемым номером агрегата, а установит ли номер экспертиза, известно будет лишь после её проведения,
  • если есть признаки подделки (переварки, изменения цифр/букв VIN номера) обозначений.

А как можно?

На самом деле, есть 2 варианта переоформления такой замены в ГИБДД в зависимости от состояния компонента. Эти варианты кроются в 2 постулатах законности данной процедуры на 2019 год:

  • менять кузов на другой вообще можно – не запрещено законом,
  • но если вы купили его б/у с другого авто, то документов на него не будет, так как бумаг на высвободившийся номерной агрегат уже давно не выдают, а других у вас не может быть.

В конечно итоге получаем 2 варианта развития событий и, соответственно, инструкции по замене, в зависимости от конкретно вашей ситуации:

  1. если "тело" покупалось новым, то тогда можно провести регистрацию в ГИБДД в традиционном понимании – оформить её как замену кузова,
  2. если же этот компонент вы приобрели в б/у состоянии, то гораздо проще будет оформить на себя заменяющий кузов как приобретение всего автомобиля целиком (то есть кузов=автомобиль, а на него вы просто перебрасываете все детали и узлы со старой машины).

Оформление замены кузова как смены всего автомобиля целиком в качестве официального узаконивания этой процедуры подойдёт только в случае, если идентификационные номера (VIN) нанесены лишь в локации поверхности кузова. То есть такое нельзя делать с рамными внедорожниками и грузовыми авто, где меняется только кабина. Кроме того, не должно быть изменения конструкции автомобиля.

Что такое изменение конструкции? Это установка таких компонентов, которые в стоке на данную модель авто не ставились. Например, из самого очевидного – двигатель. Он должен совпадать по модели и характеристикам с тем, что устанавливали на ваш новый кузов. Более подробно данный вопрос мы обсудили в статье про смену мотора. Подчеркнём в контексте нашего вопроса, что новый кузов должен быть в точности идентичен меняемому – чтобы не произошло изменения этой самой конструкции.

Также во втором случае не потребуются документы на кузов для получения права его замены.

А вот в случае, если вы купили "туловище" авто новым, то оно должно по документам значиться именно как новый номерной агрегат (то есть речь идёт не о покупке нового автомобиля, а именно компонента под смену).

Как официально оформить замену?

Итак, приведём небольшую инструкцию в зависимости от каждой из ситуаций, описанных выше.

Если кузов б/у

В этом случае официальная регистрация замены аналогична покупке автомобиля с пробегом:

  1. вы перекидываете на новый всё с той машины, у которой кузов под замену,
  2. далее нужно поставить на учёт данный авто аналогично как при покупке б/у автомобиля: заменить свидетельство о регистрации, внести изменения в ПТС (старого авто).

Старый же кузов со старыми запчастями и деталями можно сдать в металлолом и списать в утилизацию либо снять с учёта в ГИБДД на основании утраты.

Полная инструкция по регистрации изменений в связи со сменой собственника авто здесь (а именно эту процедуру мы проводим при замене главного агрегата машины). Если нужно сохранить номера со старого автомобиля (со старым кузовом), то инструкция здесь.

Если кузов новый

Новые кузовы в России можно приобрести только для отечественных автомобилей. Для иномарок практически нигде в продаже таких новых компонентов вы не найдёте. Но иностранные производители почти всегда по запросу дилерских центров в нашей стране предоставляют таблички с необходимыми данными.

В этом случае формальных причин для отказа в замене кузова у ГИБДД нет. Но на практике возможны нюансы – дело в том, что редкие и ответственные процедуры инспекторы МРЭО ГИБДД проводить боятся, а потому им проще отказать в оформлении замены, нежели брать на себя ответственность. В этом случае поможет требование письменного отказа под видеозапись (снимать сотрудников не запрещено) – как правило, на этом всё и заканчивается успешно для заявителя.

При покупке нового кузова на него во всех случаях есть документы. Их ни в коем случае нельзя терять – регистрация замены кузова в ГАИ в 2019 году проводится строго на основании документов на новый (пункт 17 Приказа 399). С ними вам необходимо обратиться в ГИБДД, но ещё до замены.

Читайте также:  Лишение водительских прав статья коап

Потому как далее вас ждёт хоть и упрощённая, но довольно дорогая сертификация транспортного средства. Упрощённость схемы заключается в том, что не требуется проведение испытаний и экспертиз, так как кузов "родной" и уже прошёл все испытания в составе вашей модели автомобиля. Но, тем не менее, процедура затратная по финансам и времени.

  1. Сначала необходимо получить разрешение в ГИБДД для замены кузова – это формальность и отказать вам не имеют право, так как закон 2019 года не запрещает этого.
  2. Затем нужно явиться на осмотр ГИБДД с документами: СТС, заявление на внесение изменений (пишется от руки на имя начальника МРЭО), ПТС и паспортом собственника авто.
  3. Далее нужно заменить кузов на новый фактически – обязательно у автосервиса должен быть сертификат соответствия на данный вид работ, иначе в официальной регистрации изменений откажут. Также не забудьте взять документы из СТОА: акт выполненных работ и другие документы, которые вам выдадут.
  4. Последним этапом остаётся подать заявление в ГИБДД уже на внесение изменений.
  • Скачать бланк заявления на замену кузова (формат DOCX для заполнения на компьютере).
  • Скачать тот же бланк заявления в формате PDF для заполнения от руки.

Я уже поменял кузов – можно ли оформить в ГИБДД постфактум?

А вот легализовать уже заменённый кузов автомобиля, как мы уже упомянули выше, невозможно. Хотя законных оснований для отказа здесь, казалось бы, и нет, но фактически на осмотре сверяется VIN-номер. Он и нанесён на кузов, и не будет совпадать с документами, а это уже причина для легального отказа.

Кроме того, вами не было получено предварительное разрешение на внесение изменений в конструкцию, а это противоречит пункту 7.18 Основных положений ПДД.

Тем не менее, в редких случаях оформить такую замену возможно, правда, только через суд. Но даже ничтожный шанс на это возможен только при 2 условиях:

  • у вас остался старый кузов без признаков уничтожения или изменения VIN-номера,
  • есть свидетели, документы на выполненные работы по замене.

Происходит массовое нарушение гражданских и конституционных прав автомобилистов
С 15 октября 2013 года региональное ГИБДД перестало вносить изменения в регистрационные данные транспортных средств, связанных с заменой кузова.

Новый Административный регламент
Тот, кто кузов уже заменил и не успел внести изменений в ПТС до 15 октября 2013 г., теперь не может пользоваться автомобилем, т.к. по закону запрещено управлять незарегистрированным автомобилем. Вынуждены бездействовать и те, кто собирался произвести замену кузова.

Отказ в регистрации таких автомобилей ГИБДД связывает со вступлением в силу нового Административного регламента по регистрации транспортных средств, утверждённого приказом МВД 07.08.2013 № 605.

Ранее действовал аналогичный Регламент (приказ МВД России от 24.11.2008 г. № 1001), согласно п.37 которого при замене кузова год выпуска автомобиля оставался прежним, а информация о замене кузова вносилась в графу «особые отметки» ПТС.

В новой версии документа внесены незначительные изменения, но при этом исключен упомянутый выше п.37. Тем не менее действующее законодательство не запрещает замену кузова в автомобиле и не запрещает последующее изменение регистрационных сведений.

ГИБДД впереди паровоза
Внесение запрета на регистрацию замены кузова пока лишь планируется в законопроекте «О государственной регистрации транспортных средств в РФ», который в настоящий момент принят в первом чтении. Вступит он силу не ранее чем через 180 дней после официального опубликования.

Похоже, ГИБДД бежит впереди паровоза, отказывая гражданам в регистрационных действиях при замене кузова, тем самым необоснованно нарушая гражданские и конституционные права автомобилистов.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно п. 3 Постановления правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О Государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД в течение 10 суток после замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Аналогичное требование содержится и «Правилах регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ», утвержденных в приказе МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств». Согласно п. 6 Правил, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах. Порядок изменения регистрационных данных, связанного с заменой номерных агрегатов транспортных средств, указан в п. 8 Правил. По заявлению автовладельца ГИБДД обязано внести сведения о замене номерных агрегатов в базу данных и в соответствующие документы.

Замена кузова разрешена
Кузов автомобиля как агрегат может быть заменён, об этом сказано в пп. 4.3.3.1, 4.3.3.2 нормативного акта, утверждённого Минюстом России «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».

В п. 7.2 «РД 37.009.015-98. Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» указано, что специалист принимает решение о замене кузова… при экономической нецелесообразности или технической невозможности его восстановления.

Действующим законом разрешена продажа номерных агрегатов как самостоятельных объектов гражданского оборота, об этом говорится в разделе VI «Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов» Постановления правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров».

Кроме того известно, что заводами-изготовителями предусмотрена замена кузовов в автомобилях, для этого они выпускают кузова в виде запасных частей.

Правила замены кузова
На случай запланированного изменения конструкции транспортного средства принят приказ МВД РФ от 07.12.2000 № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГБДД МВД РФ по техническому надзору» (вместе с «Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ», «Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ»)

Согласно Порядку контроля предусмотрена процедура предварительного обращения в ГИБДД с заявлением о возможности внесения изменений в конструкцию ТС. На заявление ГИБДД должно принять соответствующее решение, в котором указать о порядке дальнейших действий заявителя, в частности, указать требуется ли получение заключения о возможности внесения изменений в конструкцию ТС в специализированной организации. Обычно в ГИБДД во всех случаях указывалось на необходимость получения подобного заключения.

После получения заключения о возможности изменения конструкции автомобиля следовало произвести соответствующие работы с составлением заявления–декларации, в которой указывается перечень произведённых работ. Далее следует пройти диагностику автомобиля, аналогичную техническому осмотру. После выполнения всех указанных действий и получения оформленных документов в ГИБДД выдавалось свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности и по заявлению собственника производилось изменение регистрационных сведений автомобиля, если в процессе изменения конструкции заменялись номерные агрегаты.

Читайте также:  Гараж строительство гаража на участке

Документы на кузов
Устанавливаемый кузов должен иметь один из следующих документов:

— таможенную декларацию на ввезённый из-за рубежа кузов с разрешением на выпуск агрегата в свободное обращение;

— свидетельство из ГИБДД на кузов, высвободившийся с бывшего в употреблении ТС;

— сертификации или декларирования соответствия на кузов, изготовленный на территории РФ.

Деятельность автосервисов и частных лиц по ремонту и обслуживанию транспортных средств в настоящий момент не требует ни лицензирования, ни сертификации. Кузов автомобиля может быть заменён в любых технически оснащённых и приспособленных условиях с соблюдением технических норм. Проведённую установку кузова необходимо подтвердить заявлением–декларацией, актом выполненных работ.

До 15 октября 2013 года ГИБДД любую замену кузова автомобиля расценивало как изменение конструкции, и автовладельцам приходилось полностью проходить указанною выше процедуру. Однако при замене кузова на аналогичный для этого не было необходимости.

Необоснованные отказы ГИБДД
Сегодня распространены незаконные типовые отказы ГИБДД в одобрении замены кузова автомобиля и отказы в изменении регистрационных сведений.

После 15 октября 2013 года, несмотря на отсутствие законных оснований, ГИБДД стало расценивать любой случай замены кузова в автомобиле как недопустимый. В настоящее время на территории Калининградской области нарушены права около 3000 граждан.

В ГИБДД мотивируют свои отказы в регистрации ТС при замене кузова в основном следующими причинами:

— вступлением с 15 октября 2013 года в действие нового Административного регламента, несмотря на отсутствие в нем запрета на регистрацию ТС при замене кузова;

— неуплатой утилизационного сбора за установленный кузов, несмотря на то, что уплата утилизационного сбора за кузова не предусмотрена;

— утверждением, что при замене кузова происходит фактическая замена одного автомобиля на другой или утрачивается базовое транспортное средство. Однако такая причина для отказа в совершении регистрационных действий не предусмотрена действующим законодательством;

— якобы при смене кузова происходит скрытие, подделка, изменение, уничтожение маркировки, что выглядит несерьезным аргументом;

— якобы невозможна идентификации автомобиля и соответственно проверка автомобиля на предмет соответствия требованиям безопасности, что противоречит вышеуказанным документам, предоставляемыми автовладельцем.

В правовом государстве должен действовать принцип правовой определённости. Ничем не обоснованное изменение деятельности органов внутренних дел, направленное на существенное ограничение гражданских и конституционных прав граждан без изменения закона не допустимо.

Пётр Губенко, юрист Калининградской региональной общественной организации «Общество защиты прав автомобилистов «ОСА», сайт: автоправо-оса.рф , тел. 8-911-073-73-37, "Авторынок Калининграда", №12 от 24.03.2014

Важно понимать!
В России такие мероприятия по замене номерных агрегатов — лотерея и почти не обходятся без проблем.

Не менее интересно:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ В.В.ПУТИНУ ОТ ЖЕРТВ ЗАПРЕТОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОНСТРУКТОРОВ ТС
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
От жителей Приморского края, жертв запретов эксплуатации конструкторов ТС

Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаемся к Вам с просьбой помочь в решении острой проблемы, которая затрагивает интересы многих жителей Приморского края и грозит обернуться социальным взрывом.

Речь идет о массовом аннулировании регистрации японских автомобилей, ввезенных на территорию Российской Федерации в 2008-2011 годах в качестве номерных агрегатов, так называемые «конструкторы», «распилы», «каркасы», «остовы», «кузова» ТС, с целью снижения таможенных пошлин при ввозе транспортных средств.

При схемах «конструктор» и «каркас» юридически оформлялась замена кузова и двигателя, при схеме «распил» машины, при ввозе в Россию распиливались на две части, оставляя чаще всего при этом в целости несущий кузов. Затем половинки кузова сваривали, устанавливали на колесную базу, и «распиленный» автомобиль обретал обычный вид.

На протяжении четырех лет в Россию было завезено более 95 тысяч конструкторов ТС («конструкторы», «распилы», «каркасы», «остовы», «кузова»). На тот момент, эти схемы ввоза транспортных средств не противоречили законодательству, все автомобили прошли регистрацию в ГИБДД. За это время не зафиксировано случаев увеличения дорожно-транспортных происшествий за счет подобных автомобилей. В УГИБДД УМВД России по Приморскому краю нет статистики ДТП с участием конструкторов ТС («распилов», «каркасов», «остовов», «кузовов»)

Самое главное, значительное количество нынешних владельцев этих машин являются добросовестными приобретателями. Они являются вторыми или третьими владельцами автомобилей. Люди ставили свой новый автомобиль на учет в ГИБДД, документы проходили там полную проверку, и в дальнейшем никаких проблем с эксплуатацией транспортного средства не было – ни в техническом плане, ни в отношениях с государством в лице УГИБДД УМВД России по Приморскому краю.

Но в 2013 году, УГИБДД УМВД России по Приморскому краю неожиданно приняло решение об аннулировании регистрации 893 автомобилей, поставленных на учет, как выяснилось спустя несколько лет, с нарушением требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а так же при внесении изменений в конструкции которых, установлены факты предоставления гражданами поддельных документов.

Подучается, изначально сотрудники ГИБДД подтвердили легитимность этих автомобилей, а затем они же поставили их вне закона.

Такой подход противоречит здравому смыслу. Покупатель –собственник не имеет полномочий проверять законность выдаваемых государственных документов, делать запросы в институты, что бы убедиться в законности транспортного средства.

Однако это входит в полномочия государственных органов, принимающих решения о постановке транспортного средства на учет. Непрофессионализм, халатное отношение к своим прямым обязанностям представителей ГИБДД, которые должны были досконально проверить юридическую чистоту автомобиля, сегодня стали угрозой социальному благополучию жителей не только в Приморском крае и на Дальнем Востоке, но и в других субъектах, куда поставлялся японский автопром.

По заявлению начальника УВД Приморского края Н.Н. Афанасьева, в 2014 году может быть аннулирована регистрация около 10 тысяч конструкторов ТС («конструкторов», «распилов», «каркасов», «остовов», «кузовов»). С учетом семей автовладельцев – более 30 тысяч человек, каждый 20-й житель Владивостока! – становятся «жертвами» запоздалой активности местных правоохранителей.

Мы в недоумении почему, принимая решения об аннулировании регистрации ТС, не ставиться вопрос о привлечении к ответственности бывших и действующих сотрудников ГИБДД, которые либо по своей халатности, либо еще каким – то причинам ставили на регистрацию данные транспортные средства.

Жертвами запретов эксплуатации конструкторов ТС («конструкторов», «распилов», «каркасов», «остовов», «кузовов») стали граждане, которые оказались заложниками ситуации. Многие покупали машины в кредит, занимали деньги на покупку. Хозяева конструкторов ТС в большинстве своем люди с невысокими доходами, и машины, которые они покупают, считаются народными: это самые доступные по цене марки автомобилей, дорогих внедорожников среди них нет.

Нужно сделать все, чтобы не допустить социальных конфликтов и волнений, которые могут охватить не только Приморский край, но и другие регионы Дальнего Востока.

Мы надеемся, что Вы сможете защитить интересы очень многих дальневосточников, которые в свое время на законных основаниях приобрели эти транспортные средства, а сегодня вынуждены поставить их на «прикол» или продавать за бесценок по цене лома.

Считаем, недопустимым лишать добросовестных приобретателей подобных автомашин их собственности, право на которую несколько лет назад было подтверждено государством в лице таможни и ГИБДД.

Решения об аннулировании регистрации транспортного средства должны приниматься судами РФ, что бы каждая сторона имела возможность отстоять свои интересы. Так же необходимо проводить соответствующие мероприятия и подвергать уголовному преследованию сотрудников ГИБДД, которые принимали решения о производстве регистрационных действий указанных транспортных средств.

Читайте также:  Можно ли перевозить алкоголь в поезде

Наши многочисленные обращения в УГИБДД УМВД России по Приморскому краю, ГУБДД МВД Российской Федерации, прокуратуру Приморского края результатов не принесли, проблема осталась открытой.

Принимая во внимание все вышеизложенное, Просим Вас, Владимир Владимирович, вмешаться в разрешение указанной проблемы и приостановить аннулирование регистрации конструкторов ТС («конструкторов», «распилов», «каркасов», «остовов», «кузовов») ввезенных ранее на территорию Приморья, а также поставить вопрос о персональной ответственности за создавшуюся ситуацию должностных лиц — сотрудников УГИБДД УМВД по Приморскому краю, которые ставили «конструкторы», «распилы», «каркасы», «остовы», «кузова» ТС на учет, а сегодня лишают автолюбителей права пользоваться ими

Он установил, что если автовладелец поменял кузов или шасси, но не перерегистрировал автомобиль, то это не означает, что он управлял машиной с подложными номерами.

Дело в том, что в последнее время у гаишников и судей вошла в моду следующая практика. Поменял, допустим, водитель кузов своего автомобиля, но машину не перерегистрировал и продолжает на ней ездить. Останавливает его инспектор ГИБДД, сверяет номера, а идентификационный номер автомобиля не совпадает с тем, который указан в свидетельстве о регистрации. Все, управлял машиной с заведомо подложными регистрационными знаками. А за это в части 4 статьи 12.2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено лишение прав на срок от полугода до года. И никакие доказательства того, что водитель действительно поменял кузов и ездит с документами на него, уже не действуют. Вот уже несколько лет инспекторы ГИБДД не проверяют номер двигателя, и он, соответственно, не вносится в регистрационные документы.

Остается только один способ идентифицировать автомобиль – его идентификационный номер. А именно он нанесен на кузове, который поменяли. И, соответственно, не совпадает с тем, который указан в документах.

И получается, что человек управляет уже совершенно другим автомобилем, а не тем, который зарегистрирован в ГИБДД с соответствующими регистрационными знаками.

Но это, скажем так, формальный подход. Ведь автовладелец получил номера на совершенно законных основаниях, и потом он не менял автомобиль, а поменял всего лишь одну деталь. Да, дорогую, большую и номерную, но такую же запчасть, как выхлопная труба.

К сожалению, возможностью поменять кузов как банальную запчасть пользуются и откровенные мошенники. Например, именно благодаря такой возможности страну наводнили так называемые "конструкторы". Чтобы избежать высоких таможенных пошлин, некоторые граждане ввозят в Россию не автомобиль, а его запчасти. Затем покупают где-нибудь старый автомобиль такой же марки. От него им нужны только документы. Под эти документы и собирается из ввезенных запчастей машина.

Есть и более вопиющие случаи. Например, некоторые транспортные компании, закупив 10 машин одной марки и цвета, ставят на учет только три из них. А потом, по необходимости, перевешивают номера с одного на другой. Вот это уже точно управление автомобилем с подложными номерами. Но по формальным признакам разницы между такими деятелями и теми, кто честно купил кузов, нет никакой. Причем вина последних в том, что они вовремя не внесли изменений в регистрационные данные. А это уже совершенно другая статья КоАП – 12.1. Она предусматривает только штраф от 500 до 800 рублей.

И вот как минимум двоим пострадавшим от несправедливого лишения прав удалось добраться до Верховного суда. Один из них – некто Сагателян А.А. – управлял автомобилем с замененным кузовом в Калининграде. Второй – некто Агошко А.А. – ехал по трассе "Уссури" в Приморском крае на машине, у которой было заменено шасси. И в том и в другом случае инспекторы ДПС вменили им управление транспортным средством с заведомо подложными номерами. Мировые судьи поддержали эту версию и вынесли наказание в виде лишения прав на 6 месяцев. Обжалования результатов не принесли. Районные и краевые суды утверждали ранее вынесенное решение. Однако Верховный суд посчитал иначе. В своих постановлениях он указал, что "под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе в установленном законом порядке, либо государственные регистрационные знаки с какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них предприятием-изготовителем символы, а также государственные регистрационные знаки, выданные при государственной регистрации другого транспортного средства".

Заявитель Сагателян представил суду договор купли-продажи кузова и свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданное ГИБДД Калининградской области. При таких обстоятельствах Верховный суд посчитал, что нет оснований утверждать, что номера подложные, и постановил решения нижестоящих судов отменить, административное дело прекратить.

Агошко представил договор купли продажи номерных агрегатов, наряд-заказ на выполнение работ по замене и добавочный лист к декларации на товары, подтверждающий законность ввоза этих запчастей. Однако свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности он не представил. Верховный суд также не нашел оснований считать номера подложными. Но, по его мнению, было нарушено требование по допуску к эксплуатации транспортного средства. Ответственность за это предусмотрена частью 1 статьи 12.5 КоАП – штраф 500 рублей.

Понятно, что теперь все суды будут выносить свои решения с оглядкой именно на эти постановления. Но как быть с теми, кто пользуется пробелами в законодательстве, о ком мы писали выше? В ГИБДД считают, что статью 12.5 можно применять. Но у автовладельца есть срок – 10 суток для постановки на учет вновь приобретенной машины или внесения изменений в регистрационные данные. И если срок истек, то должна применяться часть 1 статьи 12.1 КоАП – управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Ведь при замене номерных деталей необходимо вносить изменения в регистрационные данные, просто потому, что они фигурируют в документах. Казалось бы, статья безобидная, всего штраф, но за повторное нарушение уже будет грозить часть 1.1 этой статьи – штраф 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Всего по итогам 2013 года по данным ГИБДД в России зарегистрировано более 53 миллионов транспортных средств. Из них почти 23 с половиной миллиона составляют иномарки. Новых машин, с момента производства которых не прошло и года, зарегистрировано чуть более 3 миллионов 606 тысяч. Автомобилей старше 3 лет – более 6,5 миллиона. От трех до пяти лет – 4,9 миллиона.

Один из наиболее массовых сегментов – это автомобили от пяти до десяти лет. Их насчитывается почти 12 миллионов. Автомобили возрастом от 10 до 15 лет не столь многочисленны. Их количество чуть-чуть не дотянуло до 8 миллионов. Ну и, наконец, самый большой сегмент – автомобили старше 15 лет. Их колесит по нашей стране более 18 миллионов.

Необязательно менять кузов машины в связи с высоким возрастом. Тем более, что иностранные производители дают гарантию на сквозную коррозию кузова 10 лет. Но в большинстве случаев кузова меняют не из-за сквозной коррозии, а в результате аварии, когда его восстановление невозможно или сопоставимо по цене с покупкой нового авто. Другое дело, что потом необходимо перерегистрировать машину. Ведь была заменена номерная деталь. А перед этим необходимо получить в ГИБДД свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Ведь, по сути, сборочные производства иномарок в России занимаются тем же самым, чем будут заниматься на сервисе: на готовый кузов навешивают колеса, двигатель и прочее оборудование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *