Норма торговой площади на 1 человека

Содержание

НОРМАТИВЫ И НАЛОГИ

К торговым объектам розничной торговли относятся: гипермаркет, супермаркет, торговый центр, торговый комплекс, универсам, универмаг, мини-маркет, гастроном, специализированные магазины, палатки, лотки, автомагазины, павильоны, киоски, ларьки.

РАСЧЕТ МИНИМАЛЬНОГО НОРМАТИВА ЧИСЛЕННОСТИ

Рекомендована следующая классификация персонала на предприятиях розничной торговли:

основной персонал – продавцы, продавцы-консультанты, кассиры, расфасовщики, мясники, раскладчики товаров;

административный персонал – директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), заведующий отделом, заведующий секцией, главный бухгалтер, бухгалтер, товаровед, экспедитор, заведующий хозяйством (кладовщик);

технические работники – рабочий по ремонту и эксплуатации оборудования, художник-оформитель, уборщица (уборщик), дворник, сторож.

В рекомендованном перечне названы не все должности служащих и профессии рабочих, которые могут быть задействованы на предприятии. Например, не указаны грузчики и столяры в мебельных магазинах, водители, диспетчеры, осуществляющие услуги по доставке товаров покупателям, пистолетчики, операторы – на автозаправочных станциях и др. Однако Положение N 2173 предоставило право предприятиям вводить другие должности в зависимости от функциональных потребностей. Кроме того, по вышеперечисленным должностям в настоящее время готовятся специальные разъяснения к Положению N 2173.

Окончательный список основных должностей служащих и профессий рабочих предприятия тем не менее определяют самостоятельно в зависимости от потребностей и выполняемых ими функций. Этот список должностей и распределение их по категориям персонала следует также утвердить в локальном акте (штатном расписании, положении о должностях и других документах).

Как было отмечено, нормированию подлежит только основной (не административный, технический и иной) персонал. Нормирование численности и ФОТ предприятий розничной торговли производится исходя из нормативного режима рабочего времени – 72 часа в неделю (при 6-дневной рабочей неделе и 12-часовой работе в день). Как правило, предприятия торговли работают не в обычном 8-часовом режиме, а в удлиненном – 12-, 16- и даже 24-часовом. При этом следует различать режимы работы предприятия и его работников. У последних режим работы не должен превышать 40 часов в неделю.

Если на предприятии 1 человек выполняет 2 функции административного характера (например, товароведа и кладовщика), то при определении минимального норматива ЧР в целом по предприятию его следует учитывать как одну единицу (в АУП). Но если товаровед совмещает работу продавца, то он будет учитываться в основном персонале (1 человек), а не в АУП. Также если директор предприятия одновременно выполняет функции работника основного персонала (например, кассира), то он будет учтен в численности основного персонала, а при выполнении им функций бухгалтера он будет показан как один работник в АУП. Работник, относящийся к основному персоналу, дополнительно выполняющий обязанности другого работника основного персонала (например, продавца-раскладчика товаров), будет учтен как один работник в группе основного персонала.

Второй составляющей при определении минимального норматива ЧР основного персонала является торговая площадь – площадь, на которой производится продажа товаров по публичной оферте и(или) реализации договора розничной купли-продажи товаров, а также размещаются службы по дополнительному обслуживанию покупателей, занятая прилавками, стеллажами и другим оборудованием, установленным в торговом зале. Площади, сданные в аренду, не учитываются. В торговую площадь магазина не включаются: помещения для приема и хранения товаров, для подготовки их к продаже, подсобные, административные, бытовые и технические помещения.

Каждое торговое предприятие в зависимости от специфики реализуемого товара имеет свои торговые площади. Их размеры в зависимости от вида товаров существенно отличаются. Например, торговые площади мебельного магазина, автосалона, гастронома существенно отличаются друг от друга размерами, ассортиментом и количеством представленных в них товаров. Торговую площадь иных розничных торговых предприятий вообще трудно определить исходя из действующих сегодня норм. Например, "торговую площадь" автозаправочных станций, интернет-магазинов, торговля через сайты и др. В настоящее время готовятся дополнения к Положению N 2173, которые должны разъяснить эти и другие вопросы предприятий, торгующих нестандартными товарами в нестандартном формате.

При 12-часовом режиме работы в сутки и 6-дневной рабочей неделе (суммарно – 72 часа в неделю) минимальный норматив численности основного персонала исходя из размера торговой площади и месторасположения торговой точки (магазина) – в городе или сельской местности составляет (см. в табл. 1).

ТАБЛИЦА 1

МИНИМАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

численности основного персонала предприятий розничной торговли

(при 72-часовом режиме работы при 6-дневной неделе)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 291 “Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754”

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

методику расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 40, ст. 5081).

Читайте также:  Ипотека на двоих супругов при разводе
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правила
установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 291)

1. Настоящие Правила определяют порядок установления уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;

б) норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения;

в) нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов.

2. Нормативы, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, определяют нижние (минимальные) пороги обеспеченности населения площадью торговых объектов.

3. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов и нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов устанавливаются в отношении каждого субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных районов и городских округов, за исключением городов федерального значения, в отношении которых указанные нормативы устанавливаются в целом по городу федерального значения.

Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения устанавливается в отношении каждого городского округа, поселения, а также в отношении входящего в состав города федерального значения внутригородского муниципального образования.

4. Нормативы, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, устанавливаются в соответствии с методикой расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754".

Методика
расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 291)

Настоящей методикой предусматривается расчет:

нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов – согласно приложению № 1;

норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения – согласно приложению № 2;

нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов – согласно приложению № 3.

Приложение № 1
к методике расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов

1. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов ( ) рассчитывается по формуле:

– норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (кв. м на 1000 человек);

– норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (кв. м на 1000 человек).

2. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров ( ), рассчитывается по формуле:

– базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров, принимаемый равным 202 кв. м на 1000 человек;

– коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров.

3. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров ( ), рассчитывается по формуле:

– базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров, принимаемый равным 387 кв. м на 1000 человек;

– коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров.

4. Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров ( ), рассчитывается по формуле:

t – год, предшествующий году, в котором производится перерасчет норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;

– расходы населения на покупку товаров в субъекте Российской Федерации в году t (рублей) (по данным балансов денежных доходов и расходов населения, публикуемых органами статистики);

– расходы населения на покупку товаров в субъекте Российской Федерации в 2015 году (рублей) (по данным балансов денежных доходов и расходов населения, публикуемых органами статистики);

– индекс темпов роста потребительских цен на товары в субъекте Российской Федерации за период с 2015 года до года t (по данным органов статистики);

– объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

– объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

– стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по Российской Федерации в декабре года t (рублей) (по данным органов статистики);

– стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование, в декабре года t (рублей) (по данным органов статистики);

– доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование, в году t (по данным органов статистики);

– доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

5. Коэффициент региональной коррекции норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров ( ), рассчитывается по формуле:

– объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t (рублей);

– объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t (рублей).

6. Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t ( ), рассчитывается по формуле:

– объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в денежном выражении) за финансовый год t (рублей) (по данным органов статистики);

– численность населения муниципального образования в году t (человек) (по данным органов статистики).

7. Объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t ( ), рассчитывается по формуле:

– объем всех продовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в денежном выражении) за финансовый год t (рублей) (по данным органов статистики);

– численность населения Российской Федерации в году t (человек) (по данным органов статистики).

Читайте также:  Неустойка по договору подряда размер

8. Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в границах муниципального образования (в расчете на душу населения) в году t ( ), рассчитывается по формуле:

– удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли в субъекте Российской Федерации в году t (по данным органов статистики);

– удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в субъекте Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

9. Объем всех непродовольственных товаров, реализованных населению в Российской Федерации (в расчете на душу населения) в году t ( ), рассчитывается по формуле:

– удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли в Российской Федерации в году t (по данным органов статистики);

– удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в Российской Федерации в году t (по данным органов статистики).

10. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов ( ) рассчитывается по формуле:

– норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров (кв. м на 1000 человек);

– норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров (кв. м на 1000 человек).

11. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров ( ), рассчитывается по формуле:

где – среднегодовая численность постоянного населения субъекта Российской Федерации в году t (человек) (по данным органов статистики).

12. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров ( ), рассчитывается по формуле:

Приложение № 2
к методике расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения

1. Норматив минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью торговых объектов местного значения ( ) рассчитывается по формуле:

– площадь земельных участков, отнесенных к жилым и общественно-деловым зонам, расположенных на территории городских населенных пунктов муниципального образования (кв. км);

– радиус зоны торгового обслуживания для городских населенных пунктов, принимаемый равным 0,25 км;

– минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для городских населенных пунктов муниципального образования (единиц);

– площадь земельных участков, отнесенных к жилым и общественно-деловым зонам, расположенных на территории сельских населенных пунктов муниципального образования (кв. км);

– радиус зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов, принимаемый равным 0,5 км;

– минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для сельских населенных пунктов муниципального образования (единиц).

2. Минимальное количество торговых объектов местного значения, расположенных в пределах зоны торгового обслуживания для городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования ( ( ), составляет:

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, до 5000 человек на кв. км – 2 торговых объекта местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, от 5000 до 10000 человек на кв. км – 4 торговых объекта местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, от 10000 до 15000 человек на кв. км – 6 торговых объектов местного значения;

при плотности населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских (сельских) населенных пунктов муниципального образования, свыше 15000 человек на кв. км – 8 торговых объектов местного значения.

3. Плотность населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки городских населенных пунктов муниципального образования ( ), рассчитывается по формуле:

где – среднегодовая численность постоянного населения, проживающего в городских населенных пунктах муниципального образования (человек).

4. Плотность населения, проживающего на территории жилой и общественно-деловой застройки сельских населенных пунктов муниципального образования ( ), рассчитывается по формуле:

где – среднегодовая численность постоянного населения, проживающего в сельских населенных пунктах муниципального образования (человек).

5. В настоящем документе:

а) под торговыми объектами местного значения понимаются магазины и торговые павильоны по продаже продовольственных товаров и товаров смешанного ассортимента с площадью торгового объекта до 300 кв. м включительно, кроме магазинов и торговых павильонов, размещаемых в крупных торговых центрах (комплексах);

б) под крупными торговыми центрами (комплексами) понимаются торговые центры (комплексы) с торговой площадью:

более 5000 кв. м – в муниципальных образованиях с численностью населения более 500000 человек и во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения;

более 3000 кв. м – в муниципальных образованиях с численностью населения от 100000 до 500000 человек;

более 1500 кв. м – в муниципальных образованиях с численностью населения до 100000 человек.

Приложение № 3
к методике расчета нормативов
минимальной обеспеченности населения
площадью торговых объектов

Расчет
нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов

1. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции ( ) рассчитывается по формуле:

– базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции (количество торговых объектов на 10000 человек), принимаемый равным 9;

– норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов (рассчитывается по формуле, предусмотренной приложением № 1 к методике расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов);

– фактическая обеспеченность населения субъекта Российской Федерации площадью стационарных торговых объектов;

– коэффициент региональной коррекции, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом того, что (для городов федерального значения ).

2. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания ( ) рассчитывается по формуле:

где – базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания (количество торговых объектов на 1000 человек), принимаемый равным 1.

3. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции ( ) рассчитывается по формуле:

где – базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции (количество торговых объектов на 1000 человек), который принимается равным 1,7.

Читайте также:  Где быстро пройти медосмотр на работу

4. Нормативы минимальной обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами не устанавливаются для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Обзор документа

Заново утверждены Правила установления регионами нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методика расчета таких нормативов.

По новым правилам нормативы устанавливаются в отношении стационарных торговых объектов, торговых объектов местного значения, нестационарных торговых объектов (ранее норматив был единым).

Для стационарных и нестационарных объектов они определяются в отношении каждого региона и входящих в его состав муниципальных районов и городских округов, за исключением городов федерального значения, в отношении которых нормативы устанавливаются в целом.

Для объектов местного значения нормативы определяются в отношении каждого городского округа, поселения, а также в отношении входящего в состав города федерального значения внутригородского муниципального образования.

Прежние правила и методика признаны утратившими силу.

Обоснование расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов

При разработке методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов изучена действующая нормативная правовая база в России и за рубежом, проведен анализ торговой инфраструктуры субъектов Российской Федерации, влияние на потребность населения в торговой площади экономических, демографических и социальных факторов.

Зарубежный опыт планирования развития розничной торговли основывается на определенных нормативах. Во Франции проектирование новых жилых домов предусматривает строительство 2 кв. м магазинной площади на одну квартиру. В Великобритании нормы определяют необходимое количество магазинов на 1000 жителей и количество населения на один магазин. В США нормативами определяется количество торговых предприятий на 1000 жителей или же необходимая протяженность фасада улиц, отводимая под магазины, исчисляемая в погонных метрах на условное население.

В Венгрии за расчетный показатель принимается оборот на один кв. м торговой площади, который экстраполируется на период 3-5 лет. В Чехии расчет основывается на определении объема розничного оборота путем долгосрочного прогнозирования потребности в торговых площадях, численности торговых работников. В Польше при планировании торговой сети применяется показатель производительности, выражающейся в сумме оборота, реализуемого с 1 кв. м торговой площади. В Румынии применяется аналогичная методика планирования потребности в торговых площадях. Дополнительно для проверки потребности делают контрольный расчет – определяют норматив торговой площади на 1000 жителей на перспективу по данному городу путем деления всей торговой площади на численность населения города в перспективе.

В Республике Украина нормативы выражены минимальным размером торговой площади, которая приходится на 1000 человек населения. Он составляет 423 кв. м для всех типов предприятий розничной торговли, в том числе – 169 кв. м по товарам повседневного спроса и 254 кв. м – по непродовольственным това­ра­м. В Белоруссии утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью в размере 260 кв. м на 1000 жителей в районных центрах, в сельских районах – 220 кв. м.

Действовавший прежде в СССР общесоюзный норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей составлял 230 кв. м (90 кв. м по продовольственным и 140 кв. м по непродовольственным товарам). Однако указанный показатель значительно ниже среднеевропейского и североамериканского уровня (650 кв. м) и уровня США (1200 кв. м).

Один из последних принятых в СССР документов – Строительные нормы и правила (СНиП) 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 01.01.01 года № 78. В нем предусмотрены нормы торговой площади магазинов в городских поселениях – 280 кв. м на 1000 человек (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 180 кв. м), в сельских поселениях – 300 кв. м (в том числе продовольственных – 100 кв. м, непродовольственных – 200 кв. м)

Разработанные в период централизованного управления экономикой нормативы СССР не могут отвечать изменившимся социально-экономическим условиям жизни населения современной России. Нормативы СССР устанавливались исходя из экономических возможностей страны на конкретном этапе, а не из реальной потребности в обеспечении населения розничной торговой сетью.

В целях разработки методики расчета нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов Российским государственным торгово-экономическим университетом было проведено исследование в городах: Кемерово, Иваново, Оренбург, Челябинск, Самара, Южный Сахалинск. Данные населенные пункты были выбраны с целью анализа нормативов предельно допустимого времени, которое покупатели согласны потратить на совершение покупки различных категорий товаров, выявления региональной специфики и степени удовлетворенности жителей этих городов обеспечением торговой площадью.

Общий размер выборки составил четыре тысячи человек, в анкетном опросе участвовали граждане с разным уровнем достатка в возрастном диапазоне от 18 до 70 лет.

Анкета социологического опроса позволила выявить материальное положение респондентов; среднюю частоту покупок; приемлемое количество времени, которое респондент согласен потратить на приобретение товаров; выявление уровня притязаний в процессе совершения покупки; покупательскую активность населения в процессе приобретения товаров длительного пользования, а также предпочтительность мест их продажи.

В рамках исследования была определена средняя частота покупок предложенных категорий продуктов питания. При покупке продовольственных товаров для населения важна пешеходная доступность магазина – свыше 12% респондентов предпочитают покупать, не затрачивая длительного времени на поиски, выбор и очереди в магазине. Например, на выбор хлеба и хлебобулочных изделий респонденты готовы тратить до 5 минут, а на выбор мяса и мясопродуктов – 15 минут и дольше.

После исследования экономических, социально-демографических, организационно-административных и другие факторов, была произведена количественная и качественная оценка потребностей населения в торговой площади и выведена эмпирическая формула расчета норматива обеспеченности населения площадью торговых объектов, которая зависит от среднего количества посещений мест продажи определенной товарной группы в сутки, нормы площади торгового зала, необходимой для обслуживания одного покупателя, а также максимального допустимого времени, которое покупатель согласен потратить на приобретение определенного товара:

норматив обеспеченности площадью торговых объектов (кв. м на 1000 человек);

среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы);

норма площади торгового зала необходимая для обслуживания одного покупателя (для комфортного обслуживания покупателей учитывается площадь, необходимая для свободного движения тележки по торговому залу и установки торгового оборудования – 16 кв. м);

максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (час);

количество рассматриваемых товарных групп (i=1,2,….N).

В ходе вычисления базовых показателей был проведен анализ 23 групп товаров. Расчеты общего норматива Ro и составных нормативов Roпрод и Roнепрод приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Расчет общего норматива обеспеченности площадью торговых объектов для Российской Федерации и его составных значений для продовольственных и непродовольственных товаров

Наименование товарных групп

Максимально допустимое время, которое покупатель согласен потратить на приобретение товара i-группы (ч)

Среднее число посещений мест продажи i-товарной группы в день (разы)

Норматив потребности в торговой площади для i-товарной группы (кв. м на 1000 человек)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *