Предприятия жилищно коммунальной сферы

СОДЕРЖАНИЕ:

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно – коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно – правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно – коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 – Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

– целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

– продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

– переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Читайте также:  Условия расторжения договора дарения

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 – Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

– противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

– присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

Читайте также:  Задаток без предварительного договора

– расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом. Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг. Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Дата публикации: 28.03.2018

Статья просмотрена: 1520 раз

Библиографическое описание:

Алмаева Л. Х., Есиева И. В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14031/ (дата обращения: 07.11.2019).

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей экономики и представляет собой многоотраслевое хозяйство с совокупностью социально-экономических отношений по жизнеобеспечению населения и реализации потребностей производственных отраслей и сферы услуг [1, с. 201].

Под жилищно-коммунальным хозяйством понимают совокупность отраслей экономики, которые обеспечивают работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов [3, с. 16].

На протяжении истории главную роль управления системой ЖКХ играло государства в лице местных муниципалитетов. Муниципальные власти начали самостоятельно выстраивать систему управления предприятиями ЖКХ, что привело к следующей ситуации. Определились сложности в построении эффективной системы управления ввиду устаревших систем инфраструктуры ввиду высокой степени износа основных фондов ЖКХ. По 60 % основных фондов отслужен полезный срок службы, ввиду этого установлены объемы потери воды в размере 27 %, тепловой энергии на отопление — почти 15 %, в сетях горячего водоснабжения — 10 %. Расход энергетических ресурсов организациями ЖКХ в России в среднем на 25–30 % выше, чем европейскими предприятиями.

В современной России органы муниципальной власти еще не смогли сформировать механизмы эффективного взаимодействия с населением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а население не до конца осознает свои права и обязанности в системе ЖКХ. Из-за этого многие конфликты повторяются из года в год на протяжении долгих лет. Работа по устранению факторов, мешающих развитию партнерских отношений в сфере ЖКХ, либо не ведется, либо носит локальный и временный характер [1, с. 202].

В последнее время средства массовой информации оповещают общество о существенных недостатках в работе ЖКХ: отсутствии в домах тепла, электроэнергии, чистой воды, случаях утечки и взрывов газа, плохой работе аварийных служб и др. В свою очередь, администрации городов и поселений, частные управляющие компании ссылаются в качестве оправдания на хроническое недофинансирование, ветхость материальной базы, коммуникаций, изношенность обслуживающей техники, низкую оплату труда работников ЖКХ и т. д. И, что самое неприятное, наличие этих проблем способствует развитию «теневого» сектора экономики и коррупции [4, с. 25].

На данный момент сфера ЖКХ в России определяется кризисным состоянием, существует актуальность решения проблем по реформированию и модернизации данной отрасли на муниципальном уровне. В данном случае важными являются цели как сугубо хозяйственные, так и социальные ввиду многочисленных конфликтных ситуаций между предприятиями коммунальной сферы, управляющими компаниями и потребителями услуг. Основными вопросами являются: высокая стоимость коммунальных услуг, их низкое качество, отсутствие обратной связи с управляющими компаниями, а также высокая задолженность населения перед предприятиями ЖКХ.

В результате продолжительного времени данные недостатки системы находятся в центре общественного внимания, их устранение является приоритетными путями развития экономической и социальной политики страны. Необходимо отметить, негативную ситуацию по развитию данной сферы на муниципальном уровне ввиду сложности контроля преобразований. Несмотря на принимаемые усилия, результаты весьма скромны, а ситуация в ЖКХ в целом ухудшается [2, с. 38].

Поэтому сфера ЖКХ на муниципальном уровне нуждается в обязательном реформировании. Вопросам преобразования сферы ЖКХ уделяется большое внимание, итоги работы в данной отрасли должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных команд, и на федеральном уровне исполнительной власти с учетом как точечных решений, так и долгосрочных системных решений, которые были бы нацелены на получение людьми качественных коммунальных услуг по приемлемым и понятным ценам.

Отсюда можно сделать вывод, что сфера ЖКХ нуждается в новом, инновационном подходе к решению поставленных задач. К сожалению, на региональном и муниципальном уровне в данной части федеральное законодательство чаще всего не применяется.

Решением проблемы формирования эффективного механизма экономического взаимодействия субъектов ЖКХ предоставляется консолидация усилий всех компонентов данной сферы: малого бизнеса, управляющих компаний, муниципальных органов власти. Формирование самостоятельности кластерного взаимодействия государственных учреждений и предприятий частного сектора в сфере ЖКХ муниципальных образований обеспечит создание эффективной экономической платформы для развития бизнес-структур, обладающих возможностью внедрения наукоемких технологий в этой сфере народного хозяйства. Кластерный подход в данной сфере позволит увеличить инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальную сферу; повысить инвестиционный рейтинг отдельных предприятий частного сектора, входящих в подобное объединение; будет способствовать дополнительной занятости в малых и средних предприятиях кластера трудоспособного населения городов; увеличит добавленную стоимость создаваемой в данном бизнесе продукции [4, с. 26].

Читайте также:  Заговоры и обряды на продажу квартиры

Таким образом, выход из проблемы инновационного управления инфраструктурами ЖКХ на муниципальном уровне остается открытым, так как в решение проблемы, например, с помощью частных инвестиций задействованы четыре стороны — это государство, муниципалитет, инвестор и граждане-потребители. Чтобы система начала действовать в полную силу нужно достичь некоего компромисса, при котором в первую очередь будут соблюдены социальные права и интересы граждан, во вторую очередь интересы инвестора, однако вопрос о существовании такого компромисса пока остается открытым.

  1. Козырев М. С. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как объекта муниципального управления / М. С. Козырев, Т. С. Мелентьева // Материалы Ивановских чтений. — 2017. — № 1–2 (11). — С. 200–206.
  2. Колычева Ж. Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж. Я. Колычева, Н. С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 2 (93). — С. 37–41.
  3. Романова А. Формирование доступной среды жилищного фонда / А. Романова, Д. Буркеев. — М.: Инфра-М, 2015. — 158 с.
  4. Савельев И. А. К вопросу об институциализации управления в сфере ЖКХ / И. А. Савельев // Современное общество и власть. — 2017. — № 1 (11). — С. 25–27.

Похожие статьи

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере.

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек

Жилищнокоммунальное хозяйство представляет собой совокупность хозяйств, предприятий

На рынке жилищнокоммунальных услуг низкий уровень конкуренции.

Трудности муниципального контроля в жилищнокоммунальной.

Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

муниципальный уровень, сфера ЖКХ, жилищнокоммунальное хозяйство, предприятие ЖКХ, Россия, система ЖКХ.

Жилищнокоммунальное хозяйство в России

Жилищнокоммунальное хозяйство в России. Авторы: Абдуллина Адель Рустемовна, Владимиров Игорь Александрович.

Жилищнокоммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей

– подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Качество услуг жилищнокоммунального хозяйства России

Современные проблемы жилищнокоммунального хозяйства. Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Качество услуг обслуживающей организации.

жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ), обслуживающая организация ЖКХ, услуги ЖКХ

Жилищнокоммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) — самая важная сфера нынешней социально-экономической

Качество услуг жилищнокоммунального хозяйства России.

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании

жилищнокоммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Основные методы управления системой.

Жилищнокоммунальное хозяйство является одной из наиболее социально значимых систем экономики страны. Будучи достаточно сложной, неравномерно развитой системой, ЖКХ представляет собой достаточно сложный для управления объект.

Современные проблемы жилищнокоммунального хозяйства

жилищнокоммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы

Жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек.

Проблемы удовлетворенности населения качеством услуг на.

Качество услуг жилищнокоммунального хозяйства России.

Жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества.

Предприятия ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) обеспечивают работу инфраструктуры жилищного фонда. В состав предприятий ЖКХ входят различные социальные объекты, обеспечивающие условия жизнедеятельности населения.

Деятельность предприятий ЖКХ регламентируют следующие нормативно-правовые акты:
– Гражданский, Градостроительный, Земельный, Водный кодексы;
– Приказы министерства регионального развития РФ;
– Федеральные законы;
– Законы РФ;
– Указы Президента РФ;
– Постановления Правительства РФ.

В России предприятия жилищно-коммунального хозяйства находятся в государственной собственности.

Основным видом деятельности предприятий ЖКХ является предоставление услуг по электро-, газо- и водоснабжению, водоотведению, обслуживанию (уборки) придомовых территорий, а так же телекоммуникационных услуг. Кроме того, такие управляющие компании выполняют ремонт и обслуживание инженерных сетей домов.

Основные проблемы предприятий ЖКХ :
– несовершенный механизм формирования тарифов за услуги и несоответствие их размеров фактическим затратам;
– высокий износ основных фондов и устаревшие технологии;
– несоответствие мощностей постоянно растущим потребностям;
– высокая степень монополизации, препятствующая развитию конкуренции в данной сфере.

В качестве альтернативы для государственных предприятий может быть создана управляющая компания ТСЖ ЖКХ (товарищество собственников жилья). ТСЖ представляет собой некоммерческую организацию (юридическое лицо), созданную на основе объединения собственников жилых строений или многоквартирных домов и прошедшую лицензирование в сфере ЖКХ.

Среди преимуществ ТСЖ перед государственными предприятиями ЖКХ можно выделить возможность влияния на принятия решений товарищества, сокращение расходов жильцов за счет оптимизации работы управляющих, предоставление выбора эксплуатирующей компании и возможности контроля качества выполняемых работ.

К основным недостаткам ТСЖ относится более высокая оплата услуг эксплуатации и слабый механизм взаимодействия с городскими структурными подразделениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *