Налогообложение по договору комиссии

Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющие упрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие, находящееся на общем режиме налогообложения, а другой – «упрощенец», то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением. Попробуем их разрешить.

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительного вознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачивается после исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи 991 ГК РФ.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001 ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионером и комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядок распределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если у комитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Если комиссионер – «упрощенец»…

В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системы налогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги, если комиссионер – «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения? Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы? Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлять счета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той же статьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца» доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера является только комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы, так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образом аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посреднические услуги.

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения [1], комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе «Доходы – всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионер выделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующей графе.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этой же статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результате исполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающих доходы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента – на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца» расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур, не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписывать счета-фактуры ему приходится. И вот почему.

Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий от своего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры посредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируя его в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [2].

Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаются в счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует в своей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [3].

В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетный счет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтому в посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представления комиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднее установленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственности за несвоевременную уплату НДС.

Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнего для вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленный на его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера, комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, в котором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. При этом счета-фактуры – ни выставленный комиссионером, ни полученный им – в книге покупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно, счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

Если комитент – «упрощенец»…

Если организация, применяющая УСН, по условиям договора комиссии является комитентом, у нее возникает еще больше проблем, чем у «упрощенца»-комиссионера. При этом основные трудности связаны с особенностями признания доходов и расходов при УСН.

Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у него появляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том, что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как день поступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу (комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можно сделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступивших на расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждается также пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика. А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющий УСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетного счета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателей всю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение. В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателя на расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионера сумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер, участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамках договора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

Читайте также:  Как перевести деньги из чили в россию

Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляются сложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведь статья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых при упрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплата услуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении, выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случае вознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16 к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы. Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальных ценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаях комиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживает свое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случае сумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена уже за минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившей на расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способ расчета.

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделать это можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг) включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо от того, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признать в составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составе расходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам, придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет. Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец» таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализации товаров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент, а он освобожден от уплаты НДС.

Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимо заплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии, который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту, то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечислены деньги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налог не уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, что комитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье 122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пени по статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджет в случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученного от покупателя, не удастся.

Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупает товары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуру на эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередь принять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этого налога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Комиссионер и ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в Налоговом кодексе. В частности, в розничной торговле. Поэтому на практике возник спор: как расценивать торговлю по договору комиссии в случае, если она осуществляется в розницу? Как отдельный вид деятельности – посреднические услуги или как розничную торговлю товарами?

Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услуги не относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененный доход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку», если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВД является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товарами налогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД является форма расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочия по реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер. Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализует не только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придется отстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нет единого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принимались решения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлю комиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающие их уплачивать ЕНВД.

[1] Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

[2] Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

[3] Подробнее о порядке документооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеров журнала. – Примеч. ред.

Любая реализация, если речь не идет о розничной торговле, сопровождается, как правило, выдачей счета-фактуры. При классической схеме «продавец-покупатель» все просто. А вот при схеме, включающей в себя участие посредника, возникает масса вопросов. Самый важный вопрос связан с составлением счетов-фактур и исчислением НДС. О нем, а также о других тонкостях, связанных с комиссионной торговлей, рассказывает Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой компании «Такс Оптима».

Составляем договор

При комиссионной торговле собственник товара (комитент) привлекает посредника (комиссионера) для того, чтобы тот продал его товар. За это посредник получает от комитента вознаграждение. Крайне важно при таких операциях правильно составить сам договор, оформить счета-фактуры и зарегистрировать их в соответствующих книгах. Дело в том, что при проверках налоговики из-за неверно составленных документов очень часто осуществляют переквалификацию «комиссионных» сделок. В итоге участники посреднических договоров вынуждены либо платить огромные суммы налогов по результатам проверок, либо оспаривать факт переквалификации в суде.

Итак, в первую очередь договор между комитентом и комиссионером должен быть составлен таким образом, чтобы не возникали сомнения в его «посредническом» характере. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ч. 1 ст. 990 ГК РФ). Поэтому из договора должно четко следовать, что собственник товара передает товар не в собственность посредника, а для продажи третьим лицам. Также в договоре нужно указать сумму вознаграждения или порядок его определения (например, 10 процентов от стоимости реализованных товаров).

Помимо этого стороны должны обговорить момент, связанный с составлением отчета комиссионера. Это в первую очередь необходимо для самого комиссионера. Ведь для него объектом налогообложения является вознаграждение. Поскольку в целях учета и налогообложения выручка от оказания услуг отражается «по отгрузке», то может возникнуть ситуация, когда обязанность по начислению налогов возникла задолго до фактического получения комиссионером денежного вознаграждения. Да и для комитента сроки, в пределах которых осуществляется составление посредником своего отчета, также имеют большое значение, поскольку от этого будет зависеть своевременность исчисления НДС, о чем мы подробно расскажем ниже.

При заключении договоров важна последовательность

Выручка от продажи товаров обычно поступает сначала на расчетный счет комиссионера. Но для него эта сумма не будет считаться выручкой, облагаемой НДС и налогом на прибыль. Для комиссионера облагаемой налогами выручкой будет являться комиссионное вознаграждение. Соответственно, при переквалификации налоговиками сделки основные риски возникают у комиссионера. Контролеры могут включить всю поступившую от реализации товаров денежную сумму в его налоговую базу и начислить на нее НДС и налог на прибыль.

Как уже говорилось выше, чтобы этого не произошло, договор должен содержать все признаки комиссионного договора. Но и этого не достаточно. Крайне важно еще соблюсти определенную последовательность при заключении договоров. Поясним.
Поскольку комиссионный договор предполагает поручение посреднику по продаже товара, то последовательность действий комиссионера должна быть такова: сначала заключается договор комиссии, затем — договор купли-продажи (или договор поставки). Но на практике иногда бывает так: организация-посредник сначала найдет покупателя на определенный товар, заключив с ним договор поставки, и только после этого заключает комиссионный договор с собственником такого товара. Это делается, судя по всему, с целью избежать рисков неисполнения комиссионного договора, особенно если товар специфический, на который достаточно сложно найти покупателей.

Однако подобные действия незаконны и создают налоговые риски. Суды со 100-процентной вероятностью признают договор комиссии незаключенным, поскольку «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента» (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.04 № 85).

Счета-фактуры: комиссионер

Организация, выступающая в роли комиссионера, продает товары покупателям от своего имени (ч. 1 ст. 990 ГКРФ). Это означает, что для покупателей продавцом будет являться не фактический продавец (комитент), а комиссионер (посредник). Поэтому все документы на продажу, в том числе и счет-фактуру, должен выдавать покупателям комиссионер. Он же должен указать себя в документах в качестве поставщика товара.
То есть счет-фактуру на стоимость реализованных товаров покупателю выписывает комиссионер. Но в книге продаж он его не регистрирует, и уплачивать НДС с выручки, полученной от реализации товаров, комиссионер, соответственно, тоже не будет. Ведь на самом деле эта выручка не его, а комитента, следовательно, именно комитент должен будет заплатить с этой выручки налоги.

Помимо счета-фактуры на стоимость товаров, комиссионер должен будет выписать другой счет-фактуру, но уже на сумму своего вознаграждения. Этот документ он должен зарегистрировать у себя в книге продаж и второй экземпляр счета-фактуры передать комитенту. Вот такой порядок должен соблюсти посредник, что четко следует из Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Если же посредник не является плательщиком НДС (например, находится на «упрощенке»), то счет-фактуру на сумму своего вознаграждения он уже не составляет. Однако применение специального режима налогообложения не освобождает его от обязанности выдать счет-фактуру на стоимость реализованных комиссионных товаров покупателю (письмо УФНС по г. Москве от 03.04.08 № 18-11/3/31989). При этом факт оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам, реализуемым комитентом (письмо Минфина России от 20.01.09 № 03-07-09/01).

Читайте также:  В каком случае могут уволить с работы

В случае получения комиссионером аванса от покупателя счет-фактуру на аванс также составляет комиссионер. С этого года такой документ составляется в 2-х экземплярах, один из которых комиссионер передаст покупателю, чтобы тот имел возможность принять НДС, уплаченный в составе аванса, к вычету. При этом, как и в случае со счетом-фактурой на реализацию, счет-фактура на аванс не регистрируется у комиссионера в книге продаж.

Счета-фактуры: комитент

Сразу отметим, что в момент передачи товаров комиссионеру на реализацию, комитент не должен составлять счет-фактуру. Ведь этот документ составляется при реализации, а передача товара комиссионеру не является реализацией — ведь перехода права собственности в тот момент не происходит. Поэтому передача товаров от комитента посреднику сопровождается только выдачей накладной.

А вот после того, как посредник продаст товар, он должен будет показатели счетов-фактур, выставленных покупателям, передать комитенту. И комитент на основании этих показателей составит свой счет-фактуру на стоимость реализованных товаров. Обратите внимание: в этом счете-фактуре покупателем будет значиться комиссионер (письмо МНС России от 21.05.01 № ВГ-6-03/404). Этот документ комитент зарегистрирует у себя в книге продаж, а с выручки от реализации начислит НДС. А комиссионер включит полученный от комитента счет-фактуру в журнал учета полученных счетов-фактур, а в книге покупок его регистрировать не будет.

Аналогичный порядок применяется и в отношении счетов-фактур на аванс, в случаях, когда реализация товаров происходит на условиях предоплаты (полной или частичной). В этом случае показатели «авансовых» счетов-фактур передаются комиссионером комитенту, а тот на основании полученных показателей составляет свой «авансовый» документ, который регистрирует в книге продаж. По мере реализации товаров комиссионером (о ней комитент узнает из отчета), у комитента возникнет право на вычет НДС, который исчислен с аванса, полученного от покупателей.

Тут же встает вопрос: как комитент узнает о поступлении аванса от покупателя (особенно если комиссионер не сообщит об этом, а отчитается перед комитентом лишь по реализованным товарам), а также о том, какие данные указал комиссионер, выставивший «авансовый» счет-фактуру покупателю?
Этот момент мы рекомендуем учесть еще на стадии заключения комиссионного договора. Например, можно указать, что при получении от покупателей аванса комиссионер не позднее следующего дня перечисляет полученные средства на расчетный счет комитента. При этом сообщает ему в письменной форме о показателях «авансового» счета-фактуры (либо передает ему копию).

Причем, даже если комиссионер не перечислит поступивший аванс на счет комитента сразу же после получения такого аванса, налоговики, как правило, признают обязанность комитента по включению такого аванса в свою налоговую базу по НДС. Хотя в судебном порядке такую обязанность можно оспорить.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.08 № А56-7864/2008 сказано: объект налогообложения по НДС у комитента возникает на день получения им денежных средств в виде сумм аванса в счет предстоящих поставок товаров от покупателя или на день принятия комитентом отчета комиссионера.

Комитенту также следует знать, что в строке 1 счета-фактуры (не важно, на аванс или на реализацию) он должен проставить ту же дату, которую указал комиссионер в счете-фактуре, выдаваемом покупателю. Такое указание было введено последними изменениями в Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12 2000 № 914.
Напоследок хотелось бы предостеречь бухгалтеров от одной ошибки, которая влечет за собой доначисление НДС и налога на прибыль по результатам налоговых проверок. Обычно в договоре предусмотрен следующий порядок уплаты комиссионного вознаграждения: посредник удерживает свое вознаграждение из сумм, полученных от покупателей. В итоге на расчетный счет комитента поступает сумма за минусом вознаграждения. Комитент в этом случае облагает налогами только фактически поступившую на его расчетный счет сумму денежных средств. Однако это является ошибкой. Выручкой от реализации товаров для комитента считается та сумма, которая поступила на счет комиссионера. Что касается суммы комиссионного вознаграждения, то комитент учтет ее в расходах при налогообложении прибыли, а НДС, «сидящий» в этом вознаграждении, примет к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника.

Отчет комиссионера

Особое внимание хочется уделить документу, который в обязательном порядке должен составляться посредником. Это отчет комиссионера. Он составляется по мере исполнения поручения (ст. 999 ГК РФ) и служит своего рода «сигналом» комитенту о том, что тот должен исчислить с реализации НДС. В Гражданском кодексе РФ не указан срок, в течение которого этот документ должен представляться комитенту. Поэтому стороны сами определяют этот срок, прописывая его в договоре комиссии.

Желательно, чтобы срок не был длинным. Дело в том, что комитент хотя и исчисляет НДС на основании этого отчета, но моментом определения налоговой базы по НДС для него при реализации является день отгрузки посредником товара покупателю. А если срок для составления отчета будет приличным, то может сложиться такая ситуация, что отгрузка со склада комиссионера (реализация) произошла в одном налоговом периоде, а отчет был получен комитентом в следующем налоговом периоде. Хорошо, если за налоговый период, в котором произошла реализация, он не успел сдать декларацию по НДС. В этом случае комитент сможет включить данную реализацию в отчетность.

Но если декларация уже сдана, то комитенту придется представлять в инспекцию уточненную декларацию по НДС. В противном случае отражение реализации и исчисление НДС в текущем налоговом периоде (т.е. в периоде получения отчета) повлечет за собой налоговые риски. Проверяющие укажут на то, что в нужном периоде организация не отразила реализацию, а значит, за этот период она занизила НДС. И для них, как правило, не важно, что в следующем периоде организация, напротив, завысила НДС.

К посредническим относятся операции, совершенные:

– по договору комиссии;

– по договору поручения;

– по агентскому договору.

Порядок начисления НДС по посредническим договорам зависит от того:

– кем является участник посреднического договора – заказчиком (комитентом, принципалом либо доверителем) или посредником (комиссионером, агентом либо поверенным);

– какое поручение посредник выполняет для заказчика – продает или покупает товары (работы, услуги).

Кроме того, особый порядок начисления НДС нужно применять:

– при поступлении авансов по посредническим договорам, связанным с продажей товаров;

– при продаже товаров иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете.

Продажа товаров через посредника

Посреднический договор, связанный с продажей товаров (работ, услуг), может предусматривать два варианта:

– посредник участвует в расчетах (т. е. покупатель рассчитывается с посредником, а посредник перечисляет заказчику выручку за минусом посреднического вознаграждения);

– посредник не участвует в расчетах (покупатель рассчитывается напрямую с заказчиком, а заказчик перечисляет на счет посредника посредническое вознаграждение).

При любом варианте расчетов посредник – плательщик НДС должен начислить налог с суммы своего вознаграждения и любых иных доходов (например, дополнительной выгоды), полученных при исполнении посреднического договора. Об этом сказано в пункте 1 статьи 156 Налогового кодекса РФ. Исключение составляют вознаграждения, которые получены за посреднические услуги по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Среди них некоторые медицинские товары, ритуальные услуги, изделия народных художественных промыслов. При реализации этих товаров (работ, услуг) НДС не должны платить ни их владельцы, ни посредники. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 156 Налогового кодекса РФ.

Посредническое вознаграждение

Посреднические вознаграждения и другие доходы, полученные при исполнении посреднического договора (например, дополнительная выгода), облагаются НДС по ставке 18 процентов. Это следует из положений пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 12 мая 2011 г. № 03-07-11/122.

Ситуация: по какой ставке посредник должен платить НДС с вознаграждения, полученного при исполнении договора? Посредник реализует товары, облагаемые НДС по ставке 10 процентов.

Услуги, оказываемые на основе посреднических договоров, подлежат обложению НДС по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 и ст. 156 НК РФ).

При этом никаких исключений, которые бы предусматривали применение ставки 10 процентов для посреднических операций, Налоговый кодекс РФ не содержит. Поэтому нет никакой связи между ставкой, по которой облагаются товары, реализуемые комиссионером (поверенным, агентом), и ставкой, применяемой для начисления НДС при реализации услуг посредника (п. 3 ст. 164 НК РФ). Такой же позиции придерживается и Минфин России (см., например, письмо от 21 марта 2006 г. № 03-04-07/04).

Пример отражения в бухучете операций по начислению НДС по посредническому вознаграждению. Операции у посредника

ЗАО «Альфа» (комитент) по договору комиссии поручило ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионеру) продать партию сухого молока (т. е. 10 000 пакетов). Отпускная цена одного пакета (без НДС) составляет 30 руб./пакет. Сухое молоко (кроме обезжиренного) облагается НДС по ставке 10 процентов (Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908).

Согласно условиям договора комиссионное вознаграждение посредника (без НДС) составляет 15 процентов от суммы сделки (без НДС). Посредник в расчетах не участвует.

«Гермес» реализовал всю партию товаров, полученных на комиссию, по установленной договором отпускной цене. Сумма комиссионного вознаграждения (без НДС) составила 45 000 руб. (30 руб./пакет × 10 000 пакетов × 15%). Несмотря на то что предметом договора комиссии является товар, облагаемый НДС по ставке 10 процентов, вознаграждение посредника облагается НДС по ставке 18 процентов. Поэтому сумма НДС, которую «Гермес» предъявил «Альфе» в составе комиссионного вознаграждения, составила 8100 руб. (45 000 руб. × 18%). Общая сумма комиссионного вознаграждения с НДС составила 53 100 руб. (45 000 руб. + 8100 руб.).

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете следующие проводки (в части комиссионного вознаграждения):
Дебет 76 Кредит 90-1
– 53 100 руб. – начислено комиссионное вознаграждение;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 8100 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет с суммы комиссионного вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 76
– 53 100 руб. – получены деньги от комитента в оплату комиссионного вознаграждения.

На практике вознаграждение посредника может определяться:

– как твердая сумма, зафиксированная в договоре;

– как процент от суммы сделки;

– как разница между ценой товаров, по которой они были реализованы покупателям, и ценой товаров, по которой они были переданы на комиссию.

Посредник обязан начислить НДС по посредническому вознаграждению в тот день, когда по условиям договора услуга считается выполненной (п. 1 ст. 167 НК РФ). Например, в день, когда заказчик утвердил отчет посредника. Начисленную сумму вознаграждения посредник может самостоятельно удержать из выручки заказчика (ст. 410 и 997 ГК РФ).

Пример отражения в бухучете операций по начислению НДС при реализации товаров по договору комиссии. Операции у комиссионера

ЗАО «Альфа» (комитент) по договору комиссии поручило ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионеру) продать партию медоборудования на сумму 220 000 руб. (в т. ч. НДС 10% – 20 000 руб.). Согласно договору, «Гермес» участвует в расчетах. Комиссионное вознаграждение составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС 18% – 5400 руб.).

«Гермес» реализовал товары и самостоятельно удержал комиссионное вознаграждение из выручки комитента (35 400 руб.), а остальную часть выручки перечислил на расчетный счет «Альфы».

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете следующие записи:

Дебет 004
– 220 000 руб. – принято от комитента медоборудование по договору комиссии;

Дебет 62 Кредит 76
– 220 000 руб. – продано медоборудование, принятое на комиссию;

Кредит 004
– 220 000 руб. – списана стоимость медоборудования, реализованного по договору комиссии;

Дебет 76 Кредит 90-1
– 35 400 руб. – начислено комиссионное вознаграждение;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 5400 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет с комиссионного вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 62
– 220 000 руб. – получена оплата от покупателя;

Дебет 76 Кредит 51
– 184 600 руб. (220 000 руб. – 35 400 руб.) – перечислена выручка комитенту (за вычетом комиссионного вознаграждения с учетом НДС).

На сумму своего вознаграждения посредник должен выставить в адрес заказчика счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Читайте также:  Распоряжение издается или принимается

НДС у заказчика

Заказчики определяют налоговую базу по НДС в том же порядке, что и организации, которые реализуют товары (работы, услуги), не прибегая к услугам посредников.

Начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты. Это зависит от того, какое из этих событий произошло раньше. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Чтобы рассчитать НДС, заказчику нужно правильно определить дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Заказчик отгружает (передает) товары (работы, услуги), которые нужно продать, в адрес посредника. Формально это такая же отгрузка, как и при передаче товаров (работ, услуг) от продавца покупателю. Однако НДС при отгрузке в адрес посредника заказчик начислять не должен. Объясняется это тем, что сумму НДС продавец обязан предъявить покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ). А посредник по отношению к заказчику покупателем не является.

Таким образом, заказчик должен начислить НДС в момент, когда товары (работы, услуги) покупателю были отгружены (выполнены, оказаны) посредником. Причем датой отгрузки считается дата первого по времени документа, оформленного на покупателя (перевозчика) (письмо ФНС России от 17 января 2007 г. № 03-1-03/58). Узнать о том, когда товары (работы, услуги) были отгружены (выполнены, оказаны), заказчик может из отчета посредника. Поэтому по возможности посредник должен приложить к своему отчету копии первичных документов, подтверждающих дату отгрузки товаров (работ, услуг). Отчет посредника составляется в произвольной форме, типового образца для него нет.

Об оформлении счетов-фактур при реализации товаров через посредников см. Как оформить счета-фактуры, журнал учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок при посреднических операциях.

НДС по посредническому вознаграждению заказчик может принять к вычету после того, как получит или утвердит (в зависимости от условий договора) отчет комиссионера и соответствующий счет-фактуру. Такой порядок предусмотрен статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете операций по начислению НДС при реализации товаров по договору комиссии. Операции у комитента

ЗАО «Альфа» (комитент) по договору комиссии поручило ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионеру) продать партию медоборудования на сумму 220 000 руб. (в т. ч. НДС 10% – 20 000 руб.). Учетная стоимость товаров – 80 000 руб. Согласно договору, «Гермес» участвует в расчетах. Комиссионное вознаграждение составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС 18% – 5400 руб.).

«Гермес» реализовал товары и самостоятельно удержал комиссионное вознаграждение из выручки комитента (35 400 руб.), а остальную часть выручки перечислил на расчетный счет «Альфы».

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 45 Кредит 41
– 80 000 руб. – переданы товары на комиссию;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 220 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров на основании отчета комиссионера;

Дебет 76 Кредит 62
– 220 000 руб. – отражена задолженность комиссионера, погашаемая за счет средств покупателей;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 20 000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет с выручки от продажи товаров;

Дебет 90-2 Кредит 45
– 80 000 руб. – списана себестоимость товаров, реализованных по договору комиссии;

Дебет 44 Кредит 76
– 30 000 руб. (35 400 руб. – 5400 руб.) – начислено комиссионное вознаграждение (без НДС);

Дебет 19 Кредит 76
– 5400 руб. – учтен НДС по комиссионному вознаграждению (на основании счета-фактуры комиссионера);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 5400 руб. – принят к вычету НДС по комиссионному вознаграждению (на основании счета-фактуры и отчета комиссионера);

Дебет 51 Кредит 76
– 184 600 руб. (220 000 руб. – 35 400 руб.) – поступила выручка от комиссионера (за вычетом комиссионного вознаграждения).

Ситуация: нужно ли начислить НДС с выручки, дополнительно полученной комиссионером (агентом)? По условиям договора вознаграждение увеличивается на всю сумму дополнительно полученных средств.

Как правило, в посредническом договоре заранее определяется цена, по которой комиссионер (агент) должен реализовать товары (выполнить работы, оказать услуги) комитента (принципала). Однако посредник может продать товары (выполнить работы, оказать услуги) дороже. В такой ситуации у сторон сделки возникает дополнительная выручка от реализации. По умолчанию она делится поровну между заказчиком и посредником. Но в договоре могут быть предусмотрены и другие условия. Это следует из положений статей 992 и 1011 Гражданского кодекса РФ.

Дополнительная выручка, полученная комиссионером (агентом), облагается НДС у комитента (принципала). Объясняется это тем, что все полученное посредником за счет заказчика (включая деньги) является собственностью последнего (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ). Значит, и дополнительная выручка как часть дохода от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) принадлежит заказчику. Об этом сказано, в частности, в письме УМНС России по г. Москве от 6 марта 2003 г. № 24-11/13281.

Таким образом, на сумму дополнительной выручки заказчик должен начислить НДС. Но поскольку вся эта сумма включается в состав посреднического вознаграждения, то после того как будет утвержден отчет посредника, сумму НДС с дополнительной выручки заказчик сможет принять к вычету. Для этого посредник (если он применяет общую систему налогообложения) должен выставить заказчику счет-фактуру на сумму своего вознаграждения, увеличенного на сумму дополнительной выручки (п. 1 ст. 156 НК РФ, письмо Минфина России от 12 мая 2011 г. № 03-07-11/122).

Пример расчета НДС с дополнительной выручки, полученной комиссионером. По условиям договора сумма дополнительной выручки является частью комиссионного вознаграждения

ЗАО «Альфа» (комитент) поручило ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комиссионеру) продать партию товаров за 94 400 руб. (в т. ч. НДС – 14 400 руб.). В договоре сказано, что комиссионное вознаграждение составляет 5 процентов от продажной стоимости товаров, указанной комитентом, а также всю сумму, которую комиссионер получит, продав товары дороже.

«Гермес» реализовал товары за 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.).

Дополнительная выгода «Гермеса» составляет 23 600 руб. (118 000 руб. – 94 400 руб.). Таким образом, общая сумма комиссионного вознаграждения с учетом НДС равна:
94 400 руб. × 5% + 23 600 руб. = 28 320 руб.

НДС с суммы комиссионного вознаграждения составляет 4320 руб. (28 320 руб. × 18/118). Эта сумма была предъявлена «Альфе» в счете-фактуре, выставленном «Гермесом» по комиссионному вознаграждению.

НДС, начисленный «Альфой» к уплате в бюджет после продажи товаров, составил 18 000 руб. К вычету комитент принял НДС с суммы комиссионного вознаграждения в размере 4320 руб.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел:

– доход от реализации товаров в размере 100 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб.);
– расход в виде комиссионного вознаграждения (включая дополнительную выручку комиссионера) в размере 24 000 руб. (28 320 руб. – 4320 руб.).

Закупка товаров через посредника

Если посредник, приобретающий товары для заказчика, действует от своего имени, в заключенных им договорах заказчик не упоминается. Следовательно, накладные, акты и счета-фактуры по приобретенным товарам, работам или услугам будут оформлены на имя посредника. Счет-фактуру, полученный от продавца, посредник регистрирует только в журнале учета полученных счетов-фактур.

По условиям договора товары, купленные для заказчика, могут поступить на склад посредника. Поскольку их собственником является заказчик, посредник учитывает товары за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Посредник обязан начислить НДС по посредническому вознаграждению в тот день, когда по условиям договора услуга считается выполненной (п. 1 ст. 167 НК РФ). Например, в день, когда заказчик утвердил отчет посредника.

Пример отражения в бухучете операций по начислению НДС при закупке товаров по договору комиссии. Операции у комиссионера

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комитент) по договору комиссии поручило ЗАО «Альфа» (комиссионеру) приобрести хозяйственные товары на сумму 118 000 руб. Комиссионное вознаграждение равно 11 800 руб. (в т. ч. НДС – 1800 руб.).

Комитент перечислил комиссионеру сумму по договору. Комиссионер, в свою очередь, купил необходимые товары стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) и известил об этом комитента.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:
Дебет 51 Кредит 76
– 118 000 руб. – получены деньги от комитента на покупку товаров;

Дебет 76 Кредит 60
– 118 000 руб. – учтена задолженность перед поставщиком, погашаемая за счет средств комитента;

Дебет 002
– 118 000 руб. – приняты купленные товары на ответственное хранение;

Дебет 60 Кредит 51
– 118 000 руб. – перечислены деньги поставщику товаров по поручению комитента;

Дебет 76 Кредит 90-1
– 11 800 руб. – начислено комиссионное вознаграждение;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1800 руб. – начислен НДС по комиссионному вознаграждению;

Кредит 002
– 118 000 руб. – переданы товары комитенту;

Дебет 51 Кредит 76
– 11 800 руб. – получено вознаграждение от комитента.

Заказчик может принять к вычету НДС по приобретенным товарам не раньше, чем выполнит все условия, прописанные в статьях 171 и 172 Налогового кодекса РФ. А именно оприходует товар и получит соответствующий счет-фактуру.

Пример отражения в бухучете операций по начислению НДС при закупке товаров по договору комиссии. Операции у комитента

ООО «Торговая фирма "Гермес"» (комитент) по договору комиссии поручило ЗАО «Альфа» (комиссионеру) приобрести хозяйственные товары на сумму 118 000 руб. Комиссионное вознаграждение равно 11 800 руб. (в т. ч. НДС – 1800 руб.).

Комитент перечислил комиссионеру сумму по договору. Комиссионер, в свою очередь, купил необходимые товары стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) и известил об этом комитента.

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете следующие записи:

Дебет 76 Кредит 51
– 118 000 руб. – перечислены комиссионеру деньги на покупку товаров;

Дебет 41 Кредит 76
– 100 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб.) – отражено приобретение товаров по стоимости без учета комиссионного вознаграждения (на основании извещения комиссионера);

Дебет 19 Кредит 76
– 18 000 руб. – учтен входной НДС по купленным товарам (на основании счета-фактуры, полученного от комиссионера);

Дебет 41 Кредит 76
– 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.) – включено в стоимость товаров комиссионное вознаграждение (без НДС);

Дебет 19 Кредит 76
– 1800 руб. – учтен НДС по комиссионному вознаграждению;

Дебет 76 Кредит 51
– 11 800 руб. – перечислено вознаграждение комиссионеру;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 19 800 руб. (18 000 руб. + 1800 руб.) – принят к вычету НДС по приобретенным товарам и комиссионному вознаграждению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *