Расчеты с иностранными контрагентами

"Аудит и налогообложение", 2010, N 1

Расширение масштабов внешнеэкономической деятельности российских компаний, сложность правового регулирования и налогообложения операций с иностранными партнерами предопределили появление многочисленных вопросов у бухгалтеров, осуществляющих ведение налогового учета и подготовку налоговой отчетности. Это обусловлено наличием ряда неурегулированных проблем, связанных с возникновением налоговых обязательств у российских организаций при исполнении контрактов с иностранными контрагентами. Прежде всего это относится к одному из самых сложных в исчислении налогов – НДС.

В договоре с иностранной организацией, оказывающей услуги российскому партнеру, должна быть раскрыта информация, имеющая существенное значение для последующего исчисления налогов, а именно: полные наименования сторон, данные о местонахождении, подробное описание услуги, стоимость, сроки и место ее оказания, банковские реквизиты сторон, сведения о регистрации в качестве налогоплательщиков (страна, дата регистрации, орган регистрации) и порядок расчетов. Важно отразить в договоре порядок налогообложения суммы вознаграждения во избежание претензии со стороны налоговых органов. Будет корректно, если партнеры определят, что НДС, начисленный в соответствии с законодательством, добавляется к сумме вознаграждения. Сумма налога должна быть отдельно выделена в счетах на оплату, и иностранная организация – исполнитель услуг должна получать вознаграждение после удержания НДС.

Дальнейшие налоговые расчеты бухгалтера будут зависеть от наличия или отсутствия на территории РФ постоянного представительства иностранного юридического лица. Деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к образованию постоянного представительства, если одновременно присутствуют все признаки, определенные ст. 306 НК РФ. Под постоянным представительством иностранной организации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением других работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. В соответствии с п. 2.1.1 Приказа МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций", если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. Иными словами, единичные факты совершения операций нерезидентом на территории РФ не могут рассматриваться как регулярная деятельность.

При наличии постоянного представительства иностранная организация обязана встать на учет в налоговой инспекции, организовать ведение налогового учета и сдачу отчетности, а также самостоятельно производить уплату налоговых платежей.

Если деятельность иностранной организации не соответствует вышеуказанным критериям, то постоянное представительство отсутствует, а налоги начисляются и уплачиваются налоговым агентом – источником выплаты дохода.

Согласно п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные НК РФ, или нет.

Рассмотрим порядок определения НДС налоговым агентом.

Как указано в п. 1 ст. 161 НК РФ, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога. Если в договоре не указан НДС, то налогооблагаемая база будет составлять уплаченную за товар (работу, услугу) сумму, увеличенную на НДС.

С 2009 г. из п. 3 ст. 171 НК РФ исключено требование об удержании и уплате НДС из доходов налогоплательщиков – иностранных лиц, то есть налоговые агенты могут принять налог к вычету независимо от того, был НДС удержан из доходов контрагента или уплачен за счет собственных средств.

Согласно п. 3 ст. 166 НК РФ налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Обычно расчеты с иностранными фирмами российские налогоплательщики осуществляют в иностранной валюте. Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному ст. 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов.

При перечислении авансового платежа иностранному контрагенту за приобретаемые у него товары (работы, услуги) налоговый агент в качестве такой даты должен использовать дату перечисления денежных средств, и соответственно по этому курсу производится перечисление налога в бюджет. Что касается нормы о пересчете иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), предусмотренной п. 1 ст. 172 НК РФ, то данная норма в случае уплаты НДС налоговыми агентами не применяется. В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.07.2007 N 03-07-08/170 отмечено, что российский налогоплательщик исчисляет налоговую базу по НДС, пересчитывая ее в рубли по курсу Банка России "на дату фактического осуществления расходов", и именно эту сумму он имеет право принять к вычету, не пересчитывая на дату принятия на учет товаров, работ, услуг. Иными словами, дата осуществления расхода – это дата платежа иностранному контрагенту за товары (работы, услуги).

При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах (п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ), налоговые агенты составляют счета-фактуры, которые должны отвечать требованиям, перечисленным в п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).

Требования к составлению и оформлению счета-фактуры налоговым агентом при приобретении услуг у иностранного партнера регламентированы Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изм. от 26.05.2009). Налоговые агенты, указанные в п. п. 2, 3 ст. 161 НК РФ, составляют счета-фактуры при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет. Исчисление налога производится налоговым агентом при оплате товаров (работ, услуг), то есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или при частичной оплате), либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг). Счет-фактура выписывается не позднее пяти календарных дней считая со дня предварительной оплаты или оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

Подробное описание порядка заполнения счета-фактуры представлено в Письме ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634 "О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами".

Счет-фактура, составленный налоговым агентом, подписывается налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером организации или уполномоченными в установленном порядке лицами).

Налоговые агенты обязаны регистрировать выставленные счета-фактуры в книге продаж.

Важно отметить, что перечисление налога в бюджет российская организация должна производить одновременно с выплатой денежных средств иностранному партнеру по месту своей регистрации (п. п. 3, 4 ст. 174 НК РФ).

Как указано в п. 13 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, при расчетах по налогу на добавленную стоимость налоговые агенты, указанные в п. п. 2, 3 ст. 161 НК РФ, регистрируют в книге покупок счета-фактуры, составленные и зарегистрированные в книге продаж в соответствии с п. 16 Правил, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету в порядке, установленном п. 3 ст. 171 НК РФ.

Читайте также:  До куда действует знак обгон запрещен

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ право на налоговые вычеты имеют покупатели – налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщиков в соответствии с гл. 21 НК РФ при условии, что:

  • товары (работы, услуги) были приобретены налоговым агентом для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
  • при приобретении таких товаров налоговый агент удержал и уплатил налог из доходов иностранной организации.

Возместить из бюджета НДС налоговому агенту можно только на основании счета-фактуры при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Прежде всего вычет может применить только плательщик НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ). С 1 января 2009 г. принята новая редакция абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ. Уточнено, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, если данный налог был уплачен ими в соответствии с гл. 21 НК РФ. При этом приобретенные товары, работы или услуги используются в облагаемой НДС деятельности. Если приобретенные налоговым агентом товары, работы, услуги используются для совершения не облагаемых НДС операций, то суммы налога, уплаченные в бюджет, относятся на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), а кредитными организациями включаются в состав расходов (Письма Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/2/100 и от 24.03.2006 N 03-04-03/07).

Следует отметить, что, по мнению ФНС России, новые правила применения налоговых вычетов по "авансам выданным" не распространяются на налоговых агентов – покупателей, исчисляющих и уплачивающих в бюджет налог с суммы предварительной оплаты (в полном объеме или частичной оплате) товаров, работ, услуг до момента их принятия на учет.

Таким образом, суммы налога, уплаченные в бюджет налоговыми агентами в установленном порядке, подлежат вычету в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров, работ, услуг, только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов, подтверждающих факт их принятия на учет (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634 "О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами").

Относительно определения периода применения вычета по НДС, уплаченного налогоплательщиком в качестве налогового агента, имеются определенные разногласия. Так, в Письмах Минфина России от 07.04.2008 N 03-07-08/84, от 15.07.2009 N 03-07-08/151 указано, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. Такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС. Российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС, имеет право на вычет этих сумм налога в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором произведена их фактическая уплата в бюджет.

В то же время в Письмах ФНС России от 07.06.2008 N 3-1-10/81, от 14.09.2009 N 3-1-11/730 отмечено, что суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками – иностранными лицами, могут быть включены в налоговые вычеты в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который представлена декларация с отраженной в ней суммой НДС, подлежащей уплате в бюджет в отношении указанных товаров (работ, услуг).

В Определении ВАС РФ от 25.07.2008 N 9235/08 подтверждается, что право на возмещение из бюджета НДС возникает в том налоговом периоде, в котором сумма НДС, удержанная налоговым агентом согласно выставленному счету-фактуре, фактически перечислена в бюджет.

В сложившейся ситуации руководству организации, которая является налоговым агентом, необходимо либо следовать разъяснениям налоговой службы, либо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке. Надо заметить, что арбитражные суды при рассмотрении вопросов о сроках возмещения из бюджета НДС, уплаченного налоговыми агентами, поддерживают налогоплательщиков (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.04.2007 N Ф04-1851/2007-(32928-А70-31), ФАС Волго-Вятского округа от 02.05.2007 по делу N А43-16382/2006-34-691, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2008 N Ф08-4930/2008 и др.).

Налоговые агенты так же, как и налогоплательщики, представляют по итогам налогового периода в налоговые органы по месту своего учета декларацию, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

Срок представления декларации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Лица, исполняющие обязанности налоговых агентов, заполняют разд. 2 декларации. Если иностранных контрагентов несколько, то по каждому из них оформляется отдельный лист разд. 2. Важно отметить, что поскольку ИНН и КПП у иностранного партнера отсутствуют, то в строках 040, 050 разд. 2 ставятся прочерки.

Строка 100 предназначена для указания кода операции, которая привела к возникновению обязанности налогового агента. Перечень кодов приведен в Приложении к Порядку заполнения декларации. В случае покупки товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ, требуется указать код 1011701. Организациям, приобретающим товары (работы, услуги) у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ, требуется указать информацию о сумме налога в рублях только в строке 090.

За невыполнение обязанностей налогового агента ст. 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Поэтому главному бухгалтеру организации необходимо знать все ситуации, при которых возникают обязанности налогового агента.

Особенно важно помнить: обязанность налогового агента исчислить и уплатить налог не зависит от того, исполняет организация обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, или нет.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Иногда учреждениям требуется приобрести не имеющие российских аналогов оборудование, образцы материалов, не зарегистрированные в России медикаменты, программное обеспечение и другие ценности за рубежом. Также учреждения в ряде случаев заключают контракты с зарубежными актерами, режиссерами, исполнителями, преподавателями, расчеты по которым производятся, как правило, в иностранной валюте. Учет таких операций имеет свои особенности.

Закупки у иностранных поставщиков

Все приобретения, осуществляемые государственными (муниципальными) учреждениями, должны производиться с учетом требований законодательства о закупках.
На закупки казенных и бюджетных учреждений распространяется Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ). При этом если бюджетным учреждением до 1 января 2014 года было принято и опубликовано собственное положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ), то такое учреждение вправе осуществлять ряд закупок в соответствии с данным положением.
Автономные учреждения осуществляют закупки согласно положениям Закона № 223-ФЗ.

Закупки казенных и бюджетных учреждений

Закупки учреждений, как правило, должны производиться с применением конкурентных процедур выбора товара, работы или услуги путем выбора из предложений поставщиков (подрядчиков). При этом участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено в случаях, предусмотренных законодательством (п. 1 ст. 27 Закона № 44-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее – Постановление № 1224) не допускается приобретение иностранных товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства. Исключением являются случаи, когда производство соответствующих товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории РФ отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Отсутствие производства на территории РФ товаров по перечню, приведенному в приложении к Постановлению № 1224, подтверждается:

включением товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
соответствующим заключением по результатам экспертизы, проводимой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с установленными правилами.
Читайте также:  Статья 119 административного кодекса

В указанный перечень входит технологическое оборудование (обрабатывающие станки, измерительные и контрольные приборы и др.).
Таким образом, иностранные поставщики и подрядчики могут участвовать в конкурсах, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями на общих основаниях, за исключением поставок технологического оборудования, закупаемого в целях обороны и безопасности страны, если аналогичное оборудование производится в РФ.
Иностранные поставщики могут участвовать в российских закупках для государственных (муниципальных) нужд через свои представительства в РФ. Однако и в этом случае контракт может заключаться с головной организацией и расчеты по нему могут осуществляться в валюте.
Отметим, что случаи участия иностранных организаций, не имеющих представительства в РФ, в конкурсах довольно редки, так как процедура участия весьма специфична, требует специальных знаний и наличия специалистов. Однако товар, работа или услуга могут приобретаться у единственного поставщика – иностранной компании или иностранного гражданина в следующих случаях:

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Расчеты с нерезидентами: соблюдаем правила заключение контрактов и оформления валютных операций

Торговые связи российских компаний и иностранными партнерами расширяются. У иностранных компаний закупаются товары или оборудование, в том числе и не имеющие аналогов на территории России.

Торговые связи российских компаний и иностранными партнерами расширяются. У иностранных компаний закупаются товары или оборудование, в том числе и не имеющие аналогов на территории России. Также к инофирмам обращаются за консультационными или маркетинговыми услугами, нанимают иностранных подрядчиков. Известные западные брэнды передают российским компаниям интеллектуальную собственность (патенты, товарный знак, торговую марку). Все подобного рода сделки с иностранными компаниями являются внешнеэкономическими, и российское законодательство предъявляет определенные требования к оформлению таких сделок, а также к осуществлению расчетов по ним. О том, как правильно оформить международный контракт и перевести за границу денежные средства, пойдет речь в этой статье.

Оформляем контракт

В настоящее время, существующее российское гражданское законодательство изменилось. Так, отменены однозначные последствия недействительности внешнеэкономической сделки, если она совершена в устной форме. Но обычно сделки международной купли-продажи товаров (работ, услуг) заключаются путем составления между сторонами договора (контракта). Контракт является основанием для перевода денежных средств за границу.

Перед тем как начать переговоры о заключении контракта, российской стороне желательно выяснить статус иностранного контрагента. К сожалению, мошенники и лже-фирмы есть не только у нас в стране. И если российского партнера возможно проверить по номеру ИНН, или получить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (конечно, заплатив при этом государственную пошлину), то в отношении иностранного партнера сделать это сложнее.

Между тем, неясность правового статуса контрагента, отсутствие сведений о его платежеспособности чревато самыми неблагоприятными последствиями для российского предприятия. Недобросовестный иностранный контрагент может оказаться несуществующим юридическим лицом, и тогда у предпринимателей не будет законных путей вернуть перечисленные ему денежные суммы или отгруженные товары. А если речь идет о возврате экспортного НДС, то при недобросовестном иностранном партнере о таком порядке можно забыть. Могут возникнуть трудности и при обращении с иском в арбитраж, ведь ответчика – иностранной компании нет, или указанный в контракте адрес не верен, а значит и некому вручить повестку о вызове в суд.

Поэтому постарайтесь получить информацию об иностранном партнере. Попросите его представить учредительные документы, а также свидетельства о регистрации в стране инкорпорации. Можно запросить информацию о директорах компании, ее зарегистрированном адресе. Во многих европейских странах информация о зарегистрированных на их территориях юридических лицах не является закрытой, и ее можно получить не только путем подачи запроса в государственный регистрационный орган, но и из открытых интернет-источников – сайтов этих государственных органов.

Если иностранное предприятие не является широко известным, не будет лишним запросить Certificate of Good Standing – сертификат хорошего состояния компании. Этот документ может быть выдан только тому предприятию, которое не вычеркнуто из Реестра компаний в стране регистрации, выполняет все предписанные законодательством нормы, не имеет пробоем с законом, и может быть добросовестным деловым партнером.

Учтите и то, что международным аферистам нравится использовать «громкие» названия, в том числе и весьма известных предприятий. Для этого они могут создавать одноименные компании в других странах, в том числе и оффшорных. Само по себе применение оффшорных фирм не несет какого-то криминала, но вот если они используются в криминальных целях, то надо заранее защитить себя и свою компанию. Ведь в случае возникновения поблеем, привлечь оффшорную компанию к ответственности будет намного сложнее, чем респектабельное западное, американское или азиатское предприятие.

Если с правовым статусом иностранного партнера все в порядке, можно начинать процедуру согласования и подписания контракта. На этой стадии следует обратить внимание на текст согласуемого документа. И здесь не обойтись без помощи профессиональных юристов. Они помогут правильно составить контракт и максимально защитят интересы российской стороны. Важными условиями внешнеэкономического договора можно считать обязательства сторон, порядок расчетов и стоимость товара, условия ответственности стороны, которая нарушит свои обязательства. Обязательно включите в контракт арбитражную оговорку: где, на каких условиях, за чей счет и кем будет рассмотрен спор между сторонами.

Согласовав условия контракта, можно приступать к его подписанию. Здесь нужно обратить внимание на полномочия подписывающих лиц. Если от имени инофирмы контракт подписывает доверенное лицо, не директор, то проверьте объем предоставленных ему полномочий. Сделать это просто: попросите у такого лица доверенность и внимательно ее изучите. Обратите внимание, вправе ли такое лицо подписывать контракты от имени иностранной компании, на какой срок выдана ему доверенность. Если срок доверенности истек – не подписывайте контракт.

Не ленитесь перестраховаться. Неоднократно бывало, что российской стороне предоставляется поддельная доверенность. Свяжитесь напрямую с директором иностранного предприятия, подтвердите полномочия доверенного лица. Если же Вы сомневаетесь в том, что человек, с которым Вы вступили в контакт, является руководителем предприятия, или доверенное лицо действительно уполномочено на обсуждение существенных условий контракта и его подписание – не заключайте контракт.

В свою очередь, лица, подписывающие контракт с российской стороны, также должны обладать соответствующими полномочиями. Иначе у иностранного партнера могут появиться дополнительные аргументы для невыполнения своих обязательств или оспаривания сделки.

Переводим деньги.

Итак, условия контракта с иностранной компанией согласованы, документ подписан, и для российского покупателя пришло время исполнять свои обязательства. Обычно в импортных контрактах его обязательства заключаются в переводе денежных средств на счет иностранного продавца.

В настоящее время расчеты между нерезидентами и резидентами по экспортно-импортным контрактам существенно облегчены. Для перевода иностранной валюты за границу или ее получения на свой счет, российской компании в ряде случаев уже не надо получать специальное разрешение от государственных органов. Но необходимость предоставлять в банк подтверждающие документы (контракты, соглашения) и составлять паспорта сделок осталась. Также сохранены требования к российской компании об обязательном возвращении валютной выручки в Россию. Регулирует правила осуществления валютных операций Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон), и изданные в соответствии с ним постановления Правительства России и/или акты Центрального банка России.

Читайте также:  Закон о тишине в белгородской области

Платежи по внешнеторговым контрактам обычно производится в иностранной валюте или российских рублях. Для перевода денежных средств иностранному партнеру российская фирма вправе использовать свои счета в российских банках, или счета в иностранных банках*.

Обращаем внимание, что получить денежные средства от нерезидента российская компания вправе только на свои банковские счета, открытые на территории России (п. 2 ст. 14 Закона). За нарушение установленного порядка в России предусмотрена административная ответственность, а в ряде случаев и уголовная ответственность, о чем мы поговорим позднее.

Для того чтобы денежные средства были зачислены на счет российской компании, ей необходимо выполнить определенные условия, а именно: представить в банк контракт, оформить, при необходимости паспорт сделки. Все требования к оформлению документов, представляемых в банк, содержатся в Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. N138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее – Инструкция). Инструкция распространяется на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами.

Основные этапы оформления платежа в пользу иностранной компании, которые нужно пройти российскому предприятию:

1. Выбрать банк, который будет обслуживать данную валютную операцию. Право на проведение расчетов с нерезидентами предоставляется только уполномоченным банкам, то есть банкам, имеющим право на основании лицензии Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

2. Заблаговременно, до начала операции по перечислению денежных средств иностранному партнеру, оформить паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется для всех внешнеторговых контрактов, если сумма расчетов по ним превышает 50000 долларов США. Кроме того, в банк надо принести и сам договор (контракт) с нерезидентом.

3. Для списания со счета иностранной валюты, резидент должен передать в банк правильно оформленное платежное поручение и Справку о валютных операциях.

Перечисление российской компанией денежных средств на счет иностранной компании за купленные у нее товары (работы, услуги) является валютной операцией. По общему правилу, расчеты по валютным операциям резиденты вправе производить только через счета, открытые в российских банках.

Есть исключения для транспортных компаний: без использования банковских счетов расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и российских рублях можно произвести за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах. Нерезиденты также вправе оплатить резидентам аэронавигационные, аэропортовые и портовые сборы на территории России.

Наличные расчеты в иностранной валюте и российских рублях с нерезидентами разрешены тем резидентам, которые оплачивают услуги по обслуживанию своих воздушных судов в аэропортах иностранных государств, речных и морских судов в иностранных портах, за обслуживание иных транспортных средств резидентов во время нахождения их на за границей, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых и иных обязательных сборов и иных обязательных сборов за границей, которые связаны с обеспечением деятельности резидентов.

Иных ограничений в расчетах между инофирмами и российскими компаниями за проданные товары, работы, услуги нет.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Россия ужесточила наказание за нарушение валютного законодательства. На должностных лиц, граждан и юридических лиц может быть наложен административный штраф в размере от одной четвертой до одной целой суммы незаконной валютной операции – статья 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.

К незаконным валютным операциям отнесены валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации или осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая

1) куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо

2) осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо

3) осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, –

Дело в том, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таковы требования статьи 19 Закона. Даже если иностранная валюта первоначально, по каким-либо обстоятельствам, поступит на зарубежный счет, резидент обязан ее перевести на свой счет в России. Так, если у российской компании есть филиал за границей, и филиал выполняет работы (услуги) за границей, оплатить такие услуги филиала нерезидент вправе только первоначально на российский счет компании. В противном случае, для резидента зачисление средств на счет филиала является нарушением валютного законодательства.

В России есть и уголовная ответственность за уклонение компаний от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Согласно поправкам, внесенным в статью 193 УК РФ преступным является НЕЗАЧИСЛЕНИЕ денежных средств в иностранной валюте или российских рублях в сумме более 6 миллионов (однократно или неоднократно в течении одного года) на счета резидента в российских банках за переданные по внешнеторговым договорам нерезидентам товары (выполненные работы, оказанные услуги, переданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности). Или же нарушение требований о ВОЗВРАТЕ денежных средств.

Ответственность будут нести не только руководители организаций, но и все лица, причастные к такому преступлению. За подобное деяние суд может оштрафовать лиц, причастных к преступлению на сумму от 200000 до 500000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо назначить принудительные работы на срок до 3 лет. В отягчающих обстоятельствах можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

Еще более суровое наказание за невозврат валюты предусмотрено, если:

1) Сумма невозврата составляет свыше 30 млн рублей

2) Преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

3) В преступлении задействованы заведомо подложные документы;

4) В преступлении использовано юридическое лицо, созданное для преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

При таких доказанных обстоятельствах, наказание будет в виде лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

В заключении отметим, что соблюдение норм валютного законодательства – залог долгосрочной и выгодной работы компаний на территории России. Иностранным компаниям необходимо учитывать особенности валютных расчетов с резидентами, чтобы последние не попадали в неприятные ситуации, связанные с повышенной ответственностью за нарушение закона.

Наталья Кудишина для

*Напомним, что с 14 июля 2013 года, благодаря поправкам, внесенным в Закон, российские резиденты получили право открывать счета в любых банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Сняты все действующие ранее ограничения, которые разрешали резидентам открывать счета в иностранной валюте только в банках, расположенных на территории государств, которые являются членами ОЭСР и ФАТФ 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *