Закон о проведении публичных слушаний

Статья 25. Общественные (публичные) слушания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

1. Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 29 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

2. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

3. Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

6. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

7. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Что слушают на слушаниях?

Само понятие «публичные слушания» появилось в Федеральном законе от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Из ст. 28 этого закона можно вывести общее определение: публичные слушанияэто процесс обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по вопросам местного значения, а также экономических, социальных, экологических и прочих последствий планируемых решений.

Публичные слушания, как правило, проводятся в форме собраний. Это самый удобный формат, позволяющий обсудить тот или иной проект или нормативный документ и дать возможность всем участникам поочередно высказать свои точки зрения. Но важно понимать, что участие населения в принятии решений на местном уровне может осуществляться не только путём собраний.

Публичные слушания по некоторым вопросам (например, рассмотрение проекта планировки территории) иногда проводятся путём участия представителей общественности и хозяйствующих субъектов непосредственно при рассмотрении этих вопросов органами местного самоуправления.

Другая возможная форма публичных слушаний — это участие граждан в заседании представительного органа местного самоуправления, в рамках которого происходит голосование по утверждению проекта планировки территории. Таким образом, в нормативном акте местного самоуправления могут предусматриваться разные формы проведения публичных слушаний в зависимости от содержания вопроса.

Порядок организации и проведения слушаний

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит лишь общие требования к порядку организации и проведения публичных слушаний (п.4 ст. 28), детально же сама процедура прописывается в уставе конкретного муниципального образования и нормативных актах органов местного самоуправления (обычно в муниципалитетах принимают специальные Положения о публичных слушаниях). В этой связи порядок организации и проведения слушаний, учета мнения населения и порядок доступа к материалам, собранным по итогам слушаний в разных регионах и муниципалитетах, может существенно разниться.

Поэтому прежде всего найдите и изучите документ, регламентирующий проведение слушаний конкретно в вашем муниципалитете. Такой документ должен находиться в отрытом доступе и легко искаться через поисковые системы в Интернете. Однако если он нигде не опубликован, напишите запрос в администрацию (заодно и потребуйте опубликовать интересующий вас документ на сайте администрации).

Чаще всего местные власти игнорируют второй пункт: они предпочитают информировать о намечаемой деятельности или вынесенных на обсуждения проектах нормативных документах уже на самих слушаниях, когда люди (которые, чаще всего, вовсе не являются специалистами по обсуждаемому вопросу) просто не имеют возможности досконально вникнуть в суть обсуждаемого.

Читайте также:  Могут ли уволить без причины с работы

Это может служить основанием для обжалования всей процедуры слушаний – смело обращайтесь в прокуратуру, ссылайтесь на пункт 4 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые требует «заблаговременного ознакомления» с документами, вынесенными на обсуждение.

Информация о теме, дате и месте проведения слушаний должна публиковаться в муниципальной газете, однако местные органы власти могут пойти на хитрость и напечатать материалы о проведении слушаний, которых на самом деле не было, но существенным моментом здесь является публикация не результатов слушаний, а данных о времени и месте их проведения. Именно с момента публикации информационного сообщения о времени и месте проведения слушаний участники считаются оповещенными.

Существуют разные возможности для злоупотреблений и в части физического допуска граждан на слушания. Например, могут пускать по неким «спискам жителей» только граждан, проживающих, например, в отдельно взятом микрорайоне (это полностью противозаконно – любой житель муниципалитета, вне зависимости от того, где он зарегистрирован, имеет право участвовать в любых формах осуществления местного самоуправления).

В некоторых случаях требуется заблаговременная регистрация и получение статуса участника слушаний, для чего может потребоваться запись в специальный журнал или подача письменного заявления (в этом нарушения нет, просто загодя досконально изучите порядок проведения слушаний в вашем городе или районе!).

Могут быть также нюансы с порядком выступлений. Бывает, что правом на выступление для аргументации своих предложений (кроме представителей местных властей и представителей застройщика) наделяются только те граждане, которые внесли в комиссию по проведению слушаний в письменной форме письменную заявку не позднее пяти дней до даты их проведения. В таком случае всем, кто не успел подать заявку, в выступлении с трибуны могут отказать (однако это не отменяет права задавать любые вопросы, выступать с места с репликами, подавать устные и письменные замечания и предложения).

следит председатель комиссии по проведению слушаний (на слушаниях по вопросам градостроительства эту функцию часто выполняют главные архитекторы или их замы). Председатель определяет регламент мероприятия: продолжительность выступлений докладчиков, время, отведенное на вопросы, ответы и реплики из зала.

Заинтересованные лица (например, застройщики или представители проектных бюро) выступают на публичных слушаниях как основные докладчики (доклады обычно проходят в форме визуальных презентаций – с демонстрацией карт, фотографий местности, фрагментов документов терпланирования, эскизов будущих объектов и т.п.), и на такие выступления обычно отводится больше времени, чем на «ответные».

1. Собрать информацию о предмете, времени и месте проведения публичных слушаний:
– найти официальные документы о назначении публичных слушаний на сайте исполнительного органа местного самоуправления (администрации);
– можно узнать необходимую информацию через приёмную главы администрации;
– узнать адреса мест, где вывешена документация проекта, вынесенного на публичные слушания.

2. Подготовить независимую экспертизу или привлечь экспертов по вопросам, вынесенным на публичные слушания.

3. Подготовить свои обоснованные предложения/изменения в проект (желательно, письменные). Поскольку слушания имеют рекомендательный характер (то есть они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразней обсуждать и записать в итоговом документе следующее:
– какое влияние окажет реализация проекта на социальную ситуацию в населённом пункте;
– какое влияние намечаемая деятельность окажет на экологическую ситуацию;
– какое влияние намечаемая деятельность окажет на экономическую ситуацию;
– замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности.

Слушания считаются завершенными, когда членами комиссии и председательствующим подписан протокол. Комиссия на основании полученных предложений и замечаний, отраженных в протоколе, готовит итоговый документ – заключение о результатах публичных слушаний.

Что требуется от общественности?

Для того, чтобы правильно зафиксировать вашу позицию и требования, начинать активные действия по участию в слушаниях надо задолго до самих слушаний.

1. Соберите всю доступную информацию о предмете слушаний.
Если речь идет о проекте изменений в документы территориального планирования, найдите действующие Генплан или ПЗЗ, сравните их с тем, что предлагается. Если не можете самостоятельно разобраться в документах – ищите компетентного единомышленника или стороннего эксперта. Можно попробовать обратиться за помощью в экологические и градозащитные общественные организации;

2. Готовьте и, не дожидаясь слушаний, несите в администрацию обоснованные письменные предложения/возражения.
Поскольку слушания, как было сказано выше, имеют рекомендательный характер (то есть, они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразнее изложить в письме следующее:
– какое негативное воздействие намечаемая деятельность окажет на экологическую и санитарно-гигиеническую ситуацию в вашем муниципалитете (уменьшится количество зеленых насаждений, возрастет нагрузка на транспортную сеть и т.п.);
– какое влияние окажет реализация проекта на социальную сферу;
– будет ли достигнут заявленный инициаторами проекта экономический эффект;
– замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности и в адрес органов местного самоуправления.

3. Сохраните скриншоты интернет-страниц и газеты с объявлениями о назначении публичных слушаний, найдите и сохраните копию постановления главы, на основании которого проводится данное мероприятие – это может понадобиться на случай оспаривания легитимности слушаний или законности их организации,

4. Изучите местные нормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения публичных слушаний, не упустите сроки регистрации для участия в них (см. выше).

Читайте также:  Мошенничество при покупке автомобиля

5. После того, как пройдут сами слушания, пишите и несите в комиссию (администрацию) заявление об ознакомлении с протоколом слушаний и прилагающимися к нему документами – часто именно на этом этапе удается вывести на чистую воду нечистых на руку чиновников и застройщиков, которые попросту могут сфальсифицировать протокол, убрав оттуда слова «неудобных» участников или исказив их до потери изначального смысла.

Уставный Закон Красноярского края "О публичных слушаниях в Законодательном Собрании Красноярского края"

18 июня 2009, четверг

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Уставный Закон Красноярского края

О ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Уставного закона
Настоящий Уставный закон в соответствии с Уставом Красноярского края определяет порядок организации и проведения Законодательным Собранием Красноярского края (далее – Законодательное Собрание) публичных слушаний.

Статья 2. Цели публичных слушаний
Публичные слушания проводятся в целях профессионального обсуждения вопросов, находящихся в ведении края, а также информирования общественности и органов государственной власти края об обсуждаемых вопросах, выявления общественного мнения и подготовки предложений и рекомендаций для органов государственной власти края по указанным вопросам.

Статья 3. Принятие решения о проведении публичных слушаний
1. Публичные слушания проводятся Законодательным Собранием по собственной инициативе (по предложению председателя Законодательного Собрания, комитета, фракции или не менее одной трети депутатов Законодательного Собрания от их установленного числа) или инициативе Губернатора края.
2. Вопрос о назначении публичных слушаний должен быть включен в повестку дня ближайшего заседания Законодательного Собрания, если с инициативой об их проведении обратился Губернатор края.
Предложение Губернатора края о проведении публичных слушаний должно содержать указание на тему слушаний, а также может содержать предложения по срокам и составу участников слушаний.
3. Публичные слушания назначаются постановлением Законодательного Собрания.
4. В случаях, когда федеральным законом или законом края предусмотрено обязательное проведение публичных слушаний, решение об их проведении может быть принято председателем Законодательного Собрания.
5. В решении о проведении публичных слушаний указываются:
а) тема публичных слушаний;
б) срок проведения публичных слушаний;
в) комитет Законодательного Собрания, ответственный за подготовку и проведение публичных слушаний (ответственный комитет).
В случае необходимости Законодательное Собрание может создать комиссию для подготовки и проведения публичных слушаний.
6. На основании постановления Законодательного Собрания о проведении публичных слушаний председатель Законодательного Собрания назначает дату проведения публичных слушаний (если она не определена постановлением Законодательного Собрания), утверждает план мероприятий, связанных с подготовкой и проведением публичных слушаний, определяет круг лиц, ответственных за реализацию этого плана мероприятий.
В случае если в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи решение о проведении публичных слушаний принято председателем Законодательного Собрания, предусмотренные настоящим пунктом сведения включаются в это решение.

Статья 4. Подготовка публичных слушаний
1. Ответственный комитет (комиссия для подготовки и проведения публичных слушаний):
определяет перечень вопросов, выносимых на обсуждение по теме слушаний;
содействует участникам слушаний в получении информации, необходимой для подготовки предложений и рекомендаций по теме слушаний;
анализирует и обобщает все представленные в Законодательное Собрание предложения и рекомендации граждан, организаций, общественных объединений по теме слушаний, представляет об этом информацию на публичных слушаниях;
организует подготовку информационных материалов к публичным слушаниям, обеспечивает ими участников слушаний;
готовит окончательную редакцию итогового документа по итогам публичных слушаний.
Ответственный комитет (комиссия для подготовки и проведения публичных слушаний) может создавать рабочие группы для решения вопросов, связанных с подготовкой публичных слушаний.
2. Информация о теме публичных слушаний, дате и месте их проведения, ответственном комитете (комиссии для подготовки и проведения публичных слушаний), сроке и порядке подачи рекомендаций и предложений по теме слушаний, адресах, по которым они могут направляться, размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 14 дней до начала публичных слушаний.
3. Заинтересованные граждане, организации, общественные объединения могут направлять в адрес Законодательного Собрания имеющиеся у них материалы, предложения и рекомендации по выносимым на публичные слушания вопросам. Данные материалы, предложения и рекомендации размещаются на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статья 5. Участие в публичных слушаниях
1. Публичные слушания носят открытый характер.
2. Депутаты Законодательного Собрания вправе участвовать в публичных слушаниях.
3. Ответственный комитет (комиссия для подготовки и проведения публичных слушаний) определяет перечень участвующих в публичных слушаниях заинтересованных граждан, должностных лиц, специалистов, ученых, независимых экспертов, представителей организаций и общественности и не позднее чем за 7 дней до начала слушаний направляет им официальные обращения с просьбой дать свои рекомендации и предложения по вопросам, вынесенным на обсуждение. Председатель Законодательного Собрания вправе дополнить список приглашенных лиц для участия в публичных слушаниях.
4. Приглашенный на публичные слушания Губернатор края может направить для участия в них от своего имени первого заместителя Губернатора края – председателя Правительства края, первого заместителя Губернатора
края – руководителя Администрации Губернатора края, заместителя Губернатора края.
Приглашенный на публичные слушания первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края может направить для участия в них от своего имени заместителя председателя Правительства края.
Иные должностные лица органов государственной власти края и иных государственных органов края, приглашенные для участия в публичных слушаниях, обязаны явиться на них.

Читайте также:  С какой буквы пишется объяснительная

Статья 6. Проведение публичных слушаний
1. Публичные слушания правомочны, если в них принимают участие депутаты Законодательного Собрания в количестве не менее одной трети от их установленного числа.
2. Председательствующим на публичных слушаниях является председатель ответственного комитета (комиссии для подготовки и проведения публичных слушаний), а в случае его отсутствия – по поручению комитета (комиссии) один из его (ее) членов.
Председательствующий ведет публичные слушания и следит за порядком обсуждения вопросов.
3. Публичные слушания открываются вступительным словом председательствующего, который информирует присутствующих о значимости обсуждаемого вопроса для населения края, порядке проведения заседания, составе приглашенных и участвующих в слушаниях лиц.
4. С докладом по теме слушаний выступает один из членов ответственного комитета (комиссии для подготовки и проведения публичных слушаний) либо иное лицо, уполномоченное председательствующим, после чего слово предоставляется для выступления участвующим в слушаниях приглашенным лицам.
После выступления лиц, приглашенных для участия в публичных слушаниях, следуют вопросы депутатов Законодательного Собрания и ответы на них, а также выступления депутатов.
Приглашенные лица вправе не отвечать на вопросы депутатов, если они касаются сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
5. Выступающие на публичных слушаниях берут слово только с разрешения председательствующего.
По просьбе Губернатора края, первого заместителя Губернатора края – председателя Правительства края, первого заместителя Губернатора края – руководителя Администрации Губернатора края, заместителя Губернатора края, участвующих в публичных слушаниях, слово для выступления предоставляется им вне очереди.
6. Участники публичных слушаний и присутствующие на них иные лица обязаны соблюдать порядок на заседаниях. При необходимости председательствующий вправе принять меры по удалению нарушителей из зала заседания.
7. Вопросы, связанные с процедурой публичных слушаний, в том числе вопросы продолжительности и очередности выступлений, решаются депутатами Законодательного Собрания, участвующими в слушаниях, большинством голосов от их числа.
8. На публичных слушаниях ведутся протокол и аудиозапись. Протокол публичных слушаний подписывается председательствующим на публичных слушаниях и размещается на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статья 7. Итоговый документ публичных слушаний
1. Публичные слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу в адрес органов государственной власти края, государственных органов края, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц.
По итогам публичных слушаний могут быть приняты также резолюции или обращения, вынесены заключения.
2. При рассмотрении проекта итогового документа депутаты Законодательного Собрания вправе предлагать изменить его. В случае если предложение об изменении проекта итогового документа одобрено большинством голосов от числа депутатов Законодательного Собрания, участвующих в слушаниях, это предложение включается в текст итогового документа.
Итоговый документ принимается путем одобрения большинством голосов депутатов Законодательного Собрания, принявших участие в слушаниях.

Статья 8. Рассмотрение Законодательным Собранием итогового документа публичных слушаний
1. Итоговый документ публичных слушаний подлежит рассмотрению Законодательным Собранием.
По результатам рассмотрения итогового документа публичных слушаний Законодательное Собрание соответствующим постановлением утверждает либо отклоняет его (для рекомендаций публичных слушаний, резолюции публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний), поддерживает либо не поддерживает его (для обращений, принятых на публичных слушаниях).
По итогам рассмотрения итогового документа публичных слушаний Законодательное Собрание может дополнительно принять собственное обращение.
2. Постановление (обращение) Законодательного Собрания по итоговому документу публичных слушаний (включая итоговый документ) подлежит опубликованию в официальном печатном издании высших органов государственной власти края, краевой государственной газете, в которой официально публикуются нормативные правовые акты высших органов государственной власти края, а также размещается на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статья 9. Подготовка и проведение публичных слушаний по проекту краевого бюджета, годового отчета об исполнении краевого бюджета
1. Проект краевого бюджета, проект годового отчета об исполнении краевого бюджета не позднее чем за 14 дней до начала публичных слушаний по ним подлежат опубликованию в официальном печатном издании высших органов государственной власти края, краевой государственной газете, в которой официально публикуются нормативные правовые акты высших органов государственной власти края, а также размещаются на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. В публичных слушаниях по проекту краевого бюджета и годового отчета о его исполнении участвуют первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края, министр края, осуществляющий государственное управление в области экономического развития, министр края, осуществляющий государственное управление в области финансов, заместители председателя Правительства края, координирующие деятельность указанных министров края, председатель и заместители председателя Счетной палаты края.
Указанные в настоящем пункте лица официально уведомляются о публичных слушаниях в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 5 настоящего Уставного закона.

Статья 10. Признание утратившим силу Закона края
Признать утратившим силу Закон Красноярского края от 28 марта 1995 года № 5-108 «О публичных слушаниях в Законодательном Собрании Красноярского края» (Красноярский рабочий, 1995, 7 апреля).

Статья 11. Вступление в силу настоящего Уставного закона
Настоящий Уставный закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор
Красноярского края
А.Г.ХЛОПОНИН

Документ опубликован: 26.06.2009, "Наш Красноярский край", № 43 (95)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *