Закон об оплате отопления по счетчику

08.10.2018 МосОблЕИРЦ разъясняет, как начисляется плата за отопление, и что меняется в платежных документах жителей с наступлением отопительного периода.

Расчет платы за отопление в многоквартирных домах производится по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Размер платы зависит от многих факторов: наличия или отсутствия общедомового прибора учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, тарифов и нормативов.

Плата может начисляться только в отопительный период, когда данная услуга фактически предоставляется, или же в течение всего года равными суммами.

Выбор способа начислений зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета. Если в доме установлен общедомовойприбор учета (ОДПУ), плата за отопление начисляется только в отопительный сезон, согласно показаниям счетчиков, предоставленным управляющей компанией. Количество потраченной тепловой энергии делится на общую площадь дома, а затем умножается на площадь квартиры и на тариф.

На практике начисления за тепло в этом случае производятся следующим образом: когда в доме включается отопление, ОДПУ начинает измерять потребленную тепловую энергию. В конце месяца управляющие компании снимают показания счетчика и передают их в расчетный центр. На основании полученных данных МосОблЕИРЦ производит начисления. Таким образом, если отопление включили в октябре, первый платежный документ с начислениями за отопление жители получают в ноябре. После окончания отопительного периода, при условии отсутствия задолженностей, в квитанциях в строке «отопление» будут отражаться нулевые начисления.

Общедомовые приборы учета тепла, также как счетчики воды или электроэнергии, позволяют оплачивать только фактически потребленные ресурсы. Если в какие-то дни по техническим причинам отопление отключалось или было слабее нормы, счетчик покажет реально потребленный объем тепловой энергии.

При отсутствии ОДПУ плата за отопление может начисляться круглогодично, когда вся сумма делится равными долями на 12 месяцев. Формула расчета платы в этом случае такова: норматив потребления умножается на площадь квартиры и на тариф.

В Московской области тарифы на коммунальные ресурсы устанавливает областной Комитет по ценам и тарифам. Нормативы потребления тепловой энергии утверждаются распорядительными документами Администраций городских образований и муниципальных округов и Министерства ЖКХ Московской области.

Применяемые нормативы зависят от категории жилых помещений, их этажности итехнических особенностей дома. Именно поэтому ежемесячная сумма к оплате за отопление и другие коммунальные услуги для одинаковых по площади квартир, но расположенных в разных домах, может отличаться.

caifas / Depositphotos.com

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Читайте также:  Сараи в подвале многоквартирного дома

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика "распределяется" между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала "Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Читайте также:  Авто с иностранными номерами в россии

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. "Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)", – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

novye_pravila_oplaty_otopleniya.jpg

Похожие публикации

Плата за отопление в 2019 году взимается по обновленным Правилам. Их пришлось скорректировать, так как некоторые пункты документа Конституционный Суд счел несоответствующими Основному закону – Конституции РФ. Теперь показания индивидуальных квартирных счетчиков будут учитываться, даже если не все жильцы дома их установили.

Почему потребовались новые правила оплаты отопления

Граждане, проживающие в отапливаемых квартирах, платят за тепло в соответствии с установленными Правилами. Они утверждены правительственным Постановлением № 354 от 06.05.2011. С начала 2019 года Правила действуют в новой редакции в связи с предновогодними изменениями (Постановление Правительства № 1708 от 28.12.2018).

Читайте также:  Как восстановить зачетку если потерял

В старом варианте Правила были сформулированы так, что из них следовало: если хотя бы в одной квартире или нежилом помещении отсутствует индивидуальный счетчик учета потребленного тепла, все жильцы многоквартирного дома будут оплачивать отопление по нормативам, даже, если в их квартирах такие счетчики имеются.

Получалось, что граждане, не желающие платить по индивидуальным приборам учета, лишали этой возможности и своих соседей. Данное правило в Конституционном Суде оспорил житель Подмосковья Деминц С.Н. Судьи КС РФ 10.07.2018 г. приняли Постановление № 30-П, в котором признали необходимым пересмотреть правила расчета платы за тепло в домах, где не все квартиры оборудованы счетчиками.

Новые правила оплаты отопления 2019 года – «отголосок» и другого судебного акта Конституционного Суда РФ. 20 декабря 2018 года он принял Постановление № 46-П, в котором защитил интересы потребителей тепловой энергии, получаемой из автономного источника. КС признал необоснованным возложение на них обязанности по оплате централизованного отопления (за исключением его расхода на общедомовые нужды), которым они не пользуются.

Суть основных изменений

Существенное изменение состоит в следующем: теперь граждане, установившие индивидуальные счетчики на отопление, вправе платить по ним, независимо от того, все ли соседи ими пользуются или нет.

В новых правилах разработана специальная формула, позволяющая рассчитать плату за теплоэнергию в многоквартирных домах, где не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными счетчиками. Общая сумма оплаты для владельцев таких приборов будет складываться из нескольких величин:

объема тепловой энергии, потребленной внутри квартиры;

объема тепловой энергии, потраченной на общедомовые нужды – полный объем за месяц будет «раскидываться» на все квартиры пропорционально их площади.

Плата за отопление с 1 января 2019 года исчисляется как сумма этих двух значений, умноженная на законодательно установленный тариф (на тепловую энергию). То есть теперь ситуация обратная – если в доме хотя бы одна квартира оборудована счетчиком, для ее жильцов оплата рассчитывается с учетом показаний данного устройства. Но при одном условии: многоквартирный дом должен быть оборудован коллективным прибором учета потребляемой теплоэнергии. Если общедомовой счетчик отсутствует, обладателям индивидуальных учетных устройств придется платить за тепло по нормативам.

Новые правила также ввели более справедливую плату для жилых помещений, которые отапливаются не централизованно, а автономно. Ранее, проживающие в них граждане не освобождались от обязанности оплатить услуги централизованного отопления. К этим расходам добавлялись и другие:

на оплату тепловой энергии, поданной в места общего пользования;

на эксплуатацию устройства – генератора автономного тепла.

С начала 2019 года этот перекос устранен. По обновленной формуле площадь домохозяйств с автономным источником тепла вычитается из общей площади дома при расчете платы за централизованное отопление. Владельцы таких квартир должны оплачивать его расход только на общедомовые нужды. В частности, в пропорциональном соотношении (от общей площади квартиры) они должны оплачивать отопление следующих помещений:

комнаты консьержа (охраны);

холлов и тамбуров;

коридоров и вестибюлей.

Еще одно новшество касается домов, где квартиры оборудованы тепловыми распределителями. Данные устройства определяют долю тепловой энергии, поступившей в отдельную квартиру, от общего объема тепла, потребленного целым домом. Оплата отопления в 2019 году может рассчитываться с учетом распределителей, если ими оснащены более 1/2 общей площади жилых и нежилых помещений. В этом случае размер платы за отопление корректируется не реже, чем раз в год. Менять его чаще можно, если на общем собрании жильцов будет принято соответствующее решение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *