Требования к судье арбитражного суда

Требования к судьям арбитражных судов

гражданин России, не совершивший порочащих его поступков

25 лет – для судей арбитражных судов субъектов РФ;

30 лет – для судей федеральных арбитражных судов округов;

35 лет – для ВАС РФ

высшее юридическое образование

стаж работы по юридической профессии – не менее 5 лет

(для ВАС РФ – не менее 10 лет)

сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации соответствующей квалификационной коллегии судей

Судьи арбитражных судов назначаются:

Председатель ВАС РФ

Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ

Председателя ВАС РФ и другие судьи ВАС РФ

Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВАС РФ

Стать судьей арбитражного суда региона будет сложнее — для претендентов повышается возрастной ценз и минимально допустимый стаж. Необходимо "унифицировать" требования к судьям первых инстанций, объяснили в Госдуме модернизацию, но приравняли арбитражников к судьям апелляционной и кассационной инстанций из судов общей юрисдикции. Для районных и мировых судей творчество законодателей пройдет безболезненно.

В июне прошлого года сенатор Анатолий Лысков предложил изменить требования к судьям арбитражных судов субъектов Федерации и уставных судов. Он счел неправильным то, что судьями уставных и арбитражных судов субъектов могут становиться люди от 25 лет со стажем в области юриспруденции не менее пяти лет, в то время как требования к судьям из судов общей юрисдикции областного звена требования жестче — возраст от 30 лет и стаж по юридической специальности не менее семи лет. "В целях реального обеспечения конституционного принципа о единстве статуса судей во взаимосвязи со статусом судов" Лысков предложил "унифицировать требования". По его изменениям в ст. 4 Закона "О статусе судей", судьей в арбитражном и уставном суде региона можно будет стать только после достижения 30 лет и семи лет практики. При этом стать мировым или судьей районного суда по-прежнему можно будет с 25 лет при пятилетнем стаже.

Сегодня Лысков отстаивал свой проект в думском комитете по госстроительству. Суды областного уровня общей юрисдикции, верховные суды субъектов и арбитражные суды субъектов "по своему статусу одинаковыми являются", но требования к судьям разные. "Мне представляется это неправильным, — сказал Лысков и напомнил про объединение Высшего арбитражного и Верховного судов, которое, утверждают его сторонники, приведет к единообразию практики. — Мое предложение сводится к тому, что мы в направлении к унифицированным требованиям ко всем судьям".

— Я не знаю, будут ли в этой связи какие-то проблемы, возникающие с кадровым составом судов. Будут ли сложности с подбором судей, — заметил глава думского комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин. Также он рассказал собравшимся о различиях между областными судами и арбитражными судами региона. Первые выполняют функции апелляционной, кассационной, частично надзорной инстанции, суда первой инстанции в ряде случаев, говорил Плигин, а арбитражные суды субъектов всегда выполняют роль суда первой инстанции. "Это различие может быть аргументом, чтобы статус был различен?" — поинтересовался он у Лыскова.

Читайте также:  Сдача авто в аренду под такси отзывы

— Мы сейчас ведем речь не об инстанции, мы ведем речь о статусной части, и заработная плата [судьи] арбитражного суда субъекта точно такая же, как зарплата [судьи] и суда общей юрисдикции [областного звена], — отозвался тот.

— Дело же не в зарплате, а в требованиях. Проект вполне поддерживаю, — заявил единоросс Тамерлан Агузаров, ранее занимавший пост главы ВС Северной Осетии. — Кроме того, я считаю, что нам в дальнейшем надо подумать над требованиями к кандидатам в судьи ВС. Я считаю, что человек, который не проработал ни дня в судебной системе, не может быть судьей ВС. У нас сегодня любой гражданин, отвечающий требованиям, может претендовать даже на должность председателя ВС.

Коммунист Вадим Соловьев увидел в законопроекте намеки на слияние арбитражной системы с судами общей юрисдикции. "Мы начинаем вводить единые требования, с этого и начинается все", — возмущался он. Лысков с этим не соглашался и убеждал коллег, что внес законопроект еще в июне 2013 года, когда объединение судов не было объявлено.

— Законопроект внесен в развитие идеи, что требования к судьям различных инстанций должно быть различно, — заключил единоросс Дмитрий Вяткин. И в поддержку проекта озвучил доводы против него. По его словам, судом первой инстанции в системе арбитражных судов является областной арбитражный суд, как районные и мировые в системе судов общей юрисдикции. Требования к кандидатам на замещение должностей судей одной инстанции должны быть одинаковы, потому что они рассматривают дела по первой инстанции.

В результате комитет рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении. Обсуждение его на пленарном заседании состоится в марте.

Заодно депутаты рекомендовали принять в первом чтении и законопроект Верховного суда РФ, который изменит правила экзаменов на должность судьи и ограничит круг лиц, имеющих право войти в корпорацию. До квалификационного экзамена не будут допускать бакалавров. Судьями смогут стать только специалисты и магистры в области права. Сейчас от претендентов требуется просто наличие высшего юридического образования.

С текстом законопроекта № 294781-6 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 314591-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

  • имеющий высшее юридическое образование;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
Читайте также:  Нужна ли армия в следственный комитет

При соответствии требованиям, указанным выше:

  • судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
  • судьей федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;
  • судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.

Отбор кандидатов на должность судьи

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 « О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон) отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей и судей арбитражных судов (кроме судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации) объявляет Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Объявления публикуются в «Российской газете» и размещаются на сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (http://www.vkks.ru).

Об открытии вакантных должностей судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации объявляют квалификационные коллегии судей соответствующих субъектов Российской Федерации. Объявления публикуются в периодических печатных изданиях субъектов Российской Федерации.

Любой гражданин, достигший установленного Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической специальности и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в экзаменационную комиссию при соответствующей квалификационной коллегии судей с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, указанные в пункте 3 статьи 5 Закона.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в пункте 6 статьи 5 Закона.

Читайте также:  Где можно получить справку о прописке

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность судьи, и содержащихся в них сведений.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на вакантную должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

Если ни один из граждан, претендующих на вакантную должность судьи, не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи.

Гражданин не может быть рекомендован на должность судьи, если в результате проверки представленных им документов и содержащихся в них сведений, установлена их недостоверность.

Квалификационная коллегия судей отменяет свое решение о рекомендации на должность судьи, а Председатель Верховного Суда Российской Федерации или Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывает внесенное Президенту Российской Федерации представление о назначении кандидата на должность судьи, если впоследствии выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона.

Порядок наделения полномочиями судей арбитражных судов

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации без ограничения срока полномочий по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судьи федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации без ограничения срока полномочий по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе отклонить представленную к назначению на должность судьи кандидатуру, о чем сообщается председателю суда, внесшему представление.

В случае выявления факта назначения на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *