Закон о трех приспособлениях в театре

Насколько влияют сценические возможности театра определенной эпохи на работу драматурга, однозначно сказать трудно. Здесь необходимо разделить их на тех, кто писал для театра, сам не будучи участником театральных представлений (история знает много таких имен) и тех, кто сам работал в театре и знал его «изнутри» (Шекспир, Мольер, Брехт и т.д.). Эта граница трудно уловима, но весьма существенна. Для одних доминирующее значение имеет пьеса как литературный продукт, для других – как реальная возможность или запись игры. Другим важным фактором в этом вопросе является отношение драматурга к театру: как он его воспринимает, в качестве какого института?

В истории было несколько точек зрения на сущность и назначение театрального искусства. Театр использовался как расширенная модель религиозных мистерий, как средство для распространения политических идей или пропаганды, как развлечение и как форма искусства. Можно сказать, что театр существовал на трех уровнях одновременно:

* как свободно организованное популярное развлечение;

* как господствующая общественная деятельность;

* как художественная форма;

На уровне популярного развлечения он состоит из актеров или маленьких трупп, обычно работающих вне установленных театральных канонов, исполняя что-нибудь от цирковых номеров до фарсов для массовой аудитории. Эта форма предшествует самым старым известным пьесам. Театр как господствующая общественная деятельность – это, как правило, литературная драма, исполняемая в общественных театрах: греческая трагедия, средневековые мистерии и моралите, цам и т.д. Театр как элитарная художественная форма наиболее прост и определен; он предназначен ограниченной группе зрителей со специализированными вкусами. Эта форма располагается от жанра придворной маски эпохи Ренессанса к современному авангардистскому театру.

Кроме сущности и назначения театрального представления, так же необходимо отметить и саму специфику, функции театрального представления, тип театра в котором происходит представление и еще ряд определенных элементов влияющих на пьесу в момент ее создания.

Поиск и выделение специфики театрального исполнения, в первую очередь необходимы нам для того, чтобы отделить его от других видов искусств (хореография, живопись, архитектура и т.д.) Этот вопрос является обратной стороной вопроса о сущности театра. Основа театрального представления, заключается в том, что визуальное действие и текстовое сливаются в нерасторжимое целое, при этом они сохраняют достаточную самостоятельность и могут доминировать друг над другом в различной степени. По этому соотношению и происходит типизация театра (музыкальный, драматический, и т.д.). Другим аспектом этого вопроса является соотношение игры актера в плане физических действий его тела (жесты, позы, мимика и т.д.) и голоса.

В искусстве театра соединяются многие искусства, но они не подчинены сцене в той степени, в которой подчинена драма. Ориентированная на сценическое изображение, на действенное воспроизведение драма порождает категорию, присущую только театру и делающая его театром – это действие. Действие – сама сущность театра, оно интегрирует все элементы театрального представления в одно единое художественное целое и законченное произведение. При этом все системы театрального представления органично взаимодействуют между собой целое, не вызывая конфликта ресурсов (декорация, свет, музыка и т.д.). Наиболее элементарные (рудиментарные) действия могут зависеть от определенного места, целей исполнения и быть работой единственного актера. Большинство действий, однако, требует совместных (кооперативных) усилий многих творческих и технически обученных людей, чтобы сформировать, идеально, гармоничный спектакль.

Элементы театрального исполнения.

Исполнение имеет только два существенных и необходимых элемента: исполнитель и аудитория. Исполнение может быть пантомимическим или вербальным (использовать язык). Потребность в исполнителе не всегда может быть, например марионеточная драма или механические представления (оптический или световой театр). Спектакль может быть насыщен костюмом, сценографией, освещением, музыкой, и специальными эффектами, т.е. техническим оснащением, которое используется для того, чтобы помогать создать иллюзию различного характера: места, времени и т.д. И наконец, театральное производство, с технической сточки зрения, в любой своей форме всегда представляется живой аудитории. Именно поэтому элементы театрального представления всегда по существу визуальны, т.е. представлены непосредственно (хотя фильм, видеозапись или записанный звук может быть включен в исполнение). Они управляются определенными наборами правил (заключенных в сценарии), определяющих язык и действия исполнителей.

Читайте также:  Оформительская деятельность код оквэд

Термин «театр» часто применяется только к драматическим и музыкальным пьесам и не включает оперу, танец, цирк и карнавалы, пантомиму, водевиль, кукольные представления, театрализованные представления и другие формы – все те, которые имеют отдельные элементы театра в себе.

Типы Западного Театра.

Кроме эстетических, телеологических и технологических критериев (о которых мы уже писали) Западный театр может также классифицироваться в терминах экономики и подходов к производству как:

· экспериментальным или художественный театр;

Театр также может быть рассматриваем в терминах типа «место», в котором он осуществлен. Сцена и аудитория имели свои отличительные формы в каждой эпохе и в различных культурах. Сегодня театры имеют тенденцию быть очень гибкими и эклектичными в своем проекте, включать элементы нескольких стилей.

Исполнение спектакля по существу не требует архитектурной структуры, предназначенной под театр или даже самой необходимости в здании. В этом направлении характерны эксперименты английского режиссера Питера Брука по созданию театра в «пустом месте». Наиболее ранние формы театра существовали на улицах, открытых площадках, рыночных площадях, церквях или зданиях, не предназначенных для использования под театр. Многие современные экспериментальные театры отклоняют формальные ограничения доступных театров и ищут для своих постановок более необычные места (улица, лужайки, сараи, крыши и т.д.). Во всех этих «найденных» театрах, смысл сцены и аудитории создаются действиями исполнителей и естественными особенностями местности. Современная сцена представляет собой сложное архитектурно-техническое сооружение. Этот тип сложился в результате длительной эволюции театра от древнегреческой орхестры, средневековых подмостков (симультанных и педжент), итальянской сцены-коробки эпохи Возрождения к современной сцене. Ее отличает то, что это прежде всего здание, сооружение, предназначенное только для театральных представлений. Сама же сцена в основном портальная, снабженная разнообразной сценической техникой, а иногда – трансформирующаяся, которая может превращаться в одну из обычных театральных сцен. В истории театра, однако, большинство театров использовало один из трех типов сцены: коробка, помост и арена.

Все эти типы сцен в своем историческом развитии обуславливали появление того или иного типа драматургии. Кроме того, они сформировывали определенные приемы сценического решения материала, требовали определенных приемов в режиссуре, «своих» мизансцен и т.д. Каждый тип сцены предполагает свой оригинальный набор выразительных средств и одна и та же пьеса будет «решаться» на них по-разному. Поэтому хоть этот материал и не относиться к теории драматургии, но раз он затрагивает законы театра и вопросы сценического воплощения пьесы, то игнорировать мы его не можем.

Открытая сцена-помост Сцена- коробка. Сцена-арена Открытая сцена-арена

Сцена-помост – приподнятая платформа, стоящая перед аудиторией. Часто она помещается в один конец прямоугольного места. Эта сцена более известна как круг, окруженный с трех сторон аудиторией. Эта форма использовалась в древнегреческом театре, классическом Испанском театре, Английском театре Ренессанса, Японском и Китайском классическом театре, во многих Западных театрах ХХ столетия. Помост может поддерживаться стеной (скеной). Отодвинутый на задний план она может изображать пейзаж и скрывать уходящих со сцены актеров. В этом типе сцены не существует барьера между исполнителями и зрителями, сцена создает ощущение большой близости, как будто игра происходит посреди аудитории.

Сцена – коробка. Начиная с эпохи Ренессанса, Западный театр был во власти варианта сцены называемого просцениум (proscenium). Просцениум – стена, отделяющая сцену от аудитории, арка (дуга), которая может быть и квадратом, является неким отверстием в той стене, через которую аудитория наблюдает за действием. Занавес, который поднимается или открывается к сторонам, может висеть в этом месте. Просцениум развивается в ответ на желание замаскировать пейзаж, скрыть сценическую машинерию, создать за кулисами место для выходов и входов исполнителей. В результате он увеличивает иллюзию, устраняя все то, что не является частью сцены. Кроме того, поощряет аудиторию воображать, что они не могут видеть и продолжать перспективу того, что они наблюдают на сцене. Поскольку просцениум – архитектурный барьер, это создает ощущение расстояния или разделения между сценой и зрителями. Арка просцениума также создает сцену и поэтому часто называется зеркалом сцены или сценой со структурой картины.

Читайте также:  Штраф за несданную декларацию по усн

Сцена – арена. Сцена в форме арены или круглый театр, является местом, полностью окруженным аудиторией. Эта форма была использована несколько раз в течении всего ХХ столетия, но ее исторические прецеденты – в значительной степени в недраматических формах типа цирка, что в целом ограничило ее популярность. Потребность обеспечения равных условий и возможностей наблюдать за действием для всех зрителей, создает определенные трудности в типе используемой сценографии и в движениях актеров, потому что в какой-то момент времени аудитория будет неизбежно рассматривать исполнителя со спины. В сцене-арене более всего трудно выдержать эффект иллюзии, так как в большинстве пьес входы и выходы не должны быть на виду аудитории, создавая элемент неожиданного появления. Этого в данном типе сцены добиться нельзя, т.к. актер всегда находиться на виду у зрителя. Тем не менее, арена, когда должным образом используется, может создавать ощущение близости, не возможной в других типах сцены и она хорошо подходит для многих недраматических форм. Кроме того, из-за различных сценических требований в сцене-арене большие закулисные области, связанные с просцениумом, могут быть устранены, таким образом позволяя более экономически использовать сценическое место. Модификацией этого типа сцены в сторону сцены-помоста является открытая сцена-арена.

Одной из оригинальных форма организации сценических представлений является «театр окружающей среды» имеющим прецеденты в средневековом театре (Адам де ла Аль), в эпоху Ренессанса (пасторали) и который широко использовался в ХХ в. авангардистским театром (например в «бедном театре» Е. Гротовского). Этот вид театра устраняет отдельную или центральную сцену в пользу окружения зрителей или разделения места с ними; место сцены и место зрителя становятся неразличимым.

Аудитория. Зритель располагается в соответствии с тем типом театра, который был рассмотрен нами выше. Он может быть:

· четко разделен (креслами);

· не разделен (скамьи);

· структурирован (партер, амфитеатр);

· иерархизирован (ложи, бельэтаж, галерка);

· либо свободно располагаться (стоя, сидя) по своему усмотрению и выбору;

Расположение аудитории в ХХ столетии главным образом исходит из различных вариантов веерообразно зала, который более демократичен в своей организации. Но в конечном итоге это мало влияет на драматургию, если только автор уже при написании пьесы решает разместить тем или иным способом зрительскую аудитории по отношению к сцене (см. драматургию театра абсурда).

Сценография. Художественное оформление спектакля – проект набора определенных театральных выразительных средств. Этот проект является своего рода визуальным урегулированием окружающей средой, в которой осуществляется пьесы. Его цель состоит в том, чтобы предложить время и место и создать надлежащее им настроение или атмосферу. Общее сценографические решения можно разделить на такие основные типы как: реалистический, абстрактный и функциональный;

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 1100 | Нарушение авторских прав

Театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, цирки и музеи обязаны будут размещать в открытом доступе цены на билеты в организациях, которые уполномочены их продавать.

Это требование распространяется и на ИП, которые создают, исполняют, показывают (за исключением кинопоказа) и интерпретируют произведения литературы и искусства.

Закон запрещает продавать билеты по цене выше той, что указана в самом билете. При этом уполномоченные лица смогут взимать с посетителей плату за сопутствующие услуги, например, за доставку билетов. Общая стоимость таких услуг должна быть менее 10% стоимости купленных билетов.

При возврате билета зрителю вернут полную стоимость, если билет сдан не позднее чем за 10 дней, половину – не позднее чем за пять, 30% — не позднее чем за три дня.

Полную стоимость вернут также в случае отмены или переноса мероприятия по инициативе организатора.

Читайте также:  Какие права имеет охранник в магазине

Законодательно защищены при этом простые граждане, у которых оказался «лишний билетик». Изначально даже за однократную продажу билета неуполномоченным лицом грозил штраф до 300 тыс. рублей. Теперь можно продать по номиналу приобретенные для личного пользования билет, абонемент или путевку.

Возврат билетов в связи с документально подтвержденными обстоятельствами болезни или смерти членов семьи будет осуществляться по правительственным нормативам.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2019 года.

Как ранее отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин

«От действий «билетной мафии» страдают и зрители, и театры. Для примера, сумма возврата билетов недобросовестными покупателями в Театре Наций за театральный сезон составляет, в среднем, более 3 млн рублей», — рассказал Председатель ГД.

Закон сцены

(автор: Творческий центр «Времена года»)

• За кулисы приходи на свой танец за 2-3 номера.
• Не трогай кулисы, не выглядывай, соблюдай тишину, не разговаривай,- прозеваешь свой выход. Настройся для танца.
• Если ты, стоя за кулисами, видишь зрителя, то и зритель видит тебя.
• Перед выходом на сцену, проверь внешний вид свой и своего товарища: прическа, костюм, колготы (носочки), балетки, настроение, улыбка и др.
• Сними все украшения заранее (ты не новогодняя Елка).
• Не жуй жвачку за кулисами, и тем более, на сцене.
• Не пробегай на другую сторону кулис по сцене. Когда пробегаешь за «задником», не трогай и не толкай его, беги тихо на полупальцах.
• Не ешь перед выступлением. Полтанца будешь чистить зубы!
• Во время ожидания своего выступления, например, на конкурсе, если ты находишься в зрительном зале, веди себя как воспитанный зритель. Не шуми, не ходи по залу, аплодируй выступающему, – словом, веди себя так, как бы ты хотел, чтобы зритель вел себя во время Твоего выступления.
• Не вскакивай на сцену из зрительного зала, если выход из зрительного зала не предусмотрен режиссурой танца. Выйди из зала тихо, не мешая зрителям, когда закончится номер, и пройди за кулисы.
• Находясь на сцене, не ищи в зале «своих». Не маши им, не подмигивай.
• Улыбайся во время танца.
• Когда танцуешь, не разговаривай, не пой – эффект недожеванной каши.
• Если со сцены ты смотришь на первый ряд зрителей,- последний ряд видит твой пучек или затылок.
• Когда стоишь на сцене, например, на награждении, стой в позиции, не скрещивай руки на груди или под животом. Не болтай. Аплодируй красиво, культурно и громко, как артист. Улыбайся.
• «Лево» на сцене, это «лево» для артиста, но «право» для зрителя.
• При «прочесе» линий, левая сторона проходит впереди правой.
• Знай хорошо текст песни или гимна, который исполняют все участники.
• Во время сброса шаров или серпантина не веди себя как «жадина», не собирай «красивый мусор» со сцены. Все это могут снимать на камеру. Шаров много, – всем достанется!
• Со сцены уходи красиво, оставь взгляд на зрителя. Помни: не только начинать танец надо красиво, но и заканчивать.
• Танцуй, помня, что ты полгода, а то и год работал в классе, с тобой трудился балетмейстер, и ради чего это? Неужели, чтобы плохо станцевать! Танцуй так, чтобы не винить себя потом, – ведь исправить ничего уже нельзя! Каждый концерт индивидуален, он никогда не повторяется! Делай все с любовью и полной самоотдачей!
Удачи тебе, юный артист.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *