Закон об установке тепловых счетчиков

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30 обязало Правительство Российской Федерации предусмотреть справедливый порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, в которых хотя бы одно, но не все помещения, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46 предписало Правительству Российской Федерации незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме или, другими словами, – потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН).

Во исполнение данного постановления КС РФ №30 правительство РФ издало постановление №1708 от 28.12.2018 года, в котором содержатся формулы 3 для определения размера платы за отопление в многоквартирном доме (МКД), в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии и индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии (ИИТЭ) и 3(1) для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. В данной формуле имеется отсылка к формуле 3(7), по которой определятся объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:

Si – общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

∑Vипу – сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;

∑Siипу – сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Нетрудно понять, что если разделить показания индивидуальных приборов учета тепла на площадь квартир, которые такими приборами оборудованы, то получится среднее количество тепла за квадратный метр, которое потребили экономные граждане (или даже один гражданин), которые установили себе счётчики тепла и озабочены проблемой энергосбережения. Очень странно, что это среднее число дальше умножается на площадь тех квартир, которые установкой индивидуальных приборов учёта тепла не озаботились. Таким образом, если в одной квартире экономный гражданин установит себе индивидуальные приборы учёта тепла, терморегуляторы, стеклопакеты и примет другие меры к энергосбережению, то индивидуальное потребление в остальных квартирах будет измеряться исходя из показаний индивидуальных приборов одного этого гражданина. И устанавливать индивидуальные приборы учета остальным гражданам совсем не интересно, а граждане с ИПУ тепла начнут их массово снимать, и тогда никто не будет сохранят энергию в помещениях и осуществлять иные меры к энергосбережению. В многоквартирном доме, в котором один единственный собственник, установивший индивидуальные приборы учёта тепла, может легко, посчитав стоимость услуги по отоплению с помощью формулы из ПП РФ №1708, обнаружить, что индивидуальное потребление составляет лишь четверть в получившейся сумме, а три четвертых собственник с ИПУ платит за всех остальных. К таким же результатам пришли и другие граждане, которые установили себе индивидуальные приборы учёта. Никакой справедливости в этих формулах нет и в помине.

По нашему глубокому убеждению, в Постановлении Правительства от 28.12.2018 года №1708 завышение платы за отопление помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, было сделано исполнителем вполне осознанно, с пониманием того, что собственники за отопление в этих помещениях, особенно при наличии небольшого числа помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, будут платить необоснованно больше, чем собственники помещений, не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.

Целью такой антисоциальной несправедливой методики является создание заведомо невыгодных условий и формул расчета за отопление в помещениях с индивидуальными приборам учета тепла и ИИТЭ. В такой методике заинтересованы тепловые монополии, которые получают дополнительные сверхприбыли, от подачи в МКД избыточного, ненужного собственникам объема тепловой энергии на отопление, выпускаемого ими в атмосферу.

Особенно это становится понятным по следующему шагу Минстроя России, тепловых монополий и Правительства Российской Федерации на пути уничтожения индивидуального учета тепла в МКД, которым стала инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (см. Приложение 1. Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС). Доклад базируется на ложных предположениях Ассоциации «Совет производителей энергии» о невозможности в МКД индивидуального учета тепла по ИПУ тепла, а также повышении на 20% потребления тепловой энергии в помещении, соседнем с помещением, снизившим температуру воздуха в помещении на 1 о С. Опровержение предположений Ассоциации «Совет производителей энергии» приведено в книге ведущего теплофизика в строительстве профессора Е.Г Малявиной. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: http://sro61.ru/docs/metodiki/Malyavina.-Raschet-teplopoter.pdf. В котором указано, что потери теплоты через внутренние ограждения помеще­ний настолько малы, что их можно не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях составляет 3°С и менее (стр.88).

Примеры расчетов показывают, что если в помещении 1 стандартного жилого МКД снижена температура воздуха с 18 о С на 1 о С, то в соседнем помещении 2 для сохранения температуры воздуха в 18 о С потребуется повышение потребления тепловой энергии около 1-го %, в то время как при снижении температуры на 1 о С в помещении 1 экономия тепловой энергии составит примерно 6%. На этой физической основе базируется концепция энергосбережения в зданиях. Так, что нет никакого 20%-го повышения потребления тепловой энергии, противоречащего физическим законам, как это утверждает Минстрой России. Как показала практика, оснащение помещений во вновь строящихся, капитально ремонтируемых и уже существующих МКД приборами регулирования и учета тепловой энергии приводит к устранению перетопов и экономии потребления тепловой энергии в среднем на 20%.

Минстрой России, обладая законодательной инициативой, решил обойти Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, изменив Федеральный закон «Об энергосбережении…».

То есть, фактически делая для граждан в МКД невыгодной экономию энергии и невозможным индивидуальный учет тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых домах, оставляя гражданам один удел – по рабски платить за перетопы тепловым монополиям, Минстрой цинично и издевательски считает, что стимулирует граждан к экономии и рациональному использованию тепловой энергии!

Таким образом, при отмене обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых домах ИПУ тепла данные приборы не будут предусмотрены застройщиками в проектах. Это приводит к:

Тому, что будущие собственники помещений не смогут влиять на установку ИПУ тепла на стадии проектирования, а, значит, нарушаются их конституционные права на получение за свои деньги энергоэффективного жилья, в котором собственник может регулировать свое энергопотребление и платить за него в соответствии со своими потребностями по показаниям ИПУ и КПУ тепла, не переплачивая за навязываемое тепловыми монополиями ненужное ему количество тепловой энергии.

Невозможности «по техническим причинам» установки ИПУ тепла без переделки проекта МКД, что фактически навсегда закрывает собственникам помещений справедливый расчет за регулирование потребления тепловой энергии в помещении.

Переплате за услуги отопления в МКД в среднем на 30-50% для помещений, оборудованных ИПУ тепла, и в несколько раз для помещений, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии (см. Приложение 4).

Поощрению противоправного поведения расточительных неэкономных собственников помещений, повышенные расходы тепла которыми будут оплачиваться всеми собственниками помещений в МКД.

Массовому снятию уже установленных ИПУ тепла в МКД, не полностью оборудованных такими приборами.

Нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов с перекосом в сторону производителей тепловой энергии.

Не надо обладать выдающимися математическими способностями, чтобы понять тот факт, что на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан, а как раз то, что останется после определения для данного жилого и нежилого помещения суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли данного помещения на содержание общих помещений.

Представляется необходимым заменить формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) для справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, оборудованы индивидуальными источниками (например, газовыми котлами) тепловой энергии (ИИТЭ), на следующие.

Читайте также:  Тинькофф страхование от потери работы

Универсальная формула для МКД, часть помещений в которых оборудованы ИПУ тепла и ИИТЭ, определяется по формуле 3(1):

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Sоб × (Sоб – ∑Sj инд + Sои)

Для помещений, оборудованных ИИТЭ, плата за отопление определяет только как доля в ОДН на отопление общих помещений по формуле 3(7):

Для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, плата за отопление определяется по формуле 3(8):

P j бпр цо = (Vд – ∑Vi инд – ∑(Vi пр + Vi пр одн))× ————— × Тт, 3(8)

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

∑Sj цо бпр – площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

Vд – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома по показаниям общедомового прибора учёта тепла за расчётный период;

∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Sои – суммарная площадь общих помещений;

∑Sj инд – площадь жилых и нежилых помещений, оборудованных ИИТЭ;

Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии

∑Р i пр + ∑P j бпр + ∑P i инд = Vд×Тт . 3(10)

Если в МКД отсутствуют помещения с ИПУ тепла, но есть помещения с ИИТЭ, тогда в формуле 3(1) ∑Vi пр =0, Vi пр = 0 и плата за отопление в помещениях, не оборудованных ИИТЭ и ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(11):

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Если в МКД отсутствуют помещения с ИИТЭ, но есть помещения с ИПУ тепла, тогда в формуле 3(1) ∑Vi инд = 0, Vi инд = 0, ∑Sj инд = 0 и плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(12):

Для помещений в МКД, в которых хотя бы одно жилое или нежилое помещение, но не все, не оборудованы ИПУ тепла, плата за отопление определяется для помещений без ИПУ тепла по модифицированной из формулы 3(7) формуле 3(13)

P j бпр цо = (Vд – ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт, 3(13)

Для помещений в МКД, оборудованных коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано ИПУ тепла и ИИТЭ, плата за отопление определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(14)

Применение же формул, содержащихся в постановлении правительства РФ №1708 от 28.12.2018 года, и отмена обязательности установки ИПУ тепловой энергии в МКД по ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ, делает недостижимыми цели, указанные в постановлениях Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46, а именно: справедливого прозрачного распределения платы за отопление в МКД, соблюдение исполнительной и законодательной властями:

Обязанности обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

Принципа стимулирования энергосбережения в целях сохранения ресурсов для будущих поколений.

Принципов определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

В связи с изложенным, считаем:

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 частично не соответствует Постановлению от 10.07.2018 №30 и Постановлению от 20.12.2018 №46 Конституционного суда Российской Федерации и поэтому в соответствие с ч.6 ст 125 Конституции Российской Федерации «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу» не имеет юридической силы в указанной части (формулы 3, 3(1), 3(3) и 3(7)) и подлежит отмене до принятия новых формул, которые предложены в данном обращении.

Инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязанности застройщиков устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, должна быть по требованию Конституционного Суда Российской Федерации отозвана Правительством РФ, как противоречащая Конституции Российской Федерации, указанным в настоящем обращении Постановлениям Конституционного суда Российской Федерации, интересам десятков миллионов собственников помещений в МКД и государства.

В связи с исключительной важностью и существенными материальными и правовыми последствиями для миллионов граждан указанного Постановления Правительства Российской Федерации и законодательной инициативы Минстроя России любой гражданин РФ может требовать рассмотреть свое обращение в КС с целью обязать:

Правительство РФ исполнить постановления Конституционного Суда от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46 надлежащим образом, заменив формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) на предлагаемые в данном обращении.

Обязать Федерального законодателя не отменять обязанность установки ИПУ тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах, изложенных в ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении».

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Назначение общедомового счетчика на отопление

После того как Жилищный кодекс определил, что общее имущество многоквартирного дома является собственностью жильцов, зона их ответственности значительно расширилась. Обязанности по содержанию и обслуживанию общедомового имущества легли на плечи владельцев квартир.

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло.

Для измерения объема потребленной энергии устанавливается общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла. Оплачивая отопление в многоквартирном доме по счетчику, вы сможете контролировать энергопотребление и вести учет расходов. Это не единственная цель установки ОДПУ.

Другая цель, которую преследует управляющая компания, — стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу.

Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме.

Следует сразу упомянуть, что ОДПУ сам по себе ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета, дающий более точные данные для определения итоговой суммы оплаты за отопление, нежели нормативы.

Установка общедомового счетчика тепла — это законно

Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В первоначальном варианте закон предписывал обязательную установку ОДПУ в многоэтажных домах до 1 января 2012 года. Позже этот срок продлевался несколько раз.

Последнее изменение срока до 1 января 2019 года и до 1 января 2021 года (для Крыма и Севастополя) было закреплено Федеральным законом N196-ФЗ от 26.07.2017.

Таким образом, закон про общедомовые счетчики на отопление однозначно подтверждает необходимость их установки в многоквартирных домах. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Процедура установки коллективного прибора учета тепла

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен.

Во вновь построенных домах приборы учета энергии устанавливаются до сдачи объекта в эксплуатацию. Это требование содержит закон об установке общедомового счетчика от 23.11.2009 №261-ФЗ в пп.7-8 статьи 11, а п.9 статьи 13 определяет зону ответственности по установке ОДПУ в домах, где он отсутствует.

Чтобы в доме появился общедомовой прибор учета, необходимо пройти несколько этапов процедуры его установки.

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.

Организации, ответственные за установку ОДПУ

Согласно закону №261-ФЗ, обязанность по установке коллективного прибора учета тепловой энергии возлагается на собственников квартир многоэтажного дома, которые должны осуществить данное мероприятие самостоятельно, выбрав поставщика оборудования и подрядчика для проведения работ.

Допустив, что будут существовать дома, не оснащенные ОДПУ, законодатели определили, кто должен устанавливать счетчики на тепло в таком случае. Так, если на 1 июля 2012 года в домах отсутствовал прибор учета тепла, обязанность по его установке перекладывалась на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

Кроме того, РСО обязана подготовить предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета и провести соответствующие работы, что подтвержденр в письме ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584.

Таким образом, распространенная информация о том, что управляющая компания устанавливает счетчики на отопление, ошибочна. Задача УК заключается лишь в том, чтобы:

  • довести до сведения собственников квартир МКД необходимость установки коллективного счетчика тепла;
  • организовать собрание;
  • оформить протокол согласия.

Мероприятия по установке прибора могут проводить организации-поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  1. Квалифицированных специалистов в штате компании.
  2. Разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное СРО.

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Поскольку тепловые счетчики на отопление, в соответствии с законом №261-ФЗ, являются собственностью жильцов многоквартирного дома и все затраты на их покупку и установку несут именно они, вопрос стоимости ОДПУ весьма важен. Рассмотрим, из каких статей расходов складывается сумма установки коллективного счетчика.

  1. Стоимость прибора. Цена теплового счетчика напрямую зависит от его типа и производителя. Существует несколько типов счетчиков тепла:
    • тахометрический — наиболее дешевые модели (6-10 тысяч рублей) со сроком службы от 2 до 4 лет;
    • вихревой — более дорогой вариант, средняя цена которого составляет 15 тысяч рублей;
    • электромагнитный — стоимостью 15-17 тысяч рублей;
    • ультразвуковой — в зависимости от модели цена у производителя колеблется от 15000 до 50000 рублей.
    1. Стоимость подготовки документа, содержащего технические условия системы теплоснабжения, и разработки проектной документации на оборудование узла учета.
    2. Цена дополнительного комплекта оборудования и сопутствующих материалов.
    3. Стоимость установки: монтажные, электромонтажные, а также пуско-наладочные работы.
    Читайте также:  Как посчитать доход по справке 2 ндфл

    Все затраты выливаются в довольно высокую сумму: от 150 до 300 тысяч рублей. Вот ее и предстоит оплатить жителям дома. Сделать это можно несколькими способами:

    • единовременным платежом (обязательно для юрлиц);
    • рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 60 месяцев и уплачивается равными частями. Процентная ставка зависит от ставки рефинансирования, установленной ЦБ.
    • средствами фонда капремонта при условии, что эта услуга введена в список работ по капремонту общего имущества в МКД по субъекту РФ, в соответствии с ЖК РФ (ч. 2 ст. 166).

    Механизм оплаты отрегулирован законом: сумма распределяется между всеми собственниками квартир в зависимости от площади жилья и сроков внесения средств.

    Пройдите социологический опрос!

    Техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии

    Техническое обслуживание счетчика предполагает поддержание его в работоспособном состоянии. Достигается это в результате проведения профилактических работ, таких как:

    • осмотр и устранение причин, влияющих на износ и поломки контрольно-измерительного узла;
    • проверка работы дополнительного оборудования;
    • эксплуатационное обслуживание и контроль метрологической точности измерений прибора учета;
    • еженедельное снятие показаний для проведения анализа и разработка рекомендаций по поддержанию необходимой температуры.

    Если в ходе проверки обнаруживается неисправность, устройство демонтируют, устраняют поломку и снова устанавливают.

    Чтобы получить полное представление о поддержании ОДПУ в рабочем состоянии, узнайте, как осуществляется обслуживание системы отопления МКД.

    Сверка показаний общедомового прибора учета тепла

    Для расчета ежемесячных платежей нужны точные и своевременные показания, которые снимаются с общедомового счетчика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ответственность за учет тепловой энергии несет исполнитель коммунальных услуг, которым может быть:

    • управляющая компания;
    • ТСЖ;
    • ЖСК;
    • ресурсоснабжающая организация.

    Показания счетчика снимаются ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца. В договоре на обслуживание ОДПУ может содержаться пункт о присутствии представителя жильцов при снятии показаний.

    Если такого условия нет, то по требованию потребителя исполнитель обязан в течение одного рабочего дня ознакомить его с показаниями прибора, зафиксированными в журнале учета показаний ОДПУ. Этот документ является своего рода отчетностью перед потребителями и дает ответ на вопрос, как проверить показания общедомового счетчика отопления.

    Срок хранения данных — 3 года. В случаях, когда данные прибора учета передаются дистанционно в электронном виде, потребитель вправе запросить скриншот с показаниями, зафиксированными модемом.

    Расчет потребления тепловой энергии по коллективному счетчику

    По сравнению с нормативами установка ОДПУ обеспечивает более точный учет расхода тепловой энергии. Расчет основывается исключительно на показаниях счетчика с учетом разницы между ними на конец и начало рассчитываемого периода. Эта величина требуется для расчета суммы к оплате за отопление.

    Формула расчета стоимости отопления выглядит следующим образом: P = Qобщ х S / Sобщ х Т.

    Другими словами, объем тепла по счетчику (Qобщ) умножается на площадь дома (S), делится на площадь квартиры (Sобщ) и умножается на тариф (Т). (руб/Гкал), утвержденный органами местного самоуправления для каждого региона в отдельности.

    Ответственность за отсутствие счетчиков

    Отсутствие ОДПУ считается нарушением закона, которое грозит УК и ТСЖ штрафами, а жильцам — повышающим коэффициентом. В настоящее время эта величина составляет 1,6 к тарифу на теплоснабжение. Повышающий коэффициент не применяется для домов, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

    На ресурсосберегающую организацию может быть наложен штраф по нескольким основаниям:

    • несоблюдение требований о предоставлении предложений об оснащении МКД приборами учета тепловой энергии. Размер штрафа составит от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 150 тысяч для юридических лиц (п.6 ст.9.16 КоАП РФ );
    • необоснованный отказ или уклонение от заключения договора по установке ОДПУ и/или его исполнения налагается штраф в размере 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч для юрлиц (п.12 ст.9.16 КоАП РФ).

    Управляющую компанию могут оштрафовать за невыполнение уведомительных мероприятий, ведь ее функция состоит в том, чтобы поощрить жильцов установить счетчик, обосновав необходимость этого мероприятия. Штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч для юрлиц (пп. 4-5 ст.9.16 КоАП РФ).

    Преимущества и недостатки

    Обосновывая необходимость установки ОДПУ, УК обычно приводит следующие аргументы:

    • оплата реально потребленной теплоэнергии. Наличие счетчика позволяет точно отслеживать расход тепла и снизить затраты на теплоэнергию до 30%;
    • фиксация фактов утечки в системе теплоснабжения с целью предотвращения переплат за потери воды от центрального трубопровода до дома;
    • повышение ответственности за общую территорию. Оплачивая потери из собственного кармана, жители дома внимательнее относятся к состоянию общего имущества.

    Наряду с преимуществами, счетчик тепла для многоквартирного дома имеет и недостатки, которые прежде всего касаются финансовой нагрузки на собственников квартир МКД. Все затраты, связанные с установкой и ремонтом счетчика, ложатся на плечи жильцов. Чем меньше квартир в доме, тем выше платежи.

    Индивидуальные приборы учета тепла

    Установка индивидуального счетчика тепла не обязательна. Он монтируется по желанию владельца квартиры, о чем сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (п.3 ст.33 раздел V).

    Согласно Приказу Минрегионразвития от 29.12.2011 №627, индивидуальные счетчики запрещено ставить в квартиры с вертикальной разводкой.

    Кроме того, чтобы в расчетах за отопление учитывались показания квартирных счетчиков, они должны быть установлены в каждом жилом и нежилом помещении МКД наряду с общедомовым прибором учета теплоэнергии.

    Больше информации о разновидностях индивидуальных приборов учета тепла и их назначении содержится в материале «Теплосчетчики на отопление в квартире”.

    Итоги

    Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.

    В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.

    Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

    Общедомовой прибор учёта тепла является благом лишь в том случае, когда домом управляет ответственное и порядочное ТСЖ или УК. Когда на совесть решены вопросы минимизации теплопотерь, когда за этим постоянно следят. А если в окнах разбитые стёкла, до которых никому нет дела, двери в подъезд не закрываются, на чердаке гуляет ветер, такой прибор будет только разорять жильцов.

    Не знаю у кого как, а в нашем доме после установки теплосчётчика затраты на теплоэнергию снизились на процентов 40. До этого платили фиксированный платёж круглый год. По любому со счётчиком выгоднее.

    На практике в 99% случаев собственники ни сном, ни духом не знают и не ведают кто и каким образом выбирал организации, которые проектируют и устанавливают счетчики, а так же кто и каким образом покупал счётчики. Соответственно не могут определить насколько адекватна цена работ и установки счетчика. В публикации не указано, что токое площадь дома и откуда она берётся? Засада в том, что площадей куча в моем доме их 7 по разным данным.
    Собсоветников на пушечный выстрел не подпускают как к проверке покАзаний счетчика, так и документации по установке счетчика.
    Так что как платили раньше столько как кому хочется, так и платим. Государство в этой ситуации играет наружу недобросовестным. Добросовестным предлагается проверять счета, которые им выставляют в суде. Спасибо ему за это. Каждый месяц в суд не находишься.

    У меня нет претензий к функционированию общедомового счетчика тепла, но вот решения тех, что регулирует температуру в системе, меня часто удивляют.

    Так и не понял, как счетчики могут стимулировать жильцов к экономии? Я бы понял, если бы, например, во время оттепели жильцы дома могли сами уменьшать подачу тепла в дом (или температуру носителя). Но ведь это невозможно. Или я в чем-то неправ?

    Не правы. В том то и дело что этим должны заниматься УК или ТСЖ. Устанавливают дроссельные устройства для того что бы не поступало большого объема теплоносителя, так же устанавливают погодное регулирование (но это уже более чем затратно).

    Странно, но установка этого счетчика совершенно не сказалась на размерах платежей. Проблема в том, что нет возможности значительно убавить температуру воды, поступающей в относительно теплые дни.

    У нас в МКД (Калужская обл. Жуковский р-н г.Белоусово) после установки общедомового счетчика стали платить больше почти в 2 раза. В доме 30 квартир, из них 3 с индивидуальным отоплением, которые не платят даже за тепло в подъездах и подвале дома (ОДН). Двери и окна зимой всегда закрыты. Все тепло разбрасывается на 27 квартир. А ещё нюанс в том, что жильцы крайнего подъезда дома мерзнут в квартирах, а жильцы другого крайнего подъезда (где вход теплотрассы в дом) жарятся в квартирах) УК не может отрегулировать равномерность отопления.

    Потому что перед установкой ОДПУ тепловой энергии в старом доме нужно было сначала провести работы по замене инженерных коммуникаций, в частности, стояков отопления, провести работы по замене кровельного покрытия с утеплителем, утепление фасада дома, а также кап ремонт подвальных помещений методом гидроизоляции. Тогда бы вы почувствовали разницу у себя в кармане.

    Кроме того добросовестные плательщики платят и за того парня которые не платят вообще не за что

    Читайте также:  Кто выплачивает декретные в 2018 году

    Обоснование установки общедомового счетчика ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННИКОВ КВАРТИР противоречит здравому смыслу. 1) Счетчик является прибором для измерения товара/услуги. Измерение количества товара имеет для потребителя смысл только в том случае, когда он (потребитель) может корректировать свое потребление. Пока же жильцы не могут ни уменьшить, ни увеличить интенсивность отопления по своим возможностям и потребностям. Т.о. возникла ситуация, подобная тому, как в магазине при покупке упаковки молока фиксированного объема, покупателя ЗАСТАВЛЯЮТ оплатить весы, измеряющие массу товара. Кстати, все потери магазина на этом “молоке”, тоже закладывают в цену покупки. Абсурд! 2) Абсурден и принцип распределения стоимости счетчика пропорционально площади квартиры. Поскольку стоимость самого счетчика не зависит ни от площади помещений, ни от объема измерений. Продолжая аналогию с покупкой молока, покупатель должен будет платить за весы в соответствии со своими объемами? 3) Кроме того, что меня заставляют покупать ненужный мне товар, мне фактически навязывают и “кредит” на этот товар! Конкретно о моей ситуации: квартира 74 м. Стоимость счетчика на мою квартиру более 10 т.р. За 5 лет практически +50%. Веду учет коммунальных платежей давно и регулярно. НИКАКОЙ экономии платы за тепло при годовом расчете нет. Вывод: этот Закон – лишь ширма, под благовидным предлогом увеличили платеж.

    Отопление применяется только в холодное время года, и именно тогда счета за эту коммунальную услугу наиболее большие.

    Обычно размер платы за эти услуги завышается, и чтобы избежать этого, следует установить дома тепловые счетчики, которые будут контролировать объем получаемых услуг.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Это позволит сэкономить на коммунальных платежах, но при этом нужно знать, какие типы счетчиков и их особенности существуют, зачем их ставить вообще и сколько это будет стоить владельцу жилого помещения.

    Какие есть виды приборов

    Каждый теплосчетчик — это комплекс приборов, в который включаются датчики, узлы отвечающие за учет потребленного тепла, и всевозможные преобразователи, которые работают с давлением, расходом и показателей сопротивления носителя тепла.

    Устанавливает комплектацию счетчика производитель и они отличаются в зависимости от модели. Наиболее распространенными являются ультразвуковые и механические приборы, а вихревые и электромагнитные практически непопулярны из-за сложности и дороговизны.

    Также существуют вычислители и распределители тепловой энергии, которые не нужно встраивать в тепловой контур, такие приборы могут использоваться при абсолютно любых контурах.

    Тип Особенности
    Механический Самый простой из типов конструкции, поэтому и его цена достаточно низкая и находится на уровне 9-10 тысяч рублей. Это прибор с проводными термодатчиками, водяным измерителем и электронным блоком. Рабочий элемент — это деталь, которая вращается при прохождении теплоносителя через прибор, и именно количество оборотов устанавливает объем, прошедший через устройство. Два термометра ставятся на трубы подачи и обратки, а делать это можно как вертикально, так и горизонтально
    Ультразвуковой Количество потребленного носителя в этом виде устройства определяет ультразвуковой сигнал благодаря излучателю и приемнику, при этом они монтируются на горизонтальной трубе, но с определенной дистанцией. Сигнал излучателя идет по воде и доходит до приемника, а время рассчитывает по скорости движения воды в контуре. Ультразвуковые образцы могут в некоторых вариациях регулировать поток, но это удел продвинутых моделей
    Вычислители и распределители Эти приборы измеряют относительные затраты тепла, и состоят из тепловых адаптеров а также двух сенсоров. Раз в три минуты датчики меряют температуру, будучи установленными на батарею и в комнате, при этом выводя разницу величин. Те сведения, которые получены, отображаются на дисплее. Заранее эти приборы программируются на коэффициенты и мощность радиатора, и в итоге показатель расхода тепла будет высвечиваться в киловатт-часах

    Что говорится в законодательстве

    Тепловые счетчики и их использование регламентированы в законах, к примеру это нормативный акт 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”.

    Там сказано, что здания и прочие объекты недвижимости, в которых используется энергия должны иметь приборы учета этих ресурсов, среди которых индивидуальные приборы учета тепловой энергии.

    А собственники этих учетных приборов должны обеспечивать их сохранность, нормальное состояние и конечно, вовремя менять.

    Также существует федеральный закон 190-ФЗ “О теплоснабжении”, и в его статье 4 говорится о том, что вводить в эксплуатацию источники теплоэнергии и подключать новых потребителей без того, чтобы счетчики были установлены, попросту запрещено.

    Кроме того, обязанность установить их лежит на потребителях, которые должны эксплуатировать их самостоятельно или же по договору, заключенному с компаниями.

    Если же многоквартирный дом вводится в эксплуатацию сейчас, то счетчики должны быть установлены застройщиком еще до разрешения на легализацию дома.

    Технические ограничения

    Практически во всех домах старого строительства сделана вертикальная разводка труб отопления, поэтому в квартире проходит сразу несколько стояков, и счетчик на каждом из них — это невыгодное вложение.

    Для подобных систем рекомендуется устанавливать распределители, которые меряют расход носителя тепла в зависимости от температур комнатного воздуха и радиатора отопления.

    Один такой распределитель обойдется в среднем в тысячу рублей, а вот затраты на монтаж будут более высокими — на уровне 2-6 тысяч рублей

    Кроме того, управляющая компания не разрешит ставить индивидуальный учетный прибор, если на весь дом не стоит общий счетчик, поскольку для процедуры установления коэффициента необходимо иметь информацию о том, какое потребление тепла у всего здания.

    Остальные критерии касаются только выгоды при исчислении по приборам, ведь есть некоторые условия, к примеру уровень теплоизоляции квартиры, а также техническое оснащение магистрали, заходящей в дом.

    Порядок законной установки

    Установить тепловые счетчики можно только после согласования с управляющей компанией, и для этого есть определенная процедура, после соблюдения которой будет возможен монтаж.

    Следовательно, следует выполнить такие шаги:

    Сначала необходимо письменно обратиться в управляющую домом компанию Которая может дать разрешение на монтаж счетчика, и к заявлению прилагаются копии документов. Они должны подтверждать наличие права собственности на квартиру, а также техпаспорт квартиры
    Далее компания предоставляет технические условия Которые необходимо соблюсти при установке счетчика
    Следующий шаг подразумевает, что разрабатывается проект индивидуального учета тепла И ведется составление технических документов на установку, это задача организации, которая официально получила полномочия на проектировку
    Сделанные документы Согласовываются с предприятием, поставляющим теплом

    Покупать энергетический счетчик до того, как будет согласован проект не нужно, поскольку на заявление может вполне проследовать отказ.

    Обладая всеми документами можно совершать покупку, выбрав любые теплосчетчики на отопление в квартире, которые соответствуют установленным нормам.

    Выбирая компанию, которая будет осуществлять монтаж, следует удостовериться, что у нее есть лицензия на подобную деятельность, и можно даже провести сравнение, ориентируясь на сертификаты, ЕГРЮЛ и допуски СРО.

    Кроме того, квалификацию монтажников тоже желательно заранее проверить, во внимание следует принимать перечень оборудования, используемого ими, список тех работ, которые они выполняют и есть ли у них монтажный комплект.

    Обязательно должны даваться гарантии на работы, если управляющая компания не примет результаты или будет иметь замечания.

    Кроме самого счетчика необходимо также обеспечить наличие дополнительных устройств, к примеру байпаса, терморегуляторов и фильтров на трубы и радиаторы, тройников и всех прочих необходимых технических приспособлений.

    Также технику нужно пломбировать на обязательной основе и фиксировать начальные показания, это делается по вызову представителя предприятия — поставщика тепла.

    Видео: принцип работы

    Какова цена услуг

    Стоимость самого теплового счетчика находится на уровне 10 тысяч рублей, но в зависимости от его типа этот показатель может меняться.

    Самый простой счетчик механической конструкции обойдется примерно в 8 тысяч рублей, а ультразвуковой вариант в базовой комплектации и от отечественных производителей также будет стоить примерно столько же .

    Вычислители и распределители тепла могут иметь цену как в 1000 рублей, так и выше — 2-2,5 тыс. рублей, но они будут выгодны только в небольших жилищах.

    Если заказывать монтаж теплосчетчика в специализированных и лицензированных фирмах, то стоимость такого мероприятия составит около 7 тысяч рублей за самый простой вариант технического устройства.

    Более сложные устройства обойдутся в 10 тысяч рублей, хотя есть и цены на уровне 30 000 рублей.

    Вычислители тепла будут более дешевыми в плане монтажа, и некоторые типы можно установить даже за 2-3 тысячи рублей.

    Выгодна или нет их установка

    При желании установить данный прибор учета или прямой просьбе управляющей компании, нужно понимать, будет ли данное решение выгодным, либо монтаж вообще не имеет смысла.

    Нужно понимать, что даже если прибор установлен, то он все равно будет невыгодным при некоторых нюансах:

    Если тепловая магистраль вводится в дом по старой схеме Которая предусматривает наличие элеватора
    Квартира располагается либо на углу дома, либо на первом или последнем этажах Что снижает уровень теплоизоляции
    В оконных рамах есть щели, либо таковые имеются во входной двери Из-за чего происходят утечки тепла
    Балкон не имеет остекления
    Подъезд имеет свободную циркуляцию воздуха К примеру из-за неработающей подъездной двери, либо же разбитых окон

    Чтобы минимизировать расход тепловой энергии, нужно не только установить общедомовой счетчик и устройство в квартире, следует еще позаботиться о модернизации системы отопления всего здания, в частности, желательно заменить элеваторный узел на типы АИТП, а также АУУ.

    Только тогда и при надлежащей теплоизоляции можно будет сделать эффективным наличие счетчика и минимизировать платежи по коммуналке.

    Тепловые счетчики в многоквартирных домах могут быть установлены в целях экономии и повышения энергоэффективности зданий.

    Чтобы сделать это, необходимо согласовать данную процедуру с управляющей компанией, выбрать лицензированную организацию для монтажа и позаботиться о наличии хорошей теплоизоляции. Только в этом случае монтаж техники будет законным и полностью правильным.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
      • Регионы – 8 (800) 222-69-48

      ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *